Теория происхождения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 18:21, реферат

Описание работы

1. Теологическая (божественная) теория происхождения государства и права - наиболее ранняя теория, возникшая из первоначальных религиозно-мифологических представлений о происхождении мира. Поскольку мир сотворил Бог, то и государство и право имеют божественное происхождение. Наиболее известным представителем этого учения является ученый-богослов Фома Аквинский (1225-1274).

Файлы: 1 файл

семинар ТГП.docx

— 32.46 Кб (Скачать файл)

Понятие функции  государства не нужно отождествлять  с понятием "политика государства". Политика больше связана не с интересами государства в целом, а с интересами тех конкретных групп, которые стоят  в данное время у власти, поэтому  конкретная политика в рамках одной  и той же функции государства  может осуществляться по-разному. В  функциях государства могут проявляться  как классовые, так общесоциальные начала.

Функции государства  не постоянный набор направлений  его деятельности. С развитием  государства и общества, усложнением  самой жизни, могут появляться новые, ранее неизвестные функции государства.

Вся функциональная деятельность государства направлена на достижение главной цели: формирование гражданского общества, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека, его  нравственного, материального и  физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности. Государство всегда должно выступать как верховный хранитель  и защитник законных интересов личности. Именно через личность государство  содействует общественному прогрессу  в целом, совершенствует и обогащает  всю систему общественных отношений.

Существуют  различные основания для классификации  функций государства, выделяются следующие  критерии классификации:

- по сферам  реализации;

- по продолжительности  действия;

- по социальной  значимости;

- по правовым  формам существования (принципу  разделения властей);

- на основании  территориального масштаба

Общепринятым  считается разделение функций по сферам реализации на внутренние и внешние. Внутренние функции направлены на решение проблем, существующих внутри государства. Внешние функции связаны с реализацией задач на межгосударственном уровне, где государство выступает субъектом международно-правовых отношений. Следует отметить, что среди ученых нет единого мнения по поводу перечня внутренних и внешних функций государства.

Внутренние и внешние функции государства

Внутренние функции государства — это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества. Классификация внутренних функций проводится по сферам деятель­ности государства. Каждое государство, независимо от формы правле­ния или государственного устройства, решает ряд основополагающих экономических, социальных, охранительных и контрольных задач. В соответствии с указанными сферами деятельности внутренние функции государства подразделяются на экономическую, социальную, финансового контроля, охраны правопорядка и экологическую (природоохранительную).

1. Экономическая  функция 

2. Социальная  функция 

3. Функция  финансового контроля

4. Функция  охраны правопорядка 

5. Экологическая  (природоохранительная) функция

6. Функция  государства по обороне страны  от внешнего нападения 

Внешние функции  государства тесно связаны с  внутренними. Они представляют собой основные направления его деятельности на международной арене. Разные авторы включают в эту категорию разные функции. Рассмотрим некоторые из них.

 

Функции государства — это цельная, взаимосвязанная деятельность всей системы государственных органов, направ­ленная на гармоничное экономическое, социальное и духовное развитие общества, при непременном взаимодействии и сотрудничестве с други­ми государствами. Функции государства обладают признаками, позволяющими выделять их среди всех прочих.

Классификация функций государства производится по многим основаниям, наиболее общепринятым из которых является деление функций  на внутренние и внешние. Среди внутренних можно выделить экономическую, социальную, экологическую, функцию финансового контроля, обороны страны, охраны правопорядка, а среди внешних – функции международного сотрудничества, интеграции в мировую экономику, поддержания мирового правопорядка, охраны окружающей среды и культурно-технического сотрудничества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА

Механизм государства есть та реальная организационная материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть. Механизм является структурным  и предметным олицетворением государства, представляет собой материальное "вещество", из которого оно состоит. Можно сказать, что механизм суть деятельное, постоянно  функционирующее выражение государства.

Механизм  государства - это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Приведенное определение позволяет выделить следующие характерные признаки механизма государства.

1. Это целостная  иерархическая система государственных  органов и учреждений. Целостность  ее обеспечивается едиными принципами  организации и деятельности государственных  органов и учреждений, едиными  задачами и целями их деятельности.

2. Первичными  структурными частями (элементами) механизма являются государственные  органы и учреждения, в которых  работают государственные служащие (чиновники, иногда их называют  управленцами). Государственные органы  связаны между собой началами  субординации и координации. 

3. Для обеспечения  государственных властных велений  он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие  техническому уровню каждой эпохи,- вооруженные отряды людей, тюрьмы  и др. Без них не может обойтись  ни одно государство. 

4. При помощи  механизма практически осуществляется  власть и выполняются функции государства. 

Структура механизма государства

Единый и  целостный механизм государства  дифференцируется (расчленяется) на составные  части - органы, подсистемы. Между ними существует своя иерархия: различные  органы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме, находятся в сложных отношениях субординации и координации.

 

 Структура  механизма государства изменчива  и разнообразна, но при всех  условиях в него входят органы  управления и органы принуждения.  Это, разумеется, не следует понимать  так, что одна часть государственного  механизма занимается только  управлением, а другая - только  принуждением. В реальной жизни  управление и принуждение переплетаются между собой.

Понятие и признаки государственного органа

Первичным и  важнейшим структурным элементом  механизма государства является орган государства.

Государственный орган - это звено (элемент) механизма  государства, участвующее в осуществлении  функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.

Раскрытие понятия, признаков данного органа позволяет  глубже познать механизм государства в целом.

1. Хотя орган  государства и обладает определенной  самостоятельностью, автономией, он  служит частью единого механизма  государства, занимает в государственной  машине свое место и прочно связан с другими ее частями. 2. Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом. Они абстрагированы от семейных, гражданских и других отношений, не имеющих связи с государственной службой, являются официальными.

3. Органы  государства имеют внутреннее  строение (структуру). Они состоят  из подразделений, скрепленных  единством целей, ради достижения  которых образованы, и дисциплиной,  которую все служащие обязаны  соблюдать. 

4. Важнейшим  признаком органа государства  является наличие у него компетенции  - властных правомочий (совокупности  прав и обязанностей) определенного  содержания и объема. Компетенция  обусловлена предметом ведения,  т. е. конкретными задачами  и функциями, которые решает  и выполняет государственный  орган. Компетенция обычно юридически  закреплена (в конституции или  текущем законодательстве). Реализация  орг ном государства своей компетенции - это не только его право, но и обязанность.

 

 

5. Согласно  своей компетенции орган государства  обладает властными полномочиями, которые выражаются: а) в возможности  издавать обязательные к исполнению правовые акты. Эти акты могут быть нормативными или индивидуально-определенными (акты применения норм права); б) в обеспечении выполнения правовых актов органов государства путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.

6. Для осуществления  своей компетенции орган государства  наделяется необходимой материальной  базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник  финансирования (из бюджета).

7. Наконец,  орган государства активно участвует  в реализации функций государства,  используя для этого соответствующие  формы и методы.  

Особо выделяются в механизме государства местные  органы власти. Такие органы или  должностные лица (губернаторы, префекты, комиссары и т. д.) назначаются  обычно правительством для управления теми или иными регионами (Финляндия, Люксембург).

 

Государство и Политические системы общества

Политическая система общества - это совокупность государственного аппарата, социальных объединений и отдельных граждан, принимающих участие в политической жизни общества.

Таким образом, политическая система имеет трехзвенную  структуру:

· Государственный  аппарат.

· Социальные объединения.

· Граждане.

В свою очередь, эти субъекты выступают представителями  более общих, неформализованных  групп людей - классов, элит, наций, массовых социальных общностей. К последним относятся, например, религиозные конфессии, трудовые коллективы, так называемый средний класс, нации и народности и многие другие неформализованные сообщества.

Основной  функцией политической системы общества - это организация в обществе эффективного механизма государственного и общественного  управления. На первом месте здесь  всегда стоит вопрос о государственной  власти, ее завоевании, удержании и  осуществлении.

К функциям политической системы относятся  также организация эффективной  экономической жизни общества, выгодное сотрудничество с другими государствами  и народами, обеспечение интеллектуального  потенциала общества, разумного соотношения  интересов индивида и коллектива, интересов различного рода меньшинств и национального большинства, выживание  в условиях экологического, демографического, сырьевого и иных кризисов. Именно в рамках политической системы происходят оформление и представительство  интересов различных социальных групп населения. Немаловажной задачей  является поиск и достижение общественного  согласия, урегулирование социальных конфликтов и противоречий, переводимых  из плоскости агрессивного противостояния в форму мирного соревнования, конкуренции. В конечном итоге, обеспечиваются интеграция общества, его стабильность и жизнеспособность.

Социальные  объединения - это формализованные, добровольные, самоуправляемые объединения граждан на основе единства интересов для реализации общих целей коммерческого или некоммерческого характера. Признаками социальных объединений являются:

Явочно-инициативный порядок учреждения на основе добровольного волеизъявления учредителей. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо социальное объединение или пребывание в нем.

Формализация. Существует множество неформализованных сообществ. В отличие от них социальные объединения характеризуются устойчивостью и четкой внутренней организацией, имеют определенную структуру. Они в обязательном порядке проходят государственную регистрацию, могут наделяться статусом юридического лица.

Общность  целей и интересов его участников. Если государственные органы должны формировать и обеспечивать публичные  интересы, так называемое общее благо, то социальные объединения реализуют  частные, локальные интересы определенных социальных групп.

Самофинансирование. Общественные объединения финансируются за счет доходов, полученных от предпринимательской деятельности, или членских взносов.

Самоуправление  на основе локальных корпоративных  норм. Социальные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов  своей деятельности. Локальным нормативным  актом, регулирующим образование и  деятельность социального объединения, являются его устав или положение. Высший орган управления - общее собрание членов (участников) социального объединения.

Гласность. Деятельность социальных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах - общедоступной.

Законность. Социальные объединения создаются и функционируют строго в правовых рамках. Запрещается создание и деятельность социальных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.

 

 


Информация о работе Теория происхождения государства