Традиции, обычаи, обряды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 22:39, практическая работа

Описание работы

Уметь отделять в нем прогрессивное от реакционного, доброе от злого, полезное от вредного – вот суть нашего отношения к прошлому. Прошлое не есть небытие, а есть особая форма бытия, потому что оно отражается на настоящем, оказывая на него определенное влияние. Традиция выражает прошлую жизнь в настоящем и будущем. Она не только вчерашний день, с ее помощью мы сумеем перейти в завтра, не потеряв ни своей сути, ни своей самобытности.

Файлы: 1 файл

7.docx

— 18.90 Кб (Скачать файл)

СРС № 7 «Традиции, обычаи, обряды.»

 

 Традиции и обычаи  не есть нечто застывшее, неизменное. В ходе исторического развития  они неизбежно обновляются, претерпевают  изменения. В силу этого мы  обнаруживаем в них разновременные  – как возникшие сотни, тысячи  лет назад, так и в последние  годы – элементы. Если и те, и другие, независимо от времени  возникновения, становятся стереотипными,  начинают соблюдаться всеми или  почти всеми, то они и составляют  традицию. Это приводит нас к  выводу о том, что в жизни  не существует ни абсолютно  старых, ни абсолютно новых народных  традиций и обычаев. 

 Традиции и обычаи  появляются в виде ростков,  отдельных, единичных явлений  и сначала им следуют немногие. По мере развития, эти ростки  и явления превращаются в такие  новообразования, которые уже  соблюдаются на практике многими  и становятся неотъемлемой частью  их жизни. Со временем эти  новообразования умножаются, превращаются  в традиционные и начинают передаваться от поколения к поколению. Таков внутренний механизм возникновения и развития народных традиций и обычаев. Это непрерывный, длительный процесс. 

 Уметь отделять в нем прогрессивное от реакционного, доброе от злого, полезное от вредного – вот суть нашего отношения к прошлому. Прошлое не есть небытие, а есть особая форма бытия, потому что оно отражается на настоящем, оказывая на него определенное влияние. Традиция выражает прошлую жизнь в настоящем и будущем. Она не только вчерашний день, с ее помощью мы сумеем перейти в завтра, не потеряв ни своей сути, ни своей самобытности.

Прошлое выступает как  прочное, устоявшееся, недоступное  изменению. Человек, конечно, обладает известной самостоятельностью строить  свои отношения с прошлым, он может  изменить унаследованные от него некоторые  черты, может быть и рабом, и господином прошлого. Но полностью освободиться от него, как бы он ни пытался, не может.

 Таким образом, как  свершившийся факт, прошлое неизменно.  Изменению подлежит лишь то прошлое, которое человек получает по наследству от предшествующих поколений, которое живет в нем, носителем которого является он сам. По мере развития, у человека появляется необходимость освободиться от того прошлого, которое не соответствует его интересам, убеждениям и потребностям. Человек есть продукт не только прошлого, но и настоящего и будущего. И то, что в нем есть нечто такое от прошлого, что противоречит требованиям новой жизни, подлежит изменению.

 Значение прошлого  в традициях не ограничивается  той ролью, которую оно сыграло  в жизни предшествующих поколений,  а в более полной форме раскрывается  в процессе дальнейшего развития  нынешних и будущих поколений. 

 Таким образом, наличие  прошлого в традициях не есть  нечто абсолютно данное и завершенное.  Прошлое живет в нас, в нашей  сегодняшней жизни. 

 Глубоко ошибаются  не только те, для которых древние  народные традиции и обычаи  – синоним плохого, отжившего,  устаревшего, но и те, для которых  они – синоним исключительно  хорошего, чего-то наивысшего. Почему  нам нужно отворачиваться от  истинно прекрасного, отказываться  от него, как от исходного пункта  для дальнейшего развития, только  на том основании, что оно  «старо»? Почему надо преклоняться  перед новым только потому, что  «это ново»? Не всегда самое  старое обладает наименьшей актуальностью,  а самое новое – наибольшей, и не обязательно, чтобы новое  по времени всегда соответствовало новым условиям и задачам. Нередко принципы, имеющие тысячелетнюю историю, звучат с новой силой и необходимостью, а то, что по времени к нам ближе, становится носителем негативного. Исторический опыт показывает, что почти нет таких народных традиций и обычаев, которые содержали бы в себе только положительное и не обнаруживали бы на практике ничего отрицательного. Положительное и отрицательное органически переплетены в них. Это значит, что вековая традиция содержит в себе не только вредные пережитки и разного рода предрассудки, противоречащие нашей нравственности. Она содержит в себе и великую народную мудрость, лучший опыт сотен поколений, составляющий основу нашего образа жизни. Это обстоятельство перед нами ставит трудную задачу: как, искореняя негативное, сохранить и развить позитивное. 

 Трудность задачи усугубляется  тем, что ценное точно так  же, как золото в природе, не  встречается, как правило, в  чистом виде. Для добычи золота  созданы целые отрасли, используются  самые различные механизмы. А  для целенаправленного совершенствования  вековой традиции требуются общая  благоприятная почва в экономической,  политической и социальной областях, знание путей сохранения и  приумножения всего того лучшего,  что есть в ней, соответствующая  материальная база и кадры  опытных работников, которые бы  систематически занимались ею. Это  даст нам возможность успешно  использовать вековую традицию  в решении задач, стоящих перед  нами в области воспитания  нового человека на основе  общечеловеческих ценностей. 

 Самым сложным здесь  является вопрос о том, каким  образом извлечь драгоценные  «зерна», которые находятся в  органической связи со шлаком. Думается, что здесь должен быть  однозначный ответ: в первую  очередь извлечь драгоценности,  а в процессе извлечения выбрасывать  шлак, другими словами, взять лучшее  из традиций и обычаев и  преодолевать наиболее вредные  пережитки, которые противоречат  прогрессивным народным традициям  и обычаям. В связи с этим  резко возрастает как теоретическая,  так и практическая значимость  исследования национальной культуры, важнейшим элементом которой  являются традиции и обычаи. Именно  поэтому защита, сохранение и  развитие всего того ценного,  что было создано в прошлом  в области народных традиций  и обычаев, является обязанностью  нынешних и последующих поколений.  Это тем более важно, что  реальной основой будущей национальной  и общечеловеческой культуры  может стать и нынешнее наследие, нынешние традиции и обычаи. Задача  заключается в том, чтобы осмыслить  прошлое в свете современных  требований и на этой основе  создать научно обоснованную  программу дальнейшего развития.

 При анализе ныне  существующих народных традиций  нельзя не видеть, что в них  мы находим как традиционное, выработанное предшествующими поколениями,  так и новое, созданное поколениями,  ныне живущими. Для последних соблюдаемые ими традиции представляют собой не только элементы социального и культурного наследия, не только то, что передалось им от предков, но и то, что они вносят в них сами. Даже само традиционное претерпевает изменения под влиянием окружающей среды, конкретных социальных условий. Таким образом, традиция одновременно есть результат деятельности предшествующих поколений и продукт каждого конкретного времени, деятельности тех людей, которые непосредственно их соблюдают. Поэтому ошибочно думать, что народная традиция есть только прошлое. Неотъемлемой частью традиций являются те ее многочисленные элементы, которые создаются поколениями на каждом конкретном этапе. Без этих элементов нет традиций. Разве мы сегодня соблюдаем только то, что передалось нам от предшествующих поколений? Сравните одни и те же народные традиции, какими они были лет 60–70 тому назад и какими они стали сегодня, и вы легко убедитесь в том, что это далеко не одно и то же.

 Формируя свои ценностные  ориентации, каждое новое поколение  одновременно, в соответствии с  ними, стихийно или сознательно  изменяет соблюдаемые им традиции. Именно через ценностные ориентации  живущих поколений и преломляются  народные традиции. Пожалуй, главное  здесь то новое, что создается живущими поколениями на том или ином этапе. Об этом необходимо помнить, хотя бы потому, что новое все больше и больше будет о себе давать знать в наш стремительный, динамичный век. Тем более, что оно порою не только обогащает древние народные традиции, но и обедняет их. 

 Ведь истинно народными  являются только те традиции, которые способствуют прогрессивному  росту нации, расцвету ее духовных  и материальных сил, укрепляют  дружбу между народами. Они должны  быть пронизаны духом справедливости. Именно справедливость должна  стать побудительным мотивом  человеческих поступков, критерием  правильного поведения людей  при соблюдении народных традиций  и обычаев. Сказать же, что принцип  справедливости уже восторжествовал  – это значит выдавать желаемое  за действительное.

 Кроме того, нельзя  забывать, что носителями народных  традиций являются люди, которые,  будучи неоднородной массой, делятся  на разные категории, слои, группы, отличающиеся как своими интересами, так и уровнем материального  положения. При этом не может  быть и речи о том, что  одни и те же народные традиции  того или иного народа могут  в равной мере удовлетворять  подчас диаметрально противоположные  потребности и интересы его  представителей. Особенно это проявляется,  когда возникает необходимость  огромных денежных расходов, которыми  сопровождается соблюдение народных  традиций. Ведь разница в благосостоянии  отдельных групп населения весьма  значительна: с одной стороны,  у нас есть люди с огромными  доходами, с другой – едва сводящие  концы с концами. 

 Надо принимать в  расчет и то, что по мере  нашего продвижения вперед имущественное  неравенство между людьми на  законном основании будет расти. 

 Сегодня нельзя не  тревожиться за судьбу народных  традиций и обычаев, потому  что даже такие из них, как  коллективная отзывчивость и  взаимопомощь, уважение к старшим,  к женщине, законы гостеприимства  и т. д. нередко переходят  в свою противоположность. 

 Мы отмечали уже,  что народные традиции и обычаи  рождаются, как правило, стихийно, создаются людьми в соответствии  с теми обстоятельствами, которые  им достались от прошлого, в  зависимости от той реальной  среды, в которой они живут.  В конечном счете, социальные  условия, в которых функционируют  традиции, и определяют их суть.

 Социальная среда,  обстоятельства играют здесь  определяющую роль. Материальные  и духовные процессы в обществе  взаимосвязаны, основы сознания  – в реальной жизни людей,  во всем их бытии, главным  образом – в положении и  месте человека в системе всех  общественных отношений, прежде  всего производственных. 

 Историческое назначение  человека не в том, чтобы  слепо и безропотно следовать  обстоятельствам – для этого  большого ума и энергии не  нужно, а в том, чтобы изменять  обстоятельства во имя изменения  самого человека, во имя его  лучшей жизни. Другими словами:  люди сами творят свою историю,  сами меняют те отношения, в  которые они вступают не по  своей воле, унаследовав их от  прошлого. Поэтому ошибочно и  вредно человека представлять  в качестве простого механического  агента внешних обстоятельств,  хотя это выгодно, чтобы диктовать и удобно, чтобы ни за что не отвечать. Подобные воззрения соотносятся с идеологией пресловутого «винтика» и низводят человека до положения слепого исполнителя без воли, творческого начала и внутреннего достоинства. Не человек является простым винтиком, слугой внешних обстоятельств, а сами обстоятельства должны быть слугой человека. Но это опять-таки не значит, что человек делает свою историю по прихоти своей, не в соответствии с теми обстоятельствами, в которых он живет. Сам процесс изменения обстоятельств одновременно есть процесс изменения самого себя и наоборот.

 Люди меняют обстоятельства, а измененные обстоятельства  способствуют успешному становлению  такого человека с новым мышлением,  который в свою очередь на  другом витке более плодотворно  будет воздействовать на обстоятельства. Здесь налицо двуединый диалектический  процесс. Собственно, перестройка  в экономике и психологии людей  свидетельствует именно об этом.

 В сегодняшних традициях  и обычаях мы обнаруживаем  не только остатки прошлого, основы  настоящего, но и зачатки, ростки  будущего, то новое, которому принадлежит  будущее. Причем, ростки нового  играют регулирующую роль в  отношении настоящих традиций  и обычаев, а в процессе формирования  новых обрядов – определяющую. Поэтому мы не можем не оценивать  ныне бытующие традиции и обычаи  с точки зрения «интересов»  будущего.


Информация о работе Традиции, обычаи, обряды