Виды ораторской речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 18:16, контрольная работа

Описание работы

Введение
Искусство красноречия ценилось во все времена у всех народов. "Перед кем же люди трепещут? На кого взирают потрясенно, когда он говорит? Кем восторгаются? Кого считают, чуть ли не богом среди людей? Того, кто говорит стройно, блистая яркими словами и образами, вводя даже в самую прозу некий стихотворный размер, - одним словом, красиво", - утверждал великий оратор древности Цицерон.
Русский оратор М.М. Сперанский в "Правилах высшего красноречия" добавлял: "Красноречие есть дар сотрясать души, переливая в них свои страсти, и сообщать им образ своих понятий".

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1.Роды и виды ораторской речи………………………………………………..4
2.Ораторская речь и функциональные стили литературного языка………....7
3.Функционально - смысловые типы речи…………………………………….9
4.Структура ораторской речи…………………………………………………..12
5.Подготовка речи и выступление……………………………………………..14
Заключение………………………………………………………………………15
Список использованной литературы…………………………………………..16

Файлы: 1 файл

виды ораторской речи.docx

— 34.58 Кб (Скачать файл)

Полемика – это двустороннее (многостороннее) публичное общение  ораторов, свободный обмен мнениями, спор в процессе обсуждения какого-либо вопроса.

Оратор пользуется всеми  возможными средствами из богатого, полемического арсенала: намеки, ирония, сарказм, многозначительные умолчания, категоричность оттеночных суждений, антитеза, сравнения, ремарки, рельефность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Структура ораторской  речи

 

Композиция речи – это  закономерное, мотивированное содержанием  и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации  материалов.

В композиции можно выделить пять частей: зачин речи, выступление  основная часть (содержание), заключение, концовка речи.

Выступление оратора должно захватывать слушателей с первых же слов. Нередко это достигается  искусным построением зачина – самого начала речи. Чаще всего он содержит этикетные формулы, но не только.

Следующая часть композиции – вступление. Оно содержательно, насыщенно, психологически подготавливает слушателей к существу речи и вводит в процесс его восприятия. Вступление содержит несколько аспектов: психологический – закрепление контакта, внимания и интереса, которые были вызваны зачином, создание необходимого настроя; содержательный – описание целевой установки речи, сообщение темы; перечисление и краткое описание проблем, рассматриваемых в основной части (аннотирование); концептуальный – указание на специфику темы, определение ее актуальности и общественной значимости.

Вступление помогает прийти к главной части, в которой излагается основной материал. Оратор пользуется здесь фактами, логическими доказательствами, аргументацией, различными теоретическими положениями, основными логическими формами аргументации, анализирует примеры, спорит с предполагаемыми оппонентами и т.д. Это основная часть, и ее следует обрабатывать наиболее тщательно. В заключении речи могут подводиться итоги всему сказанному, суммироваться, обобщаться те мысли, которые высказывались в основной части речи.Что же касается концовки, то она может содержать этикетные формулы, формулы призыва, пожелания, сообщение о чем – либо, не имеющее непосредственного отношения к содержанию речи.

Все части ораторской речи переплетены и взаимосвязаны. Объединение  всех частей речи в целях достижения ее целостности называется интеграцией.

Когезия – это особые виды сцепления, связи, обеспечивающие последовательность и взаимозависимость отдельных частей ораторской речи, которые позволяют глубже проникнуть в ее содержание, понять и запомнить отдельные ее фрагменты, расположение на некотором расстоянии друг от друга, но в той или иной степени связанные между собой. Этот тип может выражаться различными повторами, словами, обозначающими временные, пространственные и причинно – следственные отношения.

Ректроспекция – это форма речевого выражения, отсылающая слушателей к предшествующей содержательной информации. Оратор может ссылаться на информацию, которая имеется помимо его выступлений. Ретроспекция может выражаться словами и словосочетаниями различного типа: как мы знаем; как мы понимаем, как было сказано ранее и т.д.

Проспекция – это один из элементов речи, относящих содержательную информацию к тому, о чем будет говориться в последующих частях выступления. Проспекция даёт возможность слушателю яснее представить связь и взаимообусловленность мыслей и идей, изложенных в речи.

В речи часто прибегают  к использованию некоторых местоименных конкретизаторов, которые усиливают степень контактности: мы с вами, мы вместе, мы все, и т.д.

Другим средством контакта являются глагольные формы. Глагольная форма объединят оратора со слушателями, и выражает их совместное мнение.

Этикет ораторской речи –  это специфические устойчивые единицы  общения, принятые в ораторской практике и необходимые для установления контакта с аудиторией, поддержания  общения в избранной тональности, передачи другой информации.

 

5. Подготовка речи и выступление

 

Перед оратором стоит три  взаимосвязанных вопроса: что сказать, где сказать и как сказать. Разработка речи начинается с уяснения темы выступления, ее основной идеи. Тема должна быть актуальной, интересной, конкретной, четко сформулированной доступной. Основная цель оратора – информировать  слушателей. Важный вопрос, который  стоит перед оратором, - оценка обстановки и состава слушателей.

При подготовке речи необходимо представлять себе, как воспримут ее слушатели, и что им будет непонятно. Оратор должен знать и учитывать состав аудитории. Эффективность речи возрастет, если она предназначена не аудитории вообще, а определенным группам людей, которые имеют свои интересы, цели.

Следующий этап - этап работа над теоретическим, фактическим  материалом и составление самой  речи, т.е. ее композиционно – стилистическое оформление.

Существует три способа  выступления: чтение текста, воспроизведение  его по памяти с чтением отдельных  фрагментов, свободная импровизация. Читают текст в следующих случаях: если он представляет собой официальное  изложение, от формы и содержания которого нельзя отступать; если оратор «не в форме»; если материал большого и совершенно новый для выступающего. Нет ничего более, утомительного чем слушать чтение речи, когда оратор престает контролировать реакцию аудитории. Провал ораторов читающих текст «по бумажке», во многом объясняется тем, что речь их становиться быстрой, монотонной и утомляет слушателей.

Речь должна тщательно  готовиться: необходимо определить тему, цель название выступления с учетом состава слушателей и обстановки. Затем составить предварительный  план, подобрать теоретический и  фактический материал. Репетиция  – необходимая часть подготовки. Особое внимание следует обратить на технику произношения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 О человеке судят  на основании того, что он делает, как он выглядит, что он говорит  и как он это говорит. Можно  иметь умные и добрые мысли,  но это лишь полдела. Вторая  половина заключается в том,  чтобы суметь донести их до  окружающих, иначе от мудрости  не будет никакой пользы. Все  великие люди, когда-либо влиявшие  на ход истории, смогли сделать  это благодаря публичным выступлениям, и, если человек хочет изменить  что-то в этом мире, обучение  ораторскому искусству должно  стать неотъемлемой частью его  жизни (на какое-то время), ибо  это искусство является важным  шагом на пути воплощения мысли  в реальность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.  Ли Якокка. Карьера менеджера. – Москва: Прогресс, 1993 354 с.

2.  Д. Карнеги. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей, перевод с английского. Общ. Ред. и предисл. Зинченко В.П. и Жукова Ю.М.: Прогресс, 1994 – 704 с.

3.  Лебон Гюстав. Психология народов и масс. – Спб.: «Макет», 1995. – 316 с.

4.  Культура русской речи Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев  Москва 2000г.

 


Информация о работе Виды ораторской речи