Византия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:54, реферат

Описание работы

Византи́йская импе́рия, Византи́я, Восточная Римская империя (395—1453) — государство, оформившееся в 395 г. вследствие окончательного раздела Римской империи после смерти императора Феодосия I на западную и восточную части. Менее чем через восемьдесят лет после раздела, Западная Римская империя прекратила свое существование, оставив Византию исторической, культурной и цивилизационной преемницей Древнего Рима на протяжении почти десяти столетий истории поздней Античности и Средневековья.
Название «Византийская» Восточная Римская империя получила в трудах западноевропейских историков уже после своего падения, оно происходит от первоначального названия Константинополя — Виза́нтий, куда римский император Константин I перенес в 330 году столицу Римской империи, официально переименовав город в «Новый Рим».

Файлы: 1 файл

Византия.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

Традиционный  канонический характер византийской иконописи  стал церковной догмой, освящался  авторитетом православного вероучения.

Что касается положения  и роли художника-живописца, то они  были чётко определены в решениях VII Вселенского собора (VIII в.), где говорилось, что иконы создаются не изобретением живописца, а в силу закона вселенской церкви, что сочинять есть дело не живописца, а святых отцов. Им только принадлежит право построения композиции икон, а живописцу остается только

исполнение.

Иконографический  канон сформировался в Византии и воплощал ряд существенных особенностей христианского миросозерцания.

Целью византийского  культового искусства было не изображение  окружающего мира, а постижение художественными средствами сверхъестественного мира.

Отсюда главные  требования к иконографии.

Во-первых, образы сверхъестественных существ на иконах (Иисуса Христа, Богоматери, пророков) должны подчеркивать их неземной, сверхъестественный характер, должны быть направлены на спиритуализацию человека.

Исходя из размеров головы византийский мастер конструирует пропорции всей фигуры. Голова (точнее - лик) представляют для него интерес  для выражения бестелесного и мысленного созерцания.

Пристально  устремленные на зрителя глаза выделяются преувеличенно большими размерами; тонкие, как бы бесплотные губы лишены чувственности. Нос - в виде незаметной вертикальной, либо слегка изогнутой  линии, лоб - подчеркнуто высокий, причем он подавляет своей величиной все остальные части лица.

Во-вторых, поскольку  сверхъестественный мир по христианской вере -мир вечный, постоянный, фигуры библейских персонажей должны изображаться неподвижными, статичными. В глазах византийца человек был неподвижен тогда, когда он был преисполнен сверхчеловеческим, божественным содержанием.

В-третьих, в  целях постижения вечной сверхчувственной сущности вещей византийская икона  предъявила специфические требования к отображению пространства и  времени.

Предметы изображались не такими, какими их может видеть человек из одной определенной пространственной точки, а такими, какими представлялись они иконописцу с точки зрения их сущности.

Поэтому в древних иконах отсутствует единая линейная перспектива, предполагающая наблюдение изображаемых явлений из одной точки.

Средневековые живописцы  в изображении предметов соединяют  несколько точек зрения, несколько  проекций. Например, стол изображается так, что зритель видит его  плоскость как бы сверху. Предметы же, находящиеся на столе, изображены таким образом, что зритель видит их не сверху, а в прямой-проекции.

Здания, находящиеся в  правой точке иконы, изображены с  позиции наблюдателя слева от них. Здания - в левой части иконы  нарисованы с позиции правого  наблюдателя. Размеры фигур на иконе  определяются не пространственным положением (в таком случае боле далёкие фигуры должны изображаться меньшими), а лишь их религиозным значением. Поэтому фигура Христа всегда по размерам превосходит апостолов или пророков.

Особенности такого изображения  пространства на иконах обозначаются термином «обратная перспектива», термином не вполне точным, но прочно вошедшим в искусствоведческий оборот. Время передается в иконах весьма специфично. Оно носит условный характер. С точки зрения «вечных» трансцендентных сущностей временная последовательность событий не имеет значения.

Поэтому на одной иллюстрации  к византийской рукописи изображён  библейский персонаж Иона, лежащий  на берегу моря, а в самом море кит заглатывает Иону. Иоанн - Креститель на одной из икон держит чашу со своей отсеченной головой.

В-четвёртых, важное символическое  значение в культовом искусстве  православия принадлежит цвету.

В Византии в церковных фресках, мозаиках и иконах золото являлось символом божественного света, горнего мира, пурпур - царской власти, белый цвет - чистоты, отрешенности от мирского, чёрный цвет означает смерть, зелёный - юность, цветение. Эта линия цветового символизма была продолжена школами русской иконописи.

Первостепенное значение в иконописи придавалось золотому фону. Золотой фон как бы изолировал каждое изображение, вырывал его из реального, земного окружения и возносил в идеальный, сверхчувственный мир.

В изобразительном искусстве  православия наряду с тенденцией к символичности и условности изображения действовала и другая тенденция - к полнокровному воспроизведению реальных человеческих образов и характеров.


Информация о работе Византия