Возникновение древних государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 23:35, контрольная работа

Описание работы

Еще в начале XIX в. историческая наука очень мало знала о древнем Востоке. Давно исчезли древние государства Востока, города их были разрушены, а развалины занесены песком и пеплом, забыты были и древние. За последние 100—150 лет проведены крупнейшие исследования по истории древнего Востока. Ценой упорного, кропотливого труда ученые различных стран, в их числе и советские, расшифровали письменность большинства древневосточных народов и прочли найденные документы.

Файлы: 1 файл

теория менджмента К.Р..doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

В целях укрепления царской  власти Маништушу вводит налоги с  храмового хозяйства, расширяет царский земельный фонд, скупая общинные земли, что закладывает основы системы царских хозяйств. В то же зремя он ищет у жрецов поддержки, увеличивая размер наделов и количество забов у храмового персонала, принося храмам богатые дары, освобождая некоторых из них от налоговой повинности.

После насильственной смерти и этого царя в Аккаде воцаряется знаменитый На-рам-Суэн (2236—2200 гг. до н. э.). Подавив очередную вспышку  недовольства внутри государства, Нарам-Суэн принимает меры, которые укрепляют  его деспотическую власть. Вместо прежних наследственных «энси» из числа аристократии он сажает в ряде городов своих сыновей, представителей царской бюрократии, и низводит i энси» до положения чиновников. Опора на жречество становится ведущей линией его внутренней политики. Он и его сыновья-наместники возводят храмы, члены царской семьи входят в состав храмового персонала, жрецам даются многочисленные льготы. В ответ жречество соглашается признать Нарам-Суэна «богом Аккада», детерминатив божества   ставится   перед  именем   царя.

Внешняя политика Нарам-Суэна  отличается большой активностью. Он предпринимает успешные походы на северо-запад, где наносит решающий удар царству  Эбла, на север — в Субарту  и верховья Тигра, на восток —- в  Элам и страны побережья Персидского залива, в горы Загрос — против племени луллубеев. Его победы зафиксированы в многочисленных надписях, найденных в верховьях Тигра и в Сузах. На сузской «Стеле Нарам-Суэна», являющейся выдающимся произведением искусства, запечатлен триумф царя в войне с луллубеями. Титул «царь четырех стран света» торжественно увенчал внешнеполитические успехи аккадского царя.

Однако последние годы правления Нарам-Суэна были омрачены конфликтами с частью жречества, недовольной введением царского культа, а также голодом, охватившим страну, разрушением ирригационной сети, которые, вероятно, были следствием вторжения в Месопотамию горных племен кутиев (гутиев).

Некогда могущественное Аккадское царство с трудом отбивалось от степных кочевников с запада, набегов эламитов с востока и все более глубокого проникновения кутиев в Месопотамию. (библиотек. ру)

2.2 Шумеро-Аккадское царство при Ш династии Ура

Около ста лет кутии  удерживали политическое господство над  страной. Имущественное расслоение в их собственной среде повлияло на слияние знати завоевателей со знатью покоренного Шумера и Аккада, что упрочило их господство и сделало его еще тяж;елее для народных масс. Зрело сопротивление завоевателям, которое возглавил при поддержке Ура Урук, где к власти пришел простой рыбак Утухенгаль.

В 2109 г. до н. э. кутии были разбиты Утухенгалем. Однако он вскоре умер, и гегемония над освобожденной  Месопотамией перешла к царю Ура  — Ур-Намму. Он стал основателем  знаменитой III династии Ура, правившей  объединенным Шумеро-Аккад-ским царством (конец XXII — начало XX в. до н. э,>.

За время более чем  столетнего правления III династии Ура  в Шумеро-Аккадском царстве произошли  некоторые изменения в экономике. Была полностью восстановлена прежде нарушенная ирригационная система, предпринято строительство новой обширной сети каналов, на царско-храмовой земле были организованы в больших масштабах земледельческие и скотоводческие хозяйства, ремесленное производство в царских мастерских, увеличен объем монополизированной государством внешней торговли с соседними странами, унифицирована система мер и весов внутри страны. Велось строительство храмов, гигантского трехступенчатого зиккурата Ур-Намму, дворца и усыпальниц царей в Уре.

Основную массу земель при III династии Ура составлял царский  земельный фонд, вобравший в себя земли местных правителей, все храмовые владения и вновь завоеванные территории. Царская земля делилась на несколько категорий. Часть земли была собственно царской. Она обрабатывалась находившимися на положении рабов «гурушами» (букв, «молодцами»), которые получали за работу натуральное довольствие, рабами из числа военнопленных, а также наемниками из числа разорившихся свободных общинников. Другая часть царской земли выделялась в пользование храмов, а третья часть отдавалась в пользование административному и храмовому персоналу, профессиональным воинам.

Наряду с царскими существовали земли, находившиеся в  собственности общин и частных  лиц. Площадь таких земель значительно  уступала царскому земельному фонду.

Общество Месопотамии  времени III династии Ура приобретает ярко выраженный рабовладельческий характер. Господствующее положение принадлежало в нем классу рабовладельцев, представленных служилой. в том  числе  военной,  и  кое-где  сохранившейся родовой знатью, высшим жречеством, верхушкой земледельческих общин. Класс мелких производителей — крестьян-общинников и ремесленников — переживал процесс имущественного расслоения, который обострялся в обстановке постоянных войн конца III тысячелетия до н. э. Цари III династии Ура, стремясь приостановить процесс неуклонного разорения, запретили куплю-продажу общинных земель. Однако она могла проходить в другой форме — под видом дарения. Продажа домов и садов вообще не запрещалась. О массовом разорении мелких производителей свидетельствует наем их для работы на царских полях в качестве своего рода батраков и поденщиков, работа свободных ремесленников в царских мастерских наряду с рабами. Документы говорят о продаже в рабство детей бедняков, особенно дочерей, о росте временного рабства — должничест-ва, чреватого уже наследственным рабством для детей должников, родившихся в период отработки долга. Сохранились судебные акты по оспариванию рабского состояния бывшими свободными, которые свидетельствуют о частом порабощении ранее свободных людей. Об обществе, полном противоречий, ясно говорят строки из введения к законам царя Шулыи: «Сироту человеку богатому он ни за что не отдавал, вдову человеку, власть имеющему, он ни за что не отдавал, человека одного сикля человеку одной мины он ... не отдавал» (1 минал;0,5 кг серебра).

Класс рабов увеличился количественно за счет военнопленных, захваченных во время походов  и при подавлении восстаний, а  также за счет проданных в рабство  разорившихся свободных. Цена на рабов  была невелика: раб стоил 9-—10 сиклей, рабыня — вдвое или втрое меньше. О большом развитии рабства говорит тот факт, что ими нередко владели люди небольшого достатка: храмовые служащие, пастухи, ремесленники. Положение рабов, особенно из числа военнопленных, трудившихся в централизованных царских хозяйствах, было крайне тяжелым. На хозяйственных табличках из города Уммы зафиксированы вьщачи продуктов питания рабыням и их детям, которые содержались в особом лагере под контролем надзирателей. В течение месяца из 185 человек умерло 57, по всей вероятности, от эпидемий, голода и злоупотреблений чиновников. Труд рабынь особенно интенсивно использовался в царских (ткацких, прядильных, мукомольных, пивоваренных) мастерских. При раскопках Ура были обнаружены остатки ткацкой мастерской, где работали 165 женщин и детей. Положение частновладельческих рабов было несколько лучшим. Они могли иметь небольшое имущество, семью, откупаться на волю, по некоторым делам обращаться в суд. Рабов-соплеменников запрещалось продавать за пределы страны. Нередко и государственные, и частные рабы совершали побеги, законы предусматривали вознаграждения их поимщикам.

Государственное устройство Шумеро-Аккадского царства в эпоху III династии Ура имело законченную  форму древневосточной деспотии. Во главе государства стоял царь с неограниченной властью, носивший титул «царя Ура, царя Шумера и Аккада», называвшийся иногда «царем четырех стран света». Власть царя идеологически обосновывалась религией. Глава пантеона, обшешумерскиЙ бог Энлиль, отождествленный с аккадским верховным богом Белом, считался царем богов и покровителем земного царя. Был составлен «Царский список» с перечнем царей «до потопа» и «от потопа», что утверждало идею об изначальном существовании царской власти на земле. Со времени правления Шулыи (2093—2047 гг. до н. э.) царям воздавались божественные почести и был учрежден их культ. Жречество было подчинено царю.

Царю подчинялся и  огромный бюрократический аппарат. С самостоятельностью городов-государств и их правителей было покончено, исчезает и местная общинная знать. Вся  страна была разделена на наместничества, которыми управляли назначаемые и сменяемые царем наместники, лишь носившие прежний титул (шумерский — «эн-си», аккадский—«ишшаккум»), но целиком подчинявшиеся царю. Был организован царский суд. Обязанности судей выполняли наместники, чиновники, жрецы. В общинах действовали общинные суды, своего рода остатки местного самоуправления. Для нужд судебного ведомства был разработан один из древнейших судебников в мире — законы Шульги. Многочисленные писцы и чиновники разрабатывали дальнейшие нормы трудовых повинностей и пищевого довольствия, учитывали мельчайшие изменения в хозяйственной деятельности и положении людей, составляли всевозможные отчеты и справки. Дух бюрократии пронизывал всю систему царской деспотии III династии Ура.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Приблизительно в III—II тысячелетиях до н. э. часть человечества совершила гигантский прорыв — перешла  от первобытности к цивилизации. Начал создаваться качественно  иной мир, хотя долгое время он еще  имел много связей с первобытностью, да и сам переход к цивилизации, конечно, осуществлялся постепенно, начиная с IV—III тысячелетий до н. э. И тем не менее грани, отделяющие цивилизацию от первобытности, вполне определенны.  
История превратила человека в существо, стремящееся выйти за свои пределы.  
К. Ясперс, современный немецкий философ  
В обществах, вступивших на путь цивилизации, ремесло отделилось от сельского хозяйства. Благодаря строительству грандиозных по тем временам ирригационных сооружений резко повысилась производительность сельского хозяйства.  
Усложнилась структура общества: в нем появились разные социальные слои, отличающиеся друг от друга по профессиональным признакам, по материальному положению, объему прав и привилегий. Образовалось государство — система органов управления обществом и его подавления.  
Была создана письменность, благодаря которой люди смогли закрепить законы, научные и религиозные идеи и передать их потомству.  
Появились города — особый тип поселений, в которых жители, по крайней мере частично, были освобождены от сельского труда. (хачатрян В)

История развития человеческого общества – это процесс организационного прогресса, усложнения самой структуры  организации людей. Форма, в которой  и осуществляется данное поступательное движение, представляет собой выделение  новых видов деятельности разделения общественного труда, сопровождающего ростом его производительной силы. С выделением новых видов деятельности в общественном разделении труда связана и история развития управленческой мысли. Считается, что начало развития управленческого характера деятельности датируется примерно 4 – 5 тыс. лет и совпадает с первой управленческой революцией.

Первая управленческая революция (4-5 тыс. лет назад) характеризуется как «религиозно-коммерческая». Она произошла в период формирования рабовладельческих государств на Древнем Востоке. Уже в древнем Шумере, Египте и Аккаде наблюдалась трансформация и расслоение высшей касты священников. Появился особый слой жрецов - религиозных функционеров, которые осуществляли торговые операции, вели деловую переписку и производили коммерческие расчеты. В результате появился новый тип деловых людей - еще не коммерческий делец или предприниматель, но уже и не религиозный деятель, чуждый всякой наживы. Побочным результатом управленческой деятельности жрецов стало появление письменности. В период первой революции управление сформировалось как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, превратившись позже в со-циальный институт и профессиональное занятие. http://infomanagement.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Возникновение древних государств