Творчество трубадуров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 21:13, реферат

Описание работы

Трубадуры, их жизнь и творчество с самого начала привлекали к себе внимание эрудитов. Первые жизнеописания, иначе говоря, коротенькие "биографические очерки", предшествующие "публикации" (рукописной, разумеется...) стихов, и комментарии к этим стихам, появились уже в середине XIII в.; авторами их были в основном итальянские книжники, а также сами трубадуры.

Содержание работы

Введение………………………………………………...…………………………2
1.Творчество трубадуров……………………………………………………….3-5
2. Жизнеописание трубадуров…………………………….............................5-7
3. Куртуазность………………………………………………………………….7-9
4.Жанры поэзии……………………………………………………………….9-10
4.1 Кансона…………………………………………………………………..10-11
4.2 Сирвента………………………………………………………………….12-14
4.3 Альба……………………………………………………………………..14-15
4.4 Пастурель……………………………………………………………………15
4.5Диалогические жанры……………………………………………………15-16
5. Конец эпохи трубадуров………………………………………………..16-17
Заключение…………………………………………………………………..18-19
Список литературы……………………………………………………………20

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 49.65 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………...…………………………2

1.Творчество трубадуров……………………………………………………….3-5

2. Жизнеописание трубадуров…………………………….............................5-7

3. Куртуазность………………………………………………………………….7-9

4.Жанры поэзии……………………………………………………………….9-10

4.1 Кансона…………………………………………………………………..10-11

4.2 Сирвента………………………………………………………………….12-14

4.3 Альба……………………………………………………………………..14-15

4.4 Пастурель……………………………………………………………………15

4.5Диалогические жанры……………………………………………………15-16

5. Конец эпохи трубадуров………………………………………………..16-17

Заключение…………………………………………………………………..18-19

Список литературы……………………………………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

       Трубадуры, их жизнь и творчество с самого начала привлекали к себе внимание эрудитов. Первые жизнеописания, иначе говоря, коротенькие "биографические очерки", предшествующие "публикации" (рукописной, разумеется...) стихов, и комментарии к этим стихам, появились уже в середине XIII в.; авторами их были в основном итальянские книжники, а также сами трубадуры.

       Понятие слова трубадур от провансальского глагола "trobar", что означает "находить", "создавать".

        Поэтическая деятельность трубадуров противопоставлялась народному творчеству и называлась самими трубадурами «искусством, изобретать» (art de trobar), то есть творческим искусством. При этом имелось в виду исключительно искусство слагать стихи, петь рифмованной речью.

        Что касается столь распространенного слова трубадур, то оно вошло в оборот очень быстро. Впервые его употребил Рамбаут Оранский (Raimbaut d'Orange), умерший в 1173 году, но вскоре оно встречается и у Бертрана де Борна.

        Французский поэт и литературовед Поль Валери утверждал, что нигде и никогда на таком небольшом пространстве и за такой короткий отрезок времени (примерно два столетия) не была создана поэзия, которая характеризовалась бы подобным разнообразием и богатством, обилием блистательных поэтов, наконец, таким широчайшим распространением и влиянием в мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Творчество трубадуров

 

        Не будучи в большинстве случаев музыкантами-профессионалами, трубадуры являлись носителями нового, светского начала в искусстве Средневековья. Поэтическое и музыкальное творчество трубадуров стало наиболее характерным выражением культуры рыцарства. Оно возникло на юге Франции, в Провансе, где раньше, чем в других областях Западной Европы, сложилась поэзия, а также активно развивались жанры придворного музыкального искусства - охотничьи и застольные песни, баллады, песни шутов и др. (В старинных французских преданиях говорится, будто Карл Великий при распределении завоеванных земель между своими соратниками передал Южную Францию музыкантам.) Главные темы искусства трубадуров - воспевание любви, подвигов, красоты природы. В противовес аскетически строгой, обезличенной манере церковного церемониала в творчестве трубадуров на первый план выдвигаются личные переживания художника.

        Трубадуры видели в искусстве источник наслаждения. Гордясь своим призванием, они высоко оценивали роль поэзии и музыки в жизни общества.

        Трубадуры  принадлежали главным образом  к привилегированным сословиям  и часто окружали себя музыкантами-певцами  из народа, которые не только  исполняли песни своих вассалов  или аккомпанировали им, но нередко  сочиняли и сами мелодии.

        Некоторые поэты были простолюдинами (Маркабрюн, Бернарт де Вентадорн), сыновьями купцов (Фолькет Марсельский), ремесленниками (Эльяс де Карейль), представителями духовного сословия (Монах Монтаудонский, Пейре Карденаль, Дауде де Прадас). Поэтам покровительствовали графы Тулузы, виконты Марселя, короли Арагона и Кастилии, герцоги Аквитании. Первым трубадуром по традиции считается герцог Гильом IX, однако совершенство его произведений показывает, что, вероятно, провансальская лирика бытовала и ранее, причём, возможно и в устной форме.

        Ранние образцы провансальской лирики не сохранились, так как института покровительства сочинителям ещё не существовало, сами же музыканты-песенники не имели возможности записывать свои произведения.

       Стихи сочинялись с учётом того, что их обязательно должна была сопровождать музыка.

       Музыкальную основу песен трубадуров составлял фольклор. Эти напевы подкупают свежестью, непосредственностью, их народные истоки особенно ярко вырисовываются при сопоставлении с церковным григорианским пением.

       Напев служил для средневекового сочинителя, не владевшего книжной грамотой, основой структуры стиха. До наших дней дошло около 1700 мелодий трубадуров и труверов. Записаны только вокальные партии, без учёта аккомпанемента. Мелодия писалась для одного голоса, обычный диапазон — одна октава. Предполагается, что инструментальное сопровождение песни ограничивалось небольшим вступлением-импровизацией, переходящим к связующему построению — интерлюдии — и, наконец, завершению песни.

        Мелодии построены по принципу богослужебного пения: либо в миксолидийском, либо в дорийском ладах, однако более всего употреблялись лады минорный и мажорный. Почти совершенно отсутствует задание ритма музыкального произведения. Записи в современной музыкальной нотации соразмерно со стихами песни сводятся к одному из шести трёхдольных ритмических модусов.

         Некоторые мелодии сочинялись самими трубадурами, например, в жизнеописании Джауфре Рюделя сказано, что он сложил о графине Триполитанской песни «с прекрасными мелодиями и простыми стихами». Возможно, что в творчестве этого трубадура именно музыка считалась важным компонентом. Обыкновенно трубадуры подписывали свои стихи, но авторы музыкального сопровождения часто неизвестны. В некоторых песнях нет точного соответствия мелодии и текста. 

         Поэзия трубадуров была тесно связана с жизнью рыцарского замка. В биографиях трубадуров не раз говорится об их знатных покровителях, крупных феодальных владетелях. Сами трубадуры в своих стихах нередко упоминают о милостях или об опале, испытанных ими от меценатов, восхваляют их щедрость или осуждают скупость.

        Всего известно о более чем четырехстах трубадурах. О жизни некоторых из них повествуют биографии, составленные в XIII веке в духе кратких средневековых хроник. К сожалению, большинство фактов, почерпнутых из этих источников, нельзя считать истинными: биографии содержат немалую долю вымысла, превращающего жизнеописание трубадура в легенду.

       Более 2500 песен оставили миру трубадуры Прованса.

       И, как считают исследователи, первостепенное влияние на их поэзию оказала арабоиспанская лирика, к тому времени уже несколько веков развивавшая и воспевавшая целомудренную мистическую любовь, начало берущую в поклонении Богоматери, но и распространяющуюся на даму сердца поющего рыцаря. С арабской Испанией у Прованса были тесные связи, вплоть до родственно-династических.

 

2. Жизнеописание трубадуров

 

        Эпоха  трубадуров  продолжалась почти два столетия - с рождения "первого трубадура", знатного сеньора Гильема, IX герцога Аквитанского (1071-1126), и до ухода с поэтической сцены "последнего трубадура", Гираута Рикьера, годы деятельности которого пришлись на 1254-1292. И все два столетия трубадуры, образно говоря, воспевали возвышенную, недосягаемую любовь и жаловались на отказ неумолимой красавицы.

       Поэзия  трубадуров  культивировалась при дворах знатных южнофранцузских сеньоров; позднее к ним добавились каталонские и итальянские дворы. Аудиторией поэтов были прежде всего рыцари, грубые воины, чьи руки привыкли к мечу, а ухо - к звону стали, конскому ржанью, топоту копыт и предсмертным хрипам умирающих врагов. Многие из этих рыцарей, как знатных, так и безвестных, успели побывать на Востоке, где с переменным успехом сражались за Гроб Господень, надеясь обрести не только спасение, но и богатство и славу.

       Эпоха  трубадуров  почти в точности совпадает с эпохой крестовых походов: в 1097 г. начался Первый крестовый поход, а в 1291-м пали последние владения крестоносцев в Сирии и Палестине.

        Ведь для подавляющего большинства рыцарей крестовые походы стали не только сражениями за веру, но и открытием для себя "другого" мира. Прежде они сражались с "неверными" на собственных территориях, завоеванных сарацинами, теперь же перед ними открылись иные земли, иная культура; там, "на месте", они получили возможность познакомиться с эзотерическими учениями Востока. Предполагают, что именно в Святой Земле Раймон де Сен-Жиль, IV граф Тулузский (один из предводителей Первого крестового похода) познакомился с учением манихейцев, лежащим в основе учения катаров, и, вернувшись, одним из первых начал тайно исповедовать катарскую доктрину. Словом, куртуазное мировоззрение, выдвигавшее на первый план возвышение души через любовь к Прекрасной Даме, нашло свой отклик прежде всего в южнофранцузском обществе.

        В Окситании эпоха трубадуров  совпадает с расцветом еретического вероучения катаров, предложивших иное, нежели католическая церковь, толкование Евангелия, и истреблением их в результате крестового похода, созванного папой Иннокентием III. В целом "идеологическое диссидентство", как в отдельных работах именуют религиозные ереси, получившее в XII-XIII вв. достаточно широкое распространение (катары, вальденсы, патарены...), свидетельствует об определенном падении авторитета католической церкви и о поисках людьми иной духовной опоры, нежели та, которую предлагали им официальные круги.

       Образ жизни в Южной Франции значительно отличался от образа жизни во Франции Северной. Через Окситанию пролегали наиболее важные дороги средневековой Западной Европы. На ее территории получали свое оформление маршруты паломников, направлявшихся в Испанию поклониться святому Якову Компостельскому, к папе в Рим или же морем в Святую Землю. Корабли с паломниками и крестоносцами отплывали из Марселя и порта Сен-Жиль, расположенного между Арлем и Нимом. В средиземноморские порты купцы привозили предметы роскоши, тотчас входившие в моду среди знати и богатых горожан.

       Постоянные отношения с арабской Испанией, пестрые толпы, беспрерывно передвигавшиеся по построенным еще римлянами дорогам Окситании и распространявшие слухи, сплетни, новые философские учения и ереси, способствовали созданию в окситанском обществе атмосферы веротерпимости и своеобразного социального согласия.

        Трубадуры, вечные странники, кочевавшие от замка к замку, славили свое искусство, Прекрасную Даму, бывшую в основном лицом вполне реальным, своего щедрого покровителя, а также его дела и защищали его интересы. По словам французских авторов книги, трубадуры стали первыми представителями "коммуникативного ремесла", что стало возможным прежде всего благодаря тому свободомыслию, которое царило в тогдашнем окситанском обществе.

        Принадлежность  к славной когорте куртуазных  поэтов ставило на одну доску  и аристократа, и простолюдина. Трубадур-знатный сеньор пускался в странствия ради славы, трубадур-простолюдин, для которого поэтическое искусство зачастую являлось единственным способом заработать себе на жизнь, также стремился к известности, ибо она вела его к возвышению и богатству. На поэтических состязаниях (эквиваленты северофранцузских рыцарских турниров, по определению авторов книги) все трубадуры были равны, первым мог стать как знатный сеньор, так и безвестный рыцарь.

 

3. Куртуазность

 

       Трубадуры создали своеобразную культуру любви — fine amor (куртуазную любовь), составляющую главное содержание их лирики. Культ идеальной любви пришёл в поэзию трубадуров из арабской поэзии Испании, воспевавшей целомудренную мистическую любовь.

        Новое  куртуазное мировоззрение, выработанное  трубадурами, кардинально меняло  тогдашний взгляд на женщину,  внушенный церковью. Из "сосуда  греха", существа нечистого, чье  тело Дьявол сделал своим излюбленным  местом пребывания, женщина становилась  высшим существом, служение которому  составляло цель жизни благородного  рыцаря. В мире  трубадуров  правил  Амор, значительно отличавшийся от своего античного предшественника - Амура, ибо вел влюбленного не столько к любви-обладанию, сколько к любви возвышающей и совершенствующей душу. Эта идеальная любовь находила свое выражение в служении, одном из главных понятий средневековой ментальности.

       В окситанском языке дама именуется «донной» (domna), от латинского domina («госпожа»); название это вскоре сокращается до почетной частички Na, которую трубадуры в своих песнях ставят перед именем дамы, когда хотят оказать ей особое почтение. Имени феодального сеньора предшествует частица En, Ne или N’, производная от латинского dominus(«господин»). Для трубадура Донна-сюзерен становится аналогом феодального сеньора-мужчины, которой он приносит присягу на верность, которой служит, прославляя её имя и которой позволяет всецело распоряжаться своей жизнью.

      Один из трубадуров разделяет куртуазное служение на четыре степени: первая — любовь колеблющегося (feignaire), когда рыцарь ещё не отваживается поведать о чувстве даме. Вторая — просящего, умоляющего (pregaire), когда ободрённый ею кавалер признаётся в своей склонности. Третья — услышанного (entendeire) — он получает от дамы в залог любви её ленты, перчатки, пояс. И последняя — друга (drutz), когда она выражает своё согласие поцелуем, часто первым и единственным. Для провансальской лирики характерен и закономерен перенос понятий из сферы феодальных отношений сеньора и вассала в сферу куртуазных отношений рыцаря и Дамы.

Информация о работе Творчество трубадуров