Традиционная русская женская ОДЗДА Рязаюкого края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 11:58, контрольная работа

Описание работы

Рубаха была основным элементом всякого комплекса женской одежды - с поневой, с сарафаном, с юбкой-андараком. Часто она являлась и единственной одеждой, главным образом у девушек и старух. Женщины среднего возраста наряжались в специальные архаичного. типа рубахи - "покосные” и "пожнивные", ничего более не надевая, на сенокос и во время жатвы. Рубахи обязательно подпоясывали .

Файлы: 1 файл

костюм.doc

— 230.50 Кб (Скачать файл)

Подол напевала поверх ру Кроме того, в Рязанской]

аых юбок 1 подолов в одежде девушек, не носивших понев, в комплексе с длинной или короткой рубахой (Касимовский, Михайловскгл уезды).

Передник(запон, занавеска, фартук) | это элемент женской и девичьей одежды, который носили поверх рубахи, поневы или юбки | сарафана. Шили из 2-Зх полотнищ белого холста, пестряди или крашенины, фабричной ткани. Праздничные украшали вышивкой, узорам! браного и закладного ткачества, кружевом, оборками, выкладками I аппликациями и.з разноцветных полос ткани, тесьмы, позумента, лент блестками, бисером.

По  крою рязанские передники делятся  на две группы, восходящие: а) к плечевой туникообразной одежде и б) к поясной одежде.

Т^уникообразный  тип передника - наиболее старый, шили из перегнутого пополам полотнища с отверстием для головы и скрепленного по бокам, сзади разрезным, с "оконьяпком" на уровне лопаток, с длинными прямыми рукавами или без рукавов. Более новый крой - передник с"колодочкой" (отрезной верхней частью), к которой пришивались в сборку два полотнища. Иногда также шили с прямыми длинными рукавами.

Кроме туникообразных "запонов" в Рязанской губернии бытовали передники-"занавески": а) с небольшой грудинкой в виде прямоугольника с петлей из тесьмы, надеваемой на шею; б) из двух прямых полотнищ, собранных вверху на узкий поясок, который подвязывался выше груди.

В Рязанской губернии иногда надевали одновременно и запон, | занавеску, сшитые из одной ткани и одинаково декорированные (например, 1 Ряжском уезде).(стр27) Передник с немецким названием "фартук", повязанный по таг.";»:, __ носили в к.ХГХ-н.ХХ в. повсеместно, но не с поневой, а с вСксЯ или сарафаном, когда он проник в народную одежду под влг.янгем городской моды.

I Пояс с древнейших времен - обязательная часть одежды, как мужской, так и женской, у всех восточнославянских народов.^Нательную, горничную, верхнюю распашную одежду подпоясывали поясами:

узкие - от I до 10 см - “покровд", "подпояску", опоясвд", "подживогник", "пояс" носили поверх рубахи, сарафана, иарокие (от 20 до 40 см) кушаки 1 с верхней одеадоИ.

I В Рязанской губернии пояса ткали: "на дошечках", "на ниту",

"на  бердечке"; плели "на вилочке", "по стене", с помссью пяти  пальцев руки ("дерганье") из  разноцветных шерстяных, льняных  и конопляных нитей,с геометрическими орнаментами, продольными полосами, или одноцветными (различных оттенков красного цвета), Концы пояса украшали бисером, пуговицами, позументом, лентами, вышивкой, бахромой, кисточками. На узких поясах - "покромках" носили карме- ны из пестрых лоскутков для гостинцев - "загашники", "карманы", "лакманки".|

(Особенно  декоративны были свадебные пояса:  для жени*а и невесты,/для свадебных  чинов, которые повязывали пояс через плечо, для подарков невесты участникам свадьбы. Поясу вс время свадьбы придавалось особое значение. Мансуров отмечал, что;ъ Рязанской губернии, например, когда свадебный поезд был готов отъехать в церковь, дружка специально возвращался в избу за кушаком; в Касимовском уезде йрестный отец невесты снимал с себя кушак и связывал им жениха и невесту, стукал их головами, "чтобы кил?: ладно Я гладко", а затем повязывал этот куга к себе через плече. & 8|НН|(стр 28)

ском уезде для пожелания детей на колени молодой в доме родаТе,. лей сажали мальчика, которого она целовала й одаривала своим I "девичь-поясом".

Нагрудная женская  одежда - относительно короткая плечевая одежда, прикрывающая'верхнюю часть корпуса - грудь и спину, глухая или распашная, длиной до пояса или бедер, иногда - почти ;

из белого холста или  домотканойт

до колен

шерсти (полушерсти) белого, черного, желтого, синего, красного 9 цветов.

В Рязанской губернии встречалось несколько типов такой одеж- ;■ ды: туникообразного покроя; .пушегрейки на лямках; безрукавки- - лифы.

Нагрудник туникообразного  покроя - элемент поневного комп- 1 лекса. З^никообразные нагрудники имели множество локальных ра.знЬ-Я| видностей: прямые и с клиньями, короткие и длинные, с рукавами Ц и без них. Разнообразны названия, приемы декора. Шерстяные I

нагрудники преобладали  в Рязанской губернии, исключением были Касимовский, частично Скопинский уезды Рязанской губернии, Ena- ! томский, Темниковский, Шацкий уезды Тамбовской губернии (н.Рязан- 3 ской области), где бытовали белые ::олшовые.

Туникообразные нагрудники - древняя  славянская одежда - первоначально были глухими и имели общий покрой с рубахами. Процесс превращения глухой одежды в распашную мог начаться в Х1У-ХУ вв. з связи с интенсивным распространением распашной верхней одежды на Руся. Но Н.И.Лебедева отметила, что еше в к.Х1Х-н.ХХ вв. в Скоетнском уезде Рязанской губерния можно было наблюдать этот процесс. Стр 29

  НэГру.ПЧТК НЭИбСЛее ТТрОС ТСгЪ П0КТ20Я *?в? ~':^£2~3 rSnCM'.'Ha^T

четервхугсльный иешок  с ответе тиям**. аля гсловы I vjv.. Боковое гл~ лотниша прямые йм чуть скошенные. Более поздняя ферма - со встав- ленными по бокам, как правило, кумачевыми клиньям" - усложнений первоначальный покрой. В Елатсмском уезде в к.XIX в. носили кавер- шник | клиньями, а более старый покрой 1 без нлиньев I только старухи.

* Шушпан (шушун, шушка) - тунякообразная, распашная или глухая наплечная одежда из домотканого шерстяного материала или холста длиной до колен или немного ниже. Шили из трех-четырех прямых полотнищ со скошенными’бочками или из двух с тремя клиньями с каждого бока, с прямыми недлинными рукавами, с ластовицей из кумача I ритца или без нее. В основном цвет шушпанов белый, но девичья шушка с.Секирина Скопинского уезда из черной домотканой шерсти. Ц ’Носили шушпаны и как накидку, на спине, перекидывая рукава через плечи на грудь. В непогоду шушпан накидывали как плащ на голову у Ворот, полочки, подол шушпанов украшали плетеной из шерсти тесьмой - му т.о виз ом или ситцем, сатином, коленкором различных оттенков красного цвета. В праздничных Шушпанах, кроме того, по подолу и рукавам нашивали полосы узорного тканья I "заклады", "забранки", вышивали довольно широкие орнаментальные мотивы. Во II пол.Х1Х-н.ХХ вв. узорное ткачество | вышивка Ц шушпанах все чаще заменялись выкладками - аппликациями из разноцветных полос ситца, кумача, бархата, тесьмы, позумента, бахромы с бисером блестками.

I Нзредко шушпаны имели специальные названия. Так в с.РотйШИ стр 30 тканой шерсти); чупрун из белого или серого домотканого сукка 1 I Касимовском 1 Сапожковском уездах.'

I Юла, юпочка | верхняя наплечная туникообразная распашная одежда из белого домотканого шерстяного или полушерстяного мате- I , риала. Покрой такой же, как шушпана, но короче. Праздничная юла I ■ шилась без рукавов и почти наполовину декорировалась полосами ку- I мача, позумента, тесьмы, бархата, лентами, вшивкой; по краю подола пришивали красную или темно-зеленую шерстяную бахрому с бе- 1 лым бисером или кружево.

До сер.XIX в. юпа бытовала в некоторых селах Рязанской губер- I нии’как девичья одежда в комплексе с рубахой, к к.XIX в. она ста- » ла одеждой вдов и старух. До н.ХХ в. юпа, как элемент праздничной одежды, сохранялась в Михайловском (район "Богословшины") и Спасском уездах. g

В Навершник| 1вШщдник. гунька, нагрудень, сарафан, сарахван, ЩВтт., насовчик, торган, шорган) - наплечная глухая одежда из белого холста, домотканого сукна, белого или кубового, фабричной ткани; будничные навершники I из пестряди. В зависимости от покроя навершники делились на туникообразные - прямые (ранняя форма); круглые 1 расклешенные внизу, без клиньев; косоклинные ("клинники") - с двумя большими белыми или кумачевыми клиньями сзади. Навершники шили длиной до бедер или чуть ниже (до 80 см), без рукавов, с короткими или длинными рукавами/Старинные навершники с длинными рукавами, например, "торган" в н.ХХ в. носили только старухи, но в некоторых районах (ныне - села в р-не Ерми- шг:, быв.Те.мкпковский уезд Тамбовской губернии) термин "торган" (у.ест. "аорган") был перенесен на более позднюю форму - кавершник- . КЯЩШЩ. С 31

Ворот у навершникОЕ - пре’л.уцественнс овальный или квадратный с небольшим разрезом спереди и застежкой на пуговицу, иногда разрез на левой стороне груди, возможно в подражание покрою курских рубах (в Темниковском уезде - ныне Ермитинском районе).

Навершник, надеваемый поверх других элементов одежды, сосредоточил всевозможные способы орнаментации: тканые узоры и вышивка, кружево и выкладки из разноцветных ситцев, кумача, тесьмы, шнура, блесток, бисера, бахромы. Украшались ворот, плечи, бока, переднее полотнище, подол, спинка; при сшиве полотнищ вставлялись плетеные кружевные прошвы или тканые узорные полосы; швы обшивались в обмет разноцветной шленкой. Яркость навершника зависела от возраста женщину.

г Навершники в различных  населенных местах Рязанской губернии именовались по разному: в Егорьевском уезде -нагnvдень.нягп?дник. сарафан; Раненбургском, Данковском - на грудень, нагрудник;» Са- пожковском - навершник, носов, носовец. носовчик. тогрушйд^ЯЙИ- грудень; Касимовском - шорган, гунька, с а райан (сарахванУ.^йй^Я грудник, носовчик. носовка. в Шацком - насовчик. нагрудник* в Скопинском - кодман/ Спасском уезде Тамбовской губернии (н.Са- совский р-н Рязанской области) в селе Салтыковы Вуды (Буты) 1 котман.

Наздевок - нагрудная туникообразная верхняя одежда замужних женщин, напоминающая навершник, из белого холста, украшенного ситцем, кумачем, плетешками, или кубового ситца.. В Рязанской губернии носили сверх навершника. В с.Парахино Касимовского уезда бытовал термин "наздевник".

йелтиа - разновидность навершника - тунйкообразная, глухая нагрудная одежда из шерстяного или полушерстяного докоткансго стр 32 материала, окрашенного ярко-желтой растительной краской (насто- 8 ем желтой кувшинки, листьев березы и т.п.), с овальным или четы-» 1 рехугольным вырезом ворота, без рукавов. !11или желтик из трехчетырех перегнутых по утку полотнищ.

| Приемы украшения желтиков  были близки оформлению юпочек.

Желтики бытовали в Михайловском уезде (район "Богословщины")I В отчасти в Зарайском (с.Железницы), Пронском уездах, Желтик в 90- ые гг. XIX в., когда в Михайловском уе:.де продолжали носить ком-'| плекс с юпочкой, считался уже реликтом.

Синюшка - туникообразный навершник, окрашенный синькой в голубой цвет и формой похожий на желтик - бытовала в Скопинском 1 и Сапожковском уездах.

Коротай | туникообразный глухой навершник с неширокими проймами, длиной до талии, реже до бедер, расклешенный за счет боковых клиньев. Шили из домотканой белой, красной или темно-синей шерсти. Ворот, грудь и подол орнаментировали вышивкой шерстью или шелком, блестками. Бытовал в Данковском и Раненбургском уездах у потомков служилого населения.

Душегрейка (коротенька, коротена, бастрог) - верхняя праздничная одежда, стеганная на вате или кудели, на узких гтроймах или на лямках, с застежкой на крючках. По своему покрою являетсяj как бы укороченным косоклинным или прямым сарафаном, а в разложенном виде представляет почти полный круг* Это веерообразная одежда спинка собрана в складки-валики. Носили с сарафаном, с которым 1$шбпрвйка составляла "парочку"• Шили из шелка, бархата, полупар- т (т.н. "сарафанной ткани"). В Данковском и Раненбургско;.; уездах Рязанской губернии у потомков однодворцев душегрейка бытовала Йод названием "бастроги. стр33

ТРАДОДЮННАЯ Д2ВйЧЬй ПРИЧЕСКА

Девичья прическа у восточных славян значительно отличалась от женской. Древнейшей девичьей прической были, видимо, распущенные волосы. Об этом свидетельствуют рисунки ХШ в., ХУ ill в., гравюра Мейерберга ХУЛ в*

В XIX-H.XX вв. девушки обычно носили прическу с одной косой I "однокоску", плетеную в 3 пряди и спускающуюся по спине. В косу вплетали косники из разноцветного бисера, яркие шелковые ленты, кисточки или полоски яркой, обычно кумачной, ткани. 1>жные великорусски, в т.ч. и в Рязанской губернии, обычно плели косу в четыре- семь прядок - т.н. "писаную” или "бесчисленницу".

Венчали и хоронили девушек с  распущенными волосами.. Во время траура и некоторых других обрядов девушки также распускали волосы.

I/ ТРАДИЦИОННАЯ ЖЕНСКАЯ ПРИЧЕСКА

В Рязанской губернии обычной прической замужней русской женщины в XIX-H.XX вв. были две косы, заплетенные по бокам и уложенные на голове таким образом, чтобы спереди получилось возвышение - "рога”. Ранее же волосы собирали в пучок (в Шацком уезде в селах* по берегам р.Цны его называли "чуб”), закрученный надо лбом. Такой прическе соответствовала особая форма головного убора - кика с волосником. Обычай- же плести косы замужним был очень древним и относился к той же эпохе, когда славянские девушки ходили с распущенными волосами, а выходя замуж, просто их подбирали под го- . ловной убор.

В Рязанском свадебном  обряде расплетание косы, |ропдане сой - "вольной волей” считалось одни» из важных .моментов ЯшШШ стр 34 В ночь перед венчанием невеста ловилась спать с распущенными воло- сами, а утром,не заплетая волос, ехала в церковь. После венчания в церковной сторожке или доме жениха невесте заплетали две косы, приговаривая: "Прощай, коса-девичья краса, довольно тебе по плечам мотаться, пора под кичку убираться!11, и надевали на нее женский головной убор.

у/ девичьи ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

Девичьи головные уборы Рязанской губернии представляли собой разнообразные повязки, носившиеся так, что макушка оставалась от- крытой.

Девичий убор в ХУШ-ХХ вв., как известно по этнографическим данным, имел ту же основную форму, что и в древности.

уЯодотенце головное - старинный головной убор - полотнище холста с затканными или вышитыми концами (тоже "ширинка"', "наметка"); сложенное вчетверо вдоль, оно закрывало лоб и завязывалось на за- • тылке. Женщины же носили его поверх кички.

^Полотенце свадебное, свату -венчальную надевали на невесту

w ■ V

поверх головной повязки до венца. Выполняли из белого льняного холста или фабричной ткани длиной 2-3 метра и шириной 45-50 см.

' Долевую переднюю сторону - "очелье", спускавшееся на лоб,  украшали вышивкой, блестками, ткаными орнаментами, кружевом, также украшались I концы полотенца.

■Обруч Iналобень, венок) - в виде замкнутого круга с твердой основой из луба (коры} или картона, обшитого тканью, украшенного бусами, блестками, разноцветными перьями. Стр 35 n^popgnvQ (лен^уа. пгрязчч, дело,- счеяъе) I голоса ткана*

богато декоритюванно золотой  выпивкой ’/.ли гарчи, псзугектв с завязками на концах или вышитыми кумачовыми концами - "хвостом" и шелковыми лентами С до 20 шт.).

Венец (корона) - городчатый с прорезью, украшенный резноцветными бусинами, стеклышками с подкладкой йольги.

Еанты (т/ахш)- убор из полосы шелка Сленг), позумента, парчи, заложенной "бантами”, т.е. в складку, с нашитыми на них блестками и бисером и махрами из известного гаруса и утиными перьями | по нижнему краю.

Информация о работе Традиционная русская женская ОДЗДА Рязаюкого края