Взаимосвязь культурологии с другими науками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 14:30, реферат

Описание работы

Проблемы культуры традиционно занимали большое место в гуманитарных дисциплинах — в философии, социологии, литературоведении и др. Однако за последние десять - пятнадцать лет все более обнаруживается тенденция к оформлению культурологии в самостоятельную науку. Дисциплины культурологической направленности входят сейчас не только в систему вузовского обучения, но и в школьное образование. Проблемы культуры посвящены сотни монографий и статей, и почти каждый автор подходит к этому явлению со своей

Содержание работы

Введение
1.Что изучает культурология…………………………………………….4-5
2. Функции культурологии………………………………………………5- 6
3. Предмет и методы культурологии……………………………………6-8
4. Культурология и её место в системе общественных (социальных) и гуманитарных наук……………………………………………………….8-9
5. Взаимосвязь культурологии с другими науками………………………...
Заключение
Список используемой литературы………………………………………….

Файлы: 1 файл

культурология готовая.docx

— 41.67 Кб (Скачать файл)

 Московский гуманитарно – экономический институт

                               Тверской филиал

 

 

 

 

 

 

                     РЕФЕРАТ

 

 

Студента 3 курса группы ЭБ-331

Беляковой Екатерины Александровны

Факультет: Экономики и  управления

Специальность: «Бухгалтерский учёт,анализ и аудит»

Учебная дисциплина: Культурология

Тема: «Взаимосвязь культурологии  с другими науками»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     Преподаватель:

                                                                               __________________

 

«___»__________2011г.                              Оценка: «____________»

 

                                                

 

 

                                                 2011

                                   Содержание

Введение

1.Что изучает культурология…………………………………………….4-5

2. Функции культурологии………………………………………………5- 6

3. Предмет и методы культурологии……………………………………6-8

4. Культурология и её место в системе общественных (социальных) и гуманитарных наук……………………………………………………….8-9

5. Взаимосвязь культурологии  с другими науками………………………...

Заключение

Список используемой литературы………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              

                                               Введение

 

Проблемы культуры традиционно  занимали большое место в гуманитарных дисциплинах — в философии, социологии, литературоведении и др. Однако за последние десять - пятнадцать лет все более обнаруживается тенденция к оформлению культурологии в самостоятельную науку. Дисциплины культурологической направленности входят сейчас не только в систему вузовского обучения, но и в школьное образование. Проблемы культуры посвящены сотни монографий и статей, и почти каждый автор подходит к этому явлению со своей точки зрения. Как и следует ожидать в такой ситуации, даже сам термин «культура» не получил еще однозначной интерпретации. Более того, нет еще ясности в вопросе о том, какой круг проблем подлежит собственно культурологическому изучению, и это неудивительно, так как «чистых» специалистов-культурологов у нас пока очень мало: в культурологию приходят из философии, истории, религиоведения, литературоведения и т.п., и каждый ученый приносит с собой свою, привычную для него проблематику, более или менее успешно разворачивая ее в культурологическом плане.

  Культурология помогает различным наукам устанавливать закономерности развития различных явлений человеческой жизни, понять сущность этих явлений. Вместе с тем, культурология сама опирается на данные многих наук, обращает внимание их представителей.

  Науки, помогающие  изучать явления духовной жизни:  философия, этика, эстетика, конфликтология, психология, социология, теория общей  истории.

  Науки, помогающие  изучать явления материальной  жизни: экономика, археология, этнография, демография, антропология, наука о  знаках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Что изучает культурология.

 

КУЛЬТУРОЛОГИЯ – наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и об-ве и изучающая культуру как целостность, как специфическую функцию и модальность человеческого бытия.

  В переводе с латинского культурология – усовершенствование, развитие, т.е состояние общественной, хозяйственной, умственной жизни в какую-либо эпоху.

Термин "Культурология" утвердился к середине XX века (Лесли  Уайт "Что такое культурология"). Его употребление стало необходимым  в связи с возникновением новой  науки, изучающей такие закономерности - стороны культуры, которые не могут  быть предметом исследования других социально-гуманитарных дисциплин (политология, социология, психология, демография, история...)

    Культурологии  - культура, как целое, не сводимая  к какому-то отдельному культурному  явлению и даже к сумме всех  культурных явлений.Культур всегда  много и каждая из них, как  нечто единственное и неповторимое, как целое изучается культурологией. Тесно связана культурология с историческими науками, особенно в той ее части, которую называют историей культуры. Культурология опирается на данные исторических наук, использует методы при изучении истории культур. Вместе с тем культурология помогает истории найти закономерности исторического развития, понять сущность исторических явлений.

   Изучая современные культуры, цивилизации, культурология как дисциплина отчасти совпадает с такой дисциплиной как страноведение. Как и все науки, культурология имеет определенную связь с философией, Философия разрабатывает гносеологические предпосылки культурологии, как и других наук. Философия разрабатывает необходимые для осмысления культурологических данных категории, исследует специфику методов познания в этой области, существует такая область философского знания, как философия культуры.

   В культурологии широко применяются методы исторического познания. Цель исторического познания - воссоздать в представлениях историческую реальность, то есть составить адекватные представления о том, что происходило на самом деле в тот или иной период в той или иной стране.Задача познания «чужих культур» требует использование методов «науки об истолковании», т.е. герменевтики. Чтобы адекватно понять представителей разных культур, необходимо попытаться взглянуть на мир их глазами, попробовать избежать возможной в таком случае «модернизации», приписывая им ценности своей культуры, хотя каждая культура в некотором смысле индивидуальна, неповторима, поэтому полное понимание представителей иных культур затруднительно.

  Понимание культур различных наций не самоцель, а средство для нахождения истинной, общечеловеческой системы ценностей, для решения современных актуальных проблем, стоящих перед человечеством. В этом смысле культурология связана с этикой, идеологией, помогает выработке гуманной культурной политики.

   Культурология - дисциплина, объединяющая различные знания  и подходы к культуре, выработанные  другими общественно-гуманитарными  дисциплинами (философия, история,  антропология, семиотика - наука  о знаках и символах, лингвистика...) в культуре больше всего определяли  её строй и облик, её устойчивость  и жизнеспособность.

  В культурологии выделяются две ориентации:

* одна направлена на  целостное, всестороннее, эмпирическое  объяснение культуры;

* другая направлена на  теоретическое объяснение культуры, на формирование теоретических  знаний, понятий, раскрытие закономерностей  данной культуры.

В культуре и благодаря  культуре, человеку удаётся преодолеть рамки своего временного биологического существования. Культура раскрывает человеческие способности, его духовный мир. Культура выступает, как "мера человека".

Человек - это биосоциальное  существо. Как социальное существо, человек в значительной мере преодолел  свою зависимость от природы. Поэтому  культура выступает, как способ и  метод овладения человеком естественным и социальным мирами. Создавая культурные ценности, человек является творцом  и даёт новые формы развития природы  и общества.

Культура служит благу  человека, его физическому и духовному  здоровью, т.е. это деятельность.

Культура всегда существует в конкретных национальных формах, но по словам Н.Бердяева "существующие культуры в форме национального  бытия её частей, совсем не означает непременного зоологического и низменного состояния взаимной вражды и истребления."; "Всякая национальность - есть богатство  единого и братски объединённого  чел., а не препятствие на его пути. Путь к великому лежит через малое, ко всечеловеческому через национальное." Общечеловеческое не иначе достигается, как упором в свою национальность. Таким образом культура - это единство общечеловеческого и национального. Высшие достижения национальной культуры становятся достижениями всего человечества. Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур.

Национальная культура в  свою очередь - синтез народной и учённой  культуры, культуры различных классов  и слоёв. Но не всё в культуре классово (язык, культура труда, экономическая  культура, наука и т.д.). Поэтому  классовое в культуре нельзя противопоставлять  общенациональному, а классовый  подход к оценке деятельности людей, поступков,... нельзя преувеличивать, что  может привести к самоизоляции данной культуры от общего развития мировой  культуры.

Связь с прошлым, традиция - одна из фундаментальных характеристик  культуры. Вопрос о соотношении традиции и новаторства - одна из вечных проблем  культуры.

Традиции - формы сохранения ранее достигнутого. Между традицией и новаторством всегда должно сохраняться определённое равновесие. Преобладание традиций ведёт к консервативному застою, а увлечение всем новым - к разрушительному нигилизму. Резкое нарушение традиций, не всегда оправданное, происходит в периоды революционных обновлений общества или отдельных его сфер.

Для современной культуры существенным является соотношение  массовой и элитарной культуры.

 Массовая культура - коммерческий характер, серийность, примитивизация отношений между людьми, развлекательность, сентиментальность, культ личности, условность примитивной символики, натуралистическое смакование насилия и секса, жажда обладания вещами...

 

 

        1. Функции культурологи.

 

Специфика культуры, как  феномена бытия, проявляется в её функциях.

  • Основная функция - человекотворческая (гуманистическая) – главная

функция культуры состоит  в том, чтобы формировать человека. Каждая культура формирует соответствующий  ей тип человека. Все другие функции  культуры подчинены этой

  • Функция передачи социального опыта: каждое новое поколение получает

от предыдущего отобранный опыт прошлого, но поскольку новые  поколения ставят новые задачи, она  обращается к прошлому, обнаруживая  там то, мимо чего прошли "отцы и  деды", следовательно происходит диалог поколений. Однако такой диалог необходим и между различными культурами настоящего. Вне этого  невозможно нормальное функционирование и развитие культуры. Следовательно  культура диалогична в своей основе - коммуникативная функция.

  • Информационная функция
  • Знаково-символическая (семиотическая) функция
  • Ценностная функция: культура, есть система ценностей, постоянно изменяет, совершенствует, перерабатывает и создаёт новые ценности.
  • Специализирующая функция: культура приобщает человека к общественно- значимым ценностям, идеалам, нормам.
  • Индивидуализирующая функция: многогранность и богатство культуры создаёт возможность для развития у человека именно его личности.

Без этих существенно важных функций,само существование человека и общества невозможно.

 

 

             3. Предмет и методы культурологии.

 

Предметная область культурологии  может быть определена и в зависимости  от целей культурологического познания. В этом случае имеет место разделение культурологии на фундаментальную  и прикладную. Целью фундаментальной  культурологии является теоретическое  познание феномена культуры, разработка категориального аппарата и методов  исследования. Прикладная культурология, опираясь на теоретические знания, ставит целью прогнозирование, проектирование и регулирование актуальных культурных процессов, имеющих место в социальной практике, разрабатывает основные направления  культурной политики, цели и методы деятельности сети культурных институтов, задачи и технологии социокультурного взаимодействия, охраны и использования  культурного наследия.

 

Итак, основными компонентами предмета культурологии являются:

- онтология культуры: многообразие  ее определений и ракурсов  познания, социальных функций и  параметров;

- гносеология культуры: основания  культурологического знания и  его место в системе наук, внутренняя  структура и методология;

- морфология культуры: основные  параметры ее функциональной  структуры как системы форм  социальной организации, регуляции  и коммуникации, познания, кумуляции  и трансляции социального опыта;

- культурная семантика:  представления о символах, знаках  и образах, языках и текстах  культуры, механизмах культурного  коммуницирования;

- антропология культуры: представления о личностных параметрах  культуры, о человеке как "производителе"  и "потребителе" культуры;

- социология культуры: представления  о социальной стратифицированности  ипространственно-временной дифференцированности  культуры, о культуре как системе  "правил игры" и технологий  социального взаимодействия;

- социальная динамика  культуры: представления об основных  типах социокультурных процессов,  генезисе и изменчивости культурных  феноменов и систем;

- историческая динамика  культуры: представления об эволюции  форм социокультурной организации;

- прикладные аспекты культурологии:  представления о культурной политике, функциях культурных институтов.

   В науке формируются и особые культурологические методы познания, которые могут быть применимы к анализу любого культурного феномена. Они представляют собой комплекс познавательных приемов, операций и процедур, многие из которых формировались в рамках наук, составляющих фундамент культурологии. Однако используются они выборочно, трансформируясь при этом под задачи культурологического исследования. Отбор методов зависит как от целей и задач исследования, так и от позиции и вкусовых пристрастий исследователя, его принадлежности к той или иной культурологичекой школе.

Информация о работе Взаимосвязь культурологии с другими науками