Тропы и фигуры речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 20:00, реферат

Описание работы

Цель: изучение тропов и фигур речи и примеры использования их в судебной практике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Подобрать литературу по теме;
2. Изучить тропы и примеры с их применением;
3. Изучить фигуры речи, их классификацию и примеры с их применением;
4. Рассмотреть примеры использования тропов и фигур речи в судебной практике.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
1. Тропы и фигуры речи…………………………………….………….5
1.1 Тропы………………………………………………………..…5
1.2 Фигуры речи……………………………………………….…..8
2 . Использование тропов и фигур в судебной практике…………… 15
2.1 Использование тропов………………………………..……16
2.2 Использование фигур речи………………………..……….20
Заключение…………………………………..……………..………….27
Список литературы……………………………………………………28

Файлы: 1 файл

Дедова.docx

— 60.11 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

1. Тропы и фигуры речи…………………………………….………….5

          1.1 Тропы………………………………………………………..…5

          1.2 Фигуры речи……………………………………………….…..8

2 . Использование тропов и фигур в судебной практике…………… 15

          2.1 Использование тропов………………………………..……16

          2.2 Использование фигур речи………………………..……….20

Заключение…………………………………..……………..………….27

Список литературы……………………………………………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Грамотная речь - один из главных элементов в межличностных отношениях. С ее помощью можно привлечь интерес слушателей, поддержать внимание к предмету разговора, оказать воздействие как на разум, так и на чувства, воображение слушателей. Грамотная речь не только красивая на слух, но и легкая для понимания.

Из истории ораторского искусства известно, что выдающиеся мастера слова всех времен, крупные общественные и политические деятели, известные ученые, лекторы, всегда уделяли большое внимание образности своих выступлений, умело использовали выразительные средства языка в своих речах. Известно, что реализацию убеждающей функции делает необходимым использование речевых средств воздействия, формирующих экспрессию, которая придает не только эмоциональность, но и стройность, логичность аргументации, точность словоупотреблению, ясность выражению мыслей.

Экспрессия создается контактоустанавливающими ,например, сменой тона, замедлением и убыстрением темпа речи, интонационным выделением отдельных слов, паузами, логическими ударениями, усилением звучания согласных, а также изобразительно-выразительными языковыми средствами.

Тропы и фигуры речи позволяют употреблять слова и словосочетания не в прямом, а в переносном смысле, использовать, такие обороты речи, которые не вносят никой дополнительной информации в предложение, но изменяют его эмоциональную окраску. Они служат для усиления изобразительности и выразительности речи, передачи оценочного и эмоционально-экспрессивного значений, создания образности.

Судебная речь по форме и по стилю - это ораторская речь. Она отличается риторической направленностью, призвана оказывать целенаправленное воздействие на суд, убеждать судей, присяжных и присутствующих в зале суда граждан в истинности мнения выступающего. Выяснить, доказать, убедить - три взаимосвязанные цели судебной речи. А для их достижения речь оратора должна быть пронизана не только четкими юридическими клише, но и эмоциональными средствами выражения.

Ниже рассмотрим основные тропы и фигуры речи, а также приведем несколько примеров с их использованием в судебной практике.

Цель: изучение тропов и фигур речи и примеры использования их в судебной практике.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Подобрать литературу по теме;

2. Изучить тропы и примеры с их применением;

3. Изучить фигуры речи, их классификацию и примеры с их применением;

4. Рассмотреть примеры использования тропов и фигур речи в судебной практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Тропы и фигуры речи

1.1 Тропы

Троп - стилистический прием, заключающийся в употреблении слова (словосочетания, предложения) не в прямом, а в переносном значении, т.е. в использовании слов (словосочетаний, предложений), называющих один объект (предмет, явление, свойство), для обозначения другого объекта, связанного с первым тем или иным смысловым отношением.

Количество тропов существенно колеблется в зависимости от их критериев, по которым они выделяются. У Квинтилиана их семь: метафора, метонимия, синекдоха, ирония, эмфаза, гипербола, перифраза. У М.В. Ломоносова - одиннадцать: добавлены катахреза, металепсис, аллегория и антономазия. А.А. Потебня выделяет лишь три основных тропа: метафору, метонимию, синекдоху. Для Р. Якобсона же существуют всего два базовых тропа: метафора и метонимия.

Троп служит для усиления изобразительности и выразительности речи, передачи оценочного и эмоционально-экспрессивного значений, создания образности. Поэтому они используются, прежде всего, в художественной речи и публицистике, гораздо реже присутствуют в официально-деловой и научно-технических текстах. Разговорная речь, в силу своей повышенной экспрессивности, часто насыщена самыми различными тропами.

Рассмотрим несколько тропов и приведем примеры с их использованием. [2]

Сравнение - образное словесное выражение, в котором изображаемое явление уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку, при этом в объекте сравнения выявляются новые, неординарные свойства.

Пример: Был голос как крик ястребиный,

Но странно на чей-то похожий. (А.Ахматова)

Метонимия - это троп, который переносит наименование предмета или класса предметов на другой класс или на отдельный предмет, ассоциируемый с данным по смежности, сопредельности, а также вовлечённости в одну ситуацию на основании временных, пространственных характеристик или причинных связей.

Пример: Обув железом острым ноги, скользим по зеркалу стоячих ровны рек.

(А.С. Пушкин) - о коньках.

Метафора - семантическое преобразование, при котором образ, сформированный относительно одного класса объектов, прилагается к другому классу или конкретному представителю класса

Пример: Месяц рогом облако бодает,

В голубой купается пыли. (С.Есенин)

Выделяют:

Генитивная метафора - сравниваемый объект стоит в родительном падеже, а объект сравнения в именительном.

Пример: Жемчуга островов, ливни огней.

Метафора-сравнение - компоненты, представленные существительными.

Пример: Помедлим у реки, полощущей Цветные бусы фонарей (М.Цветаева)

Синекдоха - разновидность метонимии - представляет часть предмета или явления как целое или целое как его часть; обычно целое и часть оказываются смежными.

Пример: «У него рука в министерстве» - о человеке, который помогает решать какие-либо вопросы в министерстве.

Ирония - иносказание, в котором языковые выражения приобретают смысл, обратный буквально выраженному или отрицающий его. Ирония обычно содержит в себе отрицание и осмеяние под маской одобрения и согласия за счет того, что явлению приписываются свойства, которых заведомо у него не может быть.

Пример: Отколе, умная, бредёшь ты голова? - в басни Крылова реплика, обращённая к ослу.

Олицетворение - семантическое преобразование, состоящее в присвоении признака одушевлённости объектом неживого мира.

Пример: Луна состроила издевательскую рожу. (А.Мериенгоф)

Эпитет - это слово или выражение, которое благодаря своей структуре и особой функции в тексте приобретает новое семантическое значение, выделяя в объекте изображения индивидуальные, неповторимые признаки и тем самым заставляя его оценивать с необычной точки зрения.

По структуре эпитеты бывают:

Простые - состоящие из одного прилагательного, образующего парное сочетание А+N, где А-прилагательное, а N-существительное.

Пример: голубая глубина

Слитные - когда эпитеты - прилагательные образованы из двух-трёх корней.

Пример: Рассказ убедительно-лживый. (А.Н. Толстой), Девичий-свой-львиный покажи захват!.. (М.Цветаева)

Составные - из двух или нескольких определений при одном определяемом.

Пример: Желтый ветер манчжурский (И. Бродский)

Сложные - передающие слитный групповой смысл.

Пример: В блюдечках-очках спасательных кругов (В. Маяковский)

Гипербола - семантическое преобразование, в котором признаковое значение языкового выражения преувеличено до неправдоподобия.

Пример: Страшные ласки твои (А. Блок)

Литота - 1. Прием, основанный на отрицании. В широком смысле литота определяется как отрицание противоположного «отрицание обратного свойства»[1]

Пример: Он глуп - Он не блещет умом.

2. Троп, обратный гиперболе, т.е. приём семантического преобразования, посредством которого малому присваиваются признаки безмерно и неправдоподобно малого.

Пример: Кто заблудился в двух шагах от дома,

Где снег по пояс и всему конец? (А. Ахматова)

Перифраза (парафраза) - оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием его существенных признаков или указанием на его характерные черты.

Пример: «Наша голубая планета» - «Земля»;

«Прощай, свободная стихия» - вместо «море» (А. Пушкин)

Парадокс - неожиданный, резко расходящийся с логикой предшествующего текста или с привычным мнением.

Пример: Лучшее правительство то, которое меньше всего правит. (Джефферсон)

Символ - многозначный предметный образ, объединяющий разные планы изображаемого.

Пример: «Обрыв» - название романа, символизирующее понятие душевной драмы.

Аллегория (иносказание) недомолвка - выражение отвлечённого понятия (идеи) в конкретном художественном образе.

Пример: Хоть тяжело подчас в ней бремя,

Телега на ходу легка;

Ямщик лихой, седое время

Везёт, не слезет с облучка. («Телега жизни» А.С. Пушкин)[3]

 

1.2 Фигуры речи

Фигуры речи - термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его эмоциональную окраску. Фигуры речи служат для передачи настроения или усиления эффекта от фразы.

Существуют два основных типа фигур речи: фигуры выделения и фигуры диалогизма. Различие их состоит в следующем: фигуры диалогизма являются имитацией диалогических отношений в монологической речи, а при помощи фигур выделения можно сопоставить или подчеркнуть те или иные стороны мысли.

Фигуры выделения:

Фигуры выделения могут строиться путем добавления, значимого пропуска, полного или частичного повтора, видоизменения, перестановки или распределения слов, словосочетаний или частей конструкции.

1. Фигуры добавления и повтора

Отображают сложную систему соотношения эмоционального и рационального начала в восприятии объектов в действительности.

Анадиплосис - «удвоение» - слова или группы слов на стыке колонов или стихотворных строк. С помощью этой фигуры речи возникает особая связь между соседними строками, фиксирующая внимание на предмете или объекте, за счёт чего возникает эффект «укрупнения» общей картины изображаемого.

Пример: Повалился он на холодный снег,

На холодный снег, будто сосенка. (М. Лермонтов)

Палилогия (эпаналепсис) - простое последовательное воспроизведение слова (словосочетания), которое может прерываться другим словом (или группой слов).

Пример: О тебе, о тебе, о тебе

Я тоскую, моё ликование… (С. Городецкий)

Градация - выстраивание однородных членов предложения по принципу усиления (восходящая градация) или ослабления (нисходящая градация) признака, действия и т.п. Благодаря градации достигается эффект нарастания значимости описываемых явлений.

Пример: Не жалею, не зову, не плачу. (С. Есенин)

Анафора - повторение слова или группы слов в начале смежных фраз или стихов.

Пример: И от каждой-то горной улицы,

И от каждой-то пары глаз… (И. Северянин)

Эпифора - повторение слова или группы слов в конце смежных фраз или стихов.

Пример: А жизни суть,

Она проста:

Её уста…

Его уста… (В. Федоров)

Симплока - сочетание анафоры и эпифоры, заключающееся в повторе начального и конечного слова или сочетания слов в смежных колонах или стихах. Характерна для фольклорных текстов, в литературных встречается крайне редко.

Пример: Во поле березонька стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Три последние фигуры - анафора, эпифора, симплока - создают эффект особой спаянности текста, концентрируют внимание читателя на описываемом предмете, явлении или действии.

Полиптотон (букв. Многопадежие) - повторение слова в разных падежах, при котором наблюдается несовпадение референтов. Иногда этим термином обозначают любые фигуры, заключающиеся в повторении любого имени в разных падежах. Служит для смещения внимания читателя с одного объекта на другой.

Пример: Но человека человек послал к анчару властным взглядом (А. Пушкин).

Парегменон - сочетание однокоренных или этимологически родственных слов.

Пример: Суд судить; шутки шутить;

Золотом режет и яркой каймою каймит их. (К. Случевский)

Полисиндетон - многосоюзие - заключается в повторении одних и тех же союзов. Обычно используется для подчеркивания единства и функциональной связанности перечисляемых элементов.

Пример: И время не вернуть и не забыть и долготу длиною беспристрастно не

вымерить и горечь не избыть…(В. Строчков)

Синатройсм - перечень предметов, объединение которых на основе общности семантики невозможно. Фиксируемая данной фигурой свобода ассоциативных связей может свидетельствовать как об эмоциональной разбалансированности лирического героя, так и об оригинальности его обобщающего взгляда на явления действительности.

Пример: Делись со мной огнём и кровью, мечтой, и горем, и трудом…(С. Городецкий)

2. Фигуры созвучия

Парномазия - игра близкими по звуковому облику словами, в ходе которой возникают ассоциативные смысловые связи.

Пример: Мы только одиноки одинаково,

И это всё, что связывает нас (М. Щербаков).

Антанакласа - повторение одного и того же слова в изменённом значении, требующее усиленного внимания собеседника.

Пример: Бьют баклуши. Бьют кого-то.

Нас пока ещё не бьют. Бьют в господские ворота,

Только им не отопрут (Т. Кибиров).

Аллитерация - нанизывание согласных, служащих для имитации соответствующих звуков.

Пример: Каблук подбит подковкой звонкой (М. Щербаков).

Информация о работе Тропы и фигуры речи