Традиции и инновации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 16:33, реферат

Описание работы

Всякая культура сочетает традиции и новации. Традиции воплощают в себе консервативное начало. Они обеспечивают стабильность общественного порядка, без них в обществе воцарился бы хаос. Благодаря новациям развиваются общество и культура, расширяются горизонты познания и духовного мира людей, улучшаются условия жизни. Соотношение между традициями и новациями в культуре складывается по-разному. Традиционная культура характеризуется доминированием традиционности над новаторством. В инновационной культуре, наоборот, новаторство доминирует над традиционностью.

Содержание работы

Введение 2
1. Традиционная культура
1.1. Определение понятия традиция 3
1.2. Основные составляющие традиционной культуры 5
1.3. Изучение традиционной культуры 7
2. Инновационная культура
2.1. Понятие инновационная культура 9
2.2. Влияние отношений между поколениями на культуру 12
Заключение 15
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

културология.doc

— 498.50 Кб (Скачать файл)

В связи с этой “несвободой” традиции многие исследователи говорят о относительной ее нерефлективности, бессознательности . Нередко традиция заменяет человеку и общности необходимость самостоятельного мышления: очень многое из того, что мы делаем, так или иначе мы делаем в силу традиции (“потому что так принято”, “так было от века” и т.д.). М.Шелер пишет об этом: “Массы никогда не будут философами. Эти слова Платона справедливы и сегодня. Большинство людей свое мировоззрение черпает из религиозной или какой-то другой традиции, которую они всасывают с молоком матери” [75, с.340 ] . Так и было в архаических обществах, где отступление от традиции казалось окружающим настоящим бунтом.

Но уже с эпохи Ренессанса традиция понемногу начинает рационализироваться. Эта рационализация происходит в двух планах. Во-первых, она связана с выбором традиции. Выбор этот всегда доказывается путем поиска в данной традиции не только факта давности, но и ее преимуществ — реальных или воображаемых. Так, большинство русских мыслителей 19 и 20 вв. противопоставляло европейскому индивидуализму соборность, общинность как особую национальную черту российского народа не только в силу исторической давности общины как традиционной формы социального устройства на Руси, но и в силу ее коллективизма, ее прочных межчеловеческих связей, противостоявших отчуждению человека. Несмотря на неизбежное историческое отмирание общины, русское национальное самосознание так никогда до конца и не смогло принять идеи индивидуализма и факта человеческого отчуждения. В этом смысле можно сказать, что не столько сама традиция, сколько выбор тех или иных традиций на протяжении истории определяет самоидентификацию членов этноса и самосознание нации.

Во-вторых, зачастую традиция рационализируется для того, чтобы авторитетом старины подкрепить некое новое явление. Даже нередко революции “подкрепляются” авторитетом традиции (достаточно вспомнить, что во время и в первые годы после Великой французской революции активно использовались античные аналогии, герои революции изображались в тогах, античные сюжеты широко использовались в драматургии, античные мотивы — в архитектуре, интерьере, в женской моде). Здесь мы вновь имеем дело с интерпретацией, избирательностью традиции, которая порой изменяется до неузнаваемости и тем самым содержит в себе залог инновации.

§ 3. Традиция как необходимое условие существования истории и культуры народа

1. Этнос и традиция

Традиции этноса бывают универсальными и этническими.

Пример первой традиции уже приводился в начале книги – это пожелание здоровья чихающему человеку. Другое дело, что даже сама эта универсальность всегда преломляется через этническое видение мира. Так, если кельты считали, что чихание опасно, т.к. чихающего могут унести феи, то римляне считали чихание признаком жизни и, следовательно, положительным явлением. А зулусы полагали, что жизненная сила, заключенная в чихании, может стоить им... жизни. При дворе зулусского короля Чаки чихать строго возбранялось, ибо он рассматривал такую демонстрацию жизненной силы как бестактный по отношению к себе, грозному “черному Наполеону”, поступок. Потому нередко придворных, осмеливающихся чихать, карали смертью. Так что универсальное содержание той или иной традиции всегда разнится в деталях и оттенках, связанных с этническим.

Этнические традиции напрямую связаны с образом жизни этноса, ландшафтом, социокультурными и историческими условиями его существования, верованиями, словом, со всем, что формирует и укрепляет его как общность.

В культуре каждого народа существуют разновременные слои, которые аккумулируют культурные ценности, накопленные прежними поколениями.. Исследователи считают, что в любой этнической культуре можно выделить два генетически различных слоя : ранний (“нижний”), состоящий из тех компонентов культуры, которые унаследованы от прошлого, и исторически поздний (“верхний”) слой, включающий более или менее современные культурные явления. Компоненты этого слоя неустойчивы. Именно благодаря им этническая общность в каждый конкретный исторический период имеет свой неповторимый колорит. Но основную этническую нагрузку выполняют устойчивые, традиционные компоненты культуры, составляющие ее каркас. Благодаря им этническая общность в течение столетий остается “сама собой”.

Традиционные культурные черты этноса играют важнейшую роль во всемирно-историческом процессе. “Зафиксированные в них программы человеческой деятельности, концентрированно выражая исторический опыт тех или иных этнических общностей, подобно генетическим программам популяций, ориентированы, в частности, на существенно важные для выживания этих общностей устойчивые, стабильные свойства как природной, так и этносоциальной среды. Выраженное в информационных программах культурной традиции предвидения, условий обитания последующих поколений делает возможным адаптивное воспроизводство этих условий в простой или расширенной форме” [7 , 46 ] . Главной причиной возникновения этнической традиции как таковой, безусловно, является этническое самосознание.

Даже одежда указывает на определенную традицию. Для древних китайцев истинно китайской одеждой был не просто халат, а халат, запахивающийся слева направо. Конфуций, живший в 6 в. до нашей эры, вспоминая одного из деятелей предыдущего столетия, писал: “Если бы не он, мы бы все стали носить халаты с полой налево” [ 38 , 227]. То есть — отказались бы от традиций отцов и дедов и тем самым перестали бы быть китайцами.

В чем же секрет такой живучести традиции? В ее авторитетности . Ведь несмотря на анонимность традиции (ощущение, что она существовала всегда и возникла сама собой), в процессе ее передачи всегда задействованы два лица — учитель и ученик.

Учиться на примере – значит подчиняться авторитету. Человек подчиняется традиции, ибо верит в то, что делает или говорит учитель. Наблюдая за учителем и стремясь превзойти его, ученик бессознательно осваивает нормы, умения и навыки, включая те, которые неизвестны самому учителю. Так в русле традиции возникает инновация..

В структурном плане этнические традиции принято подразделять на “стереотипы деятельности” и “стереотипы воспитания” . Под первыми подразумевается периодически воспроизводимый людьми стереотипизированный опыт деятельности, носящий сверхличный характер, чаще всего связанный с обычаями и обрядами — встреча Нового года, свадьба, празднества урожая и т.д.), под вторыми — сама память о событиях прошлого, но лишь в том случае, если такая память служит образцом действий для общности. Обычно такого рода стереотипы связаны с именами героев. Эти имена всегда мифологизированы, “отделены” от их обладателя и в самой этой “ отделенности ” становятся, скорее, символами, принадлежащими данному этносу, персонифицированным выражением какого-либо качества его менталитета.

Однако, ни стереотипы деятельности, ни стереотипы воспитания не остаются неизменными: первые модифицируются в процессе модернизации (даже новогодняя елка переживает трансформацию — от живой к искусственной; даже невеста все реже и реже надевает фату), хотя сама структура обычая остается прежней. Второй компонент еще более мобилен и неустойчив, чем первый: он более подвержен изменениям под влиянием идеологии, господствующего политического строя и, наконец, духовных и материальных нужд народа. В силу того, что он гораздо более персонифицирован, нежели первый, и чаще всего связан с именем героя, который должен служить примером, естественно, что в результате социокультурных изменений меняются сами имена (достаточно вспомнить имена Василия Чапаева, Павлика Морозова, Алексея Стаханова, Александра Матросова, Юрия Гагарина, Андрея Сахарова, чтобы проследить динамику героической традиции советского народа ) .

Во временном плане традиции этноса подразделяются на внутрипоколенные и межпоколенные . Внутрипоколенные традиционные элементы представляют собою своеобразную “моду”, существующую в рамках одного поколения или одной возрастной (чаще молодежной) субкультуры. Это поколение может сменить “моду” по мере своего взросления (так множество хиппи и панков постепенно “переболевает” своими юношескими увлечениями: так “молодые левые” Запада в большинстве своем неукоснительно “правеют” с годами); или может сохранить привязанность к ней на всю жизнь (как сохранили идеалы своей комсомольской юности многие из тех, у кого она пришлась на 20-е годы), но в любом случае эти традиции охватывают далеко не весь этнос, потому и не являются чисто этническими. Другое дело — межпоколенные традиции, которые-то и можно назвать с полным правом этническими. За счет них и осуществляется преемственность поколений, обусловливающая единство этноса в истории.

В последнее десятилетие ученые стали все чаще и чаще подразделять этнические, а также региональные традиции на “большую” и “малую” (термин Р.Редфилда) в зависимости от самой среды ее бытования и способа ее передачи. “Большую” традицию составляют знания, учения, философия, эстетические воззрения, которых придерживается “элита” этноса. Этот термин синонимичен понятию “высокой (элитарной)” культуры, культивируемой и передаваемой осознанно. “Малая” же традиция идентична “низкой” или “мирской” культуре: она состоит из преданий, верований, произведений фольклора — словом, из всего, что связано с творчеством “простого народа”. Двигатель “малой традиции” — обычай, потому она всегда сопротивляется инновациям. “Высокая культура” отделяется от “низкой” позднее, с возникновением культурных центров, противопоставивших себя периферии. Большую роль в становлении “большой” традиции играют также государственные учреждения, социальные институты, внушаемый образованием и воспитанием образ мышления. Но “малая” традиция охватывает (или, во всяком случае, охватывала) значительно большее количество членов этноса, и “большая” не может это игнорировать.

Взаимное их приспосабливание может осуществляться несколькими способами: 1) “большая” традиция может снисходить к “малой” как к факту “невежества” (так советская атеистическая традиция относилась к религиозным верованиям); 2) “большая” традиция может терпимо относиться к “малой” (так мусульмане Турции и Сирии обращаются не только к своим, но и к христианским святым); 3) обе традиции интегрируются. При всем соперничестве, порой переходящем в противостояние, эти два типа традиции сосуществуют, переплетясь корнями, и взаимно питая друг друга. Культура и самосознание каждого народа вырастают на переплетении корней “большой” и “малой” традиций.

Показателен в этом отношении пример такого взаимодействия “большой” и “малой” традиции в Индии. Некогда деревни Южной Индии были культурными центрами: там жили известные музыканты, учителя танцев, поэты и жрецы. Со временем ситуация переменилась. Но деревня и город сохранили свое культурное единство. В основном, оно строится на общем как для городского, так и для деревенского жителя наборе мифологических и легендарных сюжетов. Одни и те же истории из “Рамаяны” и “Махабхараты” являются одновременно принадлежностью как “большой”, так и “малой” традиции.

Вопрос о “большой” и “малой” традициях имеет крайне важное значение. Ведь практически у всех этносов мы можем наблюдать своеобразное расслоение традиции , которое связано с самим социальным расслоением этноса на относительно замкнутые субкультурные “отсеки”, каждый из которых транслирует определенные аспекты культурного наследия с помощью соответствующих механизмов. Согласно “теории векторов” “отца” культурологии Лесли А. Уайта каждая социальная группа своими потенциями и устремлениями являет своеобразный “вектор” развития общества и этноса в целом. Благодаря разнообразию функций и тенденций каждого из таких “векторов” общество и способно к развитию: если утрачивает значение один, то его место занимает другой.

Это, по Уайту, и является причиной динамики развития общества. Если же мы добавим к этим факторам традиции каждой из групп, то увидим, что во многом развитие общества (и этноса как общности) зависит от динамики традиций: на авансцену в различные эпохи выходят различные аспекты традиции, рационализируясь и, посредством этой рационализации на каждом новом витке спирали обретая новый облик. Иногда это — процесс быстрый (в этносах динамического типа), иногда очень медленный (в так называемых “традиционных” или “стационарных” этносах), но в любом случае он в значительной степени определяет динамику этнической культуры.

2. Проблема трансляции культуры в этносах разных типов

Этносы и нации принято подразделять на три более или менее характерных типа.

Традиционными (статическими или стационарными) называют те народы, жизненный цикл которых в каждом новом поколении повторяется без кардинальных изменений . К культурам этого типа относятся, например, три первичные цивилизации – Древний Египет, Индия, Китай. В течение тысячелетий (во всяком случае до второй половины 20 в.) две последние сохранили незыблемыми свои социально-культурные структуры.

В культурах этого типа преобладают следующие черты: глубокий традиционализм; циклический характер развития, подчиненный естественному ритму сельскохозяйственных работ; воспроизводство естественно сложившихся или однажды заданных структур; ориентация на “абсолютные” ценности, данные, в основном, религией . Они удовлетворяются скудным, но стабильным функционированием и все силы прилагают к поддержанию этой стабильности и порядка.

С.Хантингтон так характеризует основные принципы традиционных обществ:

•  Религия является фундаментом общества. Бог санкционирует существующий социальный порядок.

•  Общество является естественным, органическим продуктом постепенного исторического роста. Существующие институты олицетворяют мудрость предшествующих поколений.

•  Человек — продукт и разума, и эмоций, и инстинкта. Благоразумие, осторожность, опыт и обычай лучшие проводники, чем разум, логика, абстракция и метафизика.

•  Коллектив выше личности...

•  Люди не равны. Расслоение, иерархия и подчинение — неизбежные черты любого традиционного общества.

•  Существует презумпция “в пользу любой установленной системы правления против любого неиспользованного проекта... Попытки устранить существующее зло вызывают обычно еще большее зло” [75, 399-400 ] .

Основные черты традиционных обществ — антирационализм и антииндивидуализм . Антирационализм заключается в том, что члены традиционных этносов как правило не аппелируют к разуму в вопросах, связанных с нормативной практикой. Скорее, они руководствуются прошлым как арбитром. Выбор в пользу прошлого исключает необходимость поиска альтернативных ответов на наболевшие вопросы . Для представителей такого этноса традиция играет роль высшего Разума. Стабильность общества всегда предпочитается инновациям, даже улучшающим условия жизни.

Главная функция антииндивидуализма —сохранение общества в стабильном виде, выполнить которую люди могут только в согласии с другими членами этноса — как современниками, так и предками . Проявление собственной инициативы — здесь не только не нужно, но и разрушительно для навеки заданных сакральными началами структур. Потому традиционные народы, как правило, не допускают в свою культуру иноземцев как потенциальных нарушителей заведенного порядка или стараются максимально “закрыться” от них. Роль основного общественного института у таких народов обычно играют старшие, авторитет которых незыблем. Из этой “канонизации старших” (культ “сяо” или “сыновней почтительности” в Китае, Японии) проистекает и особое отношение к правителю как к главе огромной семьи, ослушаться которого невозможно. Традиционная культура не знает конфликта “отцов и детей”, потому что каждое новое поколение получает ответы на все смысложизненные вопросы в готовом виде, да и не ищет их вовне опыта предыдущих поколений.

Информация о работе Традиции и инновации