Введениемузейный фонд режим хранение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 18:42, реферат

Описание работы

Задачи хранения фондов заключаются в обеспечении сохранности музейных ценностей, в защите их от разрушения, порчи и хищения, а также в создании благоприятных условий для изучения и показа коллекций. Хранение фондов осуществляется в фондохранилище, в экспозиции, во время различного рода перемещений предмета внутри музея и за его пределами. Принципиальные положения об организации хранения фондов определяются общегосударственными нормативами, соблюдение которых обязательно для всех музеев страны. Однако фонды каждого музея имеют свою специфику, поэтому дополнительно к основным нормативным документам в музеях разрабатываются инструкции по хранению фондов для внутреннего пользования.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО МУЗЕЙНОЙ ПРАТИКЕ.docx

— 40.76 Кб (Скачать файл)

Предметы  нередко имеют утраты, позднейшие дополнения, а также повреждения, в результате которых они полностью  или частично теряют свой первоначальный облик или состояние, тем самым  снижается их музейная ценность. В  этих случаях осуществляется реставрация  предметов, то есть устраняются искажения, которые вызваны естественным старением, нанесенными повреждениями или  преднамеренными изменениями.

Хранители и реставраторы постоянно осуществляют контроль за состоянием музейного собрания, отбирая предметы, нуждающиеся в  консервации и реставрации. Результаты этого осмотра заносятся в  специальную опись, в которой  помимо основных признаков предмета, фиксируется и состояние его  сохранности. Это позволяет выявлять изменения, произошедшие с предметом  за определенный отрезок времени.

Консервация и реставрация — работа сложная  и необычайно ответственная. Ведь неправильно  выбранный или недостаточно апробированный метод устранения повреждений может  привести к гибели предмета. Поэтому  вопрос о целесообразности, возможности, средствах и методах консервации  и реставрации решают специальные  комиссии или реставрационные советы. Их заключение фиксируется в протоколе, а этапы и результаты практической работы с предметом реставраторы отражают в специальном документе. Эта информация в сочетании с  другими сведениями, накопленными за годы и десятилетия реставрационных работ, помогает совершенствовать их методику.

 

3. Упаковка  и транспортировка музейных предметов

Особая  опасность повреждения или похищения  предметов возникает при их транспортировке  на временную выставку, реставрацию, экспертизу и т. п. Удары, воздействие  света, воды или влаги, высоких температур, насекомых или микроорганизмов, пыли — вот неполный перечень тех  факторов разрушения, влияние которых  может ощутить на себе предмет  при перемещении из привычной  среды. В отношении каждого предмета необходимо принимать целый ряд  защитных мер, но гарантии абсолютного  успеха они не дают. Пожар, кража, потеря при перевозке крайне редки, но вероятны. Поэтому не рекомендуется транспортировать вместе все предметы из одной коллекции.

Возможность транспортировки конкретных предметов  определяет реставрационный совет  или реставрационная комиссия. Реставраторы дают и рекомендации относительно особенностей упаковки и транспортировки предметов.

Очень важную роль в сохранности предметов  играет упаковочная тара. Обычно для  упаковки используются деревянные ящики  соответствующего размера и формы. Снаружи они покрываются влагонепроницаемой краской и маркируются, чтобы  показать, как их следует ставить  и что с ними нужно осторожно  обращаться. Ящик с особо уникальными  предметами нередко помещают в другой, металлический ящик.

Существуют  правила упаковки, которые необходимо соблюдать при транспортировке  любых музейных предметов. В один ящик укладывают только однородные или  близкие по материалу, размеру и  весу предметы. Их располагают таким  образом, чтобы они не давили друг на друга и не перемещались. Предметы небольшого размера обертывают бумагой, ватой, лигнином, придавая им округлую форму, а особо хрупкие предметы предварительно упаковывают в коробки. На дно ящика кладут стружку, завернутую в бумагу; все образующиеся пустоты заполняют упаковочным материалом. Крупные предметы транспортируют в отдельных ящиках, при этом закрепляют их таким образом, чтобы исключить возможность смещения. Для этого предмет фиксируется с помощью планок и мягких прокладок, соответствующих его форме и размеру.

Картины перевозят в ящике в специальных  рамках-кассетах, но иногда используют и менее надежный, но более простой  путь. Их подбирают по размерам, складывают попарно лицевой стороной, прокладывая  микалентной бумагой, байкой, фланелью, помещают в ящик и закрепляют рейками и брусками. Картины большого размера накатывают на вал оборотной стороной вовнутрь. Ткани и одежду упаковывают во влагонепроницаемые чехлы, а затем укладывают в ящики с полками.

Транспортировка осуществляется в соответствии с  правилами, определенными нормативными документами. В каждый ящик вкладывается упаковочный акт, подписанный лицом, ответственным за упаковку, реставратором, упаковщиком. При приеме транспортируемых предметов в холодное, влажное  или жаркое время года ящики вскрывают  только через сутки после прибытия груза, чтобы предметы акклиматизировались.

 

4. Система  хранения музейных фондов

Для хранения предметов в музее оборудуется  специальное помещение — фондохранилище, которое часто называют запасником. Система хранения фондов может быть:

    1. Раздельной;
    2. Комплексной.

При раздельной системе хранения в одном, изолированном  помещении находятся предметы из одного материала или же нескольких материалов, очень близких по нормативам хранения. В музеях, испытывающих нехватку площадей или имеющих очень небольшое  собрание, вынужденно используют комплексную систему хранения, при которой в одном помещении сосредотачиваются предметы из разных материалов, а режим хранения основывается на усредненных показателях. Внутри обеих систем предметы обычно размещаются в соответствии со структурным делением фондов, то есть по типам источников. Затем они могут распределяться по назначению, по содержанию, по размерам, по инвентарным номерам.

Предметы  хранятся как обособленные единицы  или же объединяются в комплексы, то есть нашиваются на планшеты, группируются в папки, а к шкафам, стеллажам, щитам и прочему оборудованию прикрепляются топографические  описи. Оборудование фондохранилища должно соответствовать определенным требованиям. Его можно изготовлять только из тех материалов, которые не оказывают  вредного воздействия на музейные предметы. Оно должно быть удобным для их размещения, предохранять от механических повреждений, пыли и не конденсировать влагу. Шкафы для предметов с  повышенной светочувствительностью делают светонепроницаемыми, а предметы, нуждающиеся  в доступе света, размещают в  шкафах со стеклянными дверцами. Оборудование должно позволять легко доставать  предметы для осмотра и изучения.

Существуют  различные способы хранения предметов  в фондохранилищах. Например, ткани, вышивки, кружево хранятся в горизонтальном положении в шкафах с выдвижными ящиками-лотками и перекладываются  микалентной бумагой или хлопчатобумажной тканью. Ковры, шпалеры накатывают лицевой стороной на вал, помещают в чехлы и хранят в горизонтальном положении.

Крупные декоративные вазы, скульптуру расставляют  на стеллажах или на подставках. Произведения живописи размещают на стенах с помощью металлических  штанг и шнуров, а также на стеллажах  и щитах. Наиболее благоприятным  для картин считается хранение на неподвижных щитах, однако более  экономичны выдвижные щиты, но они  должны быть сконструированы таким  образом, чтобы их передвижение создавало  для картины минимум вибраций. Выдвижные щиты бывают двух типов — подвесные и со скольжением по полу на специальных полозках.

Незакрепленные  рисунки мягким карандашом, углем  и пастелью хранят только застекленными. Их, а также окантованные акварели, гравюры, литографии размещают вертикально в шкафах, оборудованных ячейками. Листы с акварельными и карандашными рисунками хранят раздельно в папках, в сделанных по размерам папки двойных паспарту. Папки хранятся горизонтально в шкафах с выдвижными ящиками.

Из группы металлов выделяют предметы из драгоценных  металлов, которые хранятся вместе с драгоценными камнями, а также  нумизматику и оружие, требующие  особых условий хранения в сейфах или изолированных, специально оборудованных  помещениях. Прочие предметы из металла  группируются по материалу и по назначению. Очень чувствительны к условиям хранения предметы из свинца. Их нельзя хранить в шкафах из древесной  плиты и некоторых пород дерева, в частности хвойных пород  и дуба.

Письменные  источники размещают в папках, коробках, ящиках, образующих единицы  хранения. Документы в свитках  обычно накатывают на валики и помещают в круглые футляры. Папки, коробки, ящики, футляры размещают в шкафах в соответствии с принадлежностью  хранящихся в них материалов к  определенному фонду.

В последние  десятилетия явственно обозначилась, особенно в зарубежных странах, тенденция  к строительству специальных  зданий для запасников. Причем иногда, они располагаются в нескольких километрах от самих музеев. Одним  из самых передовых в мире учреждений в области хранения и исследоваваний считается Центр поддержки музеев Смитсоновского института, открывшийся в 1983 г. Он находится в Сьютленде, примерно в 10 км от своего расположенного в центре Вашингтона головного учреждения.

Существуют  определенные особенности хранения предметов в экспозиционных залах музеев. В экспозиции для предмета многократно возрастает риск получить повреждения, что может произойти и во время монтажа, и вследствие усредненного режима хранения. Ведь в экспозиции необходимо освещать все материалы, в том числе и те, которые обладают низкой светостойкостью. Присутствие людей повышает температуру и влажность в залах, что приводит к суточным колебаниям температурно-влажностного режима. Поэтому при создании экспозиции принимаются меры, направленные на ослабление действия всех этих неблагоприятных факторов.

В экспозиции нельзя допускать выделения того или иного экспоната светом мощных ламп, поскольку это ведет к  его нагреванию. Лампы нельзя помещать внутри витрин, их безопаснее располагать  над витриной, устанавливая светорассеивающий  фильтр между экспонатами и источником света. При проведении кино- и фотосъемок музейных предметов необходимо соблюдать  правила поведения, определенные нормативными документами. При естественном освещении  окна в залах должны иметь особые стекла, не пропускающие ультрафиолетовых лучей, источники искусственного света  удаляются от экспонатов на 1,5 —2 м, а витрины со светочувствительными экспонатами снабжаются светозащитными занавесями.

Колебания температурно-влажностного режима устраняют  или смягчают с помощью кондиционеров, а в случае их отсутствия — путем  проветривания, регулированием потока посетителей и т. п. Воздействие  на экспонаты температуры и влажности  ослабляют и витрины с ограниченным воздухообменом.

Материалы, из которых изготавливается экспозиционное оборудование, должны быть химически  стабильными, то есть они или не должны разлагаться или, в случае разложения, не должны образовывать веществ, причиняющих  вред предметам.

Недостаточно  выдержанное дерево (а некоторые  породы и после длительной выдержки) способно выделять органические кислоты. Дуб, а также любое дерево, содержащее танин (вещество для дубления кож), может вызвать сильную коррозию и привести к порче экспонатов из свинца. Вред способен причинить и обычный столярный клей, изготавливаемый из таких содержащих кератин материалов, как рога, кожа, рыбья чешуя. Только что разведенный или, наоборот, старый клей может выделять содержащие серу соединения, в присутствии которых быстро тускнеют серебряные предметы. Источником опасности могут быть и герметизирующие резиновые прокладки, предназначенные защищать от пыли находящиеся в витрине экспонаты. Резина, получаемая путем вулканизации из натурального и синтетического каучука с применением большого количества серы, часто выделяет содержащие серу вредные пары.

Осторожно следует подходить и к выбору тканей, которыми обивается или выстилается  внутренняя поверхность витрины. Вполне безопасны неокрашенные хлопчатобумажные и синтетические ткани после  тщательной стирки. Более сложные  по составу ткани — бархат, парча, щелк — требуют предварительного тестирования на совместимость с экспонатами.

Одной из причин разрушения экспонатов может  стать сила тяжести, поскольку многие из хранящихся в музее вещей не рассчитаны на то, чтобы долгое время  находиться в экспозиции или запасниках без должной опоры. Например, тонкие и длинные предметы, например, шесты  и копья, часто экспонируются  без опоры из-за своих размеров и через несколько лет оказываются  искривленными. Даже такие бытовые  предметы, как сундуки, могут получить серьезные повреждения, если их экспонировать  с открытой крышкой без поддержки. Вес крышки целиком приходится на петли, и от этой нагрузки она или  корпус могут дать трещины. Без должной  опоры деформируются головные уборы  и обувь, а штандарты, гобелены и  прочие тканые изделия вытягиваются, когда долгое время находятся  в подвешенном состоянии и  крепятся всего в нескольких местах.

В отборе предметов для экспонирования принимают  участие реставраторы, которые проводят консервативные и реставрационные  работы со всеми нуждающимися в этом экспонатами. Определяется и максимальная продолжительность экспонирования тех или иных предметов; например, для экспонатов на бумажной основе она составляет не более 6 месяцев в году.

 

5. Открытое  хранение фондов

В экспозициях  большинства крупных музеев представлена лишь небольшая часть их коллекции по разным оценкам, примерно 1 — 5%. Поэтому проблема расширения доступа к сохраняемым культурным ценностям весьма актуальна. В отдельных музеях применительно к некоторым коллекциям используется форма открытого хранения фондов, позволяющая посетителям осматривать каждый из предметов, находящихся в специально оборудованном для этого фондохранилище. Такая система хранения неизбежно ухудшает режим хранения предметов, особенно световой, поэтому для некоторых материалов она неприемлема. Открытое хранение фондов более безопасно для тех материалов, которые в наименьшей степени страдают от воздействия окружающей среды — керамика, бесцветное стекло, некоторые виды металлов, поделочные камни и пр. Уже не одно десятилетие открытое хранение коллекций декоративно-прикладного искусства существует в Центральном музее современной истории России (прежде Музей революции). Система открытого хранения предусмотрена и в новом фондохранилище Эрмитажа, которое отвечает самым последним требованиям как с функциональной, так эстетической точки зрения.

Информация о работе Введениемузейный фонд режим хранение