Термин глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 23:16, доклад

Описание работы

Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции (интеграция — сплочение, объединение политических, экономических, государственных и общественных структур в рамках региона, страны, мира) и унификации (унифика́ция— приведение к единообразию, к единой форме или системе). Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов.

Файлы: 1 файл

Термин глобализации.docx

— 26.35 Кб (Скачать файл)

 Термин глобализации. 

Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции (интеграция — сплочение, объединение политических, экономических, государственных и общественных структур в рамках региона, страны, мира) и унификации (унифика́ция— приведение к единообразию, к единой форме или системе). Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для групп государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов.

Взгляды на истоки глобализации являются дискуссионными. Историки рассматривают этот процесс  как один из этапов развития капитализма. Экономисты ведут отсчет от транснационализации финансовых рынков. Политологи делают упор на распространение демократических институтов. Культурологи связывают проявление глобализации с вестернизацией культуры, включая американскую экспансию. Имеются информационно-технологические подходы к объяснению процессов глобализации. Различается политическая и экономическая глобализация. В качестве субъекта глобализации выступает регионализация, дающая мощный кумулятивный эффект формирования мировых полюсов экономического и технологического развития.

 

 

 

 

 Глобализация в культуре.

 

Для культурной глобализации характерно сближение  деловой и потребительской культуры между разными странами мира и  рост международного общения. С одной  стороны, это приводит к популяризации  отдельных видов национальной культуры по всему миру. С другой стороны, популярные международные культурные явления могут вытеснять национальные или превращать их в интернациональные. Многие это расценивают как утрату национальных культурных ценностей и борются за возрождение национальной культуры.

Современные кинофильмы выходят на экраны одновременно во многих странах мира, книги переводятся  и становятся популярными у читателей  из разных стран. Огромную роль в культурной глобализации играет повсеместное распространение  Интернета. Кроме того, с каждым годом  всё большее распространение  получает международный туризм.

Культурная  диффузия, т. е. стихийное и никем  не контролируемое заимствование культурных ценностей, имеет как позитивные, так и негативные аспекты. С одной  стороны, она позволяет народам  больше общаться между собой и  узнавать друг о друге. Общение и  познание способствует сближению народов. С другой стороны, чрезмерно активное общение и заимствование опасно потерей культурной самобытности. Распространение  одинаковых культурных образцов по всему  миру, открытость границ для культурного  влияния и расширяющееся культурное общение заставили ученых говорить о процессе глобализации современной  культуры.

Глобализация  описывает ускорение интеграции наций в мировую систему в  связи с развитием современных  транспортных средств и экономических  связей, благодаря воздействию на людей средств массовой информации. Она способствует расширению культурных контактов между народами и миграции людей.

Глобализация  имеет позитивные и негативные стороны. Негативные моменты глобализации кроются  в возможности утраты своей культурной самобытности. Происходит это в результате аккультурации и ассимиляции.

Сохранение  культурного своеобразия в современном  обществе стало оцениваться как  высшее достижение цивилизации. Раньше на это не обращали внимания, поэтому  одна нация поглощала другую, растворяя  в себе без остатка культуру покоренного  народа. Так было во времена европейской  колонизации в странах Латинской  Америки и Африки.

Выражения «социальная политика» и «культурная  политика» для большинства людей  цивилизованных стран давно стали  привычными. Почему для цивилизованных? Да потому, что целенаправленное, основанное на взвешенной концепции управление социальной и культурной сферами  общества являются отличительными признаками цивилизованной страны. Привычными они  являются, по крайней мере, с середины XX века. Именно тогда начался плановый, глубоко эшелонированный подход к сохранению культурного генофонда  всего человечества и каждой отдельной  страны в рамках ООН.

 

 Роль и значение культуры для человека.

 

Чего  опасаются страны, противящиеся глобализации? Ведь глобализация, в ее идеальном  варианте — это искоренение нищеты, всемирный порядок, вечный мир и  материальное благополучие. Какая сила заставляет человека, народы и страны отказываться от вышеуказанных благ?

Дело  в том, что представители самобытных культур, осознанно или нет, чувствуют, что за экономической, политической, правовой и технологический гомогенизациями  последуют и побочные эффекты, каковые, в первую очередь, вызовут изменения  их традиций, культуры и жизненного уклада. Одной из существенных потребностей человека является собственная принадлежность к чему-либо, будь то социальная группа, конфессия, политическая или сексуальная ориентация, географический ареал и др.; среди этих форм идентичности культурная идентичность является главной и всеобъемлющей; она в значительной мере определяет человеческую ментальность, психологию и жизненный уклад в целом. Надо быть апологетом «теории заговора», чтобы обвинить США в том, что они разработали такую идеологию, которая намерена уничтожить разнообразие культур и языков, сделать мир культурно однородным. Хотя необходимо отметить, что те явления, которые сопутствуют составным частям глобализации, непрямым путем вызывают изменения национальных культур.

В первую очередь это относится к национальному  языку, к умалению его значения. Успешная экономическая деятельность требует  осуществления своевременного информационного  обмена на одном языке; и таким  языком в случае глобализационных процессов является английский. Конкретный индивид, общество, этнос, первым делом самоидентифицируется с языком, как со столпом национальной культуры; поэтому пренебрежение им, даже уменьшение ареала его распространения воспринимается болезненно. С ценностной позиции язык не только является средством передачи сообщения, то есть средством коммуникации, но и мировоззрением и мироощущением народа-носителя этого языка, в нем зафиксирована биография нации, на нем говорили предки и он является моделью мира. Язык суть неотъемлемый признак нации: нет национальности без языка. Национальным сознанием язык воспринимается как живой организм, который требует бережного отношения и заботы. За потерей языка следует разрушение исторической наследственности, связи времен, памяти... Язык является объектом любви, он — ось национальной культуры, объект уважения, потому что родной и является собственностью. Поэтому национальный язык является наиважнейшим феноменом культуры. Нет культуры без языка; языком пронизаны все феномены культуры, для культуры он — всеобъемлющ. Это означает, что язык является определяющим не только для какой-либо конкретной, отдельно существующей культурной среды, но, если что-либо существует в культуре, то это имеет свое оформление в языке. Иными словами, культура существует в языке, а язык является способом существования культуры.

Также считают, что процессы глобализации обуславливают  разрыв памяти. Культура суть форма  исторической памяти; она — коллективная память, в которой происходит фиксация, сохранение и запоминание уклада жизни, социального и духовного  опыта данного общества. Культура как память сохраняет не все, что  было создано народом, носителем этой культуры, а то что объективно оказалось ценным для нее. Если мы воспользуемся аналогией и осмыслим значение и роль памяти в реальной жизни конкретного человека, тогда нам станет более ясным и значение культурной памяти в жизни нации. Человек, теряя память, теряет и собственную биографию, собственное «Я» и индивидуальную целостность; он существует физически, но не имеет прошлого, настоящего и будущего. Он не знает, кто он, для чего существует, чего хочет и т.д. Ту роль, которую играет память в жизни индивида, в историческом бытии общества и нации исполняет культура. Культура суть форма памяти, которая передается сквозь поколения, и посредством которой культурная жизнь нации сохраняет непрерывность, последовательность и единство. В биологических организмах эту функцию выполняет генные структуры: видовые популяции определяются генетической наследственностью, которая передается по крови. Социальный же опыт людей передаётся последующим поколениям не по крови, а посредством культуры, и именно в этом смысле можно назвать культуру негенетической памятью.

Нация осознает свое единство, она имеет историческую память, посредством которой воспринимается ее прошлое в качестве основы настоящего и будущего. В национальном самосознании связь времен осмыслена как единая непрерывность, поэтому сохраняется  контакт даже с далекими предками: они и их деяния перманентно присутствуют в жизни современников. Образ  жизни, который определен культурой, рассматривается не просто как ординарный бытовой фактор, а как значительное завоевание, в достижение которого внесли вклад усердие и труд многих поколений.

Для национального  сознания собственный жизненный  уклад нации воспринимается не только как своеобразный, только ему присущий способ оформления жизни, но также и  как превосходство по отношению  к другим культурам. Для национального  сознания твердость культуры и уклада жизни осмысливается как преодоление  конечности. Каждый представитель нации  видит преодоление собственной  эмпирической конечности в бессмертии национальной культуры, где будущие  поколения сохранят уклад жизни, присущий этой культуре, как это  делают современники и как это  делали предки. Своеобразное чувство, которое постоянно сопутствует  национальному самосознанию, сознание самобытности собственной нации и ее отличий от других наций называется национальным чувством. Представители одной нации отличаются от представителей другой физическим типом, различны и их обычаи, тип поведения и бытовые навыки. В процессе исторического развития нация вырабатывает определенные представления и ценностную ориентацию.

Общение с другой культурой лишь усиливает  симпатии к собственной нации. Сознание принадлежности к нации означает, что человек связан с ней общностью характера, что судьба и культура нации влияет на него, что сама нация живет и реализуется в нем. Он воспринимает нацию частью своего «Я»; поэтому оскорбление собственной нации воспринимает как личное оскорбление, а успехи представителей своей нации и признание их другими вызывает чувства национальной гордости. Человек настолько определен культурой, что изменение даже в такой незначительной сфере какой является кулинария, кухня, стол, воспринимается весьма болезненно (вспомним историю прихода корпораций «Макдональдс» и «Кока-кола»). Надо сказать, что «макдональдизация» употребляется как синоним «глобализации», не говоря уже о тех изменениях в традициях, религии, морали, искусстве, каждодневной жизни, к которым она приводит.

Очевидно, что традиционные, немодернизированные общества сильнее сопротивляются процессами глобализации, для них культура — это историческая память, что, как очевидно, воспринимается родной моделью оформления жизни.

Отказ от культуры означает разрыв памяти и, следовательно, аннулирование собственной самобытности. Непрерывность культуры для национального  сознания, осознают это или нет, означает отрицание личной смерти и обоснование  бессмертия. Культура предлагает своему носителю приемлемые требования к порядку  поведения, ценностям и нормам, которые  являются основой психического равновесия индивида. Но, стоит человеку попасть  в такую ситуацию, когда в его  повседневности участвуют различные  культурные системы и когда социальная среда требует от него действий, противоположных нормам его культуры, а часто даже и исключающих  ее, человек все же старается сохранить  свою культурную идентичность, хотя среда  и требует культурной адаптации. Создается ситуация, в которой  человек или группа людей вынуждены  исполнять требования различных  культурных систем, которые часто  противостоят друг другу и друг друга  исключают. Все это обуславливает  разрушение целостности сознания и  приводит к внутреннему дискомфорту  личности или социальной группы, что, в свою очередь, отражается на поведении, которое может быть агрессивным  и выражаться в националистических, криминальных, антиконфессиональных действиях личности а также в депрессивном и меланхолическом настроениях.

 

Заключение.

 

Глобализация  — не автоматический процесс, который  завершится бесконфликтным и идеальным  миром. Она таит в себе как новые  возможности, так и новые риски, последствия которых для нас  могут быть весьма значимыми. Но люди не являются пассивными наблюдателями, они не столько зрители, сколько  творцы собственной истории. Поэтому  у них есть возможность скорректировать нынешнюю глобализацию — от этих процессов должны выигрывать все народы и все культуры. Стало быть, глобализация может привести не к унификации культур по американскому образцу «общества потребления», а к «мультикультурализму». Иначе говоря, в результате становления общемировой системы каждая национальная культура займет равноправное положение в ряду других культур. Или, говоря еще проще, глобальная цивилизация не должна привести к единой усредненной глобальной культуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство  образования и науки

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Информация о работе Термин глобализации