Возникновение христианства. Его социокультурные последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 10:41, реферат

Описание работы

Иногда учёные сомневаются в реальности Иисуса как исторического лица, ссылаясь на скудность оставшихся исторических свидетельств и противоречивость некоторых биографических деталей в четырёх Евангелиях (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна). Однако из сомнений в достоверности отдельных биографических деталей нельзя делать вывод о том, что проповедник Иисус никогда не существовал как историческое лицо.

Содержание работы

Введение

1. Личность Иисуса Христа………………………………………………. 3
2. Учение Иисуса Христа………………………………………………… 10
3. Христианское искусство………………………………………………. 17
4. Список литературы…………………………………………………….. 21

Файлы: 1 файл

Возникновение христианства. Его социокультурные последствия.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

Итак, чему учил нас Иисус Христос? Какие идеи хотел Он внедрить в  сознание человечества? Ради каких  принципов Он принял крестную смерть?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся  к собственным словам Иисуса, зафиксированным  в общепризнанном христианском источнике  – евангелиях Нового Завета. И будем  цитировать их по тексту русского синодального перевода, принятому в качестве канонического Русской Православной Церковью и признаваемому подавляющим большинством евангелических церквей нашей страны (1).

“35 И один из них, законник…  спросил, говоря:

36 Учитель! какая наибольшая  заповедь в законе?

37 Иисус сказал ему:  “возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим” –

38 Сия есть первая  и наибольшая заповедь;

39 Вторая же подобная  ей: “возлюби ближнего твоего, как  самого себя”;

40 На сих двух заповедях  утверждается весь закон и  пророки” (От Матфея 22:35-40).

Это собственные слова  Учителя, Сына Божьего и Бога, записанные Его учеником.

“Весь закон и пророки”, а значит, нет закона бошьшего, чем  эти слова Христа. И если рассуждать логично и быть честными перед  собой, то надо признать: если чьи-либо слова, чьё-либо писанное и неписанное учение расходится с этими заповедями, следует исполнить слова Бога Христа и пренебречь любыми советами, приказами и рекомендациями, если они противоречат Христовым словам, от кого бы такие советы, приказы и рекомендации ни исходили.

А, если противоположные  приказы находятся в канонизированных текстах Библии? Да, Ветхий Завет  наполнен призывами к убийству, мести, исстреблению целых народов, содержит призывы к израильтянам проникнуться чувством своей национальной исключительности и богоизбранности, подробные инструкции, как утвердить своё положение избранного народа.

Вот только несколько  образчиков “справедливых” законов  Моисея и ветхозаветных пророчеств: “19 Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост; 20 иноземцу отдавай в рост , а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всём, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идёшь, чтобы овладеть ею”(Второзаконие 23:19-20).

“6 Ибо Господь, Бог  твой, благословит тебя, как Он говорил  тебе, и ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать  взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобой не будут господствовать” (Второзаконие 15:6).

“10 Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их – служить тебе; ибо во гневе Моём Я поражал тебя, но в благоволении моём буду милостив к тебе. 11 И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днём ни ночью, чтобы приносимо было к тебе достояние народов и приводимы были цари их. 12 Ибо народ и царства, которые не захотят служить тебе,– погибнут, и такие народы совершенно истребятся” (Исаия 60:10-12).

“2 Так говорит Господь  Саваоф: вспомнил Я о том, что сделал Амалик Израилю, как он противостал ему на пути, когда он шёл из Египта; 3 теперь иди и порази Амалика и истреби всё, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла” (1-я Царств 15:2-3).

Как быть с текстом Ветхого Завета, который, едва ли не программирует читателя на месть, войну, убийство, межэтническую ненависть?

Христос говорит: «34 Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. 35 По тому знают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (От Иоанна 13-34,35).

«Заповедь новую», отменяющую верования, бытовавшие среди иудеев того времени. Ведь так? Если понять слова  Христа прямо и без выкрутасов.

Христос даёт заповедь любви. Любви, прощения, милосердия, смирения. Ценности, противоположные лейтмотивам Ветхого Завета, пронизывают Новый Завет.

«7 Возлюбленные! Будем  любить друг друга, по тому что любовь от Бога, и всякий любящий рождён от Бога и знает Бога. 8 Кто не любит, тот не познал Бога, по тому что Бог есть любовь» (1-е Иоанна 4:7,8).

«16 И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и  уверовали в неё. Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает  в Боге, и Бог в нём» (1-е Иоанна 4:16).

Заповедь бескорыстной любви – самая главная заповедь! Из неё только лишь и может сложиться понятие братства и единства.

Христос призывает к  прощению и равно доброму отношению  ко всем людям, независимо от понятий  справедливости, закона, возмездия.

«45 Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (От Матфея 5:45).

«44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте ненавидящих  вас, благотворите ненавидящим вас  и молитесь за обижающих вас и  гонящих вас» (От Матфея 5:44).

«14 Ибо если будете прощать  людям согрешения их, то простит  и вам Отец ваш Небесный» (От Матфея 6:14).

«37 Не судите и не будете судимы; не осуждайте и не будете осуждены; прощайте и прощены будете» (От Луки 6:37).

«30 Всякому просящему у тебя дай, и от взявшего твоё не требуй назад» (От Луки 6:30).

«35 Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам  награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным  и злым» (От Луки 6:35).

«12 И прости нам долги  наши, как и мы прощаем должникам  нашим» (От Матфея 6:12).

«21 Тогда Пётр приступил  к Нему и сказал: Господи! Сколько  раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? 22 Иисус  говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до семижды семидесяти раз» (От Матфея 18:21,22).

Сын Божий, свободно творивший  чудеса, Иисус Христос отказывается применять чудесные средства устрашения и наказания для «защиты своих  чести и достоинства», как это  многократно проделывал Ветхозаветный Бог и Его пророки.

«52 И послал вестников  пред лицом Своим; и они пошли  вошли в селение Самарянское, чтобы приготовить для Него; 53 но там не приняли Его… 54 Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошёл с неба и истребил их, как и Илия сделал? 55 Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; 56 ибо Сын Человеческий пришёл не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение» (От Луки 9:54-56).

А как же религия иудеев? Полное противоречие со словами Христа! Неужели Бог, обещавший быть неизменным, так круто переменил собственную позицию?

На этот вопрос Иисус  Христос тоже дал ответ. Обращаясь  к иудеям, Он сказал: «41 Вы делаете  дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога. 42 Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшёл и пришёл; ибо Я не Сам от Себя пришёл, но Он послал Меня. 43 Почему вы не понимаете речи Моей? Потому, что не можете слышать слова Моего. 44 Ваш отец – диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он – лжец и отец лжи. 45 А как Я истину говорю, то не верите Мне… 47 Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога» (От Иоанна 8:41-47).

Кажется, куда ещё яснее! Иисус Христос подробно охарактеризовал  существо, назвавшееся богом иудеев в ветхозаветный период истории еврейского народа.

Современный читатель не виноват в той судьбоносной ошибке, которая привела к канонизации  древней христианской церковью Ветхого  Завета – сборника сомнительных откровений пророков, призывавших к человекоубийству, национальной и религиозной нетерпимости и установлению господства одного народа над другими.

Современный читатель достаточно искушён и критичен, чтобы отделить истину от лжи.

В любом случае, Христос  отменил Ветхий Завет, и это положение  принимается даже теми христианскими конфессиями, которые включают его в свой канон, например Русской Православной Церковью.

Сын Божий принёс нам  заповедь любви, и основной целью  Его первого пришествия стало  закрепление в сознании людей:

  • нового образа Бога («Бог есть любовь»),
  • нового принципа детоводительства через Слово Живое Бога («…один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья»),
  • новой шкалы человеческих ценностей:
  • единство народа на Земле вместо избранного народа Израиля («…и будет одно стадо и один пастырь»),
  • равенство людей вместо иерархического принципа построения общества («Больший из вас да будет вам слуга: ибо кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится»);
  • приоритетность духовных ценностей над материальными («Не собирайте сокровищ на земле…но собирайте себе сокровища на небе», «Не можете служить Богу и маммоне»).

 

Свойство любить есть основа нашей души. До каких же пор  эгоистичное начало нашей биологической  плоти будет превышать духовное, Божие в нас, цепляясь, как за своё оправдание, за каждое разночтение или двусмысленное слово в евангелиях?

Давайте любить друг друга  без условий, и близких, и далёких, врагов своих и врагов друзей, врагов своего народа и врагов другого народа. Ведь мы все дети одного Отца, Который  «есть Любовь».

И сделать это мы должны по тому, что: «48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (От Матфея 5:48).

«… Он повелевает солнцу своему восходить над злыми и  добрыми и посылает дождь на праведных  и неправедных» (От Матфея 5:45).

 

 

 

 

                                    Христианское искусство

      Художественная культура «христианского» мира обладает такими универсальными признаками, которые придают ей эстетическое своеобразие и неповторимость. Это своеобразие художественной культуры определяется, как говорилось выше, исторически сложившейся системой искусств, в которой ведущее искусство определяет ту качественную универсальность, которая свойственна этой культуре на протяжении всей истории ее существования. И хотя на первый взгляд кажется, что здесь «spiritus flat ubi vult», что в художественно-эстетической жизни «христианских» народов нет никакой иной доминанты, кроме религиозной, — это не так.

 

В силу исторически сложившейся  культурной традиции, идущей от первобытной  материальной и духовной культуры, от греческой и римской античности, в «христианском» мире ведущими стали пластически-изобразительные искусства — скульптура и живопись, т. е. такие искусства, в которых телесность, материальность выражались наиболее ярко и зримо. Именно это четко определило границы и возможности религиозного влияния на искусства в целом.

 

Природный материал, в  котором существуют скульптура и  живопись, будь то скульптурный образ  античного бога или православная икона, кроме иллюзорной или мистической  идеи, заключенной в этом образе-символе, несет на себе груз того материала, в котором этот образ живет. Причем пластически-изобразительный характер этих произведений искусства неизбежно переносит акцент образности с ирреально-мистического на материально-духовный уровень. Здесь с особенной ясностью выступает диалектическое противоборство земной природы искусства с христианским пониманием гносиса, выраженного в христианской теологии в принципе «неподобного подобия».

 

Христианская теология с момента своего возникновения  стремилась разрешить эту антиномию в пользу иллюзорного, чисто духовного понимания и воспроизведения божественного начала.

 

В раннесредневековой христианской схоластической теологии разрешение этой антиномии на уровне умозрительной  спекуляции, казалось, было достигнуто. Особенно убедительно это было продемонстрировано Тертулианом в тезисе 5-м его трактата «О теле Христовом»: «И умер сын божий, что вполне достойно веры, так как невероятно. И погребен он, и воскрес, что верно, так как невозможно». Однако в искусстве разрешение этой антиномии на уровне умозрительной спекуляции было невозможно, потому что пластические и изобразительные искусства могли оставаться таковыми только тогда, когда они не отрывались от реальной природы и человека.

 

Именно поэтому раннехристианские  теологи, как на Западе, так и на Востоке, чувствовали, подчас лишь интуитивно и смутно, эту внутреннюю несовместимость искусства и христианской веры. Тот же Тертулиан резко выступал против искусства, считая его наследием языческой античности — языческой ересью. «Искусство, — восклицал он, — ...находится под покровительством двух дьяволов — страсти и вожделения — Бахуса и Венеры».

      Ранневизантийский неоплатоник Псевдо-Дионисий Ареопагит, хотя и расходился с Тертулианом в оценке античного философского наследия, стремясь в своих сочинениях (в особенности в трактате «О иерархии ангелов и церкви») соединить его с христианством, — в оценке искусства единодушен со своим западным «братом». Он в трактате «Об именах бога» утверждает, что искусство есть проявление божественной красоты и видит совершенную красоту только в боге, она есть только одно из божественных имен.

Информация о работе Возникновение христианства. Его социокультурные последствия