Типологическая модель культуры К. Ясперса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 15:19, реферат

Описание работы

Немецкий философ- экзистенциалист К. Ясперс в отличие от Данилевского и Шпенглера ориентируется на идею общечеловеческой истории и культуры. Он дал критику типологической концепции культуры О. Шпенглера и создал свою, альтернативную шпенглеровской, концепцию типологизации культуры. Ясперс утверждал, что
шпенглеровская концепция неповторимой коллективной души позволяет интерпретировать лишь явления духовной, точнее психологической, душевной жизни народов, а также стиля в искусстве.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 15.18 Кб (Скачать файл)

Типологическая модель культуры К.Ясперса.

Немецкий философ-

экзистенциалист К. Ясперс в отличие от Данилевского и Шпенглера ориентируется

на идею общечеловеческой истории и культуры. Он дал критику типологической

концепции культуры О. Шпенглера и создал свою, альтернативную

шпенглеровской, концепцию типологизации культуры. Ясперс утверждал, что

шпенглеровская концепция неповторимой коллективной души позволяет

интерпретировать лишь явления духовной, точнее психологической, душевной

жизни народов, а также стиля в искусстве. Но такой критерий не дает возможности

выйти на закономерности, не позволяет вскрыть законы истории и существования

культуры. Кроме того, по мнению Ясперса, Шпенглер неправомерно

абсолютизировал биологические аналоги живых систем, и это придало

шпенглеровской классификации истории и культуры фаталистический характер.

Вместе с тем, К. Ясперс считал неоправданной и материалистическую (в том

числе марксовскую) концепцию культуры, в которой определяющей основой

развития истории и культуры признаются экономические факторы. По убеждению

К. Ясперса, определяющую роль в развитии истории и культуры играют не

экономические, а духовные факторы. В споре с марксизмом он отстаивает роль

духовной составляющей культуры, а в споре со Шпенглером — культурное

единство народов. Провозгласив идею единства мировой истории и культуры,

Ясперс не полностью отвергает, а в ряде случаев и соглашается со многими идеями

концепции локальных цивилизаций. Тем не менее, он полагает, что история культуры имеет линейный характер и смысловое завершение, которое, как и общий контур истории и

культуры, задан "истоками" и "целью" человеческого существования.

 

Структурируя историческое развитие культуры, Ясперс ищет "ось" мировой

истории и культуры. "Осевое время" культуры, по Ясперсу,— это своего рода

"центр" истории. До него развитие человечества, общества, культуры идет в

основном локальным образом. После него открылась возможность универсального,

единого культурно-исторического развития человечества. В соответствии с этим,

обозначая схему мировой истории, Ясперс выделяет четыре исторических

культурных типа, соответствующих четырем гетерогенным периодам истории:

I) доисторический  первобытный период — прометеевский тип культуры;

II) эпоха "великих" культур древности;

III) эпоха  формирования основы человеческого  бытия — собственное осевое

время и созданная им универсалистская и гуманистическая культура, заложившая

основу превращения локальной истории в единый мировой историко-культурный

процесс:

IV) послеосевая "имперская" эпоха, основанная на развитии науки и техники и

частично вернувшая человечество и его культуру в русло локально-исторического

существования цивилизаций. По мнению Ясперса, человек четыре раза как бы

отправляется от новой

основы

По словам Ясперса, человек больше не замкнут в себе, открыт для новых безграничных возможностей. Началом общей истории человечества является пробуждение духа. Связь между народами не родовая, а духовная. Важным основанием такого утверждения является тот факт, что очаги напряженной духовной жизни возникали в разных, далеких друг от друга культурах. Не случайно почти одновременно за 600 лет до н.э. появились мощные духовные движения, родоначальниками которых были в Персии – Заратустра, в Индии – Гаутама, в Китае – Конфуций, у иудеев – пророки, в Риме – царь Нума, в Элладе – философы-дорийцы, ионийцы. Представители этих культур постоянно странствовали, общались и взаимодействовали. Единство становится целью человека. «Мы ищем единства на более высоком уровне – в целостности мира человеческого бытия и созидания»*.   

 

 


Информация о работе Типологическая модель культуры К. Ясперса