Взаимосвязь материальной и духовной культуры, их основные элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 19:24, реферат

Описание работы

Культура как совокупность материальных и духовных ценностей выражает достигнутый человеком уровень исторического развития, а культурный процесс включает в себя способы и методы создания орудий труда, предметов и вещей, потребных человеку. При этом овладение культурой предполагает освоение умений и знаний для труда, общения и познания – главных составляющих жизнедеятельности любого общества, а также интеллектуальное развитие и формирование гуманистического мировоззрения. Она тем самым раскрывает единство человека с природой и обществом, являясь характеристикой развития творческих сил и способностей личности.

Файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

- экономическая.  Это  комплекс элементов и явлений  культуры, стереотипов экономического  сознания, мотивов поведения, экономических  институтов, обеспечивающих воспроизводство  экономической жизни. Она характеризует  состояние хозяйственной деятельности общества на определенной ступени его развития и включается в себя как материальный продукт, материальные услуги, весь мир вещей, предметов, производственных процессов, так и экономические знания, экономическое мышление, хозяйственный опыт людей. Прежде всего экономическая культура охватывает те ценности, нормы, потребности, предпочтения, которые возникают из нужд экономики и оказывают на неё значимое (позитивное или негативное) влияние. Она  в большей степени ориентирована на управление поведением людей. Вследствие именно этой особенности и выступает регулятором экономики.

- правовая. На сегодняшний день уровень правовой культуры в стране достаточно низкий. Основная проблема заключается в том, что теоретические знания далеко не всегда бывают, доведены до населения в силу различных обстоятельств. Если рассматривать степень развитости правосознания населения, то, скорее всего, наибольшее развитие получил такой элемент правосознания как правовая психология, как познание, осмысление права на более доступном для большей части населения уровне. Следовательно, такой элемент правосознания, как, так называемый поведенческий или волевой, заключающийся в готовности граждан совершать конкретные действия, больше основан на правовой психологии, чем правовой идеологии.

Хотя уровень правовой культуры оставляет желать лучшего есть огромный потенциал, возможности, которые необходимо использовать на практике. Но это не будет даваться легко, потому что сложившаяся ситуация в стране является следствием сложных внутренних процессов, протекающих в государстве на протяжении длительного времени и, которые, конечно же, не могли не повлиять на общественное сознание, на сознание каждого отдельного человека.

- экологическая. Одним  из важных условий развития  культуры является сохранение мира на земле. Ядерные оружия, токсичные вещества, своеобразная гонка вооружений стран, экономические проблемы, активное использование природных ресурсов, рост городов и различная деятельность только подрывает экологическое равновесие. В некоторых странах возник экологический кризис. Ядерное оружие способно стереть весь человеческий род с лица земли. Это самая глобальная проблема нашего человечества на данный момент. Экологии природы, культуры и человека взаимосвязаны, и вместе способствуют развитию духовно- нравственной жизни.

- нравственная, говоря об этом виде нужно понимать что облагораживание, одухотворение жизни проявляется через реализацию в ней добра в его разных модификациях. Отсутствие нравственной культуры это неспособность человека к различению добра и зла, неумение, да и нежелание творить добро. В цивилизованных обществах такое дочеловеческое или монстрообразное состояние практически невозможно ни для отдельного человека, ни для социальных групп. Цивилизованное общество требует хотя бы минимума нравственности. А уровень культуры, в том числе и нравственной, определяется тем, какие базовые потребности доминируют в жизни данного человека, данной группы людей. Низший уровень культуры определен тем, что главными в жизни являются потребности своего, так сказать материально-вещного, существования и комфорта. Человек этого уровня знает, что добро значимо. Во всяком случае добро в отношении к нему самому. То есть, различие между добром и злом ему известно. Более того, он может и вести себя соответственно, делая выбор в жизненных ситуациях в пользу добра. Но не потому, что делать добро - его долг. И не потому, что он добр и хочет делать добро. А потому только, что такова внешняя в отношении к нему норма поведения, действующая в данном обществе, а для него в какой-то мере привычная. И главное, потому что ему будет лучше от доброго дела, ибо оно “зачтется”, или на земле, или хотя бы в послеземном его существовании.

Культура во времени и пространстве. Диахронный подход и синхронный поход к культуре.

    Диахронный подход рассматривает развитие во времени и выдвигает перед исследователями различные проблемы:

- предположить периодизацию культурного процесса

- вскрыть механизмы, позволяющие культуре не только развиться, но постоянно наращивать свой потенциал. Культурология тесно связана с историей, и она использует сложные схемы историографии.

1 этап: каменный век - древнейший период в развитии человечества. На протяжении каменного века люди научились добывать огонь искусственным путем. Он делится на 3 подэтапа.

2 этап: Палеолит (когда появился человек предполагают что и была приручена собака). М

Мезолит (когда были изобретены лук и стрелы). Неолит (когда человек перешел от присвоения плодов земли к их выращиванию и скотоводству, когда появились зачатки искусства, наскальные рисунки, скульптуры из каменных бивней мамонта).

    На следующем этапе развития человечества медный век - охватывающий 2-3 тысячелетия до н.э. Укрепляется родовой строй, наравне с каменными деревянными орудиями появляются медные орудия труда, расширяется мотыжское земледелие, развиваются элементы пиктографии (рисуночное письмо). К медному веку относится - изобретение колеса.

    Бронзовый век - это время расцвета древнейших мировых цивилизаций. Среди которых одно из наиболее известных Др.Египет. Культура Др.Египта зародилась во времена палеолита и обогатило человечество  достижениями в обработке золота и серебра, появление стекла, развивается письменность, появляются зачатки алгебры, геометрии, использование календаря - год делился на 365 дней.

   В середине 1 тысячелетия и до н.э. возникла обработка железа. Железный век середина 1 тысячелетия. В этот период появляется металлургия, изготовляются железные орудия труда для земледелия и обработке стройматериалов.

   Средневековье (период зарождения и разложения феодализма в Западной Европе с

начала 5 по середину 8 века). Отличительные черты культуры средневековья как природа духовного регресса это отказ от признания самоценности человеческой личности.

    Эпоха возрождения или ренессанс - понятие имеющее прямое отношение к культуре. Именно

к этой эпохе относятся имена Леонардо Да Винчи, Коперника и других гениев человечества. Главные отличительные черты эпохи возрождения: Возрождение культуры средневековья, защита гуманистических материалов на более высоком уровне вера в безграничные возможности человека.

   Век просвещения – его главными лидерами были Франция, Германия и Англия. Главным политическим итогом просвещения стала великая французская революция (1789г.) со всеми

последствиями для западной культуры. В России век просвещения воплотился в

творчестве Ломоносова. Деятели просвещения боролись за политическую свободу граждан, равенство. Большое значение они придавали знаниям.

    Одним из основных свойств культуры является преемственность. В самом общем

смысле преемственности это способность культуры передаваться во времени,

приобретая новые качества. Преемственность в духовной сфере обеспечивается, прежде всего языком. Существует известное понятие о том, что культура переходит  из поколения в

поколение. В этой формуле заключен большой смысл. Культурные изменения осуществляются гораздо медленнее, чем меняется поколение, по мере того как сменяется одно поколение другим. Таким поколением в нашей истории было поколение ВОВ. Духовное единство данной возрастной группы складывается в молодом возрасте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

   Подводя некоторый итог, можно утверждать, что понимание культуры включает в себя следующие грани и уровни ее проявления:

- совокупность материальных и духовных ценностей (от музеев и картинных галерей до ботинок и консервных банок);

- уровень развития человека (культурный человек);

- умение действовать в культурной сфере (культура исполнительства и другая профессиональная культура в разных сферах деятельности.

   Т.О. обобщая изложенный материал, следует отметить, что культура реально существует как исторически сложившаяся система, имеющая свою структуру, обладающая своей символикой, традициями, идеалами, установками, ценностными ориентациями и, наконец, образом мысли и жизни. 

   Субъектом культуры выступает человечество, нация, социальная группа и человек. Предметные формы бытия культуры – это плоды творческой активности народа, шедевры гениев, талантов. Но сами по себе предметные и знаково-символические формы культуры имеют лишь относительно самостоятельный характер: они мертвы вне человека и его творческой деятельности.

   Некогда культуры отличались большей замкнутостью. В ходе своего многопланового развития они становятся все более открытыми для всевозможных влияний: происходит процесс взаимодействия компонентов культур и жизнь вырабатывает все более гибкие механизмы этого взаимодействия, что способствует общему подъему культуры на более высокий уровень. Взаимодействие различных видов и форм культуры является основой происходящего процесса формирования общечеловеческой цивилизации. В этом смысле культура предстает как социальное явление и выступает как фактор возникновения и становления социальных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Берестовская Д.С. Культурология: Учеб. пособие. – Симферополь, 2003.
  2. Кононенко Б.И. Основы культурологии: Курс лекций. - М., 2002.
  3. Культурология: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Радугина. – М., 1998.
  4. Скворцова Е.М. Теория и история культуры: Учебник. – М., 1999.



Информация о работе Взаимосвязь материальной и духовной культуры, их основные элементы