Виды полемических приёмов в судебной речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:59, реферат

Описание работы

Судебные прения. Во всех городах всех стран мира в течение веков, тысячелетний практически ежедневно проходят драматичные по форме и особенно по результату противоборства между сторонами, представляющими обвинение и защиту. Политические и дипломатические дискуссии, встречи и консультации, жизненно важные для судеб отдельных народов и мира в целом.

Содержание работы

Введение

1.Определение полемики…………………………………………………………3

1.1Дифферециация споров………………………………………………………..5

2.Культура полемической речи………………………………………………….7

2.1Формально-логические законы……………………………………………….9

3. Полемические приемы………………………………………………………. 11

4. Психологические основы полемики в судебном процессе…………………14

5.Заключение…………………………………………………………………….

6.Список используемой литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

реферат по русскому.docx

— 44.60 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 

УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

  « САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ» 

БАЛАКОВСКИЙ ФИЛИАЛ 

Кафедра: социально-правовых и прикладных юридических дисциплин

Учебная дисциплина: русский  язык и культура речи 
 
 
 

Реферат: 

Виды  полемических приёмов  в судебной речи 
 
 
 
 
 
 

  

                                             Выполнил студент

                                              1 курса 102 группы

                                              Дневного отделения

                                                                         Бурмистрова Е.Ю

                               Проверил:  
 
 
 

Балаково 2011г. 

Оглавление 

Введение  

1.Определение полемики…………………………………………………………3

1.1Дифферециация споров………………………………………………………..5

2.Культура полемической речи………………………………………………….7

2.1Формально-логические законы……………………………………………….9

3. Полемические приемы………………………………………………………. 11

4. Психологические основы полемики в судебном процессе…………………14

5.Заключение…………………………………………………………………….

6.Список  используемой литературы…………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение  
 

   Весьма важное значение в судебном процессе имеет установление правильных взаимоотношений государственного обвинителя с защитником подсудимого. Полемика между ними служит эффективным средством отыскания истины и помогает суду принять правильное решение. Но эта цель может быть достигнута лишь при условии, если полемика носит исключительно деловой, сдержанный, корректный характер.

   Судебные прения. Во всех городах всех стран мира в течение веков, тысячелетний практически ежедневно проходят драматичные по форме и особенно по результату противоборства между сторонами, представляющими обвинение и защиту. Политические и дипломатические дискуссии, встречи и консультации, жизненно важные для судеб отдельных народов и мира в целом. Многочисленные примеры содержательных, остроумных споров в литературных произведениях Данте, Шекспира, Рабле, Бальзака, Гюго, Достоевского, Джойса, Тургенева, Хемингуэя, Уайльда…

   Реальные диспуты, в которых участвовали Н. Кузанский, Пикоделла Мирандола, Джордано Бруно, Б Рассел… Телемосты. А сколько словесных поединков происходит буквально ежедневно во время конференций, совещаний, заседаний, бесед, консультаций, парламентских дебатов... Как оценить их суммарную пользу? Она, безусловно, есть. Не зря же ученые сходятся во мнении, что наиболее продуктивны на конференциях именно личные, непосредственные контакты и прежде всего споры.

   В своей работе я расскажу о видах полемики, её значении в суде, об основных полемических приёмах, о культуре полемической речи. А также дам определение полемики, как разновидность спора. 
 
 

1.Определение полемики 

     В «Словаре современного русского языка» сказано, что спор - это словесное состязание, обсуждение чего-либо между двумя или несколькими лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту; борьба мнений (обычно в печати) по различным вопросам науки, литературы, политики и т.д.; полемика. Разговорные значения: разногласия, ссора, препирательство; переносные: противоречие, несогласие. Общим для всех значений слова «спор» является наличие разногласий, отсутствие единого мнения, противоборство. В современной научной литературе слово «спор» служит для обозначения процесса обмена противоположными мнениями. Однако единого определения данного понятия не существует. В русском языке имеются и другие слова для обозначения данного явления: дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения. Довольно часто они употребляются как синонимы слова «спор». В научных исследованиях эти слова служат нередко наименованиями отдельных разновидностей спора.

     В данном случае нас интересует  такой вид спора, как полемика, дадим же ей определение:  полемика (от древнегреч. polemikos — воинственный, враждебный). Полемика - это не просто спор, а такой при котором имеется конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и речей. Исходя из этого, полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнении по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.1 Из данного определения следует, что полемика отличается от дискуссии и диспута именно своей целевой направленностью. Участники дискуссии, сопоставляя противоречивые суждения, стараются прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину. Цель полемики иная: необходимо одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию. Однако следует иметь в виду, что подлинно научная полемика ведется не ради победы как таковой. Полемика — это наука убеждать. Она учит подкреплять мысли убедительными и неоспоримыми доводами, научными аргументами.

   Рассмотрим как различаются споры.

1.1Дифференциация  споров

   Обычно споры дифференцируются по цели, по количеству участников или по форме проведения

По цели различают следующие виды споров:

из-за истины Спор ради выяснения  истины называют высшей формой спора, самой благородной и прекрасной. Кроме несомненной пользы, такой  спор доставляет настоящее наслаждение  его участникам. Это и понятно: расширяются знания о предмете спора, укрепляется вера в собственные  интеллектуальные возможности.
для убеждения Задачей спора  может быть убеждение оппонента. Здесь возможны два варианта: спорящий искренне убеждает в том, о чем  говорит; сам спорящий вовсе не верит  в истинность того, что защищает. Такой участник спора предпочитает оппонента слабее себя и выбирает только удобные для себя аргументы.
для победы Целью спора  бывает победа, причем полемисты не ставят своей задачей приблизиться к истине или убедить противника. Их цель – убедить оппонента любыми методами. Главный принцип участников такого спора – «победителей не судят», поэтому спорящие прибегают к эффектным, но недостойным способом воздействия на противника.
ради  спора  Часто встречаются  и спор ради спора. Для таких спорщиков  безразлично, о чем спорить, с  кем спорить. Им важно блеснуть красноречием.

По количеству участников выделяют:

  • спор-монолог – человек спорит сам с собой
  • спор-диалог – участвуют два лица
  • спор-полилог – ведется несколькими лицами

3По форме проведения споры бывают:

устные  Если спор ведется  при слушателях, важную роль играют психологические моменты. Большое  значение имеют быстрота реакции, остроумие. Участники пытаются не только переубедить  друг друга, сколько произвести впечатление  на публику.
письменные Считается более  приемлемой формой выяснения истины, поэтому представляет особую ценность. Недостатки: проследить за ними сложнее, так как он более продолжителен  по времени, зависит от периодичности  изданий. Если спор тянется слишком  долго, читатели успевают забыть отдельные  выводы.
 
 

2.Культура  полемической речи

Предмет спора.

   Одно из решающих качеств полемиста – умение выделить предмет спора

4Предмет спора – это те положения, которые подлежат обсуждению. Предмет спора следует обозначить сразу, нередко он уточняется в ходе дискуссии. Порой спорящие, не закончив разговора об одном предмете, подходят ко второму, от него – к третьему. Отсюда важное правило: не терять предмет спора в пылу рассуждений.

   Иногда одна из сторон сознательно уводит оппонента от обсуждаемой проблемы. Чтобы этого не происходило, полемисты должны разбираться в поставленных вопросах, досконально знать предмет спора.

    Спор становится более плодотворным, если у участников есть общность исходных позиций. Недаром Ф. Бэкон говорил: «Споры неуместны там, где мы расходимся в началах, в самих понятиях и даже в формах доказательств».

    Успех обсуждения во многом определяется умением правильно оперировать понятиями и терминами. В начале дискуссии следует уточнить значение основных понятий, но в то же время не надо перегружать спор научной терминологией. В споре необходимо учитывать манеру поведения полемиста. Саади писал:

Глупец  с ученым в спор вступает

И даже побеждает иногда.

Бесценную жемчужину, бывает,

Булыжник  разбивает без  труда.

    Знание особенности манеры спорить, умение вовремя уловить изменения в поведении оппонента позволяют определить тактику спора.

    Еще одно важное составляющее культуры спора – уважительное отношение к оппоненту. Уважение к чужим убеждениям не только признак уважения другой личности, но и признак развитого ума. Помните слова Гете: «Тот, кто находится в заблуждении, заменяет пылкостью то, что недостает ему в силе и правде».

    Опираясь на вышесказанное, можно утверждать, что культура спора предполагает следующее:

  • Не теряйте предмет спора. Не позволяйте противнику увести вас в сторону.
  • Занимайте определенную и твердую позицию.
  • Готовясь к дискуссии, уточните значение терминов.
  • Обращайте внимание на тактику оппонента. Соразмеряйте свои способности с его силами.
  • Относитесь с уважение к доводам спорящего, не оскорбляйте его резкими словами.5
 
 
 

    2.1Формально-логические законы

          Чтобы успешно вести дискуссию, необходимо соблюдать формально-логические законы

    I. Закон тождества формулируется так – каждая мысль в процессе рассуждения должна иметь одно и то же устойчивое содержание. Это значит, что во время рассуждения нельзя подменять один предмет мысли другим: Китайский софист Гунсунь Лун верхом на белой лошади подъехал к пограничной страже. Начальник стражи заявил, что переходить границу могут только люди, проводить лошадей не разрешается. Гунсунь Лун в ответ заметил: «Лошадь может быть рыжей, а белая лошадь не может быть рыжей. Следовательно, белая лошадь – это вовсе не лошадь». Начальник стражи, удивленный таким доводом, пропустил софиста с его лошадью.

    Из этого примера видно, что произошла подмена тезиса и ученый стал рассуждать не о лошади как о предмете спора, а об ее масти.  

    II. Закон противоречия гласит: две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными: Ходжа Насреддин жену принести миску простокваши. Жена ответила: «Миску? Да у нас в доме нет ложки простокваши». Насреддин сказал: «Ну и хорошо, что нет. Простокваша вредна человеку». «Странный ты человек», – говорит жена, – то у тебя простокваша полезна, то вредна. Какое же из твоих мнений правильное?» Ходжа Насреддин ответил: «Если простокваша есть дома, правильно первое, если нет – второе».

Информация о работе Виды полемических приёмов в судебной речи