Вернадский "Живое вещество и биосфера"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 15:53, реферат

Описание работы

Обращение к наследию академика В.И. Вернадского многим, живущим в
биосфере – сфере жизни планеты Земля, поможет понять и оценить главное Чудо,
этот великий дар – Жизнь. Понять, как в этой, не пустынной Вселенной.
все мудро устроено: Она – Жизнь устремлена на все земное пространство и в
бесконечные времена.

Файлы: 1 файл

Вернадский Живое вещество и биосфера.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

бы следа свободного кислорода  и главные химические превращения  на Земле

прекратились бы. Большая часть  хлорофилла не видна. Она наполняет  верхние слои

Мирового океана до глубины 400 метров. Хлорофилл разбросан в бесчисленных

мириадах одноклеточных невидимых для глаза водорослей. Хлорофилл – «это

сложное органическое соединение, содержащее атомы магния; строение его

молекулы, состоящей из углерода, водорода, кислорода, магния и азота, очень

близко к строению молекулы гемоглобина  нашей крови, в которой магний заменен

железом» .

В.И. Вернадский говорит и о не прекращающейся ни на секунду связи, которая

существует между организмом и  внешней средой, в которой живет  организм.

«Организм, – пишет ученый, –  составляет неразрывную часть земной коры, есть ее

порождение, часть ее химического механизма, через который проходят во время

жизненного процесса химические элементы». Не менее удивительная

идентичность: «Химический состав небесных светил идентичен по составляющим

его элементам с составом Земли», «приходящее извне вещество – космическая пыль

и метеориты – неотличимо в своем  внутреннем строении от земного» .

Культурологу при изучении культуры, в которой много вековых символов и

знаков, говорящих, как открывается, о всеединстве, важны ответы на вопросы  о том,

почему же на Земле такое великое сходство и важнейших составляющих живого

вещества во всем, и такая идентичность, и такая связь всего со всем? и т.д.

В.И. Вернадский пишет, что глубоким русским натуралистом К.М. Бэром

замечено, что «в истории химического  состава живого вещества есть особенность,

регулирующая всю его геохимическую  деятельность в биосфере – это  закон

бережливости в использовании  живым веществом простых химических тел, раз

вошедших в его состав» . Учитывая схожесть живых организмов, надо

надеяться на существовании и в человеке добрых врожденных способностей. В

данном случае, способности или, может даже, потребности – беречь. Культуролог

должен всматриваться и, наверное, учиться тому, как в разные времена  и на разных

пространствах Земли человек берег  и зеленый спасительный мир, и эту единую

природу в целом.

Григорьева Л.И.

Интересны и поучительны для  культуролога научные размышления  и выводы

В.И. Вернадского о живом веществе. «Понятие «живого», - говорит ученый, - не

создано наукой. Оно вошло в нее  извне как создание здравого смысла, донаучного

народного знания. Оно как раз  относится к этой области мыслей, которые наука

получила извне готовыми». В.И. Вернадский пытается выделить живую

часть в организме. Рассматривает  все составляющие организма. Говоря о воде,

пишет, что в каждый организм входит огромное количество воды, она находится  в

нем в жидком, газообразном и физически  связанном состоянии: 2/3 до 9/10 веса

всего тела. Вода образует в организме  целые системы жидкостей, на 90-99% из нее

состоящих. Таковы кровеносная, лимфатическая системы. Эти жидкости не живые;

в них могут быть рассеяны отдельные, обладающие жизнью клетки, но по весу эти

клетки – ничтожны, а сама жидкость столь же инертна и безжизненна, как воздух,

заполняющий полости тела. Ученый пишет, что для жизни вода необходима;

однако, мы не можем признать эту  воду живой, как не можем признать таким

вдыхаемый или выдыхаемый воздух, столь же необходимый для жизни.

Подчеркивает, что столь же мало живыми являются находящиеся в организме  газы

– воздух, углекислота, части скелета, огромные отложения запасных веществ,

приготовленных организмом для  постройки его тканей или для  пищи вообще – то

есть огромная часть многоклеточных организмов - в самой элементарной форме –

заведомо состоит из вещества, никаких свойств жизненности не имеющего.

В.И. Вернадский говорит, что чрезвычайно  сложное образование биоплазма  – «и,

несомненно, большая часть ее по весу никакого отношения сама по себе к явлениям

жизни не имеет. Согласно одному из главных  течений мысли, все вещество

биоплазмы одинакового характера  и как таковое не является носителем  жизни.

Носителем жизни является организм как целое, в одном из наиболее простых

случаев – клетка, но клетка целиком, а не ее биоплазма или какое-нибудь другое

вещество, в нее входящее. Жизнь прекращается не с уничтожением какого-нибудь

вещества, а с разрушением определенной структуры, организации. Для нее,

несомненно, нужны вещества определенных свойств и состава, но сами эти

вещества не обладают жизненностью, «живыми веществами» в узком смысле этого

слова эти тела не являются» .

В.И. Вернадский пишет, что огромные создания религиозного, поэтического и

философского творчества, касающиеся областей человеческого ведения, где

проявления жизни независимы от материи, остаются в стороне от научных исканий.

Но, оставаясь на почве связи  жизни с материальным субстратом, ученый видит, что

научный анализ этого субстрата  приводит к выводам, несогласным  с обычным

представлением. Его «Вывод несомненен: то вещество, которое может, хотя бы с

малой долей вероятности, считаться «оживленным», является небольшой, вероятно,

ничтожной – дробью по весу живой  материи. Возможно, однако, что такого

вещества и совсем нет» .

Для культуролога, как известно, предметом  исследования является культура, а

создатель ее – человек. В прикосновениях ученого к великой тайне жизни

культурологу особенно понятны  слова, что живое вещество «вошло в науку как

создание здравого смысла, донаучного народного знания. Оно как раз  относится к

той области мыслей, которые наука  получила извне готовыми». В.И. Вернадский

подчеркивает, что для философского творчества проявления жизни независимы от

Значение труда «Живое вещество и биосфера» В.И. Вернадского...

материи, и культуролог вправе считать, что источник жизни – духовная субстанция,

и нематериальная сторона культуры – это и есть духовное сотворчество в рождении

нового, жизненно важного, культурного  явления. Культуролог изучает структуру

культуры, или изучает культуру как «организацию», поэтому, для  понимания

жизненности любой культуры, необычайно важен вывод ученого о том, что

«Носителем жизни является организм как целое» и что «Жизнь прекращается не с

уничтожением какого-нибудь вещества, а с разрушением определенной структуры,

организации».

Как известно из труда «Живое вещество и биосфера» В.И. Вернадский считал

все Человечество неотъемлемой частью живого вещества .

Рассматривая живое вещество как  некоторую совокупность предметов, ученый

говорит, что свойства живого вещества «являются свойствами совокупности…

новыми свойствами, незаметные или несуществующие, если мы станем изучать

отдельный организм. Одинаковы по форме законы человеческих обществ, газовых

смесей, песчаных масс, звездных потоков, раз только мы изучаем их как законы

совокупностей, они подчинены законам больших чисел» .

Подсказка. Культуролог может применять законы совокупностей, рассматривая

культуру народа (этноса) в целом  и отдельного человека, не удивляясь  тому, что у

представителя данной культуры не просматриваются  эти свойства, качества, черты.

В своем труде В.И. Вернадский неоднократно напоминает культурологу, что

человек неразрывно связан с живым  веществом и своим происхождением. Ученый

говорит, что как бы далеко мы ни углубились в прошлое, мы можем быть

уверенными, что встретим в нем  живые поколения генетически  связанные одни с

другими. «Мы, без сомнения, встретим в этом прошлом много более 10 000

последовательных поколений, от отца к сыну, вида Homosapiens, которые по

существу своему не отличаются от нас ни своим характером, ни своей  внешностью,

ни полетом мысли, ни силой чувств, ни интенсивностью душевной жизни. Но

главный факт – последовательная смена поколений, материально связанных, от отца

к сыну – остался незыблемым. Наша связь …самая реальная, какая только

возможна. Их прошлое существование не есть фикция» .

Это очень важное для культуролога подтверждение последовательной смены

поколений, материально связанных  от отца к сыну, важное и как подтверждение

незыблемости культурных традиций. Ученый дает нам понять силу и мудрость

традиций и одновременно высказывает  опасение от последствий, по причине их

потери. В.И. Вернадский пишет, что  «Человек изменил живое вещество согласно

решению и целям своего разума. Но человеку не удалось до сих пор  достигнуть в

этой новой среде необходимой  обеспеченности своей жизни. Запасы исходного для

культуры сырья уменьшаются. В  начале позапрошлого (ХIХ) века неотвратимый

голод в основных материалах жизни  не мог быть замечен, так как энергия, которой

располагал человек этой эпохи, была тесно связана с древними, вековыми формами

существования, с жизнью и работой людей, растений, животных». Если видеть в

этих словах ученого размышление  только об энергии, то ученый сам говорит, что

запасы, находящиеся в распоряжении разума, неистощимы. «Сил приливов и

морских волн, радиоактивная, атомная  энергия, теплота Солнца могут дать нужную

силу в любом количестве» .

Григорьева Л.И.

Культурологу видится в этом еще и призыв глубже проникать  в культуру,

видеть теснейшую связь народа с природой и с опытом былых  поколений. Конечно,

традиции могут во времени утратить нечто важное и выразительное, но не могут и

не должны потерять главное, то, что  спаяно генами и духом.

Изучая культуру, исследователь  непременно дифференцирует материал,

разделяя его по множеству признаков, одним из которых являются половые

различия. Понять их более глубокие проявления в культуре могут помочь и

химические процессы, о которых  пишет В.И. Вернадский: «Где бы участвовала

только живая материя без  половых различий. Пример: мышьяк собирается различно

в женских и мужских особях человека, что он концентрируется в менструальной

жидкости и в женских волосах. Очевидно, мы должны наблюдать то же самое и для

железа в организме человека, т.к. количество эритроцитов в женских  и мужских

организмах резко различно. Железо определяется его содержанием в  красных

кровяных шариках» .

Для культуролога знание изначально заданных различий поможет, через

внешние проявления, легче понять внутренний мир женщины, мужчины, ребенка.

Уже сейчас молодую науку культурологию  называют наукой о нюансах, как

называют родственную ей, уже зрелую, этнографию. Для науки понятно: в культуре

не может быть мелочей. «Мелочь» – это лишь малая, Видимая, часть  большого,

Невидимого, и без мелочей-нюансов  картина культуры не будет до конца  понятной.

Обязательность такого подхода  к науке подтверждает культурологам и академик

В.И. Вернадский, говоря, что если даже всякое незначительное явление природы

взять правильно, т.е. широко и полно  – это будет пример глубокого  философского и

научного значения . И культурологам, конечно, необходим этот

«правильный, т.е. широкий и полный»  подход к изучению культуры в ее загадочных

нюансах.

И еще один «маленький нюанс», с  улыбкой. Изучая в культуре фольклор,

нередко можно слышать сказки или  загадки с вопросом: «Почему же волки воют на

луну?». В.И. Вернадский подсказывает культурологу ответ на этот шуточный

вопрос, правда, он находится в серьезных  рассуждениях. Ученый говорит о

диссиметрии земной коры, которая  выражается в различном распределении  суши и

моря. В.И. Вернадский связывает ее с образованием Луны из Земли, что

«диссиметрия произошла в исключительное и единственное, величайшее по силе

потрясение, которое пережила наша планета. Луна отделилась от Земли в  самом

начале создания Солнечной системы. Начало биосферы (и появление жизни),

создание Тихоокеанской впадины (и диссиметрия земной коры), и образование

земного спутника совпадают как  события геологически одновременные  и

генетически, возможно связанные» .

Культурологу теперь понятно, почему волки воют на луну: потому что туда

улетела часть их собратьев. Это, конечно, шутка, а всерьёз понятно то, что труд

В.И. Вернадского «Живое вещество и  биосфера» написан не только для

естествоиспытателей, но и для культурологов, и для  представителей всех наук.

В.И. Вернадский показал, что все, в самом деле, «взаимно дополняют друг друга и

содействуют одна другой» в познании жизни, в  изучении «Лика Земли». А он, как

пишет В.И. Вернадский, не есть только отражение  нашей планеты – он

одновременно  и создание внешних сил Космоса . Культуролог призван

Значение  труда «Живое вещество и биосфера» В.И. Вернадского...

изучать культуру и, вряд ли, можно сомневаться в  том, что и другие труды ученого

откроют для  исследователя творений человека много  созвучного, единого с

творениями  союза Неба и Земли.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Литература

Материал взят с сайтов:

http://www.bestreferat.ru/

http://www.kulichki.com/

http://sn-philcultpolsoc.crimea.edu


Информация о работе Вернадский "Живое вещество и биосфера"