Восток – Запад как глобальная проблема современности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 22:05, реферат

Описание работы

В различных областях - общественно-исторической, философской, филологической, искусствоведческой - накоплен многочисленный и разнообразный с фактической, исторической, теоретической точек зрения материал по проблеме "Восток - Запад". Его культурологическое исследование выявляет различные методологические подходы в ее осмыслении, определяет характер и степень их научной продуктивности.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….. 3
1. Понятия «Восток» и «Запад» ………………………………………………. 5
2. Исследование дихотомии «Восток – Запад» ……………………………… 8
Заключение …………………………………………………………………….. 15
Список литературы ……………………………………………………………. 16

Файлы: 1 файл

Культурология. Реферат.docx

— 51.06 Кб (Скачать файл)

Примеры глубокой дифференциации ценностных систем и жизненных установок свидетельствуют о глубоком различии социокультурных систем Запада и Востока. Историческое и смысловое противостояние культур Востока и Запада укоренено в фундаментальной разнице двух способов человеческого существования - бытия и обладания. 

Для лучшего пояснения различий между Востоком и Западом, между двумя способами существования - бытием и обладанием, обратимся к анализу примеров двух близких по содержанию поэтических произведений. Эти примеры-иллюстрации использовал Д.Т. Суд - зуки в своей работе «Лекции по дзен-буддизму». 

Одно из стихотворений - хокку (нерифмованное трехстишие), написано японским поэтом Басе, другое принадлежит перу английского поэта Теннисона. Оба поэта описали сходные переживания - свою психологическую душевную реакцию на увиденный во время прогулки цветок. Наблюдая за цветком, английский поэт Теннисон сказал:  

Возросший средь руин цветок,  
Тебя из трещин древних извлекаю,  
Ты предо мною весь - вот корень, стебелек, здесь, на моей ладони.  
Ты мал, цветок, но если бы я понял,  
Что есть твой корень, стебелек,  
И в чем вся суть твоя, цветок,  
Тогда я Бога суть и человека суть познал бы.  

Посмотрим теперь, как в сходной ситуации представляет себя Восток. Трехстишие Басе (хайку, или хокку) немногословно: 

 
Внимательно вглядись!  
Цветы пастушьей сумки

Увидишь под плетнем!  
 
Поразительно, насколько разное впечатление производит на Теннисона и Басе случайно увиденный цветок! Первое желание Теннисона - обладать цветком, поэтому он срывает его с корнем. Теннисон завершает свое стихотворение глубокомысленными рассуждениями о том, что цветок может помочь ему проникнуть в суть мироздания и понять природу Бога и человека. Но сам цветок обрекается поэтом на смерть, он становится жертвой проявленного интереса. Образ Теннисона может быть соотнесен с типичным образом западного мыслителя-ученого, который в поисках высшей истины умертвляет живой мир. 

Отношение Теннисона как западного человека к цветку и к миру является выражением жизненного принципа обладания или владения. Общение с миром у Теннисона выступает интеллектуальным вопрошанием. Индивидуальность Теннисона оказывается запредельной цветку, Богу и человеку. Это означает, что западный человек не отождествляет себя ни с Богом, ни с природой. Человек западно-европейской культуры, по преимуществу, отделен и отдален от мира. 

Отношение Басе к цветку совершенно иное: он, как и большинство восточных поэтов, воспевает любовь к природе и единение с ней. У Басе не возникает желания сорвать цветок, он лишь «внимательно вглядывается», чтобы «увидеть» цветок. Басе ощущает в своей душе совершенно особое чувство - чувство родства со всем живым миром и чувство трепета, восхищения перед красотой и мудростью мира. Его переживание настолько глубоко и всеобъемлюще, что он не пытается словесно оформить свои чувства.  
Душа восточного человека мистически и религиозно открыта миру, она способна понять важную истину: даже в малой части Вселенной сокрыт запредельный смысл. Реальные размеры предмета или явления совершенно не важны. Восточный человек наделен особым даром - узреть в малом великое, выходящее за пределы его физического существования. Таков Восток с его загадочной азиатской душой. 

Отношение Басе как восточного человека к цветку, к природе и к миру выражено жизненным принципом бытия. Бытие выступает особым способом существования человека: человек счастлив, продуктивно используя свои способности и пребывая в единении со всем миром. Басе не жаждет обладать чем-либо (например, цветком), он целиком и полновесно ощущает и переживает таинство жизни, уходящее корнями в глубины мира. Под обладанием и бытием понимаются не перечисления отдельных качеств субъекта, но два способа существования человека - два альтернативных вида психической самоориентации и социокультурной ориентации человека в мире. 

Обладание и бытие выступают основными принципами моделирования базовых структур человеческой ментальности, доминирование которых определяет все, что человек чувствует, думает и делает. Обладание и бытие выступают фундаментальными экзистенциалами - смысловыми схемами, которые формируют тип ментальности - тип сознания, и, значит, тип личности определенной культуры. 

Обладание является жизненным принципом существования цивилизации Запада. Западное индустриальное общество ориентировано на прогрессивное развитие человека, которое нацелено на удовлетворение материальных потребностей жизни и достижение власти и славы. При существовании человека по принципу обладания его отношение к миру выражается в стремлении превратить весь мир в объект владения и обязательного практического использования. 

Ориентация на обладание, столь характерная для западной культуры, создает разрыв - пропасть отчуждения и дисгармонию в общении человека с миром и природой. Человек Запада стремится использовать природу для достижения собственной выгоды и пользы. Не случайно в западноевропейской культуре утвержден культ личности и любви к человеку, в то время как Восток ориентирован на основное правило жизни - любви ко всему миру. Индусы говорят так: «Все есть Брахман» - все в мире есть Бог и любое живое существо обладает собственным значащим путем и великим смыслом.  
Западный человек, в отличие от человека Востока, не пытается сохранить естественную целостность и жизненность мира, он ориентирован на рациональное познание и использование мира. «Хирургический скальпель западного интеллекта» умертвляет мир - природу, разделяя его на части и затем искусственно соединяя их в общую мозаику. Не случайно у Теннисона на первом месте проявлена не глубина переживаний, формирующая чувство эмоционального родства и единства человека с природой, но его интеллектуальное вопрошание. Оно типично для западного сознания.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Культура, как Запада, так и Востока полна непреходящих духовных ценностей. В наше время идет процесс интеграции, взаимообогащения культур. Занимая выгодное географическое положение, учитывая свое евразийство и опираясь на богатство своей культуры, Россия способна содействовать диалогу Запада и Востока. Участвуя в этом диалоге, Россия сохранит свою самобытность и самостоятельность, свое православное лицо и коллективистские принципы. Только в этом случае ей посчастливиться стать образцовым государством, как в политико-экономическом, так в научно-техническом и культурно-нравственном отношениях.

Влияние восточных религий и философий на Запад, влияние западных политических, культурных и экономических явлений на Восток и – в наибольшей степени – все большее развитие международных коммуникаций и электронных средств связи, - все это превратило диалог между культурами и цивилизациями в неоспоримую реальность общественной жизни. Эти изменения постепенно вышли за пределы общественных отношений и проникли в более глубокие слои нашей жизни. По мере проникновения элементов мировой культуры в жизнь народов (хотя, конечно, само общество должно выбирать, что ему в мировой культуре подходит, а что нет) создается общее поле деятельности для представителей различных географических и культурных сообществ. Эти поля взаимодействия можно на научной основе открыть и познать, что поможет приблизиться к нахождению «общего языка», который является необходимым условием любого диалога.

«Нам следует, - как отметил на одном из заседаний ООН, посвященном диалогу между цивилизациями бывший Президент Исламской Республики Иран Моххамед Хаттами, - смиренно внимать голосам различных культур, ибо эти голоса, возможно, смогут на основе богатого человеческого опыта обозначить новые пути жизни человека».

 

Литература

1. Ахмедова Э., Габидуллин Р. Культурология. Мировая культура. [Текст]/ Э. Ахмедова – Ташкент, 2001. - с. 65.

2.  Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. [Текст]/ С. Хантингтон – М.: ООО «Издательство АСТ», 2005. – с. 115.

3.  Нысанбаев А. Глобализация и диалог культур. // Евразийское сообщество [Текст]./ А. Нысанбаев – 2002, №1. - с.113.

4.  http://vtk34.narod.ru/abolshina_obchestvoznanie/book/book5.2.htm

5.  http://cheloveknauka.com/problema-vostok-zapad-v-istorii-otechestvennoy-kulturologii

 

 


Информация о работе Восток – Запад как глобальная проблема современности