Византийская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 23:02, реферат

Описание работы

Византия - государство, которое внесло большой вклад в развитие культуры в Европе Средних веков. В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы.

Содержание работы

Введение………………………………. …………………………………………..3
Глава 1.Ранний этап в истории культуры Византии IV - VII вв……………….4
Глава 2.Средний этап в истории культуры Византии VII - IX вв…………….10
Глава 3.Поздний этап в истории культуры Византии X - XV вв…………….13
Заключение…………………………………………………………….................18
Список использованной литературы…………………………………………...19

Файлы: 1 файл

реферат по культурологии.docx

— 45.80 Кб (Скачать файл)

Необходимо отметить и  тот существенный момент, что иконоборческое движение послужило стимулом к новому взлету светского изобразительного искусства и архитектуры Византии. При иконоборческих императорах в архитектуру проникло влияние мусульманского зодчества. Так, один из константинопольских дворцов Вриас - был построен по плану дворцов Багдада. Все дворцы окружали парки с фонтанами, экзотическими цветами и деревьями. В Константинополе, Никее и других городах Греции и Малой Азии возводились городские стены, общественные здания, частные строения. В светском искусстве иконоборческого периода победили принципы репрезентативной торжественности, архитектурной монументальности и красочной многофигурной декоративности, послужившие в дальнейшем основой развития светского художественного творчества.

Достигает в этот период нового расцвета искусство цветного мозаичного изображения. В IX-XI вв. реставрировались и старые памятники. Возобновлялись мозаики и в храме св. Софии. Появились новые сюжеты, в которых  находила отражение идея союза церкви с государством.

В IX-X вв. существенно обогатился и усложнился декор рукописей, богаче и разнообразней стали книжные  миниатюры и орнамент. Однако подлинно новый период в развитии книжной  миниатюры приходится на XI-XII вв., когда  переживала расцвет константинопольская  школа мастеров в этой области  искусства. В ту эпоху вообще ведущую роль в живописи в целом (в иконописи, миниатюре, фреске) приобрели столичные школы, отмеченные печатью особого совершенства вкуса и техники.

В VII-VIII вв. в храмовом строительстве  Византии и стран византийского  культурного круга господствовала та же крестово-купольная композиция, которая возникла в VI в. и характеризовалась  слабо выраженным внешним декоративным оформлением. Большое значение декор  фасада приобрел в IX-X вв., когда возник и получил распространение новый  архитектурный стиль. Появление  нового стиля было связано с расцветом  городов, усилением общественной роли церкви, изменением социального содержания самой концепции сакральной архитектуры  в целом и храмового строительства в частности (храм как образ мира).Возводилось много новых храмов, строилось большое число монастырей, хотя они были, как правило, невелики по размеру.

Помимо изменений в  декоративном оформлении зданий, менялись и архитектурные формы, сама композиция строений. Увеличивалось значение вертикальных линий и членений фасада, что изменило и силуэт храма. Строители все  чаще прибегали к использованию  узорной кирпичной кладки.

В VIII-XII вв. оформилось специальное  музыкально-поэтическое церковное  искусство. Благодаря его высоким  художественным достоинствам, ослабело влияние на церковную музыку музыки фольклорной, мелодии которой ранее  проникали ранее даже в литургию. В целях еще большей изоляции музыкальных основ богослужения от внешних воздействий была проведена  канонизация лаотональной системы - "октоиха" (восьмигласия). Ихосы представляли собой некие мелодические формулы. Наиболее популярными жанрами церковной музыки стали канон и тропарь. Тропари сочинялись ко всем праздникам, всем торжественным событиям и памятным датам.

Прогресс музыкального искусства  привел к созданию нотного письма (нотации), а также литургических  рукописных сборников, в которых  фиксировались песнопения (либо только текст, либо текста с нотацией).

Общественная жизнь также  не обходилась без музыки. В книге "О церемониях византийского двора" сообщается почти о 400 песнопениях. Это и песни-шествия, и песни  во время конных процессий, и песни  при императорском застолье, и  песни-аккламации, и т.п.

Как итог ко второму периоду  можно отметить, что Византия в  это время достигла наивысшего могущества и наивысшей точки развития культуры. В общественном развитии и в эволюции культуры Византии очевидны противоречивые тенденции, обусловленные ее срединным  положением между Востоком и Западом.

 

ГЛАВА 3. ПОЗДНИЙ ЭТАП В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ ВИЗАНТИИ X - XV ВВ.

 

С Х в. наступает новый  этап истории Византийской культуры - происходит обобщение и классификация  всего достигнутого в науке, богословии, философии, литературе. В византийской культуре этот век связан с созданием  произведений обобщающего характера - составлены энциклопедии по истории, сельскому хозяйству, медицине.

В культуре полностью торжествуют  обобщенно-спиритуалистические принципы; общественная мысль, литература и искусство  как бы отрываются от реальной действительности и замыкаются в кругу высших, абстрактных  идей. Окончательно складываются и  основные принципы византийской эстетики. Идеальный эстетический объект переносится  в духовную сферу, и она теперь описывается с помощью таких  эстетических категорий, как прекрасное, свет, цвет, образ, знак, символ. Эти категории помогают освещению глобальных проблем искусства и других сфер культуры.

В художественном творчестве получают преобладание традиционализм, каноничность; искусство теперь не противоречит догматам официальной  религии, но активно служит им. Однако двойственность византийской культуры, противоборство в ней аристократического и народного направлений не исчезают даже в периоды наиболее полного  господства догматизированной церковной  идеологии.

В XI-XII вв. в византийской культуре происходят серьезные мировоззренческие  сдвиги. Рост провинциальных городов, подъем ремесла и торговли, кристаллизация политического и интеллектуального  самосознания горожан, феодальная консолидация господствующего класса при сохранении централизованного государства, сближение  с Западом при Комнинах не могли не отразиться и на культуре. Значительное накопление позитивных знаний, рост естественных наук, расширение представлений человека о Земле и вселенной, потребности мореплавания, торговли, дипломатии, юриспруденции, развитие культурного общения со странами Европы и арабским миром - все это приводит к обогащению византийской культуры и крупным переменам в мировоззрении византийского общества.

Рационалистические тенденции  у византийских философов и богословов так же, как и у западноевропейских схоластов XI-XII вв., проявлялись прежде всего в стремлении сочетать веру с разумом, а порою и поставить разум выше веры. Важнейшей предпосылкой развития рационализма в Византии был новый этап возрождения античной культуры, осмысление античного наследия как единой, целостной философско-эстетической системы. Византийские мыслители XI-XII вв. воспринимают от античных философов уважение к разуму; на смену слепой вере, основанной на авторитете, приходит исследование причинности явлений в природе и обществе. Но в отличие от западноевропейской схоластики византийская философия XI-XII вв. строилась на основе античных философских учений разных школ, а не только на трудах Аристотеля, как это было на Западе. Выразителями рационалистических веяний в византийской философии были 'Михаил Пселл, Иоанн Итал и их последователи. Однако все эти представители рационализма и религиозного свободомыслия были осуждены церковью, а их труды преданы сожжению.

В литературе обнаруживаются тенденции к демократизации языка  и сюжета, к индивидуализации авторского лица, к проявлению авторской позиции; в ней зарождается критическое  отношение к аскетическому монашескому  идеалу и проскальзывают религиозные сомнения. Литературная жизнь становится более интенсивной, возникают литературные кружки. Значительного расцвета достигает в этот период и византийское искусство.

Захват Константинополя  крестоносцами в 1204 г. привел к распаду  византийской империи и кратковременному существованию латинской империи (1204-1261) и владений латинских баронов  на земле Византии. В сфере культуры этот эпизод знаменует культурное взаимодействие греческой и западной цивилизаций. Католическая церковь прилагала большие усилия для распространения среди греков латинской культуры и католического вероучения. Уже в 1205 г. была сделана попытка основать в Константинополе католический университет, а центром распространения католицизма в Латинской империи стал монастырь св. Доминика в Константинополе, где в 1252 г. монахом Барто-ломеем было составлено полемическое произведение "Против ошибок греков". Одновременно византийская культура стала оказывать влияние и на просвещенных людей, прибывающих с Запада. Так, католический архиепископ Коринара Гийом де Мэрбеке, человек широко образованный, сведущий в латинской и греческой философии, переводил на латынь труды Аристотеля, Гиппократа, Архимеда и Прокла. Эти переводы, по-видимому, оказали влияние на формирование философских взглядов Фомы Аквинского.

Византийские императоры из династии Палеологов восстановили в ходе ряда войн империю, последние  столетия существования которой  характеризовались нестабильностью  экономики, территориальными потерями, нескончаемыми феодальными усобицами  и возрастающей турецкой угрозой. И  в этих условиях продолжали развиваться  прогрессивные тенденции византийской культуры XI-XII вв. Вместе с тем они  постоянно встречали отчаянное  сопротивление со стороны идеологов  господствующей церкви. В обстановке трагического умирания некогда могущественней империи происходит четкая поляризация двух основных течений в византийской идеологии: прогрессивно-предренессансного, связанного с зарождением идей гуманизма, и религиозно-мистического, нашедшего воплощение в учении исихастов.

Для культуры поздней Византии характерно идейное общение византийских эрудитов с итальянскими учеными, писателями, поэтами, что оказало влияние  на формирование раннеитальянского гуманизма. Именно византийским эрудитам суждено было открыть западным гуманистам прекрасный мир греко-римской древности, познакомить их с классической античной литературой, с подлинной философией Платона и Аристотеля. Необходимо отметить, что понятие "византийский гуманизм" обозначает тот культурный, духовно-интеллектуальный психологический и эстетический комплекс, который характерен для мировоззрения слоя эрудитов XIV-XV вв., и который по своим признакам может считаться аналогом итальянского гуманизма.

Одновременно с развитием  гуманистических идей в поздней  Византии происходит необычайный взлет  мистицизма. В атмосфере безнадежности, порожденной смертельной военной  опасностью, феодальными усобицами  и разгромом народных движений крепло убеждение, что спасение от земных бед  можно найти лишь в мире пассивной  созерцательности, полного успокоения - исихии, в самоуглубленном экстазе, якобы дарующем мистическое слияние с божеством и озарение божественным светом. Поддерживаемое господствующей церковью и феодальной знатью, учение исихастов одержало победу, заворожив мистическим идеями широкие народные массы империи. В поздней Византии процветали суеверия. Общественные неурядицы порождали мысли о приближении конца мира. Даже в среде образованных людей были распространены гадания, предсказания, а иногда и магия. Византийские авторы не раз обращались к сюжету о пророчествах Сивиллы, якобы правильно определившей число византийских императоров и патриархов и тем самым будто бы предсказавшей время гибели империи. Были специальные гадательные книги (библиа хрис-матогика), предсказывавшие будущее.

Часто плохое самочувствие или неудачное течение дел  объяснялось воздействием колдовских сил. Людей, применявших различные  формы чародейства, побаивались, не желая испытать на себе силу их воздействия. Порой колдунов преследовали с тем, чтобы узнать цель их тайных действий против какой-либо персоны. Часты были случаи применения магии в кругах духовенства, хотя это и преследовалось церковью. Некоторые рецепты лечения  болезней свидетельствовали, что в  Византии уживались самые наивные суеверия относительно путей избавления от болезней. Суеверия сохранялись еще и в сфере правосудия, хотя не были частым явлением; кое-где в селах еще применялся "божий суд". Даже спорные вопросы теологии порой решались подобным образом. Так, богословы пытались решить догматические споры двух церковных направлений, предав огню два манускрипта, содержащих религиозное кредо этих направлений. Порой в суде для определения правой стороны прибегали к поединку между обвинителем и обвиняемым.

Религиозная настроенность  была в высшей степени характерна для поздневизантийского общества. Стремлением к уединенности, к  молитве была отмечена жизнь многих людей, как выходцев из знати, так  и представителей низов. Уход из политической жизни в монастырь далеко не единичен. Стремление уйти от общественных дел  объяснялось прежде всего тем, что современники не видели выхода из тех неблагоприятных коллизий внутреннего и международного плана.

Подводя итоги развития византийской культуры в XI-XII вв., мы можем отметить некоторые важные новые черты. Безусловно, культура Византийской империи в  это время еще оставалась средневековой, традиционной, во многом каноничной. Но в художественной жизни общества, несмотря на его каноничность и унификацию эстетических ценностей, пробиваются  ростки новых предренессансных веяний, нашедших дальнейшее развитие в византийском искусстве эпохи Палеологов. Они сказываются не только и не столько на возвращении интереса к античности, который в Византии никогда не умирал, а в появлении ростков рационализма и свободомыслия, в усилении борьбы различных общественных группировок в сфере культуры, в росте социального недовольства.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Каков же вклад византийской цивилизации в мировую культуру? Прежде всего следует отметить, что Византия была "золотым мостом" между западной и восточной культурами; она оказала глубокое и устойчивее воздействие на развитие культур многих стран средневековой Европы. Ареал распространения влияния византийской культуры был весьма обширен: Сицилия, Южная Италия, Далмация, государства Балканского полуострова, Древняя Русь, Закавказье, Северный Кавказ и Крым - все они в той или иной степени соприкасались с византийской образованностью. Наиболее интенсивно византийское культурное влияние, естественно, сказывалось в странах, где утвердилось православие, связанное прочными нитями с константинопольской церковью. Византийское влияние сказывалось в области религии и философии, общественной мысли и космологии, письменности и образования, политических идей и права, оно проникало во все сферы искусства - в литературу и зодчество, живопись и музыку. Через Византию античное и эллинистическое культурное наследие, духовные ценности, созданные не только в самой Греции, но и в Египте и Сирии, Палестине и Италии, передавались другим народам. Восприятие традиций византийской культуры в Болгарии и Сербии, Грузии и Армении, в Древней Руси способствовало дальнейшему прогрессивному развитию их культур.

Несмотря на то, что Византия просуществовала на 1000 лет дольше Великой Римской империи, она  была завоевана таки в XIV в. турками-сельджуками. Турецкие войска, завоевавшие Константинополь в 1453 г., поставили точку в истории Византийской империи. Но это не был конец ее художественного и культурного развития. Византия внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Ее основные принципы и направления культуры перешли к соседним государствам.

Информация о работе Византийская культура