Тело человека как носитель социальных и культурных смыслов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 16:13, реферат

Описание работы

Тело человека несет в себе огромное количество смыслов. Таких как социальный смысл, культурный, биологический, физический и т.д. Еще с давних времен по внешнему виду человека можно было многое сказать. Например, о том, болен человек или здоров, к какому социальному слою или группе он относится, какой социальный статус имеет, из какой он семьи (богатой или не очень), культурный или некультурный, оторва или тихоня и т.п. По внешнему виду можно было полностью описать человека и род его занятий.

Содержание работы

1. Введение.
2. Человеческое тело как культурная и социальная сфера.
3. Что можно сказать по внешнему виду человека.
4. Язык тела: - жесты;
- походка;
- осанка;
- плечевой пояс и верхняя часть тела.
5. Заключение.
6. Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Реферат. Тело человека как носитель социальных и культурных смыслов..docx

— 39.70 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации              Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального                                                                   образования

 

ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ              имени Александра Григорьевича и Никола Григорьевича Столетовых

 

КАФЕДРА МУЗЕОЛОГИИ И ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: Культурология.

На тему: Тело человека как носитель социальных и культурных смыслов.

 

 

 

Выполнила:             Студентка 1-ого курса          гр. БИ-114                   Першина К.А.

Приняла: Чеснокова Н.В.

 

 

Владимир 2014 г.

Содержание.

1. Введение.

2. Человеческое тело как культурная и социальная сфера.

3. Что можно сказать по внешнему виду человека.

4. Язык тела: - жесты;

   - походка;

   - осанка;

   - плечевой пояс  и верхняя часть тела.

5. Заключение.

6. Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Тело человека несет в себе огромное количество смыслов. Таких как социальный смысл, культурный, биологический, физический и т.д. Еще с давних времен по внешнему виду человека можно было многое сказать. Например, о том, болен человек или здоров, к какому социальному слою или группе он относится, какой социальный статус имеет, из какой он семьи (богатой или не очень), культурный или некультурный, оторва или тихоня и т.п. По внешнему виду можно было полностью описать человека и род его занятий. Так давайте же поподробнее узнаем, какие смыслы носит тело человека, и посмотрим, как это выражалось раньше и как это выражается сейчас. Для того чтобы это сделать: 1) рассмотрим как социальный и культурный смысл передается через тело человека; 2) посмотрим что можно рассказать о человеке по его внешнему виду; 3) попробуем разобраться в языке тела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Человеческое тело как культурная и социальная сфера.

Тело человека, взятое в его физическом бытии и физиологических функциях, является некультурным, биологическим предметом. Оставаясь биологическим объектом, человеческое тело постепенно начинает приобретать культурные и социальные качества. «Социальное» и «Культурное»  тесно переплетены, так как в любом социальном явлении всегда присутствует человек, как носитель социальных ролей и культурных ценностей. Именно человек является первичным «атомом» социальных структур, отношений и культурных процессов.

Сама по себе Культура (от лат. culture – «воспитание, возделывание») – обобщение искусственных объектов (материальных предметов, отношений и действий), созданных человеком, которые обладают общими и специальными закономерностями (структурными, динамическими и функциональными). Когда как Социальность – это совокупность приобретенных человеком качеств, обеспечивающих его способность существовать в обществе и выполнять разнообразные социальные функции в составе различных групп, выступая при этом не в роли суверенной личности, а выразителем интересов данной общности.

Человекотворческий акт начинается с того, что наш предок встал на ноги. Потом все дети будут повторять это, но уже с помощью мамы. Этот факт показывает свою негенетическую, человеко-самостоятельную, то есть культурно-социальную сущность. Изменение анатомии человеческого тела имело решающее значение на развитие мозга, а именно асимметрию полушарий. Деятельность левого полушария привела к возможности абстрактного мышления и его словесному выражению. То есть произошло «овеществление» мысли. Интеллектуальная информация опредметчивалась в речи. Это послужило условием её обобществлениям – то есть передаче информации другим людям в ходе совместной коллективной деятельности.

Тело является носителем как культурного, так и социального смысла, и они не могут рассматриваться по отдельности, потому что тесно связаны. Наше мышление, язык, внешний вид и поступки – все это является составляющим культурного смысла, когда как наше положение в обществе, образование и отношения с другими носит социальный смысл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что можно сказать по внешнему виду человека.

Внешний вид человека может сказать нам намного больше, чем временные характеристики.

 Например на Руси по внешнему виду девушки можно было узнать замужем она или нет. Одним из признаков свободной девушки были ее волосы. Коса – девичья краса, считалась главным внешним достоинством девицы. Хорошие, густые волосы высоко ценились, поскольку говорили о силе и здоровье. Те, у кого не получалось отрастить толстую косу, прибегали к гнусному обману – вплетали в свои косы волосы из конских хвостов. Если девушка носила одну косу – это означало, что она находится в «активном поиске». Если в косе у девицы появлялась лента, то статус девицы означал – «на выданье». Как только у нее появлялся жених, и уже было получено благословение на брак со стороны родителей, то вместо одной ленты появлялись две и они были вплетены не от основания косы, от ее середины.

По фигуре человека (спортивная или дряблая, полный человек или худой) можно определить, насколько он здоров или болен (излишняя полнота или худоба может сказать нам о том, что у человека могут быть проблемы, связанные с пищеварением), занимается ли спортом или нет, следит за собой или нет.

Так же по внешнему виду можно определить, какой социальный статус имеет тот или иной человек. Люди с хорошей судьбой (бизнесмены, артисты, люди, имеющие хорошую работу или вообще работу) выглядят всегда очень ухоженно и опрятно. Но есть такие люди, которые ничего не имеют (проще говоря люмпены или бомжи). Их не сложно найти в толпе. Они обычно ходят очень грязными, у них нездоровый вид лица, они часто болеют.

Определить, на сколько человек здоров или опрятен можно по его волосам и цвету кожи. Ломкие, сильно потускневшие, секущиеся волосы и бледный цвет лица могут сказать нам о том, что организму человека не хватает каких - либо витамин или элементарного отдыха. Также цвет кожи человека может дать нам понять курит человек или нет.

По внешнему виду можно сказать, насколько человек воспитан или как он хочет показать себя другим. Так же можно узнать, насколько он общителен. Если человек очень улыбчив, постоянно стремится к новым знакомствам и первый идет на контакт с незнакомыми людьми, то не сложно догадаться, что он – душа компании. Если же все полностью наоборот, то соответственно – замкнут.

По внешнему виду человека можно сказать, к какой социальной группе человек относится. В данное время существует множество организаций отличающихся своей манерой поведения, порядками, занятиями. Это готы панки, рокеры, фанаты чего-либо или кого-либо. Все они очень сильно выделяются из толпы. Например, готы наносят темный макияж, красят волосы в темный цвет и т.д. Рокеры украшают свое тело различными рисунками, кольцами, шипами. Есть такие люди, которые стараются быть похожими на своих кумиров, любимых животных или достичь своего личного идеала в красоте, и для этого они готовы идти на крайние меры (полностью изменить себя при помощи пластических или подпольных операций).

Современная молодежь любит делать себе различные наколки (татуировки), которые в свою очередь являются своеобразным способом самовыражения, способом подчеркнуть свою индивидуальность и оригинальность. Но помимо средства украшения, в древности тату также использовалась для символического изображения скрытых образов и смыслов. Самым ярким примером этого являются знаменитые татуировки кельтов, которые, кроме своей красоты, имеют огромное значение и глубокий смысл. Люди символично изображали на своей коже образы своего почитания или религиозные символы. Источником знаков для татуировок была их мифология.

Язык тела.

Жесты.

Жесты открытости. Раскрытые руки ладонями вверх - жест, связанный с искренностью и открытостью. Пожимание плечами, сопровождающееся жестом открытых рук  - обозначает открытость натуры.  Расстегивание пиджака - люди открытые и дружески расположенные к вам часто расстегивает пиджак во время разговора и даже снимают его в вашем присутствии. Например, когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают руки, а когда чувствуют свою вину или насторожены, прячут руки либо в карманы, либо за спину. Специалисты заметили также, что во время успешно идущих переговоров их участники расстегивают пиджаки, распрямляют ноги, передвигаются на край стула ближе к столу, который отделяет их от собеседника.

Жесты защиты (оборонительные). Ими реагируют на возможные угрозы, конфликтные ситуации. Когда мы видим, что собеседник скрестил на груди руки, следует пересмотреть то, что мы делаем или говорим, ибо он начинает уходить от обсуждения. Руки, сжатые в кулаки также означают защитную реакцию говорящего.

Жесты оценки. Они выражают задумчивость и мечтательность. Hапример, жест "рука у щеки" — люди, опирающиеся щекой на руку, обычно погружены в глубокое раздумье. Жест критической оценки — подбородок опирается на ладонь. Указательный палец вытягивается вдоль щеки, остальные пальцы находятся ниже рта  - позиция "подождем-посмотрим". Человек сидит на краешке стула, локти на бедрах, руки свободно свисают  - позиция "это замечательно! ". Наклоненная голова — жест внимательного слушания. Так, если у большинства слушателей в аудитории головы не наклонены — значит, что группа в целом не заинтересована тем материалом, который излагает учитель. Почесывание подбородка - жест "хорошо, давайте подумаем", используется, когда человек занят принятием решения. Расхаживание — жест, обозначающий попытку разрешить сложную проблему или принять трудное решение. Пощипывание переносицы — жест, обычно сочетающийся с закрытыми глазами, и говорящий о глубокой сосредоточенности "напряженной мысли.

Жесты скуки. Они выражаются в постукивании ногой о пол или щелкании колпачком авторучки. Голова в ладони. Машинальное рисование на бумаге. Пустой взгляд - "Я смотрю на вас, но не слушаю".

Жесты подозрения и скрытности. Рука прикрывает рот — собеседник старательно скрывает свою позицию по обсуждаемому вопросу. Взгляд в сторону — показатель скрытности. Ноги или все тело обращены к выходу — верный признак того, что человек хочет закончить разговор или встречу. Потрагивание или потирание носа указательным пальцем — знак сомнения (другие разновидности этого жеста — потирание указательным пальцем за ухом или перед ухом, потирание глаз)

Жесты доминантности - подчиненности. Превосходство может быть выражено в приветственном рукопожатия. Когда человек крепко пожимает вам руку и поворачивает ее так, что ладонь лежит поверх вашей, он пытается выразить нечто вроде физического превосходства. И, наоборот, когда он протягивает руку ладонью вверх, значит он готов принять подчиненную роль. Когда рука собеседника при разговоре небрежно засунута в карман пиджака, а большой палец при этом снаружи — это выражает уверенность человеке в своем превосходстве.

Жесты доверчивости. Пальцы соединены наподобие купола храма  (жест - "купол"), что означает доверительность и некоторое самодовольство, эгоистичность или гордость (очень распространенный жест в отношениях начальник-подчиненный).

Жесты нервозности.  Покашливание, прочищение горла  - тот, кто часто делает это, ощущает неуверенность, беспокойство.  Локти ставятся на стол, образуя пирамиду, вершина которой — кисти рук, расположенные прямо перед ртом - такие люди играют с партнерами в "кошки-мышки", пока те не дают им возможности "раскрыть карты", указанием на что служит убирание рук ото рта на стол. Позванивание монетами в кармане, указывающее на озабоченность по поводу наличия или нехватки денег.  Подергивание себя за ухо — признак того, что собеседник хочет прервать разговор, но сдерживает себя.

Жесты самоконтроля. Руки, заведенные за спину и сильно сжатые. Другая поза — сидя в кресле, человек скрестил лодыжки и вцепился руками в подлокотники (типична для ожидания приема у зубного врача). Жесты этой группы сигнализируют о желании справиться с сильными чувствами и эмоциями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Походка.

Быстрая или медленная походка зависит от темперамента и силы побуждений беспокойно-нервные – оживленные и активные – спокойные и расслабленные – вяло-ленивые (например при расслабленной, обвисшей осанке и т. д.)

Широкие шаги (чаще у мужчин, чем у женщин): часто экстраверсия, целеустремленность, рвение, предприимчивость, деловитость. Скорее всего направлен на далекие цели.

Короткие, маленькие шаги (чаще у женщин, чем у мужчин): скорее интроверсия, осторожность, расчет, приспособляемость, быстрое мышление и реакции, сдержанность.

Подчеркнуто широкая и медленная походка – желание выставиться напоказ, действия с пафосом. Сильные и тяжелые движения всегда должны демонстрировать окружающим силу и значение личности. Вопрос: действительно ли?

Выражено расслабленная походка – отсутствие интереса, безразличие, отвращение к принуждению и ответственности, или у многих молодых людей – незрелость, недостаток самодисциплины, или снобизм.

Заметно мелкие и при этом быстрые шаги, нарушенные ритмически: взволнованность, боязливость различных оттенков. (Бессознательная цель: уклониться, уступить дорогу любой опасности).

Ритмически сильная походка, немного раскачивающаяся вперед-назад (с усиленными движениями бедер), притязающая на некоторое пространство: наивно-инстинктивные и самоуверенные натуры.  Шаркающая «провисающая» походка: отказ от волевых усилий и стремлений, вялость, медлительность, ленность.

Тяжеловесная «гордая» походка, в которой есть что-то театральное, не совсем уместное, когда при медленной ходьбе шаги относительно малы (противоречие), когда верхняя часть тела держится подчеркнуто и слишком прямо, возможно при нарушенном ритме: переоценка себя, высокомерие, самовлюбленность.

Информация о работе Тело человека как носитель социальных и культурных смыслов