Творческое наследие Наримана Сабитова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 23:14, реферат

Описание работы

Нариман Гилязевич Сабитов - башкирский композитор и дирижер, заслуженный деятель искусств РБ (БАССР), представитель поколения композиторов 50-60-х годов. Он прожил недолгую, но очень яркую и насыщенную творческую жизнь. Его музыка разнообразна по содержанию и жанрам.
Творческое наследие композитора огромно. Значительную роль Нариман Сабитов сыграл в развитии национального балета. Он автор семи балетных произведений, детской оперы, многочисленных симфонических и инструментальных произведений для оркестра и фортепиано, циклов для хора, песен и романсов на стихи башкирских поэтов, балетов, симфонических произведений, хореографических сцен, прелюдий, кантат, вокальных циклов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….
3
Биография…………………………………………………………………..
4-5
Творческая деятельность…………………………………………………………..
6
Основные произведения…………………………………………………………..

Балеты………………………………………………………………………………
7-9
Литература……………………………………………………………..
Приложения…………………………………………………..

Файлы: 1 файл

МБОУДОД ДМШ.docx

— 2.14 Мб (Скачать файл)

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение средняя  общеобразовательная школа с. Сикияз Муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан

 

 

 

Реферат

по истории и культуре Башкортостана

 

Творческое наследие

Наримана Сабитова

 

 

                                                                                                     Выполнила: обучающаяся 

9 класса  МБОУ СОШ с.Сикияз

                                                                                                     Галстян Каринэ

 

                                                                                           Проверила: преподаватель 

                                                                            по истории и культуре             

                                                                                         Башкортостана Лысова А.А.

 

 

 

с. Сикияз 2013 год

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….

3

Биография…………………………………………………………………..

4-5

Творческая деятельность…………………………………………………………..

6

Основные произведения…………………………………………………………..

 

Балеты………………………………………………………………………………

7-9

Литература……………………………………………………………..

Приложения…………………………………………………..

10-12

 

13

   
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Нариман Гилязевич Сабитов - башкирский композитор и дирижер, заслуженный деятель искусств РБ (БАССР), представитель поколения композиторов 50-60-х годов. Он прожил недолгую, но очень яркую и насыщенную творческую жизнь. Его музыка разнообразна по содержанию и жанрам.

Творческое  наследие композитора огромно. Значительную роль Нариман Сабитов сыграл в развитии национального балета. Он автор семи балетных произведений, детской оперы, многочисленных симфонических и инструментальных произведений для оркестра и фортепиано, циклов для хора, песен и романсов на стихи башкирских поэтов, балетов, симфонических произведений,  хореографических сцен, прелюдий, кантат, вокальных циклов.

   Тематика творчества насыщена гражданственно-патриотическим пафосом, любви к Отчизне и родному Башкортостану, вечным темам любви и дружбы, истории жизни страны, башкирского народа в ХХ столетии.

    "На первом месте у него стояла любовь, любовь ко всему", - метко выразился один из его друзей.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Биография

    Композитор родился 11 января 1925 году в городе Казани. Отец его был актером Татарского государственного театра драмы. Именно он с детства прививал любовь сыну к музыке. О себе Нариман Сабитов рассказывал: «Я рос в семье, где любили музыку. Брат и сестра моей матери были артистами музыкальных театров. А отец в молодости и был актером Татарского государственного академического театра. Отец — человек большой души, безгранично любил музыку. В нашем доме с колыбели звучали классические мелодии. Очень часто отец заставлял прослушивать в записях на пластинках такие оперы, как «Евгений Онегин» или «Князь Игорь» до конца. Мы, мальчишки, сопротивлялись, как могли; иногда со слезами упрашивали отпустить нас - меня и моего брата Науфаля, на улицу, поиграть со сверстниками. Сейчас я благодарен отцу за то, что он нас подружил с классикой».

     В 1932 году семьей они переезжают в Уфу. Этот город становится постоянным местом жительства будущего композитора. Здесь Нариман Сабитов обучается в Детской музыкальной школе №1, которая ныне носит его имя. Затем у него проявляется желание стать профессиональным музыкантом.

     В день рождения своего друга Нариман впервые сочиняет мазурку. Услышав ее, главный дирижер Башкирского театра оперы и балета Петр Михайлович Славинский  сказал: «Обязательно надо ехать учиться в Москву».

     В 1944 г. Н.Сабитов поступает в башкирскую национальную студию при           Московской консерватории им. Чайковского. Он был зачислен на подготовительный курс. Учеба в консерватории была нелегка. Через 5 месяцев упорного труда успешно была пройдена программа подготовительного и первого класса. Он с хорошими оценками переходит на второй курс.

    

 

 

3

     Вот это трудолюбие будет лучшим спутником Наримана Сабитова и в дальнейшей его жизни. Отлично окончив башкирское отделение Московской консерватории, он без экзаменов переводится на основной курс композиторского отделения консерватории. Нариман учится одновременно  и на факультете симфонического дирижирования. Все годы обучения, как отличник учебы получает стипендию им. П.И.Чайковского. Его принимают в Союз советских композиторов.

      В 1953 году заканчивает композиторский факультет по классу профессора А.Н.Александрова и симфонического дирижирования. После окончания консерватории Н.Сабитов возвращается в Уфу. До 1971 года работает дирижером и одновременно активно занимается творчеством.

      О дирижере Сабитове, заслуженном деятеле искусств Башкирии написано немало. Даже простой перечень одних названий спектаклей говорит о масштабах его дирижерской работы; им осуществлены постановка опер «Иван Сусанин» М. Глинки, «Кармен» – Бизе, «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова, «Трубадур» – Верди, «Укрощение строптивой» – В. Шебалина, «Майсара» – С. Юдакова и многие другие оперные и балетные спектакли.

     Его произведения постоянно исполнялись и были поставлены в центральных городах страны, уже звучали по московскому радио, на пленумах и съездах Союза композиторов СССР и РБ, под управлением известных отечественных дирижеров, со сцены Большого зала Московской консерватории. Его «Героическую поэму» исполнил и записал Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио. Записывались на  грампластинках фирмы "Мелодия", издавались Всесоюзным издательствами "Музыка".

     В 1971 года 7 июня в Уфе Нариман Сабитов скончался.

     В Уфе учрежден открытый музыкальный конкурс инструменталистов (фортепиано, струнные инструменты) им. Н.Сабитова, детская музыкальная школа №1 .

4

Основные произведения

    Произведения для музыкального театра:  
"Горный орел", балет (сценарий Х.Сафиуллина), 1958;  
"Гульназира", балет (сценарий Г.Сабитова, С.Дречина), 1958;  
"Буратино", балет (по сказке А.Толстого), 1960;  
"Поэма о платке", хореографическая сцена, 1958;  
"Легенда о лесной девушке", хореографическая сцена, 1959;  
"Мурзилка-космонавт", балет;  
"Люблю тебя, жизнь", балет, сценарий Н.Сабитова, 1967;  
"Страна Айгуль", балет по драме М.Карима, 1970;  
     Симфонические произведения:

"Героическая поэма"  для симфонического оркестра (1950);  
Первый концерт для скрипки с оркестром (1951);  
Концерт для фортепиано с оркестром (1958);  
Второй концерт для скрипки с оркестром, (1959);

Симфоническая сюита из балета "Горный орел" (1961);

     Ораториально-хоровые  произведения:

"Бессмертие", кантата  на сл. Г.Рамазанова (1953);

     Камерно-вокальные произведения:

"Гляжу в глаза", вокальный  цикл, 1965;  
"Пусть звенят песни", песни и романсы на стихи башкирских поэтов, 1971;  
"Весенние песни", "Песни любви" на стихи башкирских поэтов, 1968.

     Камерно-инструментальные  произведения:

Семь наигрышей для  фортепиано, 1965;  
Прелюдии для фортепиано.

 

 

 

 

5

Балеты

       Нариман Сабитов создает музыку для детского театра. Это - балеты "Буратино", "Мурзилка-космонавт».

        Балет «Буратино» был написан в 1960 году по мотивам сказки А.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино». Состоял он из двух действий.

      Краткое содержание

Действие первое. Картина первая

     Карабас Барабас под конвоем верных ему полицейских бульдогов гонит толпу кукол. В подвале за холстом с нарисованным гонящим камином - потайная дверь в темницу, куда бездушный Карабас загоняет своих артистов после представления. Закрыв дверцу, он положил золотой ключик на черепаху Тортилу, приняв ее за тумбу. Разбуженная звуками шарманки Карло, она просыпается и уползает из подвала вместе с ключиком. Спохватившись Карабас устраивает погоню. 

     Карло, оставшись один, продолжает крутить шарманку и вдруг замечает ожившее, поющее бревно и с помощью топора превращает его в деревянного человечка - Буратино.

    Сразу полюбив неожиданно приобретенного сына, Карло подбирает ему одежду, достает из бездонного ящика шарманки Азбуку и письменные принадлежности. Шаловливый, любопытный Буратино хватает карандаш и срисовывает на лист бумаги пылающий камин. Карло кладет рисунок в ранец и отправляет Буратино в школу.

Картина вторая

     На городской площади у кукольного театра горожане в нетерпении ждут появления Карабаса с куклами и начала представления. Буратино продает Азбуку, покупает билет и проходит в театр.

 

6

Картина третья

     Мальвина, Арлекин и Пьеро - герои представления. Буратино внимательно следит за спектаклем. Увлекшись действием, он бросается на сцену. Спектакль продолжается ко всеобщему удовольствию. Веселье в театре прерывает появление Карабаса с полицейскими бульдогами, которые преследуют Буратино. Из ранца выпадает рисунок. Потрясенный художественными талантами мальчишки, Карабас сменяет гнев на милость и, одарив Буратино золотыми монетами, отпускает его домой. 

Действие второе. Картина четвертая

     Бродяги лиса Алиса и кот Базилио промышляют воровством, обманом и попрошайничеством. Завидев Буратино с золотыми монетами, они предлагают ему подкрепиться в харчевне "Три пескаря". Хозяин радушно встречает состоятельных гостей, подает им сытный ужин и развлекает танцем дрессированных курочек-герлз.

      Уставший от обилия впечатлений и разомлевший от еды Буратино засыпает. Воспользовавшись этим, Алиса и Базилио пытаются отнять у него монеты, но Буратино удается вырваться из рук разбойников. Он бежит в сторону озера и, ухватившись за ноги проплывающего лебедя, спасается.

Выбежавший  из харчевни хозяин требует деньги за ужин. Не получив платы, потчует  лису и кота метлой. Бродяги поспешно уносят ноги.

Картина пятая

      Домик Мальвины сторожит ее верный пудель Артемон. Неподалеку приземлился лебедь с Буратино. Мальвина выходит познакомиться с мальчишкой.

     Буратино доставляет много хлопот Мальвине: не хочет умываться, шалит за столом, незаметно для хозяйки кормит фруктами черепаху Тортилу.Рассердившись на непослушного мальчишку, Мальвина велит Артемону запереть его в чулан. Благодарная за угощение Тортила освобождает Буратино и дарит ему золотой ключик.

7

     Карабас Барабас, бульдоги, лиса Алиса и кот Базилио преследуют бегущих в панике кукол. Буратино бросается на выручку друзьям. Карабас, гоняясь за мальчишкой, прилипает бородой к смолистому дереву. В руках у него рисунок с камином. Буратино догадывается, какую дверь открывает золотой ключик, и увлекает за собой друзей.

Картина шестая

     В подвале Карло играет на шарманке. Он радуется приходу Буратино и его друзей. Буратино золотым ключиком открывает замок и освобождает кукол. В это время стена с нарисованным камином поднимается, и все оказываются в красивой волшебной стране. Всеобщему ликованию нет предела.

     Этот балет был  поставлен на сцене театра  оперы и балета, а в гастрольных поездках – на сценах разных городов страны.

      В 1954 году вместе с известным композитором  Х. Ахметовым пишут балет «Горный орел». В нём Нариман Сабитов воспевает героический образ Салавата Юлаева. Премьера состоялась в 1957 году на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета.  

     В балете Нариман восхваляет национального героя башкир – Салавата Юлаева. Впечатляет начальная заставка: открывается занавес, и перед зрителем представляется величественная картина гор с синими вершинами, на утесе Салават, у ног его убитый орел, - прекрасен мир, жизнь, свобода!...

     Образ Салавата Юлаева волновал Н. Сабитова и ранее. Еще в студенческие годы он пишет крупное полотно - «Героическую поэму».

     Наримана Сабитова горячо волновала современность, люди советской действительности, их трудовые подвиги, героические деяния в переломную эпоху истории страны.

     В  балете «Гюльназира» он воспевает тему революционных преобразований в Башкирии 1917 года. Балет «Люблю тебя, жизнь» основан на теме геройства в  ВОВ. Тема любви, верности родной земле – в прекрасном по музыке, балете «Страна Айгуль».

Информация о работе Творческое наследие Наримана Сабитова