Телевидение-новое направление искусства или простое средство комуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 01:31, контрольная работа

Описание работы

Современный этап развития человеческой цивилизации происходит под знаком глобальных изменений. Компьютерная революция, возрастающее влияние аудиовизуальной культуры, социальные изменения, переход общества на новую ступень порождают и новые существенные проблемы, связанные с информационной техникой и адаптацией личности в условиях постоянных изменений.

Результаты и особенности влияния такого мощного средства массовой коммуникации, как телевидение, на жизненную среду человека в настоящее время практически не изучаются или изучаются чрезвычайно мало. Теоретические разработки и практические методики социальной науки, позволяющие прогнозировать и оценивать ответ на исходные посылы (цели и мотивы) созданных телепередач и телепрограмм остаются практически невостребованными.

Содержание работы

Введение
1. Значимость исследования телевидения в культурологическом аспекте
2. Характеристика телевидения как феномена массовой культуры
3. Влияние тенденций развития телевидения на массовую культуру
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 40.13 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского  хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное  БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Ижевская государственная  сельскохозяйственная академия»

 

 

ФАКУЛЬТЕТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

Телевидение-новое направление  искусства или простое средство комуникации.

Контрольная работа по культурологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверил: ______________________

 

 

Выполнил: студент __ курса

_______________________  (профиль  

                                                                                                           «Технические системы в агробизнесе»,

  гр.__, шифр __________)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск 2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

1. Значимость исследования  телевидения в культурологическом  аспекте

2. Характеристика телевидения как феномена массовой культуры

3. Влияние тенденций развития телевидения на массовую культуру

Заключение

Список использованной литературы

 

 

Введение

 

Данная тема актуальна, так  как на современном этапе телевидение  оказывает значительное влияние  на массовую культуру. Влияние телевидения  не может должным образом быть сформулировано в терминах успеха или  неудачи, радости или отказа, одобрения  или неодобрения.

Современный этап развития человеческой цивилизации происходит под знаком глобальных изменений. Компьютерная революция, возрастающее влияние аудиовизуальной  культуры, социальные изменения, переход  общества на новую ступень порождают  и новые существенные проблемы, связанные  с информационной техникой и адаптацией личности в условиях постоянных изменений.

Результаты и особенности  влияния такого мощного средства массовой коммуникации, как телевидение, на жизненную среду человека в  настоящее время практически  не изучаются или изучаются чрезвычайно  мало. Теоретические разработки и  практические методики социальной науки, позволяющие прогнозировать и оценивать  ответ на исходные посылы (цели и  мотивы) созданных телепередач и  телепрограмм остаются практически  невостребованными.

В связи с этим необходимо рассмотреть взаимодействие телевидения  и массовой культуры, влияние телевидения  на массовую культуру.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определить значимость  исследования телевидения в культурологическом  аспекте.

2. Дать характеристику телевидения как феномена массовой культуры.

3. Выявить влияние тенденций развития телевидения на массовую культуру.

Контрольная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

Тематика телевидения  и массовой культуры в трудах отечественных  авторов рассмотрена достаточно широко. В ходе выполнения контрольной работы использована следующая литература: Борисова Е.М., Джохадзе Н.И. «Культурология», Бровченко Г.Н., Найден М.А. «Роль телевещания в формировании единого культурного пространства России: ценностный аспект проблемы», Головнёва Е.В., Горюцкая Н.В. «Культурология», Луков В.А., Луков М.В., Луков А.В. «Телевидение: конструирование культуры происходящего», Фомина Н.Н. «Культурология».

 

 

1. Значимость исследования  телевидения в культурологическом  аспекте

 

В 2007 г. исполнилось 100 лет  с события, ставшего отправной точкой в создании телевидения: российский профессор Б. Л. Розинг связал электронно-лучевую трубку, созданную немцем К. Ф. Брауном в 1897 г., с тем, что он назвал «электронным видением».

Потребовалось еще несколько  лет на получение четкого телевизионного изображения, и в 1923 г. эмигрировавший в США русский изобретатель В. К. Зворыкин сделал письменную заявку на изобретение иконоскопа — передающей телевизионной трубки.

Первая в мире телевизионная  передача с четким изображением (405 строк) была осуществлена в Лондоне 2 ноября 1936 г., когда во всей Англии было около 100 телевизоров.

Регулярное телевещание  началось 10 марта 1939 г. в Москве (телецентр  на Шаболовке, развертка 343 строки), 30 апреля 1939 г. в Нью-Йорке (до этого, в 1935 г., шли регулярные передачи в Берлине и Париже, но с нечетким изображением в 180 строк, в СССР даже с 1934 г., но с малострочным вещанием).

Поражают темпы развития телевидения. Ему потребовалось  всего полвека, чтобы стать самым  мощным СМИ. Так, в 1986 г. только в США  телевизор имели 87,59 миллионов семей (около половины из них были подключены к кабельному вещанию), при этом 80,1 миллионов домов (91%) имели цветные телевизоры, а свыше 50% семей имели в доме по два и более телевизора.

Уже тогда были телепередачи, которые одновременно собирали у  экранов телевизоров десятки, сотни  миллионов и даже миллиарды зрителей. Так, 2,5 миллиарда зрителей смотрели в прямой трансляции (и в записи) с 27 июля по 13 августа 1984 г. передачи с XXIII Олимпийских игр в Лос-Анджелесе. Этот и другие рекорды, зафиксированные в «Книге рекордов Гиннеса», характеризуют телевидение как самое эффективное средство массовой информации.

В среднем незадолго до конца ХХ века телевизор в США  был включен 6 часов в сутки, в  Англии в зимнее время зрители  проводили у телевизора 26 часов 4 минуты в неделю мужчины, 30 часов 38 минут женщины. На сегодня суточный просмотр телевидения средним россиянином в настоящее время составляет 3,5 часа.

Если для сравнения  отметить, что в наиболее развитых странах мира — США и Японии — эта цифра равна 5 часам, а  на одном из последних мест в мире стоит Индия, где индивидуальный ежедневный просмотр телевидения в  среднем равняется 1 часу 40 минутам, то становится очевидным, в каком  направлении будут развиваться  объемы телепросмотров в России в  ближайшие годы: они, безусловно, будут  расти.

В современной России телевидение  завоевало невиданные доселе позиции. Его роль заметно возросла в последние годы. На фоне резко уменьшившихся тиражей печатных изданий, на фоне постепенного разрушения системы радиотрансляции и заполнения радиоэфира бесчисленными музыкальными станциями, на фоне пока слабо распространенного в стране Интернета телевидение выглядит колоссом, захватив абсолютное лидерство среди всех СМИ по степени влияния на российское население [6, c. 40].

Отсюда особая значимость исследование телевидения, в том  числе и в наиболее общем —  культурологическом — аспекте.

В данном отношении уже  немало сделано как зарубежными, так и отечественными учеными. Ранние исследования скорее рассматривали  телевидение как техническую  новинку.

Масштабное культурологическое осмысление телевидения как значимого  феномена цивилизации началось после  того, как М. Маклюэн опубликовал книгу «Гутенбергова галактика», где утверждал, что на смену власти книгопечатанья, культуре, основанной на чтении книг, приходит «Галактика Маркони» — современная электронная цивилизация, вслед за чем современный мир определил как «глобальную деревню», в которой главным средством коммуникации, информации и управления стало телевидение.

Огромное влияние на культурологическое осмысление телевидения оказал и  Г. Маркузе. В своей книге «Одномерный  человек» он характеризовал телевидение  как один из главных инструментов манипуляций со стороны государственных  структур сознанием человека, превращения  его в «одномерного человека», а  всего общества — в «одномерное  общество», которому следует сказать  решительное «нет», провозгласив «борьбу  против», «Великий отказ». Некоторые культурологи (например, Ж. Марабини) провозгласили Маркузе и Маклюэна глашатаями «новой мировой революции».

Два этих имени обозначили два полюса отношения к телевидению: оптимистический (Маклюэн) и пессимистический (Маркузе). Но это был скорее взгляд, чем теория [4, c. 32].

 

 

2. Характеристика телевидения как феномена массовой культуры

 

ХХ в. для характеристики изменившегося места культуры в современном обществе. Время ее появления — середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Исключительно интенсивное развитие средств массовой информации и связи привело к тому, что в качестве адресата культуры стал рассматриваться не отдельный человек, а большое количество – масса людей. В отличие от элитарной, массовая культура ориентируется на усредненный уровень массовых потребителей.

Феномен массовой культуры отражает воздействие современного техногенного мира на формирование человеческой личности. Она уникальна как искусство  манипуляции элементарными «дочеловеческими» реакциями и импульсами («драйвами») масс людей, использующее самые рафинированные достижения культуры (технологии и науки). Создается система испытанных приемов, рассчитанных на простейшие безусловные реакции, используется аттракционность, повышенная событийность, шоковые моменты.

Массовая культура подчеркнуто ориентирована на развлекательность, достаточно жизнелюбива, во многом эксплуатирует такие сферы человеческой психики, как подсознание и инстинкты [1, c. 443].

Рассмотрим, каково влияние  телевидения на массовую культуру.

Телевидение — очень молодой  феномен культуры, который при  своем возникновении должен был  встраиваться в уже существующую «систему вещей» и в соответствующую  ей систему представлений. Для сравнения: когда был создан первый автомобиль (1895), его форма напоминала форму  кареты и, подчеркнем, не могла быть иной: в сознании и создателей автомобиля, и всех других людей доминировало представление о карете как наиболее комфортном средстве передвижения. Назовем  карету моделью-прообразом автомобиля, чтобы кратко охарактеризовать само явление. Вхождение телевидения  в культуру демонстрирует тот  же подход и, что очень важно, нечто  совершенно новое.

При возникновении радио (А. С. Попов, 1895) моделью-прообразом выступала  звучащая человеческая речь, позже  — звучащая музыка, то есть явления, относящиеся к началу человеческой культуры. При возникновении кино (братья Люмьер, 1895, Ж. Мельес) его моделями-прообразами были театр (европейская традиция восходит к античному театру V века до н. э.) и фотография (основоположники — изобретатели Л. Ж. М. Дагер, 1839, Ж. Н. Ньепс во Франции; У. Г. Ф. Толбот, 1840–1841, в Англии), которая, в свою очередь, в качестве модели-прообраза имела живопись (зарождение — около 40000 лет до н. э.). Уже кино приблизилось за счет фотографии к тому «эффекту телевидения», который нас интересует.

Телевидение при возникновении  не опиралось на древние модели-прообразы, в их качестве выступали радио  и кино, то есть новейшие феномены, которые сами еще не были достаточно освоены человечеством (дополнительно: газета, более старая модель). Впоследствии тот же эффект повторился при возникновении компьютерной культуры (в частности, Интернета), где среди моделей-прообразов нужно назвать прежде всего телевидение. За новейшими моделями древние и даже новые модели просматриваются лишь исторически, вне актуального осознания, и это то новое, что сформировалось в культуре при появлении телевидения.

Именно обновление моделей-прообразов, происходящее в культуре ХХ века, может  объяснить, почему сущность телевидения  остается недостаточно выявленной.

Новейшие модели сами еще  не освоены в полной мере, что  ведет к стремлению опереться  на более прочный фундамент (то есть более привычный).

Отсюда концепция телевидения  как нового вида искусства. На этот счет велась обширная дискуссия. С изложенной точки зрения, скрытый смысл ее — в проведении аналогии между  телевидением (новое в культуре) с искусством (старое, освоенное, понятное в культуре) или в критике этой аналогии.

Можно привести большое количество доказательств, подтверждающих, что  телевидение — особая форма искусства (или шире — художественной культуры).

Тогда, приняв общий тезис, необходимо сделать следующий шаг  — провести сравнение телевидения  с различными видами искусства (художественной культуры). Как бы при этом ни была выявлена специфика художественных возможностей телевидения, на первый план неизбежно выступят его склонность к вторичности и ориентация на многомиллионную зрительскую аудиторию, то есть черты массовой художественной культуры. Это, как представляется, и привело к ставшему традиционным представлению о телевидении  как форме массовой культуры (которая  и выступила как объясняющая  модель-прообраз телевидения). Концепт  «массовая культура» окрашен в негативные тона, отсюда вполне логичное перенесение этого эмоционального оттенка на концептуальную трактовку телевидения.

Между тем, телевидение, при  всей внешней схожести с массовой художественной культурой, выполняет  иную роль, очевидно, настолько новую, что она не поддается элементарному  определению через аналогию и  требует специального исследования.

Уникальное свойство телевидения  как коммуникативной подсистемы культуры – передача изображения на расстояние. Оно осуществило давнюю мечту человечества о некоем «всевидении», о возможности заглянуть за горизонт видимого жизненного пространства. Благодаря этому телевидение и распространилось столь быстро и широко, оказалось столь востребованным людьми.

Информация о работе Телевидение-новое направление искусства или простое средство комуникации