Виды и типы культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 06:07, контрольная работа

Описание работы

Учение о внутренней структуре культуры, ее организационно-функциональном строении. Существует множество концепций, делящих культуру по разным основаниям, прежде всего на материальную и духовную (традиция, идущая еще от археологов и отчасти философов)

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..…………….3
Виды и типы культуры…………………………………………………….…4
Сущность исторической периодизации культуры……………………….…6
Словарь понятий и персоналий строения (морфология) культуры………………………………………………………………….…..9
Заключение……………………………………………………………..…….17
Список используемой литературы………………………………………….18

Файлы: 1 файл

Культорология.docx

— 45.03 Кб (Скачать файл)

Объекты материальной культуры специфичны для эпохи, социальной группы, нации и даже для индивидуума. Значит, она может выступать и как социальный знак, и как памятник культуры.

Источники изучения материальной культуры:

Реальные предметы (включают  археологические и этнографические памятники; сохранившуюся архитектуру; нефункционирующую технику; всю функционирующую материальную культуру).

Их изображения (включают произведения изобразительного искусства, чертежи, иные графические произведения; фото- и кинодокументы).

Макеты и модели, соответствующие оригиналу (включают макеты и модели известны с древности. Это уменьшенные копии реальных предметов, зачастую составлявшие часть заупокойного культа, детские игрушки и т.д.).

Письменные источники (письменные источники содержат самую разнообразную информацию — о предметах материальной культуры, технологии их производства и т.д. По ним можно судить о развитии материальной культуры).

Многие памятники материальной культуры являются символом эпохи (определенные марки автомобилей, танков, «катюши» символизируют для нескольких поколений ВОВ).

Разнообразием функций и социального содержания отличается одежда. Главное ее назначение — защита тела от неблагоприятного воздействия внешней среды. Но она также служит социальным, социально-демографическим, национально-религиозным знаком отличия. По одежде в прошлом могли бы определить общественный статус ее обладателя (дворянин, купец, духовенство, военный).

С развитием моды одежда стала средством социального самоутверждения. В середине 20 века самостоятельную роль стала играть молодежная мода (раньше молодежь одевалась в ту же сословную и национальную одежду, что и взрослые), ибо не было понятия молодежь — в 12-15 лет считались взрослыми. Производители создали огромную индустрию молодежной моды. СМИ, рекламы сформировали рынок молодежной одежды, которую носят не только молодые.

Детская одежда. Вначале ее не было. Дети одевались как и взрослые. Детская одежда появилась в конце 19-нач. 20 ст. Сегодня наблюдается обратный процесс — некоторые формы «взрослой» одежды шьются для детей.

Две тенденции прослеживаются в истории костюма: усложнение и разнообразие и унификация (джинсовая ткань).

Особым социальным значением обладает боевое оружие. Это — часть материальной культуры, связанной с вооруженным насилием в обществе. Первоначально в качестве боевого использовалось охотничье оружие. С возникновением производящего хозяйства и появлением запасов зерна, стадного скота, которые можно было присвоить в результате успешного военного набега, военные столкновения стали регулярными. Происходит дифференциация оружия: мечи, щиты. Оружие для многих народов (др. германцы, римляне республиканской эпохи) стало своего рода «орудием  труда», источником дохода.

Развитие военной техники способствовало техническому прогрессу вообще. Боевое оружие во все эпохи его существования является условием и атрибутом политической власти. (Фараоны в Древнем Египте часто изображались с оружием в руках. В Древнем Китае необходимо было умение управлять боевой колесницей — это признак «благородного мужа».

Техника поставила перед человеком множество проблем, породила противоречия, стала одной из причин кризиса цивилизации.

Происходит унификация, стирание национального своеобразия.

Духовная культура

К базисным элементам духовной культуры относятся:

обычаи;

нравы;

законы

ценности

Обычаи, нравы, законы являются разновидностью культурных норм и образуют нормативную систему культуры. Она предписывает членам общества, что надо делать, каким образом и в каких ситуациях следует поступать так, а не иначе.

Манеры, этикет, кодекс тоже входят в нормативную систему культуры, но в качестве  дополнительных ее элементов. В любом обществе есть обычаи, нравы и законы, но не в любом существуют манеры, этикет и кодекс (Дуэль — культовый комплекс, который относится к этикету, есть (был) не везде).

Ценности — не относятся к видам культурных норм, но входят в нормативную систему культуры, выполняя особую функцию. Они указывают на то, что должно почитаться, уважаться и сохраняться в культуре, но не предписывают.

Обычаи, нравы, законы — именно в таком порядке должны выстраиваться базисные элементы нормативной системы, так как нарастает степень строгости тех санкций, которые использует общество по отношению к нарушителям.

Обычай — традиционно установившийся порядок поведения, закрепленный коллективными привычками.

Привычка — это повседневная сторона социальной действительности, обычаи — более редкий, «праздничный» ее аспект. Обычай праздновать Новый год, уважать старших и т.д. Обычаи — одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. К нарушителям применяются неформальные санкции — неодобрение, отрицание. Некоторые обычаи близки к этикету. Обычаи — это еще и традиционно воспроизводимые элементы культуры.

Нравы — обычаи, приобретающее моральное значение.

В Древнем Риме понятие обозначало самые уважаемые и освященные обычаи. Они назывались mores — нравы. Отсюда пошло слово мораль (от лат. moralis — нравственный) — совокупность культурных норм, получивших идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т.д. Безнравственно оскорблять людей, обижать слабого и т.д. Но в Спарте вполне нравственно было сбрасывать в пропасть физически слабого ребенка. Таким образом, что именно считать нравственным, зависит от культуры данного общества.

Закон — нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке. Он является высшей разновидностью социальных и культурных норм, требует безусловного подчинения. Различают два вида законов:

обычное право — совокупность неписаных правил поведения в доиндустриальном обществе, санкционированных органами власти. Из него постепенно возникли

юридические законы, закрепленные конституцией. Законом общество защищает самые дорогие и почитаемые ценности: человеческую жизнь, государственную тайну, собственность, человеческие права и достоинства. Нарушение законов влечет уголовные наказания.

На более высоком уровне культурная регуляция человеческой деятельности осуществляется через систему ценностей, которые не предписывают, а указывают на то, что необходимо почитать, уважать, сохранять.

Классификация ценностей (условная)

Витальные ( жизнь, здоровье, качество жизни, природная среда и др.)

Социальные: социальное положение, статус, трудолюбие, богатство, профессия, семья, терпимость, равенство полов и др.

Политические: свобода слова, гражданская свобода, законность, гражданский мир и др.

Моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, порядочность и др.

Религиозные: Бог, божественный закон, вера, спасение и др.

Эстетические: красота, идеал, стиль, гармония.

По степени распространенности духовные ценности могут быть общечеловеческие, национальные, сословно-классовыми, локально-групповыми, семейными, индивидуально-личностными.

Общечеловеческие ценности — характеризуются тем, что признаются наибольшим количеством людей как во времени, так и в пространстве. К ним относятся все важнейшие житейские истины, все шедевры мирового искусства, устойчивые нормы нравственности (любовь и уважение к ближнему, честность, милосердие, мудрость, стремление к красоте и др.) Многие нравственные заповеди совпадают в мировых религиях, своеобразно отражаясь в основных правах человека.

Сословно-классовые ценности связаны с интересами и мироощущением отдельных классов и социальных групп. В послереволюционные годы они ярко воплотились в деятельности и идеологии Пролет-культа (1917—1932 гг). Его главная идея — ненависть к «эксплуатирующим» классам, возвеличивание физического труда в противовес духовному, отрицание предшествующего культурного наследия. Сословно-классовые ценности предшествующего культурного наследия. Сословно-классовые ценности менее устойчивы и разнообразны, чем национальные, а тем более общечеловеческие.

Локально-групповые ценности — объединяют сравнительно небольшие группы людей как по месту их проживания, так и по возрасту.

Они отражают некоторые социально-типичные предпочтения в сфере культуры и, к сожалению, нередко в сфере антикультуры. Это различные «братства», секты, касты или объединения типа «рокеров», «панков», «люберов» и др. Здесь можно говорить преимущественно о специфических молодежных, возрастных ценностях.

Семейные ценности. Семья, по выражению В.Гюго, является «кристаллом» общества, его основой. Это — общество в миниатюре, от физического и нравственного здоровья которого зависит процветание всего человечества. Отсюда огромная роль в становлении культуры передающихся из поколения в поколение семейных ценностей. К ним относятся все положительные фамильные традиции (нравственные, профессиональные, художественные или даже чисто бытовые).

Индивидуально-личностные ценности включают в себя идеи и предметы, особенно близкие отдельно взятому человеку. Они могут быть позаимствованы в окружающей социально-культурной среде или созданы в результате индивидуального творчества.

В предложенной классификации нетрудно заметить, что они обычно обладают двумя качествами: относительностью и подвижностью, т.е. способностью переоцениваться и переходить из одного уровня в другой. (в бывших соц.странах — переоценено «учение» о диктатуре пролетариата; у нас в стране — роль церкви, отношение к собственности).

Подвижность культурных ценностей заключается в том, что они могут переходить из одного уровня в другой, из индивидуально-личностных подниматься до общечеловеческих. Так, произведения великих мыслителей в момент создания были индивидуально-личностные ценностью, но постепенно «поднимались» через локально-групповой, сословно-классовый и национальный уровни до общечеловеческого признания, становясь факторами мировой цивилизации.

При рассмотрении 5-ти перечисленных уровней культурных ценностей выявляется и еще несколько закономерностей:

во-первых, тот факт, что их относительность и подвижность убывают по мере того, как они становятся достоянием все большего числа людей. Общечеловеческие ценности — наиболее устойчивые во времени и не зависят от политики. В тоже время индивидуально-личностные ценности непрерывно меняются в течение человеческой жизни.

во-вторых, духовные ценности по сравнению с их материальными воплощениями отличаются особой долговечностью, так как идею, образ уничтожить гораздо труднее, чем скульптуру, картину.

в-третьих, потребности людей в духовных ценностях безграничны, здесь нет пресыщения.

 

 

Заключение

 

В своем рассуждении о морфологии культуры я исхожу из разработанной еще философами-эволюционистами прошлого века концепции структурирования культуры на обыденную и специализированную и развернутой на этой основе уже в наши дни теории Э. Орловой, дифференцирующей культуру на функциональные блоки и прослеживающей каналы трансляции социально значимой информации между обыденной и специализированной культурами.

Целесообразность деления культуры на обыденную и специализированную состоит в том, что основные функции человеческой жизнедеятельности возникали в недрах обыденной культуры (повседневной практики, входившей в привычный образ жизни крестьянина или горожанина и которой не нужно было специально учиться; основные ее знания усваивались на уровне общего воспитания и обыденных социальных контактов), но со временем выделялись в специализированные профессии, освоение которых было уже практически невозможным без специального профессионального образования, на чем собственно и строится специализированная культура. При этом основные функции обеих сфер культуры продолжают существовать параллельно, но в разных областях жизни индивида.

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Брейтман А.С. Культурология / А.С. Брейтман. - Хабаровск, 2006
  2. Силичев, Д.А. Культурология : учеб. пособие для вузов / Д.А. Сили-

чев. - М. : Издательство «Прибор», 1998.

  1. Философия культуры : Становление и развитие / под ред. М.С. Ка-

гана. - СПб. : СПб университет, 1998.

  1. Кравченко А.И. Культурология:  Уч. пособие для вузов. -М.: Академический проект, 2001.

Информация о работе Виды и типы культуры