Возникновение христианства. Его сущность и истоки. Основные источники возникновения раннего христианства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 08:55, реферат

Описание работы

Цель данной работы является ознакомление с основными источниками сведений о раннем христианстве, разобрать предпосылки возникновения христианства, его сущность и истоки.
В первой главе рассматриваются общественные предпосылки возникновения христианства. Вторая глава посвящена основным источникам сведений о раннем христианстве. Третья раскрывает идейные истоки христианства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….………...…….. 3


1. Общественные предпосылки возникновения христианства…………..…….5

2. Источники раннего христианства………………………………………..……8

3. Идейные истоки христианства…………………………………………….…16

Заключение……………………………………………………..……………..….22

Список литературы…………………………………………..………………..…23

Файлы: 1 файл

реферат Культурология.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

И это все известно из нехристианских источников, относящихся к первому столетию нашего летоисчисления.

Но, может быть, христианские источники гораздо богаче различными сведениями? Разве мы не имеем в евангелиях самое подробное описание учения и деятельности Иисуса?

Прежде чем перейти к характеристике содержания и сущности Нового завета, следует остановится еще на одном  вопросе,  без  выяснения  которого невозможно правильно оценивать Новый завет как исторический документ. Было установлено, что ни один из евангелий или других ранних христианских сочинений не принадлежит современникам Христа. Первое  евангелие, то есть первый документ, описывающий некоторые эпизоды жизни Иисуса Христа, появилось лишь спустя сорок лет после его легендарной смерти.

Первыми последователями  Христа были люди в большинстве своем  простые и невежественные. Лишь очень немногие из них умели читать и  писать. Главным носителем мудрости в то время был не письменный  документ, а устная традиция. В течение первых десятилетий после смерти  Иисуса его учение распространялось только устно, путем так называемого  «катехизиса» (поучения, наставления). Пропагандистами новой веры были бродячие учителя и проповедники. Учение Христа излагалось в форме легко запоминающихся афоризмов. Эти подлинные или мнимые изречения Иисуса в сочетании с драматическими событиями его биографии обретали живые краски народных притч, и таким образом возникала устная традиция, обладающая  явными признаками фольклора.

         Говоря о причинах сорокалетнего отсутствия письменных  свидетельств о жизни и учении Христа, необходимо учитывать также настроение, в каком  жили назареи после смерти Иисуса Христа. Они верили в его скорое  возвращение, который, вернувшись, осудит неправедных и создаст царствие божье на земле. Из Евангелия от Матфея следует, что это должно было произойти совсем скоро. Иисус обещает своим ученикам: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят сына  человеческого, грядущего в царствии своем».16:28).

Однако, ожидаемый день господень так и не наступал. Христиане стали задумываться над вопросом, почему Иисус не вернулся на землю, как обещал. Вместе с тем проснулся интерес к его биографии; ведь в том, что он  делал, говорил, переживал скрывается, быть может, разгадка, которая  укрепит их пошатнувшуюся веру. В такой обстановке начали появляться описания жизни и учения Христа, задачей которых было отстаивать, объяснять и доказывать, что Иисус действительно был мессией.

Начали появляться письменные свидетельства, вошедшие  впоследствии в Новый завет. Это были в основном публицистические  трактаты,  имеющие целью объяснить и доказать, что Иисус Христос действительно был  мессией. Авторы этих трактатов опирались на авторитет Ветхого завета. В Новом завете имеется помимо бесчисленных ссылок и упоминаний около трехсот прямых  цитат из Ветхого завета.

       На сегодняшний день учеными установлено, что из ранних христианских сочинений только очень немногие принадлежат авторам, которым они приписываются, что они большей частью составлены в гораздо более позднее время, чем обозначенная на них дата. Установлено также и то, что их первоначальный текст иногда искажался самым грубым образом, путем позднейших переработок и вставок.

Самым старым евангелием считается теперь Евангелие от Марка, которое было написано не раньше, чем через пятьдесят лет после смерти Иисуса. Все, что Марк рассказывает, представляет продукт полувекового легендарного творчества.

За Марком следует  Лука, затем так называемый Матфей и наконец, последний из них, Иоанн, евангелие которого относится к середине второго столетия и написано не раньше ста лет после смерти Иисуса.

Евангелисты были малообразованные люди, имевшие очень часто совершенно превратные представления о многих  предметах, о которых они писали. Так процесс Иисуса перед Понтием Пилатом не соответствуют ни римскому, ни иудейскому праву. Евангелисты очень часто приводят неточные и противоречивые сведения. Например, если сравнивать  Нагорную проповедь Евангелия от Луки и более позднего – от Матфея. У первого она является  еще апологией обездоленных, осуждением богатых. Но ко  времени Матфея она для многих христиан была уже неприемлема. Поэтому  Евангелие от Матфея превращает обездоленных, которых ожидает блаженство, в нищих духом и совершенно опускает осуждение богатых.

С другой стороны, относительно многих изречений Иисуса можно доказать, что они принадлежат не ему, а известны были еще до него. Например, «Отче  наш» считается специфическим произведением Иисуса,  но Пфлейдер указывает, что арамейская, очень старая молитва «Каддиш» кончалась словами: «Да святится и славится великое  имя  твое  на  земле, которую ты сотворил. Да приидет царствие твое при жизни нашей и жизни всего дома Израиля».[3,с.46]

Ввиду всего этого  уже в девятнадцатом веке многие исследователи признали полную непригодность евангелий как исторических источников. Тексты Нового завета – это не более чем древние литературные памятники, синтетическое соединение древних мифов, библейских пророчеств, описаний исторических событий и произведений фольклора. Нельзя отрицать их значение для исследования. Они дают нам возможность заглянуть в обыденную жизнь, сообщают очень много сведений о социальном  характере,  об идеалах и стремлениях ранних христианских общин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  Идейные истоки христианства

 

Как и всякая новая религия, христианство возникло не на пустом месте. Именно поэтому необходимо рассмотреть явления, которые оказали   влияние на происхождение, развитие, становления христианской религии и, следовательно, основных ее идей. Оно впитало идеи и представления ряда  других религий, в первую очередь иудаизма.

          Вообще, можно указать на немаловажную преемственность,  неизменно существующую между ранними формами религии - мифами, с их  политеизмом, обрядностью и прочим, и самой религией, возникающей на их  основе. По замечанию В. С. Нерсесянца эта преемственность имеет большое  значение в области политико-правовых воззрений и прямо проявляется,  например, в виде учений о божественном характере власти и порядка,  о  божественном праве и т.п.[4,с20]

        Христианская апологетика утверждает, что в отличие от всех  остальных религий мира христианство не создано людьми, а дано  человечеству Богом  в готовом и законченном виде. Однако история религиозных учений свидетельствует о том, что христианство не свободно от религиозных, философских, этических и иных влияний. Христианство усвоило и  переосмыслило предшествующие идейные концепции иудаизма, митраизма,  древних восточных религий, философские воззрения. Все это обогащало и  цементировало новую религию, превращало ее в мощную культурно-интелектуальную силу, способную противопоставить себя всем национально-этническим культам и превратиться в массовое национальное движение.  Усвоение первоначальным христианством предшествующего религиозно-культурного наследия отнюдь не превращало его в конгломерат  разрозненных представлений, а способствовало принципиально новому учению получить всеобщее признание.

Христианство родилось первоначально среди евреев Палестины  в I в.  н.э. и других стран Ближнего Востока. Связь новой религии с иудаизмом проявилась в частности в том, что священное писание христиан - Библия включала как собственно христианские произведения, образовавшие новый завет, так и священные книги последователей иудаизма - Ветхий завет.

Иудаизм - первая последовательно  монотеистическая религия. В ней противоречиво сочетались суровые традиции древних племен с жертвоприношениями, насилием, жестокостью, и черты нового в духовной и нравственной сферах, подготовившие почву для христианства.

Иудаизм представлял  собой религию одного народа, считавшего себя избранником на том основании, что бог через Моисея дал ему закон. Приняв этот закон, евреи вступили в особые отношения c богом, заключили с ним договор, который обеспечивал им божественное покровительство в случае соблюдения всех его предписаний.

Ростки нового в религии  древних евреев заключались и  в особых представлениях об истории в Библии история трактуется как поступательное движение. Иудеи верили в пришествие мессии - спасителя, ниспосланного богом для установления справедливости.

Из иудаизма христианство заимствовало несколько основных идей: во-первых, идею монотеизма, т.е. признание одного бога, сотворившего мир и управляющего им, во-вторых,  идею  мессианизма, и в-третьих,  эсхатологию,

т.е. идею гибели существующего  мира в результате божественного вмешательства. При этом необходимо отметить, что в христианстве  все они существенно трансформировались: монотеизм был впоследствии ослаблен учением о божественной троице, мессианизм из узкоэтнического  превратился  в учение о спасении всех  людей  через  искупительную  жертву  Иисуса  Христа. Эсхатология - учение о конце мира, связывалась с идеей   вторичного пришествия Христа.

      Среди  религиозных учений, групп, сект, массовое возникновение  которых обуславливалось атмосферой неуверенности и ожидания конца света, царившей в обществе, была одна, учение и организация которой  имеют  непосредственное отношение к истокам христианства.  Мы имеем в виду Кумранскую общину и ее учение. И. С. Свенцицкая утверждает, что «влияние, оказанное кумранитами на религиозное учение первых христиан,   было очень велико».[5,с.50] По справедливому замечанию И. Д. Амусина кумранское учение сыграло своего  рода посредническую роль между ортодоксальным иудаизмом  и христианством.

Кумраниты  жили  замкнутой  общиной,  для которой характерны  были общность имущества, обязательный труд всех членов общины,   совместные трапезы, изучение религиозных текстов. Жизнь кумранитов   была строго регламентирована. Каждый новый член общины должен был передать общине «все знание, труд и имущество»(Устав кумранской общины). Как не услышать те же призывы у первых христианских общин!

Отметим некоторые важнейшие сходные черты между кумранской и  христианской  идеологиями.

         Если говорить об основополагающих сторонах религиозной  философии кумранской общины - учения о дуализме (света и тьмы, добра и зла и  т.д.) и предопределении, то известно, что эти доктрины были распространены и  среди раннехристианских общин. Отголосками дуалистических мотивов противопоставления света - тьме изобилуют новозаветные писания, в особенности же приписываемое Иоанну («дух истины  и дух заблуждения» в первом послании Иоанна 4:6). Точно также другой кардинальный принцип христианского учения, необходимо вытекающий из учения о  предопределении: «Да будет воля твоя», находит себе, по-видимому,  параллель в том же Уставе: «И все сделанное с ним он возжелает в добровольным предании себя и, кроме воли бога, ничего не хочет».[5,с.76]. Известно, что одним из основных и в то же время оригинальных  положений  христианства является предписание не отвечать злом на зло(«А я говорю вам: не противься злому» - Матфей 5:39). Указание на это мы встречаем и в кумранском Уставе:«Я никому не воздам злом, а добром преследую; ибо богу принадлежит суд над всеми живыми, и ему принадлежит воздаяние”.[5,с.76]

       Наконец, можно указать сходство в социальных принципах,  «философии нищеты», указывающих на результат действия общих факторов, действующих в аналогичных исторических условиях. Амусин  И.Д.  отмечает, что «ожидание мессии является не только религиозно-мифологической идеей. Социальный смысл мессианских чаяний заключается  в жажде перемен, мечте о переустройстве мира. В то же  время это является  свидетельством отчаяния, вызванного сознанием невозможности только своими силами искоренить зло и несправедливость на земле”.[11 6,с.162]

«В кумранской идеологии впервые пробила себе место идея замены избранничества целого этноса избранничеством индивидуума».[6,с.225]

Из всего этого некоторые ученые сделали закономерный вывод, что  новым и целиком оригинальным являются не учения христианства и его  историческая роль, не социальные принципы, социальная организация и   повседневная религиозная практика раннехристианских общин, а только   божественная личность Христа и его спасительный подвиг придают  христианству его новую сущность.

Наряду с многочисленными  чертами сходства между кумранрской  и новозаветной литературой можно обнаружить немало различий. Основное различие заключается в том, что кумранская община ограничивалась  верованием в грядущий приход мессии, в то время как само возникновение  христианства связано с верой в уже состоявшийся приход мессии - Христа.  Выступающий в кумранской литературе мессия еще не наделен   специфическими  чертами спасителя, в то время как новозаветный Христос прежде всего - избавитель и спаситель мира, пришедший в мир, чтобы жертвенно принять на себя его грехи и своей кровью искупить их. Вполне  понятно поэтому, что в кумранских текстах нет даже намека на такие христианские догматы, как воплощение им первородного греха людей, учение о троице.

Энгельс Ф. ставил вопрос о том, откуда происходят представления  и идеи, которые в христианстве сложились в своего рода систему.[7,с.4]. Для того, чтобы ответ был полным, необходимо рассмотреть  связь  христианства  с философией - уделом интеллектуальной элиты.

Энгельс отмечал заслугу Бауэра Б., который показал связь христианства с некоторыми античными философскими течениями.   Особенно заметное влияние на основы  христианского  вероучения  оказали  неоплатонизм Филона Александрийского(25 до н. э. - 50 н.э.) и нравственное учение римского стоика Сенеки ( 4 до н. э.- 65 н. э.). Философа Филона Александрийского Энгельс назвал «отцом  христианства», а представителя римских стоиков Сенеку – «дядей» христианства.

Филон соединил понятие Логоса в библейской традиции,  рассматривающей Логос в качестве внутреннего закона, направляющего движение  Космоса. Логос у Филона - священное Слово, позволяющее  созерцать  Сущее.  Иного  пути познания Бога не существует, только через Логос - Слово. Учение  Филона о прирожденной греховности всех людей , о покаянии, о Сущем как первоначале мира, об экстазе как средстве приближения к Богу, о логосах,  среди  которых Сын Божий- высший Логос и другие логосы, названные ангелами, - послужило одной из идейных предпосылок  для  христианских  представлений  об  иерархии духовных начал, оказало заметное влияние на формирование христианства.

Информация о работе Возникновение христианства. Его сущность и истоки. Основные источники возникновения раннего христианства