Традиции благотворительности и милосердия в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования заключается в том, что милосердие и благотворительность корнями глубоко уходят в начало российской истории. У их истоков стояли великие киевские князья, московские и петербургские цари, монастыри. Еще тогда возникла благородная традиция: забота о детях-сиротах, престарелых, инвалидах, людях немощных, нуждающихся в помощи, внимании, чуткости. Благотворительность - оказание бескорыстной помощи тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является свободный и непринуждённый выбор вида, времени и места, а также содержания помощи.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЗНАЧЕНИЕ ИНСТИТУТА БЛАГОТВОРИ ТЕЛЬНОСТИ 4
1.1 Сущность благотворительности 4
1.2 Из истории благотворительности 8
1.3 Фонды и мотивы благотворительности 12
1.4 Благотворительные организации и основные направления их деятельности 16
2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ФОНДОВ В РОССИИ 19
2.1 Деятельность Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь» 19
2.2 Благотворительная деятельность группы «Милосердие» 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Файлы: 1 файл

1.docx

— 60.96 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Факультет: культуры

Кафедра: СКТ

 

                                              КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Теория и история  социально-культурной деятельности

                        на тему: «Традиции благотворительности и милосердия в России»

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                 Выполнила студентка:

очное отделение

Проверила: доцент

                                                                  

 

 

 

Алматы, 2013

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ЗНАЧЕНИЕ ИНСТИТУТА БЛАГОТВОРИ ТЕЛЬНОСТИ 4

1.1 Сущность благотворительности 4

1.2 Из истории благотворительности 8

1.3 Фонды и мотивы благотворительности 12

1.4 Благотворительные организации и основные направления их деятельности 16

2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ФОНДОВ В РОССИИ 19

2.1 Деятельность Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь» 19

2.2 Благотворительная деятельность группы «Милосердие» 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

 

         

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Объектом исследования является исследование деятельности благотворительных  фондов в России.

Предметом исследования является милосердие и благотворительность в России.

Целью исследования является анализ традиции и характера милосердия и благотворительности в России.

Для достижения поставленной цели мною были решены следующие задачи:

- изучить понятие, сущность, мотивы благотворительности;

- раскрыть специфику Благотворительных  организаций и основные направления  их деятельности;

- охарактеризовать  деятельность и примеры благотворительных фондов в России;

Актуальность темы исследования заключается в том, что милосердие и благотворительность корнями глубоко уходят в начало российской истории. У их истоков стояли великие киевские князья, московские и петербургские цари, монастыри. Еще тогда возникла благородная традиция: забота о детях-сиротах, престарелых, инвалидах, людях немощных, нуждающихся в помощи, внимании, чуткости. Благотворительность - оказание бескорыстной помощи тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является свободный и непринуждённый выбор вида, времени и места, а также содержания помощи. Число публикаций о благотворительности за 2013 год выросло по сравнению с 2010-м в 10 раз, за последние годы формы и методы филантропической деятельности все больше похожи на международную практику. В то же время, несмотря на опыт, накопленный общественными объединениями, благотворительными фондами, актуальными остаются вопросы взаимодействия государства, предпринимательских структур и благотворительных организаций.

Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы следующих авторов: Бахмина В.И., Власова П.В., Павленок П.Д., Фирсова М.В., Студеновой Е.Г., Ярской В.Н. и др.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

1.Значение институтов благотворительности.

1.1 Сущность благотворительности

 

Благотворительность - оказание бескорыстной материальной помощи нуждающимся (Как физическим так и юридическим лицам). Благотворительность может быть использована для поощрения и формирования каких-либо важных для общества форм деятельности. «Благотворительная активность» в русском законодательстве отличается от понятия «спонсорство»,  так как обязательным условием спонсорства являeтся упoминание о конкретном лице, предоставившем средства на определенные цели, как o спонсоре. Благотворительность обеспечивает перераспределение заработков от более имущих к менее имущим гражданам кратчайшим путем и в кратчайшие промежутки времен. Благотворительность все более часто становится инструментом, с содействием которого социум удовлетворяет главные общественные, общечеловеческие нужды. Благотворительная активность в Рф регулируется  законом «О благотворительной деятельносьти и благотворительных организациях» № 135 от 11 августа 1995 г. (с измен. от 23 декабря 2010 г. N 383-ФЗ). Так же благотворительная деятельность регулируется положениями Конституции и Гражданского кодекса. В соц. плане благотворительность - это помощь другим людям за счет личного благосостояния либо свободного времени и при условии, что оказание данной помощи никаким образом не наносит вреда другим лицам и исполняется легально. Еще предполагается, что благотворительность обязана приносить пользу не только конкретному благо получателю, но и обществу в целом. Благотворительность - это исполняемая физическими и юридическими лицами, исключая муниципальные органы и организации, деятельность по безвозмездному оказанию поддержки или предоставлению материальных ценностей, услуг, исполнению работ на льготных критериях. Благотворительность считается бесприбыльной деятельностью, т.е. исполняется не в коммерческих целях. Это не значит, что благо получатель использует благотворительную поддержку полностью безвозмездно. Обязательным, считается тот факт, что он уплачивает за нее цену ниже рыночной и ниже себестоимости. При определенных условиях олицетворение благотворительности имеет возможность приводить к образованию прибыли, которая должна быть ориентирована на реализацию уставных целей. Не каждая некоммерческая деятельность считается благотворительной, а только лишь та, которая в полной мере соответствует признанному определению. Все виды коммерции, т.е. деятельности, имеющей целью приобретение прибыли, либо хоть какой-нибудь выгоды для того, кто ее исполняет, не может считаться благотворительностью. Настоящий благотворитель всегда усугубляет свое финансовое состояние. Благотворительность всегда будет сопровождаться финансовым ущербом для благодетеля. Благотворительность не имеет возможность сопровождаться нарушением прав человека, напротив, она, в первую очередь, ориентирована на охрану общественно-финансовых прав личности и никак не может исполняться нелегально. В этом случае социальный ущерб никак не имеет возможность быть оправдан никакой пользой, принесенной тому или иному лицу. Потому любая незаконная, преступная деятельность не имеет права считаться благотворительной. Все участники благотворительного процесса и сам процесс обязаны обладать легальным статусом и соответствовать общепризнанным стандартам, а участники, к тому же, - соблюдать общепризнанные меры поведения.

Таким образом, обобщая характеристики свойственные благотворительности и отличающие ее от других видов общественной деятельности, определить благотворительность как добровольную активность людей и юридических лиц, исполняемую в формах бескорыстной (бесплатной либо на льготных критериях) передачи гражданам либо юридическим лицам имущества, в том числе валютных средств, выполнении работ, предоставлении услуг, предложении другой поддержки. Исходя из вышесказанного, можно определить общие признаки благотворительности:

1) Свобода выбора субъекта (она исполняется в отсутствии  административного давления).

2) Неимение коммерческих  мотивов (данная деятельность никак не предпринимается с целью получения выгоды, однако косвенные льготы есть - налоговые, рекламные и т.д.)

3) Организованность и  целенаправленность (т.е. взнос исполняется  в реализацию программ)

 

4) Преимущественно безличный  характер (по объекту помощи - в  отличие от милостыни, которую  даешь по просьбе конкретному  лицу);

5) Присутствие общественно важных целей.

Основные функции и задачи благотворительности в обществе заключаются в следующем:

1. Экономическая функция  - обеспечение достойного существования  тех граждан, которые вследствие определенных особенностей и жизненных ситуаций не имеют возможности самостоятельно позаботиться о себе;

2. Социальная функция  - устранение социальной напряженности путем выравнивания уровня жизни, поддержки самых наименее обеспеченных слоев населения, которые по объективным причинам не могут адаптироваться в новых условиях;

3. Рыночная функция - восполнение  недостатков социальной политики  государства и функционирования  рыночных механизмов.

4. Общественная функция  - восполнение перекосов общественных отношений, приводящих к отказу, не по своей воле, отдельных слоев населения от общепринятых стандартов жизнедеятельности, что ограничивает их возможности потребления общественных благ и самореализации; одновременно - воздействие на общественное мнение;

5. Политическая функция - формирование механизмов обратной связи населения и властных структур, формулирование социальных приоритетов от имени тех, кто в социальном плане в силу объективных причин не способен самостоятельно отстаивать свои права;

6. Маркетинговая функция  - удовлетворение потребностей филантропов,  оказание донорам услуг по  осуществлению благотворительных  проектов, одновременно - культивация  альтруистических и человеколюбивых  настроений в обществе.

7. Созидательная функция  - строительство на средства благотворителей,  спонсоров и меценатов учреждений  культуры: театров и музеев, школ  и поликлиник.

Благотворительность, рассматриваемая  как социальное целое, оказывает  существенное влияние на состояние  социальной напряженности в обществе. Она снимает, по крайней мере, частично, остроту противоречия между богатыми и бедными, имущими и неимущими, добровольно дарящими и по своему желанию принимающими эти дары. Можно выделить три ярко выраженных направления современной благотворительности:

Первое направление характеризуется  активным участием государственных  структур в этом процессе и может  быть обозначено как государственная  благотворительность. Отличительными признаками являются инициирующая и  регулирующая роль органов государственного управления, а также слабое общественное влияние на формирование бюджетов благотворительных программ, проходящих под государственным патронатом. Основная функция этого вида благотворительности – перераспределение средств, привлекаемых государством дополнительно от коммерческих структур в интересах частных лиц и организаций социальной сферы. Для второго направления благотворительности отличительной чертой является личная инициатива коммерческих структур в оказании материальной и финансовой помощи незащищенным группам населения и учреждениям социальной сферы. Начав оформляться в качестве компенсационного процесса, благотворительность коммерческих структур постепенно претерпела ряд изменений, которые сегодня позволяют говорить о системной благотворительности достаточно большой доли предприятий крупного и среднего бизнеса. Данное направление характеризуется также включением благотворительных мероприятий в общий маркетинговый план компаний. Прежде всего, это характерно для компаний – филиалов зарубежных фирм, финансовых учреждений, крупных производственных предприятий. Как правило, большие предприятия стремятся анонсировать свою благотворительную деятельность, что продиктовано в основном двумя причинами: наличием значительного числа клиентов – частных лиц и стремлением к публичности руководителя предприятия. Третье направление – общественная благотворительность. Ядром этого процесса являются общественные некоммерческие неполитические организации, работающие в интересах определенных групп населения.

1.2 Из истории благотворительности

 

Благотворительность в современной  России явление молодое. Оно еще  не имеет опыта, традиций. Богатые преуспевающие люди только учатся «благо творить». Это именно новые русские, ибо со старыми русскими купцами, предпринимателями и промышленниками их практически ничего не связывает. Более 80 лет прошло с тех пор, как распалась связь времен. Информация о многовековых традициях страны, которую называли «благо творительная Россия», пылятся в библиотеках и архивах. А ведь когда-то в России практически не было ни одного состоятельного человека, который не был бы благотворителем. Меценатство русских купцов стало общеизвестным и общепринятым фактом. Вклад некоторых благотворителей в дело увеличения благосостояния России поистине грандиозен. Стали нарицательными имена таких Российских благотворителей, как Демидов, Шереметев, братья Бахрушины, Хлудов, Третьяков, Мамонтов и многие-многие другие. Чувство сострадания к ближнему всегда выделяло россиян среди других европейских наций. За последние годы, когда перед страной остро возникла проблема нищенства, бездомных детей и неухоженных инвалидов, рука дающего не оскудела. «Везде находятся сердобольные люди, готовые поделиться последним. Создается впечатление, что россияне просто истосковались по состраданию. Причем истосковались не столько просящие, сколько дающие. Их побуждает к этому, то же, что побуждало их предков: жалость, любовь, стремление поделиться тем, что есть. Творить благо, делать добро привыкли на Руси издревле. Помочь слабому, накормить голодного, подать просящему - эти неписаные правила были известны еще восточным славянам. Те малые сведения, которые дошли до нас о ранних, дохристианских временах, позволяют судить о том, что наши предки были людьми добродушными, открытыми, «злые и лукавые» встречалась среди славян довольно редко. По словам современников-чужеземцев, славяне своей нравственностью производили на них выгодное впечатление. Два качества русского человека находят свои корни в далекой древности. Это гостеприимство и снисходительное отношение к пленникам. Воинственность никогда не была господствующей чертой славянского социального характера. Как писал С.М. Соловьев, странников усердно провожали с одного места на другое, не давали терпеть никакой нужды. Гостеприимство, как считают летописцы, явилось первообразом благотворительности, сострадания. Конечно, причины гостеприимства славян можно объяснять тем, что они чаще других народов были подвержены нападениям, изгнанию, враждебным столкновениям с противником. Но мало ли мы знаем других народов, у которых похожие обстоятельства порождали отнюдь не гостеприимство, а злобу и недоверие. Возможно, есть и другие причины, нам неизвестные и уходящие в такую глубь веков, откуда их очень трудно выудить. Что касается обращения с пленниками, то свирепость и жестокость в борьбе с врагами имела место и у славян. И это понятно и оправдано временем. Однако, если пленникам давали право на жизнь, то их не оставляли в рабство на целый век, как это происходило у других народов. Назначался определенный срок, после которого пленные могли заплатить выкуп и вернуться на родину, либо остаться существовать «между славянами в качестве людей вольных и друзей». Существуют письменные источники, дающие представление об отношении славян к своим сородичам, попавшим в плен. Учитывая условия древней эпохи, можно сказать, что эти свидетельства уникальны. Речь идет о договорах князя Олега и князя Игоря с греками, заключенных после их весьма успешной борьбы с Византийскими императорами. В обоих договорах отдельно выделяются статьи о выкупе пленных. В договоре 911г. Говорится: «если в какой-нибудь стране будут держать русского или греческого невольника и случится в той стране кто-нибудь из русских или из греков, то последний обязан выкупить невольника и возвратить его на родину, за что получит искупную цену или общую цену невольника; военнопленные также возвращаются на родину, пленивший получает общую цену невольника». Во втором договоре, заключенным князем Игорем в 945 году, раскрывается финансовая сторона дела: «Если русские приведут пленников-христиан, то за юношу или девицу добрую платят по 10 золотников, за человека средних лет 8, за старика или дитя 5; своих пленников выкупают русские за 10 золотников». Приведенная информация дает определенную характеристику народу, способному не только сострадать, но и оказывать помощь тем, кто попал в беду. И это все в воинственные, жестокие и во многом дикие времена. Сказанное дает право предположить, что еще до принятия христианства в характере русского человека существовала та человеколюбивая направленность, которая после крещения Руси смогла развиться в полной мере. То есть христианские заповеди нашли на Руси определенный душевный отклик. Крещение Руси не было и никак не могло пройти безболезненно, потому, что касается нравов и традиций, особенно религиозных, очень глубоко закрепленных в общественном сознании. Однако в Киеве, где Великий князь Владимир начал крещение народа, явного противодействия населения не оказалось. Причинами столь мирного хода крещения является и то, что среди жителей Киева уже тогда было много христиан, и то, что у язычников не существовало сословия жрецов, которое могло бы поднять свою паству на борьбу с новой религией. Но все-таки главным было то, что язычество не представлялось единой объединительной религией: оно дробилось на множество суеверий и предрассудков. В этом плане язычество не имело никаких шансов устоять перед христианством. О Великом князе Владимире, прозванном Святым, в летописях много неоднозначных данных. Его представляют, с одной стороны, как языческого идолопоклонника, чрезмерно склонного к чувственным наслаждениям и очень неразборчивого в средствах. Летописец, в частности, называет Владимира «вторым Соломоном в женолюбии». Но, с другой стороны, Владимир предстает добрым и последовательным христианином, святым, славным своею щедростью и любовью к народу. Н.И. Костомаров высказывает мысль, что летописец намеренно хотел показать Владимира-язычника, как жестокого и кровожадного князя, с тем, чтобы более выпукло ощущалось его чудесное превращение после принятия христианства. Доподлинно известно, что Владимир принял христианство в 988 году в одном из греческих городов на юго-западном берегу Крыма. Затем в Киеве он крестил своих сыновей и    весь свой народ. Для самого Владимира христианское вероучение стало откровением. Летопись сообщает следующее: «Владимир любил слова книжные, и услыхав однажды, как читали в Евангелии «Блаженны милосивии, яко тии помиловании будут»; и потом: «Продайте имения ваши и дадите нищим»; далее: «Не скрываете себе сокровищ на земле, идеже тля тлит и татье подкапывают, но скрывайте себе сокровища на небесах, идеже ни тля тлит, ни татье крадут»; и, слыша псалом: «Блажен муж, милуя и дая» услыхав это, Владимир велел всякому нищему и убогому приходить на княжий двор, брать кушанье и питье, и деньги из казны. Но этого мало; он сказал: «Дряхлые и больные не могут доходить до моего дворца» и велел сделать телеги, куда клали хлеб, масло, рыбу, овощ разный, мед в бочках, квас и возили по городу, спрашивая: «Где больные и нищие, которые не могут ходить?» Таким и раздавали. В 996 году, то есть вскоре после принятия христианства, Владимир издал церковный устав, по которому опека и надзор за общественным призрением возлагались на духовенство. Часть средств, находившихся в распоряжении церквей и монастырей, шла на призрение находившим здесь пристанище бедным людям, калекам и странникам. Кроме того, Владимир учредил училища для обучения детей знати и для детей со средним достатком. Так же были созданы образовательные учреждения для «убогих людей». Были учреждены также богадельни и странноприимные дома. В годы княжения Владимира больные в Киеве и других городах пользовались врачебным надзором. Известно и то, что Владимир Святой был очень щедр на милостыню. Так, празднуя освещение церкви Преображения, Владимир велел сварить «триста варь меду», созвал бояр, посадников, старшин из разных городов и раздал бедным 300 гривен (одна гривна равнялась фунту серебра). После смерти Владимира Святого всех Великих русских князей вольно или невольно сравнивали с их великим предком. Сравнивали, помимо всего прочего, и по тому, как они заботились о самых низших слоях общества. Так, по поводу Ярослава Мудрого, сына Владимира Святого, в летописи сказано: «Яко и отец его христолюбив».

1.3 Фонды и мотивы благотворительности

 

При создании фонда решением учредителей (учредителя) формируется  постоянно действующий коллегиальный  орган управления - попечительский совет, который назначает исполнительный орган фонда, осуществляет контроль за соответствием деятельности фонда его уставным целям, а также иные полномочия, закрепленные уставом фонда. Большинство членов попечительского совета фонда не могут составлять лица, связанные браком и близким родством, а также быть штатными работниками этого фонда. Руководитель и члены исполнительного органа управления фонда обязаны солидарно возместить фонду убытки, причиненные вследствие принятия ими решений в нарушение учредительных документов фонда, настоящего Закона и других законодательных актов РФ. От обязанности возместить убытки освобождаются лица, голосовавшие против, воздержавшиеся или не участвовавшие в заседании при принятии такого решения. В уставе фонда могут быть установлены сферы деятельности других уполномоченных лиц, которые могут действовать самостоятельно и совершать сделки. Руководитель фонда имеет право представлять фонд в суде, государственных органах, а также в организациях без доверенности. Попечительский совет является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами Фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет осуществляет свою деятельность на общественных началах. Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда определяется уставом фонда, утвержденным его учредителями. Благотворительный фонд это организация (как правило, неправительственная) создаваемая с целью финансирования различных благотворительных программ за счет средств фирм, банков, организаций и отдельных граждан. Как прaвило, блaготворительные фoнды создаются для решения проблем, связанных с поддержкой сoциально уязвимых слоев насeления, зaщитой прав и интерeсов различных групп населения, просвещением, организацией досуга, улучшением экологии региона и т.п. Данный круг проблем благoтворительные фонды пытаются решать в сотрудничестве с государством и коммерческими организациями.

Значение благотворительных  фондов обусловлено следующими факторами:

-ярко выраженной социальной  направленностью деятельности. Благотворительные  фонды оказывают помощь части  общества с низким уровнем  дохода, что повышает общий уровень  благосостояния членов общества. Кроме того, фонды предоставляют  дополнительные рабочие места.

-массовостью.

Информация о работе Традиции благотворительности и милосердия в России