Уникальность культуры Йемена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 07:46, доклад

Описание работы

Народам Арабского Востока принадлежит важное место в истории культуры человечества. Не случайно средневековые географы называли Арабский Восток грудью мира: здесь в течение многих столетий билось сердце мировой цивилизации.
«Исламская эстетика стала одной из основ мусульманского мировоззрения и предопределила появление нового типа эстетического сознания - мусульманского…», - пишет в своей книге Апшерони Али[1]. Достаточно вспомнить обложки книг, их фантазийный орнамент, своеобразную роспись мечетей и даже такие произведения искусства, как Алф Лайла ва Лайла (Тысяча и одна ночь), в которой воспет легендарный, полный тайн город-Багдад, как Рубаи Омара Хайяма из Нишапура: после перевода Эдвардом Фицджеральдом его четверостишия стали настоящим бестселлером.

Файлы: 1 файл

йемен.docx

— 115.33 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

УДК

ЗАРИПОВА Н.Х.

Уфимский государственный  университет экономики и сервиса (г.Уфа)

Уникальность исламской  культуры Йемена

      Народам Арабского Востока принадлежит важное место в истории культуры человечества. Не случайно средневековые географы называли Арабский Восток грудью мира: здесь в течение многих столетий билось сердце мировой цивилизации.

    «Исламская эстетика стала одной из основ мусульманского мировоззрения и предопределила появление нового типа эстетического сознания - мусульманского…», - пишет в своей книге Апшерони Али[1]. Достаточно вспомнить обложки книг, их фантазийный орнамент, своеобразную роспись мечетей и даже такие произведения искусства, как Алф Лайла ва Лайла (Тысяча и одна ночь), в которой воспет легендарный, полный тайн город-Багдад, как Рубаи Омара Хайяма из Нишапура: после перевода Эдвардом Фицджеральдом его четверостишия стали настоящим бестселлером.

     Мусульмане находят уникальные, нетрадиционные способы выразить свои идеи. «Арабский историк Закария аль-Казвини в книге «о странах и народах» рассказывает  об искусстве йеменских ремесленников, обрабатывающих полудрагоценные камни ,в том числе и солнечный сердолик-камень в перстнях, который носят исключительно мужчины» [2]. По восточному преданию сердолик приносит счастье и охраняет от болезней. И даже сегодня сердолик обычно употребляется с прилагательным «йеменский». Особой известностью всегда пользовался йеменский агат, но камень можно увидеть только в музее – коллекции времени Сабы и Химъяра.

      Благодаря  своей исключительности исламские достопримечательности внесены в всемирный список наследия ЮНЕСКО.

      Рассмотрим на примере Йемена: четыре объекта этой страны внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Один из древнейших городов мира, столица - Йемена-Сана. Историческая часть города включает в себя 103 мечети,14 бань, называемых хаммами ,60000 домов, которые были построены в 7-11 веках. Сана - место, которое отправит любое воображение в прошлое  и окунет в необъятный мир Ислама. Центральные ворота называются «Баб-аль-Йемен», что  переводе означает «врата Йемена». Врата выглядят так сказочно будто из них вот-вот вылетит аист-каиф в обнимку с Алладином .Сана переводится как богатая ремеслами, хорошо укрепленная. Именно из этого города царица Савская  отправилась к иудейскому царю Соломону. Основателем города по словам историка 10 века Мухаммеда аль Хасана ал-Хамадани является сабийский царь Ша'р Автар ,и именно он построил дворец Гумдан, самая высокая башня которого имела 20 этажей. Этот один из первых в мире небоскребов был главным центром различных сменяющих друг друга в Йемене религиозных культов. Археологи утверждают, что многие дома в Сане копия домов Древнего Вавилона, но кто знает, ведь согласно легенде город был основан сыном Ноя Симом ,спасшимся во время Всемирного потопа. Средневековый арабский историк аль-Каляби сообщал, что четыре фасада дворца Гумдан были разного цвета: красного, белого, желтого и зеленого. В центре возвышалась 7-этажная башня, причем каждый этаж имел высоту 40 дра (около трех метров). На самом верху размещался зал для приемов, выложенный алебастром. Потолок был сделан из цельного куска алебастра. В каждом углу зала стояла фигура льва и, когда дул ветер, львы издавали злобное рычание. Если ночью в этом помещении зажигали огни, то весь дворец сверкал, будто озаренный светом молнии. Когда же йеменские короли собирались в этом дворце и зажигали свечи, его было видно на расстоянии нескольких дней пути. После принятия ислама дворец Гумдан разрушили фанатики-мусульмане, а камни дворца были использованы на строительстве Большой мечети. Также в столице есть знаменитый университет, датируемый 1 веком, Дворец Султанов, пригорда Маин(до сих пор ученые не решили ,кто же его построил)[3].

 

     В вади Хадрамут находится таинственный город Шибам, вторым названием которого является «пустынный Манхэттэн». Такое странное и даже загадочное название город носит из-за 500 зданий тесно стоящих рядом с друг другом. Существует две версии причины столь загадочной постройки: дома служили дл защиты города в период межплеменных войн, вторая версия строили так, чтобы быть похожими на древнюю столицу Хадрамут .

      Интеллектуальны центром для всего арабского мир был город Забид, где находился крупнейший университет (место рождения алгебры)

      Последним в списке Юнеско - архипелаг Сокотра, второе название архипелага- Галапагосы Индийского Океана. На острове  Сокотра обнаружена стоянка доисторического человека (1,7 млн. лет назад). В начале 1880 года первая исследовательская британская экспедиция Исаака Балфода прибыла на остров Сокотра, чтобы собрать коллекции горных пород животных и растений, но за 48 дней они обнаружили более 200 видов растений, неизвестных миру, часть которых относились к 20 новым родам. На острове обитает огромное количество животных, рыб, насекомых, а также это идеальное место для растений (90 % рептилий ,192 вида птиц,130 видов раб ,200 видов крабов и омаров,253 вида кораллов). Особое место среди такого разнообразия занимает Драконово дерево, которое является символом Йемена  и изображено на местных монетках.

 

Источник: http://www.coins-spb.ru/monety/30816/

Смолу, которое оно источает, называют «драконовой кровью» или «кровью двух братьев. Согласно легенде драконы дрались со слонами, из-за слоновой крови. Произошел казус: слон упал на дракона и раздавил последнего. Смешавшуюся кровь назвали киноварью, что и легло в название смолы. Эта легенда объясняет и то, почему смола называется «драконовой кровью», и название, данное ей сокотрийцами,- «кровь двух братьев». Согласно религиозным представлениям индийцев, слон и дракон - близкие родственники: членами брахманской триады были Брама (Созидатель в облике слона),Вишну(Охранитель) и Шива(Разрушитель ,обычно в облике кобры ,которую можно приравнять к дракону). Схватка между слоном и  драконом, между Созидателем и Разрушителем, между силами жизни и смерти была вечной. Тот факт, что в сокотрийской мифологии есть отражение индийских религиозных представлений, доказывает, что в прошлом связи Индии с Сокторой были более тесными, чем теперь.  Драконово дерево Сокотры в близком родстве с драконовыми деревьями Сомали, Абиссинии и Канарских островов. Все они – реликты, отличаются от других кровавыми пятнами смолы на стволах. Боттинг сообщает :Жители Сокотры называют смолу цвета киновари, источаемую этими деревьями ,»кровью двух братьев»- тут явно видна связь со старинной индийской легендой ,из которой сокотрийцы ,возможно ,и заимствовали это название [4].

Своеобразие арабского мировоззрения  можно увидеть и на гербе Йемена. Золотой Орел \- общеарабский символ. Красная, белая, черная полосы-цветы панарабизма. На груди Орла – щиток. В щитку вверху – кофейное дерево ,потому что Йемен-родина кофе(в порту Моха и произошло всем известное кофе Мокко). Внизу щитка - золотая платина и четыре синие волнистые линии .Это знаменитая плотина Мариб (столица государства Саба ,восьмое чудо света ).Надпись на зеленом (цвет Ислама) свитке по-арабски «Эль Джумхурия-Эль-Йаманийа»

       Особый  интерес вызывает одежда йеменцев. В Йемене никогда не увидишь женщину с голым лицом, на ней  обязательно будет надето покрывало-маска, широкое платье, шлейф «хвост», а на подоле вырез чуть ли не до колен. Мужчины носят юбки, перехваченные брезентовым поясом с кармашками, сандалии и платок. Одежда начинается с пеленок. Амулеты и ладаны защищают младенца от порчи и сглаза, чресла перепоясаны кожаным шнурком или бечевкой - так одевают малышей. В 10  мальчик одет уже как взрослый, а девочка ходит в длинном темном платье, но с открытым лицом, талию перетягивает серебряный пояс.

      Мужчины носят юбку. Будет  это дешевый саронг или дорогой шейдер зависит от материального положения. Шейдер изготовляют только мастера города Шихр. Шейдер всегда завязан по-разному, если  мужчина собрался в поход, на войну, он завяжет шейдер так, как никогда не завяжет его, чтобы пойти на базар. Одежда мужчины, старика и юноши ничем не отличается, а по платью женщина можно узнать в каком она возрасте.

    У незамужней девушки платье без украшений. На свадьбу невеста надевает самое красивое, расшитое многочисленными узорами платье: звездами, ракушками каури, серебряными монетами. После свадьбы женщина ходит в черном платье с геометрическим орнаментом на груди и на спине . Квадраты и ромбы вышитые серебряной нитью образуют разнообразные  звезды, в которых местная традиция угадывает  сказочных птиц. Узор призван оберегать Женщину от сглаза. Звезды же, раковины каури и особенно шерсть с хвоста должны способствовать плодовитости, обеспечивать обильное и здоровое потомство. Вот почему орнамент, столь естественен на одежде продолжательницы рода, неуместен и неприемлем на платье девицы, только вступающей в жизнь, или старухи стоящей на пороге смерти.

   Снять головной  убор у араба значит жест  отречения и вызова. Если араб  в традиционном головном платке сбрасывает наземь шнур, удерживающий платок на темени, это значит, что ссора вот-вот перейдет в поединок.

   Для жителей Южной Аравии платок, как и юбка – одежда для мужчин. Платки бывают белые и черные, зеленые и золотистые, пестрые с разноцветными кистями и бахромой. Зато сандалии бывают всегда одинаковыми. Их скидывают у двери. Вот тут-то и начинаются различные символичные манипуляции. Гостю нежеланному могут перевернуть            сандалии подошвой вверх.  Это значит, что от новых визитов лучше воздержаться. С помощью обуви можно наглядно выразить отказ от своих прав и притязаний. А еще, если человек ходит, приволакивая ноги, в шаркающих сандалиях, значит он предусмотрителен и осторожен: шаркающие звуки отпугивают ядовитых змей [5].

          Также  важен кинжал-кривая широкая джамбийя. На юге Йемена, если перед вами мужчина с кинжалом, значит, он вождь племени. На севере где джамбийю носят многие, все дело в ее месте на поясе: висит справа - большой человек, висит посередине – достойный человек, висит слева - тоже достойный, но почета ему меньше, чем первому и второму [6].

   Закончить статью  я хочу самой известней для Йемена ценностью, как впрочем, и для всех мусульман, священной книгой - Йеменским Кораном - уникальный кодекс 7 века, отличный от общепринятого ныне текста. В 1972 г. в Большой мечети города Сана рабочими был обнаружен тайник, в котором было множество измытых дождем и сыростью рукописей. Особого значения рабочие найденному не придали и положили свертки на лестницу одного из минаретов мечети. К счастью, рукописи попали в руки президенту Йеменсокго Общества Древностей, Хадже Исмаилу ал-Аква. После проверки фрагментов, немецкие ученные согласились спонсировать проект по восстановлению текста. Найденный текст оказался десятками тысяч фрагментов Корана. Изучение текста занялся Герд Р. Пуин, специалист по арабской каллиграфии и коранической палеографии Саарского Университета в Саарбрюккене, Германия. Он обнаружил нестандартное расположение стихов, редкий стиль орфографии, а также редкий арабский шрифт «Хиджаз». Текст находится в Йеменском Доме Манускриптов и ждет более подробного изучения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Апшерони Али: Ислам и культура, стр.6

2 http://yemen-club.ru/Yemen_club/arts/agat.html

3 http://blog.busines-men.ru/?p=2155

4 http://tragemata.com/news/drakonovo-derevo-sokotry.html

5 Родионов М. Осердясь,он сбросил укаль?//Вокруг Света, 1995,№6, рубрика «Дело вкуса»

6 Родионов М. Осердясь,он сбросил укаль?//Вокруг Света, 1995,№6, рубрика «Дело вкуса»


Информация о работе Уникальность культуры Йемена