Взгляды ученых на проблемы повседневности и менталитет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 18:08, реферат

Описание работы

Изучение повседневности позволяет достичь понимания укорененности социально-научного знания в повседневной жизни и постоянной и глубокой обусловленности ею. Повседневность является основой и необходимой предпосылкой исследований в социальных науках, но почти никогда не становится темой этих исследований. Попытка тематизации повседневности будет способствовать выявлению глубинных оснований социально-научного знания. Особого рассмотрения требует тема, касающаяся прояснения связи категорий повседневной интерпретации и понятий социальных наук.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
1.Взгляды ученых на проблемы повседневности и менталитет……………….4
2.Понятие культуры повседневности и его составляющие……………………9
3. История и структуры повседневности………………………………………12
4. Человек и повседневность……………………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………22

Файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

1.Взгляды ученых на проблемы  повседневности и менталитет……………….4

2.Понятие культуры повседневности  и его составляющие……………………9

3. История и  структуры повседневности………………………………………12

4. Человек и повседневность……………………………………………………17

Заключение……………………………………………………………………….21

Список литературы………………………………………………………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Культура (лат. cultura, от colo, colere — возделывание, позднее -воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в ее самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражение и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).

Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать.

Человека окружают вещи, предметы, произведения искусства и художественного ремесла, орудия труда, все то, что создал человек и что окружает его в повседневной жизни. И это тоже культура.

Широко распространено отождествление культуры с образованностью,  но не с тем,  что ассоциируется с эрудицией,  накопленной в уме информацией, а с тем ее содержанием, которое как бы  «осаждается»  во внутреннем мире личности,  делая ее носителем качеств, полагаемых как культурные. В этом случае культура становится в один ряд с внутренней интеллигентностью,  практически отождествляется с ней. В обиходе,  в нашей обыденной жизни,  слово  «культура»  применяется для характеристики качественного состояния тех или иных сторон нашей повседневности.  Это: «культура речи», «культура чувств», «культура продавца»  и  «культура покупателя», «культура быта»  и «культура жилища», «городская и сельская культура»  и т.д.  И хотя зачастую это не совсем обыденное,  скорее литературно- публицистическое словоупотребление,  но его истоки следует усматривать именно в обыденном сознании.

Есть культура производства и экономическая культура, организационная,  политическая,  правовая,  нравственная,  научная, религиозная,  экологическая,  педагогическая и иные формы,  зависящие от специфики того сегмента общественной жизни,  в котором она функционирует.

Не случайно в практике словоупотребления приходится сталкиваться со сведением целостной многоаспектной культуры к одной из форм ее функционирования:  для одних культурен тот человек,  кто овладел богатством художественных ценностей,  для других —  кто знаком с высшими достижениями науки,  для третьих культура - это, прежде всего, нравственность.

Эта тема актуальна, так как мы говорим о повседневной культуре применительно к человеку, его частной жизни, а это значит, что можно говорить о повседневной культуре общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Взгляды ученых на  проблемы повседневности и менталитет.

Предмет «повседневность» главным образом изучался в рамках западноевропейской философской культуры, в трудах Пифагора, Платона, Аристотеля, Эпикура, А. Августина, М. Монтеня, И. Канта, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, В. Дильтея, Ф. Броделя, А. Шютца, Г. Гарфинкеля, И. Гофмана, А. Сикурела, А. Блюма, М. Поллинера, У. Джемса, Р. Барта, Ж. Делеза, М. Фуко, Ж. Бодрийяра, Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотара, М. Мерло-Понти, Ж.-П. Сартра, Г. Риккерта, Э. Левинаса и других философов.

Отечественная философская мысль расширила эту тему, внеся собственную национальную специфику, выражающуюся в изучении социально-бытовых, массовых проявлений жизни народа.

Подобные аспекты описаны в работах Ю.М. Лотмана, В.А. Подороги, Г.С. Кнабе, В.Г. Федотовой, Б.В. Маркова, И.Т. Касавина, Г.Л. Тульчинского, Г. Гачева, Ф.И. Гиренка, И.В. Утехина, А.Н. Павленко, Е.В. Золотухиной-Аболиной, С.Н. Тесля, Л.М. Барановой и др. Несмотря на то, что все вышеотмеченные исследователи акцентировали свое внимание на детализации различных моментов повседневной действительности, их объединяет основание, на котором выстраиваются частные модели предмета анализа, – это определение повседневности в качестве такого пространства существования человека, которое не связано с научным способом его самоосуществления.

Рассмотрение повседневности связано процессами «оповседневнивания» (М. Вебер) и преодоления повседневности, и, поскольку в повседневности смешиваются элементы разных смысловых сфер, ее можно рассматривать как «плавильный тигль рациональности» (Б. Вальденфельс). Описание структур повседневности проводилось такими исследователями, как Л. Витгенштейн, Дж. Остин и их последователями, представителями школы Анналов1. Интерес к повседневности объясняется тем, что ее исследование способствует преодолению разрыва между «высокой» теорией в социальных и гуманитарных науках и обыденным знанием о мире, представляя теорию социальных структур и теорию индивидуального сознания как единое целое.

Большой вклад в исследование проблем повседневности был внесен известным российским автором Е. Золотухиной-Аболиной, которая в своих работах обращается к философско-мировоззренческим вопросам, с которыми сталкивается человек в своей повседневной жизни, анализируя вероятность совмещения таких разных ориентиров, как ценности обыденного эмпирического мира и религиозно-духовный идеал2. Безусловный интерес представляет социологический анализ повседневности Л. Савченко.

Другими словами, предмет осмысления в отечественной практике, так же как и в западноевропейской, находится в рамках схемы «научное и иное, ненаучное», которая утвердилась к настоящему времени в качестве исследовательской традиции. Она исторически укоренена в философской позиции Нового времени, определяющейся всесторонним осмыслением феномена науки и способов, устанавливающих его в качестве такового.

Важной характеристикой повседневности является специфика переживания времени. Согласно Шюцу, повседневность конституируется стандартным временем трудовых ритмов3. Последнее возникает на пересечении субъективной длительности и объективного космического времени. Это сложное строение трудового времени делает исторический анализ проблемы затруднительным. К тому же ни субъективное время, ни объективное внешнее время в сегодняшнем понимании не совпадают с тем, как они воспринимались в древности.

В древности и средневековье различные моменты времени характеризовались качественной определенностью. В древности время выступало, по определению А.Я. Гуревича, как «конкретная предметная стихия», оно было неотделимо от вещей и действий, в нем содержащихся4.

Уже в средневековье складывается особенный, не совпадающий ни с природным, ни с социальным ритм жизни: субъективный, или личностный ритм; он задается церковью, опосредующей отношения человека - не родового, а каждого конкретного человека – с Богом (время молитв, служб, возрастные ритуалы, отпевание, погребение и т.п.). Этот вновь возникший субъективный ритм жизни «перекрещивается» с объективным, т.е. сезонно-природным, частично совпадающим с социально организованным. На данном пересечении возникает стандартное время, т.е. время трудовых и духовных ритмов повседневности, характерное для модерна как когнитивной эпохи.

Иную точку зрения на проблему повседневности высказывает А.В. Ахутин . Он отмечает, что для человека, в отличие от животного, исходная природа дана как чуждая, а его повседневностью является искусственно созданный мир, который потом превратился в культуру. Особенность человеческого мира повседневности состоит в том, что он является двойственным. Во-первых, это вполне целесообразный мир практической деятельности, где правит здравый смысл. Во-вторых, фантастический, избыточный мир формул понимания мира, где формулами сначала выступала вовсе не логика, а сама история произвольных человеческих действий, но, будучи адресованной ко времени предков, она становится образцом (или формулой понимания). Повседневность изначально содержит и ментальность (формулы), и жизнедеятельность, а вовсе не разделилась на эти сферы. Сфера жизнедеятельности, по мнению А.В. Ахутина, складывается из деятельности общения и общественной трудовой деятельности. Ментальность – это образ мысли, включающий, с одной стороны, индивидуальное, личное мыслительное творчество, а с другой – традиционные надындивидуальные установления. Поскольку это образ мыслей, производящий образ жизни и производный от него, то представление о ментальности нарочито исторично. «Все, что происходит в истории, – пишет А.В. Ахутин, – является делом рук и головы человека, который действует так, как предопределяют обстоятельства жизни. Однако любые обстоятельства жизни воспринимаются людьми в привычной для них манере понимания; эта манера и есть менталитет. То есть вопрос о менталитете является вопросом о преемственности процесса понимания людьми мира, в котором они живут». Ментальность содержит и временную, и пространственную характеристику, представляя и менталитет исторической эпохи, и этносно-локальный менталитет (указывающий на изначально этностное происхождение культур).

Менталитет   - это понятие социальной философии, денотатом   которого  в социальном    бытии   является    идеальная реальность,   отражающая   социально- культурное    состояние   субъекта  истории   (народа,  нации,  этноса,  народности, социальной      группы,    индивида),    которое    складывается     в   результате исторически   длительного   и достаточно   устойчивого    воздействия   естественно- географических,      этнических,    социально-культурных       и  цивилизационных условий   его  бытия и   проявляется как в различных видах   деятельности,  так  и в социально-психологических       установках.

В   отличие   от  понятия, феномен «менталитет» - это идеальная   социальная реальность, которая  представляет   собой  трудно   поддающуюся     изменениями совокупность   социокультурных,   психологических,  духовных       черт,  взятых  в их рганической целостности   и   определенности  социума-носителя. Сущностные смыслы менталитета: социальность, историчность,     принадлежность к конкретному социуму,   самоидентификация, многослойность,   полифоничность.

Сущностные смыслы понятия «менталитет» существуют как реальные   качества феномена. Носителями ментальных черт выступают следующие    социумы: нация, этнос, народность, классы, социальные слои, сословия   или касты,  трудовой   или учебный   коллектив, индивид - всеобщий «носитель» менталитета, являющийся образующим началом всех перечисленных ментальны образований жизнедеятельности общества. Семья (микросоциум), как синтезный носитель менталитета, хранительница ментальных черт нации.

В современном мире возник новый род восприятия времени – так называемое реальное время. Реальное время – это время, релятивизирующее все прочие членения времени. Когда речь идет о коммуникации в реальном времени, имеется в виду, что ни субъективное восприятие длительности, ни время дня и ночи, сезонов природы, ни стандартизованное время трудовых ритмов, ни всякое другое не играют никакой роли.

Реальное время – момент синхронизации передатчика и реципиента; никакого другого смысла, соотносящего данный момент с иными, более масштабными временными, или пространственными, или смысловыми целостностями, реальное время не имеет. Реальное время – это вечное настоящее, или, можно сказать, уничтожение времени. Выше мы говорили об уничтожении пространства в ходе глобализации, побуждаемой, в частности, развитием современных коммуникационных технологий. Так вот, параллельно уничтожению пространства происходит и уничтожение времени путем введения категории реального времени5.

Информация в реальном времени означает выпадение получателей информации из круга нормальной повседневности и переход в виртуальную информационную реальность. Это и есть одно из проявлений всеобщего процесса глобализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Понятие культуры повседневности  и его составляющие.      

 Повседневное — это привычное, обычное и близкое. Это тот жизненный порядок, в котором каждый человек, кем бы и каким бы он ни был, ориентируется свободно. Повседневное — это сфера человеческого опыта, характеризующаяся особой формой восприятия и осмысления мира, возникающей на основе трудовой деятельности. Для нее характерно напряженно-бодрствующее состояние сознания, личное участие в мире, представляющем собой совокупность видимых, не вызывающих сомнения в объективности своего существования форм пространства, времени и социальных взаимодействий.

Повседневность — область социальной реальности, целостный социокультурный жизненный мир, предстающий «естественным», самоочевидным условием жизни человека. Это нечто привычное.  Она создает человеку зону комфорта. Возникает, когда человек становится человеком, когда вырывается из границ природы (самоосознание), после возникает вопрос как жить? – приобретает знания (метод проб и ошибок) – формируется знание о питании, одежде, - формируется близкий мир.

Подобно тому, как повседневность — это жизнь в целом и ее реалии, так и культура повседневности — это культура во всем многообразии ее жизненных проявлений. Это то, во что погружен человек, где он живет,  как живет, мыслит, ведет себя и т.п.

Культуру повседневности можно понимать как универсальный способ человеческого существования,  имеющего свои пространственно-временные границы,  как форму организации повседневной жизни и деятельности человека, так как только труд, деятельность как таковая являются непременным условием его бытия.

Повседневная культура человека проявляется через особенности его деятельности, сознания и поведения, а также через вещи, предметы,  произведения искусства и художественного ремесла, окружающие его,  орудия его труда, языковые особенности речи, характеризующие этого человека или группу людей, общество в целом.

Повседневная культура —  это важнейшее условие человеческой жизнедеятельности, это организация человеческих взаимоотношений,  их, так сказать, неформальная институциализация. И к какой бы сфере жизнедеятельности общества мы ни обратились -  везде первостепенное значение приобретает общая повседневная культура человека. Это и культура его труда и производства, культура дискуссий и политическая культура, культура общения и поведения. Было признано,  что само понятие культуры контекстуально.  Многое в его понимании зависит от того,  каково его место в контексте, в какое смысловое поле оно включено, в какой понятийной системе функционирует и на какую познавательную цель ориентируется.  Встретив термин  «культура»,  стоит прежде всего выявить его наполнение,  и определить,  к какой сфере деятельности или знания оно относится.

Информация о работе Взгляды ученых на проблемы повседневности и менталитет