Виды и жанры исскуства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 06:07, реферат

Описание работы

Целостную классификацию видов искусства предложил И.кант, но не в практической, а в сугубо теоретической плоскости. Впервые системного характера изложения взаимосвязи конкретных видов искусства (от скульптуры к поэзии) предоставил дескать, г.гегель в лекции "Система отдельных искусств"; в фундамент этой системы он положил соотношение идеи и формы. После Г.Гегеля были созданы различные классификации видов искусства, среди которых на сегодняшний день не существует единственно признанных и устоявшихся; подходы к ним зависят от тех задач, которые пытается решить ученый.

Файлы: 1 файл

Культурология-Виды и жанры исскуства.docx

— 36.59 Кб (Скачать файл)

Хореография одновременно является искусством танца, совмещенным с музыкой. Танец - это мелодичный и ритмическое движение человеческого тела, что, усиленный музыкальными тональностями и ритмом, раскрывает характер человеческих взаимоотношений, их чувства, темперамент и определенные аспекты взаимоотношений с миром. В танце эмоциональное состояние человека выражается не только в голосе, но и в жестикуляции, характере движений (походка человека может быть стремительная, радостная, печальная, игривая). Движения человека в повседневной жизни и в труде всегда так или иначе эмоционально інтоновані, выразительные и подчинены определенному ритму. Исторически танец связан с определенными ритуальными действиями, а в дальнейшем он веками шлифовал и обобщал выразительные человеческие движения, и в результате возникла целая система символических движений, своеобразная художественно выразительная речь пластики человеческого тела. Танец как правило ярко национальный, он в обобщенной форме выражает характер, темперамент народа, ведущие формы его жизнедеятельности.

Цирковое  искусство принадлежит к так называемому "веселого жанра" и включает в себя акробатику, эквилибристику, гимнастику, пантомиму, жонглирование, фокусы, клоунаду, музыкальную эксцентрику, конную езду, дрессировка животных и др. Искусство цирка - это в определенном смысле искусство ювелира. Цирковой артист также является ювелиром не только потому, что от него требуется такая же мастерство, такая же точность и филигранность в работе, но и потому, что по самому своему содержанию и значению его работа схожа с работой человека, что шлифует алмаз, но в данном случае речь идет о мастерстве владения такими способностями, выходящими за рамки обычных способностей человека. Дрессировщик подчиняет своей воле царя зверей и тем самым раскрывает неограниченную власть человека над всем царством животных. Тот же принцип лежит и в работе акробата, который своим головокружительным полетом раскрывает свободное владение человека пространством, своим телом, чувством равновесия. Клоун откровенно глумится по поводу человеческих привычек, простой инерции жизни, заставляя нас посмотреть на привычные вещи отстраненно и с юмором.

Фотоискусство базируется на точности и мгновения воспроизведения химико-техническими и оптическими средствами образа, что выхватывает из потока жизни какие явления или события, делая их предметами нашего специального внимания. Средствами фотоискусства возникают контрастность, необычный ракурс видения, фиксация уникальных ситуаций, яркость, выразительность и масштабность изображения действительности, умение мастера увидеть то, на что обычный человек не обращает внимания.

Киноискусство обладает рядом характерных особенностей: это синтетическое искусство, сочетающее фотографию, живопись, драматургию, музыку, хореографию, декор, поданные в динамике, в движении. Именно этим в значительной степени и объясняется влиятельность киноискусства: оно, как никакой другой вид искусства способно создавать эффект реальности происходящего на экране. Исторически кинематограф возникает детищем научно-технического прогресса, а потому продолжает изменяться вместе с революционными изменениями в современных технологиях: появились новая оптика, новые принципы записи и сохранения изображений, новые формы воспроизведение кинофильмов. Кино способно переносить нас в другие исторические эпохи и даже другие миры, позволяет существенно расширять горизонты наших представлений о действительности, а благодаря синтетической действия оно влияет почти на все наши интеллектуальные способности - на чутье, интуицию, воображение, интеллект, подсознательное и бессознательное. Киноискусство включает в себя несколько различных направлений: художественное кино, документальное кино, научно-популярное кино, анимационное кино, просветительская-пропагандистское кино. В жанровом плане различают эпическое кино (масштабные исторические события), историческое кино, мелодраму, кинокомедию, музыкальное кино, приключенческое кино, фантастическое кино, кінофарси, сатирическое кино, киноновеллы и др.

Телевидение предстает перед нами прежде всего как средство массовой информации, способен передавать видео и аудио информацию на расстояние, то есть появляется информативным в том плане, что подает действительность максимально реалистично. Как искусство телевидение призвано транслировать на массовую аудиторию эстетически оформлены впечатления от событий, мероприятий, необычных явлений бытия. Этот относительно новый вид искусства обеспечивает интимность, домашнюю комфортность восприятия, эффект присутствия зрителя (актуальность), хронікальність и документальность художественной информации. Масштабам массовости телевидение сегодня превзошло кино. На земле сейчас действуют тысячи передающих и ретранслюючих телестанций. Телепередачи осуществляются с земли, из-под земли, из-под воды, из воздуха, из космоса. "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать", - эта старинная поговорка сегодня неожиданно раскрывает преимущества телевизора перед радио и частично отвечает на вопрос, почему телевидение нашло статус нового вида искусства.

Кроме названных, существуют еще и другие виды искусства; некоторые  из них являются традиционными, а  некоторые новейшими. Это, например, эстрадное искусство, искусство карнавальных праздников, пиротехники, парковое и садовое искусство, красноречие, искусство написания иероглифов в Японии, и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жанры искусства

 

В современном искусстве  прослеживаются две противоречивые тенденции: к синтезу различных  видов искусства (например, в массовых мероприятиях) и сохранение суверенности отдельных видов искусства с  их углублением и детализацией. Обе  тенденции плодотворные и способствуют развитию искусства в целом. На развитие современного искусства ощутимо  влияют достижения научно-технического прогресса, за которым было бы невозможным  кино, голография, светомузыка, электронная  музыка, рок-оперы, и т.д.

Многогранность искусства  проявляется в его жанровом делении  и стилистическому разнообразию. Жанр (франц. genre - род, вид) - исторически сложившийся внутреннее разделение, который присущ всем видам искусства; тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания. Понятие жанр обобщает черты, присущие определенной группе произведений какой эпохи, нации или мирового искусства вообще. Сошлемся на конкретный пример: в живописи жанры различаются прежде всего по предметом изображения: изображение природы породило пейзаж, совокупности вещей - натюрморт, человека - портрет, событий жизни - сюжетно-тематическая картина. В то же время жанр может иметь свой внутренний разделение или жанровые разновидности (их иногда тоже называют жанрам). Так, пейзаж может быть сельский, городской, индустриальный, натюрморт - цветочный, с бытовыми вещами; портрет - парадный, интимный, групповой. Жанровые разновидности сюжетно-тематической картины -историческая, батальная, бытовая, анималистическая, интерьер. Не редки явления, когда в одном произведении сочетаются несколько жанров (так, картина может сочетать черты и пейзажа, портрета и натюрморта).

В отличие от других близких  понятий, жанр точнее всего отражает актуальность искусства, от­клик творческих усилий художников на запросы времени, исторической обстановки. Сначала появляется потребность в некоторых идеях, затем формируется функция, а  потом подыскивается нужный предмет. Поэтому жанр является предметно-функциональным понятием, его границы расплывчаты, подвижны, и разные жанры непрерывно переходят один в другой, соединяются  и разделяются. Это порождает  различные типы жанрового деления  – тематические, структурные и  функциональные. Системный анализ искусства  приводит к заключению, что существует несколько плоскостей жанровой дифференциации. С этой точки зрения в литературе жанрами являются: и роман, повесть, поэма, стихотворение; и психологический роман, исторический роман, приключенческий роман; и трагедия, комедия, мелодрама, водевиль; и ода, памфлет, эпитафия, эпиграмма.   Соответственно многообразны жанровые членения в других видах искусства, а каждый жанр распадается на несколько поджанров. В результате одно и то же произведение можно отнести к нескольким жанровым группам. Скажем, скульптура «Медный всадник» Фальконе – это памятник, это конный памятник, это портрет, это аллегорическая скульптура.

Многообразие жанров в  развитии искусства порождено потребностью художественного отображения различных  сторон и проявлений действительности. Обращаясь к тем или иным конкретным явлениям общественной жизни, природы  и т.п., искусство вырабатывает специфические  формы отражения этих явлений (роды и жанры), постоянно изменяющиеся в зависимости от изменения исторических условий, но сохраняющие всё же известную  устойчивость и преемственность. Так, например, античная трагедия, трагедия Шекспира, трагедия эпохи классицизма, трагедия А.С. Пушкина и А.Н. Островского  при всём их исторически конкретном различии принадлежат к жанру  трагедии. Басни Эзопа, Ж. Лафонтена, А.П. Сумарокова, И.А. Крылова различны по идейному содержанию, тематике и социальной направленности, однако им присущи общие жанровые черты басни: иносказательность, аллегоризм, сжатый и законченный сюжет, наличие морали. И хотя конкретное художественное произведение, его содержание, безотносительно к жанру, всегда является неповторимым, основные признаки жанра отличаются устойчивостью и характеризуют произведения разных веков. Это объясняется прежде всего тем, что они являются продуктом длительного исторического развития искусства.

Термин «жанр» возник в  эстетике французского Классицизма  середины XVII в., хотя жанровое самоопределение  существовало много раньше. В XVI в. теоретики  академического искусства разделили  его на «высокий» и «низкий» жанр в зависимости от предмета изображения, темы, сюжета. Это деление укрепилось в практике европейских художественных академий XVII-XIX вв. В живописи «высоким» считались исторический (героический) и мифологический жанры, «низким» — портрет (за исключением парадного, церемониального, статуарного), пейзаж, натюрморт. В литературе существовало противопоставление трагедии и комедии Церковь со своей стороны канонизировала иконографию иконописи, алтарной живописной и скульптурной композиции, картины на библейские сюжеты. В протестантской Голландии XVII в., напротив, «низкие» жанры — пейзаж, портрет, натюрморт, бытовые сценки — оказались ведущими, именно они обеспечивали художнику успех.

Разделение на «высокие»  и «низкие» жанры существовало уже  в античном искусстве. По сообщениям Плиния Старшего, наряду с художниками, выполнявшими ответственные «официальные»  заказы, существовали рипарографы (греч. «грязнописцы»; Плиний называет их жанр «minoris picturae» — лат. «малая живопись») и «гриллы» (греч. grylos — свинья, поросенок), представители комического жанра.

По концепции М.Соколова, появление «низких» жанров в искусстве XV-XVII вв. связано не с критическим  отношением к жизни или классическому  наследию и даже не с народной «смеховой  культурой», а с формирующимся  культом природы, пантеистическим  мироощущением, идеи которого были заложены в эпоху Итальянского Возрождения  и противостояли традиционному  теоцентризму. Новое натурфилософское мышление складывалось еще в проторенессансную эпоху, оно послужило идеологической основой обновления иконографии, обмирщения религиозных тем и сюжетов. Таковы поэтические и «крестьянские» образы, темы любви, жизни и смерти, народных праздников, сказок и преданий, акроаматические композиции И.Босха и П.Брейгеля Старшего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Искусство является одним  из четырёх направлений познания мира. И как всякое познание, оно  должно нести определённую, чёткую информацию, соответствующую его  задаче, и нейтрализовать всевозможные неясности и неопределённости в  своей области познания. В настоящее  время нет однозначного понимания  задачи и роли искусства в жизни  человека и тем более нет общепринятых критериев оценки как произведений искусства, так и самого искусства как феномена жизни человека. По этой причине существует огромная масса мнений, различных воззрений на то, что есть искусство и как оценивать его результаты. Но количество мнений не приближает к пониманию вопроса, а наоборот, отводит от понимания его сути и вносит разделительные моменты между людьми, приводя к конфронтации.

Задача искусства заключается  в оказании помощи человеку в познании своего внутреннего мира, своей души и обнаружению истинной мотивации  своей сути. Основой Мироздания и  основой развития всех живых процессов  является гармония, поэтому целью  искусства и всех его произведений будет настрой внутреннего мира человека на гармоничное взаимодействие с миром, с людьми. В гармоничном  состоянии человек тонко ощущает  процессы своего внутреннего мира и  становится способным на предчувствие и принятие неведанного, неизвестного, непознанного. Через настрой на гармонию с окружающим миром и отслеживание своего гармоничного состояния человек соприкасается с гармонией Мироздания, модулируемой новой информацией, и становится способным принять – внутри себя – что-то новое, почувствовать зарождение новых идей, по-другому посмотреть на привычные вещи и увидеть то, на что никто не обращал внимания. И уже далее, исходя из своих способностей и рода занимаемой деятельности, донести до других людей то новое, что ему открылось: опережающие время идеи, открытия в какой-либо области, изобретения и новые технологии, методы и т.д.

Таким образом, искусство помогает человеку двигаться в других направлениях познания мира, позволяет заглянуть за грань известного, общепринятого и раздвинуть границы знаний, осветив область неизвестного. Поэтому роль искусства как одного из направлений познания мира очень велика. Оно раскрывает иррациональные способности человека, что очень важно для развития как самого человека, так и всего социума. Ведь все новые открытия, изобретения обязаны иррациональной способности человека. Она является двигателем всего прогресса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Бартенев И. А., Батажкова В. Н. Очерки истории архитектурных стилей. – М., «Изобразительное искусство», 1983.

Информация о работе Виды и жанры исскуства