Введение в теорию коммуникации: объект, предмет, методология исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 01:14, лекция

Описание работы

Современное состояние гуманитарных и социальных наук невозможно представить без влияния на их развитие обобщающей науки о коммуникации — теории коммуникации (в англоязычной традиции - коммуникативистики). Безусловно, что само появление и сравнительно быстрый на Западе процесс институционализации коммуникативных наук были вызваны объективными факторами и закономерностями, происходящими в современных средствах связи, новых информационных и коммуникационных технологиях, массмедиа, рекламе.

Файлы: 1 файл

Введение в теорию коммуникации.doc

— 68.50 Кб (Скачать файл)

Введение  в теорию коммуникации: объект, предмет, методология исследования

Современное состояние  гуманитарных и социальных наук невозможно представить без влияния на их развитие обобщающей науки о коммуникации — теории коммуникации (в англоязычной традиции - коммуникативистики). Безусловно, что само появление и сравнительно быстрый на Западе процесс институционализации коммуникативных наук были вызваны объективными факторами и закономерностями, происходящими в современных средствах связи, новых информационных и коммуникационных технологиях, массмедиа, рекламе. История коммуникации - это развитие ее средств, т.е. каналов передачи информации, материальных носителей сообщений, закодированных в символически-знаковой форме. Это развитие исторических форм общения, формирующих человека как существо коммуникационное. Зарождение массового и появление информационно-коммуникативного общества, в котором системы теле- и радиовещания интегрировались с производством, политикой, социальной сферой, были обусловлены бурным развитием средств коммуникации. С одной стороны, теория коммуникации возникла под влиянием объективных процессов — появлением новых информационно-технических средств связи. С другой стороны, современные концепции социальной коммуникации формировались в контексте общетеоретических подходов в рамках философии, психологии, социологии, культурологии, лингвистики, социальной и культурной антропологии. Так, редактор Международной Энциклопедии по коммуникации Э. Барнув отмечает: «Становится очевидным центральное положение коммуникации в человеческой истории, что и объясняет, почему такие различные дисциплины, как антропология, искусствознание, педагогика, история, журналистика, право, лингвистика, философия, политические науки, психология и социология стремятся к объяснению процесса коммуникации, сотрудничают в создании новой дисциплины, которая именуется теорией коммуникации». По мнению А. В. Соколова, обобщающая теория коммуникации обретает статус метатеории социальной коммуникации, или обобщающей теории по отношению к более частным (конкретным) коммуникационным наукам.

Как самостоятельная наука, имеющая междисциплинарный характер исследования и свой отдельный предмет, теория коммуникации возникла в середине XX века на «пересечении», на  «стыке», в результате теоретического синтеза целого ряда наук: философии, социологии, психологии, политологии, лингвистики, культурологии и др. и даже технических наук, каждая из которых имеет свои теории и направления исследования.

Некоторые авторы предлагают называть теорию коммуникации — как наиболее общую фундаментальную теоретическую науку, изучающую место и роль коммуникации в обществе, закономерности ее развития и коммуникационные процессы, - коммуникологией, в то время как коммуникативистика является более прагматической дисциплиной, которая исследует функции и средства массовых информационных процессов в обществе. В современной России коммуникология (communication science) и коммуникативистика (media studies) становятся все более динамичными и перспективными отраслями науки. В последние годы эти дисциплины активно внедряются в систему российского высшего образования на новых отделениях, кафедрах и специализациях.

Каждая наука имеет  свой объект, предмет и методологическую базу исследования.

Объект науки  — это часть объективно (т. е. независимо от исследователя) существующей реальности, обладающей очевидными границами и относительной автономией, на которую направлен интерес исследователя и на что направлен процесс познания. Самые «крупные», многогранные для познания и сложные объекты - это человек, общество, природа, техника, каждый из которых служит объектом изучения целого ряда наук. Сложные объекты необходимо изучать междисциплинарно, используя комплексный подход. Коммуникация также является объектом изучения многих наук — не только социогуманитарных, но и точных.

Наиболее широкая и  универсальная дефиниция коммуникации, объясняющая ее сущность в живой  природе (био- или зоокоммуникация), в обществе (социальная коммуникация) и в технических устройствах и машинах (технические коммуникации), -это средства и способы связи любых объектов материального и духовного мира; это информационный обмен между системами разного типа (биологическими, техническими, социальными).

Объектом теории коммуникации является именно социальная коммуникация (human communication), в широком смысле понимаемая как осознанный или неосознанный, с намерением или без намерения процесс, в котором чувства или идеи выражаются в вербальных или невербальных сообщениях на внутриличностном, межличностном и общественном (социальном) уровнях.

В этой предельно широкой  дефиниции социальной коммуникации содержатся четыре момента: 1) сознательность; 2) наличие цели, целевая определенность (намеренность, или интенциональность) коммуникации; 3) ее форма (вербальные, т. е. опосредованные словом, и невербальные, т. е. без слов, коммуникации); 4) ее уровень (коммуникация с самим собой, между двумя индивидами, в больших и малых группах или направленная на массовую рассредоточенную аудиторию).

Социальная коммуникация отличается целесообразностью, функциональностью, длительностью, динамизмом, направленностью, интерактивностью, необратимостью, чаще всего - конструктивностью, контекстуальностью (она всегда происходит в определенных пространственно-временных и культурно-исторических условиях, т. е. в каком-то контексте). Коммуникация всегда имеет знаково-символический характер, т. е. передаваемая информация, сообщение кодируются при помощи каких-либо знаковых средств или сигналов (в словах, изображениях, формулах, звуках, картинах, взглядах и жестах, цветах одежды, байтах, символах, др. средствах культуры и т. д.). Так, американский антрополог Клиффорд Гирц подчеркивал символичность человеческого поведения, которое имеет смысл, что-то означает для тех, кто принимает в нем участие. Человек живет в «паутине значений», представляющей собой систему смыслов, которые ориентируют его по отношению к другим и в окружающем мире. Коммуникация — это передача информации, идей, оценок или эмоций от одного человека (или группы) к другому (или другим) главным образом посредством символов.

Предмет науки — это  всегда часть объекта, результат  исследовательской деятельности ученого, которого интересует те грани, свойства, отношения, аспекты, характеристики и  связи объекта, которые он специально вычленяет из него, абстрагируясь от других его свойств. Предмет существует в «голове», в сознании исследователя, он, в отличие от объекта, «субъективен» и связан с процессом познания объекта в рамках именно данной научной дисциплины. Вот почему нет одного определения предмета ни в одной науке. Для науки предмет — это результат и итог ее развития. Предмет имеет исторический характер, он изменяется в истории науки, и в рамках различных парадигм науки он определяется по-разному. Предмет — это логическое описание объекта, избирательность которого определена предпочтениями исследователя. Это идеальный образ объекта, модель, «конструкция» действительности. Как правило, наука имеет дело с объектом, а учебная дисциплина - с предметом.

Предмет любой науки раскрывается в ее понятийно-категориальном аппарате, методологии исследования, соотношении с науками, имеющими тот же сложный и многогранный объект исследования, функциях и связи с практикой.

Развернутая «схема»  предмета представляет собой: объект - предмет - структуру предмета (понятия, методология исследования и закономерности развития социальной коммуникации) - соотношение с другими науками - функции (роль, наблюдаемые последствия для общества и для других коммуникативных дисциплин - социологии массовой коммуникации, связей с общественностью и др.) - взаимосвязь с практикой, которая всегда обогащает теорию; так, новые технические средства связи изменили возможности воздействия на общественное сознание различных видов массовой коммуникации - кино, рекламы, Интернета и др.

В самом широком смысле предмет теории коммуникации - это социальные, психологические, семиотические и др. явления, процессы и отношения, возникающие между различными субъектами в процессе социальной коммуникации, в ходе и в результате общения, обмена информацией (смыслами), т. е. в процессе их взаимодействия.

Особенности предмета, «предметного поля» теории коммуникации (коммуникологии) заключаются в том, что он имеет  междисциплинарный характер: как  самостоятельная наука она возникла в результате теоретического синтеза  философии, социологии, психологии, лингвистики, культурной и социальной антропологии и даже технических наук. В связи с этим современный классик теории коммуникации, профессор университета Нью-Мексико в США Эверет Роджерс предшественниками теории коммуникации справедливо считает представителей не только целого спектра гуманитарных и социальных наук, но и естественных и точных наук (биологии, кибернетики, математики). Теоретическими источниками для междисциплинарной науки — теории коммуникации - послужили идеи Ч. Дарвина, психоанализ 3. Фрейда, теории К. Маркса и представителей Франкфуртской школы, К. Левина, «отца» кибернетики Н. Винера, инженера К. Шеннона, Дж. Г. Мида, Г. Лассуэлла, социологов Чикагской школы, К. Ховланда, П. Лазарсфельда, В. Шрамма и многих др.

Соотношение философии  и теории коммуникации. Понимание сущности социальной коммуникации, являющейся объектом теории коммуникации, предполагает обращение к таким философским категориям, как «идеальное», «материальное», «субъект», «объект», «информация», «смысл», «модель», «система», «структура» и т.д., без чего невозможно представить процессы коммуникации. Без философии невозможно также глубинное понимание и толкование текстов (сообщений), чем занимается ее часть - герменевтика (Гермес в греческой мифологии - вестник богов, разъясняющий людям их послания). Логика как часть философии помогает в осмыслении процессов и форм мышления, задействованных в человеческих коммуникациях, а также поискам истины. Этика как часть философии необходима для осмысления и практического владения навыками нормативных регуляторов в групповых, межличностной, межкультурной и массовой коммуникациях.

Соотношение социологии и теории коммуникации. Понятийный аппарат и методология социологии позволяют изучать прежде всего массовую коммуникацию и такой ее субъект, как массовая аудитория, а также особенности и основные социальные функции массовой коммуникации, социальные институты массовой коммуникации (журналистика, СМИ, институты хранения информации и др.), роль лидеров мнений в политических коммуникациях, особенности рекламных и маркетинговых коммуникаций, общественное мнение и т. д.

Соотношение психологии и теории коммуникации. Психологическая грань междисциплинарного «предметного поля» теории коммуникации позволяет прежде всего исследовать психологические аспекты внутриличностной и межличностной коммуникаций (общения), намерения и мотивы коммуникатора, структуру и важнейшие функции общения, механизмы перцепции (восприятия), способствующие эффективному общению. Знание психологических аспектов коммуникации способствуют познанию себя и партнеров в процессе общения, сигналов невербальной коммуникации (общения без слов) и т. д. Так, этимология слова «такт» (тактичный, деликатный человек) связана с понятием «такесика» — частью невербальной коммуникации, научающей различные значения дозволенных и статусных прикосновений (рукопожатий, объятий, поцелуев и т.п.).

Соотношение лингвистики и теории коммуникации. Лингвистическая грань «предметного поля» теории коммуникации предполагает изучение речевой коммуникации (коммуникации, опосредованной словом) и ее видов: чтения, письма, говорения и слушания. Она также связана с анализом проблемы глоттогенеза (происхождения языка) и его роли в процессе антропосоциогенеза, с изменениями языка под влиянием социокультурных уcловий и т. д.

Соотношение семиотики и теории коммуникации. Пскольку в процессе коммуникации передаются сообщения, закодированные в знаковой форме, имеющие содержание, смысл и значение, то теория коммуникации связана с изучением природы и типологии знаков и знаковых систем, т. е. с семиотикой (семиологией). (Сема - в переводе с греческого языка означает знак). Алфавит, крест, полумесяц, звезда, ноты, астрологические и математические символы, денежные, дорожные знаки, логотипы — все это различные виды знаков.

Можно продолжить анализ соотношения теории коммуникации с политологией, культурологией, имиджелогией, журналистикой, социологией рекламы, социологией массовой коммуникации, теорией и практикой связей с общественностью, информатикой и даже техническими и инженерными науками.

Теория коммуникации связана и с техническими науками, поскольку каналы коммуникации (ее материальные носители) — бумага, книги, журналы, газеты, провода, детали, схемы, механизмы радио- и телекоммуникаций, компьютеров предполагают материально-техническое и технологическое обеспечение всех опосредованных коммуникаций. «Техническая» грань междисциплинарного предмета теории коммуникации предполагает знание о том, когда был изобретен книгопечатный станок, появились радио, кино, ноутбуки и т. д. Так, любой образованный европеец знает имя Иоганна Гутенберга (1400—1468), который в середине XV в. (1450-е гг.) изобрел книгопечатный типографский станок, на котором была опубликована первая в мире книга - Библия, а каждый житель Китая назовет имя Пи Шена — китайского изобретателя книгопечатания подвижными литерами, который впервые применил этот способ еще ранее, в XI в.

Таким образом, основы теории коммуникации как наука  и учебная дисциплина имеет междисциплинарный характер. Ее предмет соотносится с философией, психологией, социологией, лингвистикой, политологией, культурологией, техническими науками.

Основные понятия  теории коммуникации, которые будут  раскрыты в рамках изучаемой дисциплины, это коммуникация, социальная коммуникация, типология коммуникаций (уровни, формы и виды коммуникаций и др.), невербальная коммуникация (НВК и ее виды), «открытые» и «закрытые» сигналы НВК, массовая коммуникация (и ее виды: реклама, политические коммуникации, PR-кампании), массовая аудитория, межличностная коммуникация, диалогическая, манипулятивная, императивная коммуникации, ауто-коммуникация (внутриличностная коммуникация, т. е. коммуникация с самим собой), межкультурная коммуникация, публичная коммуникация, массовая коммуникация, коммуникации в организациях, общение-коммуникация, перцепция, интеракция, коммуникатор, коммуникант, адресант, адресат, социальная информация, массовая информация, коммуникативная компетентность личности, модели коммуникативного процесса и их характеристика, каналы коммуникации, код, СМК (средства массовой коммуникации), СМИ (средства массовой информации), социальные функции массовой коммуникации, коммуникационные знаки (и их типология), семиотика (и ее структура), язык коммуникации, коммуникационные революции, и др.

Специфика предмета любой науки предполагает ответ  на вопрос: какие методы и методологические подходы, связанные со сбором и обобщением полученного знания о коммуникациях, поиском и выявлением их закономерностей, используются.

Информация о работе Введение в теорию коммуникации: объект, предмет, методология исследования