Типологизация культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2014 в 00:01, реферат

Описание работы

Сегодня бурно идет обсуждение проблемы деления культур на типы по степени реализации и присутствия в них национального самосознания, являющегося стержнем идентичности народов, формой выражения их самоутверждения и определяющего структуру современных межгосударственных отношении. В этом плане деление культур на национальные и националистические, выявление их типологических характеристик и поиск путей преодоления конфликта между ними — острейшая не только теоретическая, но и практическая проблема не только века уходящего, но и еще в большей степени века грядущего.

Содержание работы

I) Введение..............................................................................3
II) Духовная культура……………………………………..4
1) Сущность мифа…………………………………………………5
а) Характерные черты мифа…………………………………………….......5
2) Религия…………………………………………………………..6
а) Основные элементы религии…………………………………………...…6
3) Искусство………………………………………………………...8
а) Функции искусства………………………………………………………....8

III) Социальная культура….………………………….....10
1)Нравственная культура………………………………………....10
2) Социокультурные функции морали…………………………11

IV) Правовая культура…………………………………...12
1) Основные типы современных правовых систем…………....12
2) Функции правовой культуры………………………………....13

V) Политическая культура…………………………......14
1) Функции политической культуры…………………………...14
2) Типы политической культуры………………………………..14

VI) Заключение..................................................................................16

VII) Список литературы...................

Файлы: 1 файл

Семестровая работа за 1 семестр.docx

— 58.95 Кб (Скачать файл)

2. Эмоциональное отношение к Богу. Указанное выше сходство человека и Бога делает возможным человеческое общение с Божеством. Поскольку Бог есть существо, подобно человеку обладающее разумом, с ним можно говорить, к нему можно обращаться с молитвой, его можно просить, убеждать, уговаривать. Бог — очень удобный собеседник:' он всегда рядом. С ним человек преодолевает чувство одиночества. Вера в Бога — это не просто рациональная убежденность в его существовании, а религиозное чувство. Верующий относится к Богу эмоционально — с любовью, страхом, надеждой, чувствами вины и раскаяния, и человек верит, что Богу тоже свойственны эмоции — Бог проявляет любовь и милосердие, гневается на грешников, вознаграждает праведников. Эмоциональное общение с Богом образует особого рода «духовный опыт». По отношению к злым божествам в язычестве, дьяволу, чертям в Христианстве и исламе допускаются и негативные чувства. Верующие должны бояться и ненавидеть их, тогда как глубокая и искренняя любовь к Богу — главное требование к верующим.

3. Вероучение. Во всякий религии имеются священные тексты, которых излагается содержание религиозного верования (Библия, Коран). В них речь идет о Боге и его деяниях, о пророке-основателе религии, о святых праведниках, о сотворении мира и его устройстве,  правилах жизни общества и человека, о чудесах, которые совершают боги, пророки, святые и которые служат свидетельствами божественного могущества.

Обычно первичные священные тексты рассматриваются как «божественное откровение», и авторство их приписывается либо самому Богу, либо основателю религии. К священным текстам со временем добавляются их толкования, сочиненные выдающимися деятелями религии. На основе священных текстов и их канонизированных толкований строится религиозная наука — богословие (теология). На наиболее общем уровне вероучение приобретает истолкование в религиозной философии.

4.  Религиозный культ. Поклонение Богу выражается в посвященных ему обрядах и ритуалах. Во всех религиях от верующих, как

.правило, требуется личное обращение к Богу с молитвами, участие в коллективных богослужениях, освящение рождения, смерти, бракосочетания. Праздники связаны со знаменательными событиями, описанными в священных текстах, и предполагают совершение соответствующих церемоний.

Важной стороной религиозного культа является символика. Культовые предметы, действия, жесты — это символический язык, на котором происходит диалог человека с Богом. В символической форме верующий, с одной стороны, выражает свои чувства и мысли в освященных, допустимых для обращения к Божеству формах, а с другой — приобщается к Богу, получает от него поддержку и помощь. [1, 167]

Так, крест — знак Иисуса Христа. Он возвышается над церковным храмом, изображается на одежде священника, его носят на теле христиане, воспроизводят крест движением руки. Крест символически выражает связь с Христом, принадлежность, посвящённость, преданность ему.

5. Организация верующих. Религия по природе своей коллективна. Она предполагает не только связь индивида с Богом, но и связь верующих в этого Бога индивидов, единоверцев. Может быть индивидуальная вера, но не может быть индивидуальной религии. Великие основатели религий – Будда, Христос, Мухаммед – проповедовали свои идеи, и эти идеи становились религией только тогда, когда у них набиралось много сторонников. Общество признаёт в качестве религии только достаточно распределённую среди людей веру. [1, 168]

3) Искусство.

Искусство как сфера художественной деятельности и её продуктов – художественных произведений – это одна из древнейших областей человеческой деятельности. [1, 186]

а) Функции искусства.

Рекреативная функция. Самый простой и наименее требовательный подход к искусству: оно служит для отдыха и развлечения, средством психической разрядки, отвлечения от забот будничной трудовой жизни. Чтобы выполнить эту функцию, искусство должно быть легкодоступным, не требующим особых усилий для восприятия. Оно должно радовать глаз, веселить душу, быть «приятным». Многие люди ничего другого от искусства и не ждут. На рекреативную функцию ориентируется так называемое массовое искусство. [1, 188]

Воспитательная функция. Искусство выступает как средство воспитания, нравственного, духовного, социального совершенствования человека. Художественное произведение рассматривается как «учебник жизни». Отсюда — призывы соединить рекреативную и воспитательную функцию: «поучать, развлекая».

Идеологическая функция. Возможность использовать искусство в идеологической борьбе обусловлена тем, что в художественном произведении находят выражение определенные взгляды на общественную жизнь. Художники, занимающие активную общественную позицию, сознательно пропагандируют в своем творчестве отстаиваемую ими идеологию. Но и в произведениях, авторы которых специально такой задачи не ставят, отражаются их идейные позиции, их социально-политические симпатии и антипатии. [1, 188]

Познавательная функция. Из художественных произведений мы многое можем узнать. В живописи перед нами предстают исторические события, портреты выдающихся деятелей, национальные особенности быта, одежды, нравов. Художник передает дух эпохи, национальный колорит культуры. Читая исторические повести и романы, можно почерпнуть массу впечатлений, которых не даст изучение исторических документов.

Художники нередко оказываются провидцами: они каким-то неведомым путем предугадывают будущее. Художественное предвидение подчас опережает науку и оправдывается даже вопреки научным представлениям современников. Многие идеи, развитые писателями-фантастами, впоследствии воплощаются в действительность. [1, 189]

Эмотивная функция. Она заключается в воздействии искусства на сферу человеческих эмоций. Мы не станем читать книгу, всматриваться в картину, просиживать несколько часов в театральном зале, если это нам неинтересно. Произведение искусства должно быть интересным. Разумеется, вкусы у людей различны, и произведение искусства, захватывающе интересное для од них, может у других вызвать скуку. Но во всяком случае искусство нужно людям только тогда, когда оно рождает у них интерес, побуждающий их отдавать время, силы и деньги только ради того, чтобы получить удовольствие от самого процесса восприятия художественного произведения.

Тайна художественности как качества произведений искусства — в том, что они затрагивают наши чувства. Человек как бы временно переселяется в мир художественного вымысла. Эта эмоциональная вовлеченность «внутрь» произведения искусства и есть то, что обеспечивает интерес к нему и доставляет наслаждение.

Любое художественное произведение непременно должно воздействовать на человеческие чувства и рождать эмоциональный отклик. Таким образом, эмотивная функция, в отличие от других функций искусства, является общей и непременной для всех его видов, форм, жанров. Если произведение искусства не выполняет эту функцию, то и все прочие функции оно не сможет выполнить, ибо оно просто «не дойдет» до публики. [1, 190]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       III) Социальная культура:

Социальная культура (культура социальных отношений) определяется регулятивами, ценностями и идеалами, обуславливающими поведение людей в обществе и их социальные взаимоотношения. Основными формами социальной культуры являются нравственная, правовая и политическая культура. В ходе истории из синкретического единства первобытной культуры выделяется и оформляется в качестве особого культурного феномена сначала нравственная, затем – правовая и политическая культура. [1, 203]

 

 

1) Нравственная культура.

«Нравственность» - русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII веке и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль». Так в русском языке появились три слова примерно с одним и тем же значением. Со временем они приобрели разные смысловые оттенки. Но в практике словоупотребления эти слова практически взаимозаменяемы.

Нравственная культура, как и вся социальная культура, имеет два основных аспекта: 1) ценности (идеалы); 2) регулятивы (нормы).

1)Нравственные (моральные) ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями», считая главными из них благоразумие, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их совершенном выражении, выступают как этические идеалы.

2)Нравственные (моральные) регулятивы — это правила поведения, ориентированного на указанные ценности. Нравственные регулятивы разнообразны. Каждый индивид выбирает (осознанно или неосознанно) в пространстве культуры те из них, которые наиболее подходят для него. Среди них могут быть и такие, которые не одобряются окружающими. Но в каждой более или менее стабильной культуре имеется определенная система общепризнанных нравственных регулятивов, которые по традиции считаются обязательными для всех. Такие регулятивы являются нормами морали (10 заповедей Моисея, 7 заповедей, указанных Иисусом в Нагорной проповеди). [1,206]

 

 

 

 

 

2) Социокультурные функции морали.

 

Мораль как форма социальной культуры выполняет ценностно-ориентационные и регулятивные функции. Какие же именно из функций  такого рода являются специфичными для нее?

1. Мотивационная функция. Нравственные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). В результате воспитания и самовоспитания у людей вырабатываются установки, заставляющие их — иногда даже как бы против воли — совершать поступки, которые должно совершать в соответствии с нормами морали, и не идти ни на какие действия, которые не должно делать, поскольку они противоречат этим нормам. Честный человек просто не может, скажем, украсть что-нибудь: у него не поднимется рука на это. Нравственные принципы укореняются в психике и входят в саму структуру личности как ее собственные, внутренние мотивационные факторы. Моральная оценка человеческих поступков определяется не только самим фактом совершения какого-то поступка и его последствиями, но я мотивами поступка. В зависимости от того, насколько нравственны или безнравственны мотивы, побуждающие личность к действиям, сама эта личность считается нравственной или безнравственной. Таким образом, мотивационная функция морали непосредственно формирует нравственный облик личности. [1, 207]

2. Конститутивная функция. Конститутивная (от лат. costitus -утвердившийся, установленный) функция морали заключается в том, что она выступает как центральная, фундаментальная форма социальной культуры, лежащая в основе всех других ее форм.

Принципы нравственности являются высшими, главенствующие ми над всеми другими формами регуляции поведения людей. Хотя они в повседневной практике обычно выступают как «неписаные правила» поведения, их значение в жизни общества можно сравнить со значением конституции — основного закона жизни государства, которому должны подчиняться все действия и правовые акты граждан и организаций.

Приоритетность нравственных принципов перед всеми другими распространяется на любые человеческие взаимоотношения и действия. В этом смысле нравственным принципам подчинены все сферы человеческой жизни и деятельности. Безнравственность недопустима ни в быту, ни в производстве; ни дома, ни в школе; ни в спорте, ни в науке; ни в экономике, ни в политике. Одним словом — нигде!

3. Координационная функция. В силу приоритетности своих принципов мораль обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. Уверенность в том, что оказавшийся рядом с вами человек придерживается тех же нравственных принципов, что и вы, позволяет вам предвидеть общую направленность его действий, полагаться на него и доверять ему. Даже не зная ни характера человека, ни, его привычек, навыков, умений, вы можете заранее определить, что от него следует и чего не следует ожидать. Соблюдение людьми единых и всеобщих нравственных принципов делает их поведение предсказуемым.

Координационная функция морали имеет огромное значение для организации коллективной жизни людей. Невозможно представить, как могло бы без нее существовать какое-либо человеческое общество. Но, очевидно, нравственность может выполнять координационную функцию только в том случае, когда ее принципы одинаковы для всех вступающих во взаимодействие людей. Поэтому любое сообщество заинтересовано в общезначимости нравственных принципов — в том, чтобы все его члены придерживались одних и тех же нравственных ценностей и регулятивов. [1, 208]

IV) Правовая культура.

Право, как и мораль, регулирует поведение и отношения людей. Но, в отличие от морали, выполнение правовых норм контролируется общественной властью. Правовая культура – это комплекс ценностей и регулятивов, на основе которых во всех областях жизни, подпадающих под нормы права, строится практика взаимоотношений и действий людей, а также различного рода организаций. [1, 218]

 

 

1) Основные типы современных правовых систем.

 

В правоведении различают правовые системы традиционного, континентально-европейского и англосаксонского типов.

1.  Традиционный тип. Правовые системы традиционного типа построены на существующих в культуре обычаях и традициях («обычном праве»). В них нет ни специальных процедур законодательства, ни законодательных органов, ни письменно формулировок законов. Правовые нормы по содержанию совпадают с нравственными. Судьи выносят решения, оценивая разбираемый судебный случай с точки зрения соответствия обычаям и представлений о справедливости. [1, 223]

Религиозный тип. Правовые системы религиозного типа имеют источником права священное предание, а законы выступают как установленные богами правила. В настоящее время религиозное право существует, например, в виде мусульманского права, опирающегося на Коран. В этих системах нет четкого различения правовых и нравственных норм: и те и другие рассматриваются

Традиционное и религиозное право архаичны. Для современного цивилизованного общества они малопригодны, так как не в состоянии регулировать отношения людей в сложно организованном и быстро меняющемся мире.

Информация о работе Типологизация культуры