Технологии профилактики, разрешения и урегулирования конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 09:47, контрольная работа

Описание работы

Вопрос о происхождении, генезисе культуры - ключевой вопрос культурологии. От того или иного его решения зависит и вопрос о понимании самой культуры, её сущности, а значит, и тенденциях её развития в будущем. Но здесь есть и другая особенность: в зависимости от понимания культуры решается и вопрос о её порождении, возникновении, генезисе.

Содержание работы

Вопрос о происхождении, генезисе культуры - ключевой вопрос культурологии. От того или иного его решения зависит и вопрос о понимании самой культуры, её сущности, а значит, и тенденциях её развития в будущем. Но здесь есть и другая особенность: в зависимости от понимания культуры решается и вопрос о её порождении, возникновении, генезисе.

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 50.39 Кб (Скачать файл)

Материалы погребений позволили сделать ещё одно открытие, характеризующее культуру каменного века. В некоторых захоронениях встречаются скелеты людей, которые при жизни получили ранения или увечья, не позволявшие им самим добывать продукт. Это означает, что община долго заботилась об этих людях. В погребении Шанидар 1 найдены останки взрослого неандертальца с ампутированной правой рукой и слепого на один глаз. При таких увечьях он не мог бы выжить, если бы не помощь общины. В Ла Шанели были найдены останки человека, который при жизни был настолько деформирован артритом, что охотиться не мог. Тем не менее, община его содержала вплоть до естественной смерти.

Забота о членах общины, альтруизм - характерная черта человеческой культуры. Обезьяны изгоняют из стада искалеченных особей. И только общество предлагает иные модели поведения - коллективизм, заботу о недееспособных, престарелых, больных. Возникают взаимные обязанности, права - на жильё, на продукт. Забота об увечных не вытекает из экономических обстоятельств, но она определяется общественным характером собственности, который отмечал первобытную общину людей. У неандертальцев, живших на территории Швейцарии в местечке Драхенлох, были найдены следы духовной культуры, которая имела религиозный характер. В двух из трёх помещений пещеры были найдены сложенные медвежьи черепа, по 3-4 штуки расположенные в определённом порядке. В третьем отделении были обнаружены шесть сложенных из каменных плит ящиков, в которых находились также черепа медведей и кости передних лап. Здесь, несомненно, следы зарождающейся религиозной культуры, возможно, складывающегося культа медведя, впоследствии широко распространённого на территории Европы и Сибири.У неандертальцев мы встречаем и первые попытки запечатлеть духовные представления в зримых обрядах. Так, в пещере де Л'Азе (Франция) была найдена часть ребра с нанесёнными насечками, линиями. Насечка на кости обнаружена в пещерах Ла Ферраси, Баго Киро (Болгария), на стоянке Вилен (Германия), в Турске Маштале (Чехия) и др.

В позднем палеолите появляется искусство - "пещерная живопись". Она найдена в пещерах Альтамира (Испания), Ласко, Монтеспан, Ла Мадлен (Франция). Первые изображения можно подразделить на два вида. К первому относятся реалистические, натуральные изображения животных и человека. В этих изображениях стремились достичь полного сходства, выписывая подчас мельчайшие детали. Но встречаются и иного рода изображения - фантастические, представленные "неестественными" существами: "человек-олень", "люди в звериных масках", "космические" фигуры и т. д.

Что это - религиозные персонажи? Культурные герои? Персонажи мифов? Сложно сказать, так как существует и иное понимание этих обрядов - нельзя ли за ними видеть способы охоты, при которых человек маскировался с целью подобраться к добыче поближе?

В первобытных рисунках присутствуют два приёма изображения:

  1.  Рисунок, исполненный охрой (красно-бурой краской);

  2. Рисунок, выбитый на поверхности камня. При этом среди рисунков попадаются контурные, но иногда встречаются и выбитые сплошь.

Первобытная живопись привлекает к себе внимание исследователей, начиная со своего "открытия" и до современности. Интересен сам метод, каким в то время пользовался человек, создавая изображения. Здесь мы сталкиваемся с ситуацией эволюции метода. В любом изображении, даже созданном первобытным художником, используются два метода - реализм и абстракционизм. Так, художник всегда абстрагируется, отвлекается от каких-то черт, деталей, несущественных с его точки зрения, в то же время, какие-то части изображения его привлекают. Однако отмечена определённая закономерность - в начале становления культуры преобладает реализм, по мере развития в ней усиливаются "абстрактные" моменты.

Для первобытного искусства эта закономерность также характерна. Первые обряды, "изображённые" в эту эпоху, - это контуры ладони самого художника; волнистые линии, проведённые по стенке пещеры. Позднее появляются фигурки зверей, выполненные в реалистической манере, весьма натурально: они все в движении, они все "узнаваемы". Этот метод мы бы могли назвать "примитивным реализмом", "натурализмом".

           В изображениях присутствуют две идеи:

   1. Идея размножения, продолжения рода;

   2. Идея удачной охоты, промысла.

Для выражения первой идеи служат изображения с подчёркнуто выраженными органами размножения у человека и животных. Иногда в рисунках присутствует антропоморфное существо с телом мужчины и головой зверя.

Вторая идея представлена значительно чаще: большинство петроглифов (рисунков на камне) изображают сцены охоты, её приемы, орудия. По мере развития этой культуры появляются приемы стилизации, а это свидетельствует о нарастании методов абстрагирования. Появляется орнамент - на оружии, одежде, керамике.               

          4. "Неолитическая революция" и её культурные последствия

В развитии человека, общества и его культуры мы выделяем два культурных этапа.

Первый связан с культурой "присваивающего хозяйства" или культурой присвоения и продолжается до ХI-Х тысячелетия до н. э.

Второй этап образует культура "производящего хозяйства", культура производства, и именно эта культура определяет общественное развитие вплоть до современности.

Переход от культуры присвоения к культуре производства получил название "неолитическая революция". Термин был введен В. Г. Чайльдом и сегодня стал общеупотребительным. В. Г. Чайльд считал, что переход от охоты, собирательства и рыболовства, которые характерны для культуры присвоения, к земледелию и скотоводству, - видам деятельности, составляющим культуру производства, происходит относительно быстро. Он сопровождается переходом к осёдлости, появлению первых поселений, архитектуры и т. д., то есть к обогащению культуры на основе регулярно получаемого избыточного продукта.

Современные исследования процессов перехода к культуре производства отмечают, что этот процесс вызревает ещё в недрах старой культуры, он происходит постепенно, проходя ряд промежуточных этапов. Так, на первом этапе человек в основном пытается ещё не преобразовать природу, а сохранить её, законсервировать, добиться гармонии в отношениях с природой. Оказавшись в благоприятных условиях, культура присвоения подчас сохранялась вплоть до ХХ века. Но чаще всего человек вынужден был искать новые пути взаимодействия с природой, преобразовывать её для производства в соответствии со своими потребностями, умениями, интересами. Это привёло к появлению земледелия из собирательства, скотоводства из охоты. А вот рыболовство ещё долго сохраняется, не приобретая облик производящей деятельности, и только в ХХ веке от него отпочковывается марикультура. Раньше считали, что переход к земледелию или скотоводству облегчает труд человека, даёт ему больше свободного времени. Последние исследования показывают упрощённость такой трактовки: переход к культуре присвоения в её аграрном, сельскохозяйственном виде сопровождается увеличением рабочего времени, усилением напряженности, монотонности труда, потерей его творческого характера. Единая ранее, синкретичная культура охотников и собирателей разделяется: из материальной культуры выделяется умственная, духовная культура в качестве самостоятельного вида деятельности.

Теперь единство культуры достигается в результате обмена избыточного продукта на услуги, духовную продукцию. Каждая из культур специализируется в своей области, взаимно дополняя друг друга, способствуя развитию друг друга, то есть выступает в коэволюционных связях. Тот или иной вид культурной деятельности закрепляется за определённой группой лиц и передаётся со временем по наследству: происходит становление каст, варн, сословий и т. д.

Пожизненное закрепление за тем или иным видом деятельности приводит к ограничению свободы человека. Выбрав один вид занятий, он не может заниматься другими. Закрепление специфического вида культуры за группой лиц и передача этой деятельности по наследству приводят к ещё большей потере свободы. Теперь человек теряет право выбора уже самим фактом своего рождения в касте. Например, он обречен быть воином и никем другим.

Но процесс дифференциации и специализации имеет и положительные стороны: быстрее происходит накопление опыта в конкретной области культуры, его сохранение и передача. Теперь отдельно накопленные знания, умения, навыки не теряются, а передаются внутри слоя и чаще всего - внутри семьи: от отца к сыну, от матери - к дочери.

Специализация культуры имеет ещё одну сторону - она сама является важнейшим фактором роста производительности труда. Теперь работник материального производства заинтересован в производстве не только необходимого, но и избыточного продукта с тем, чтобы обменять его на услугу, продукт духовной деятельности - шамана, колдуна, певца, сказителя, врачевателя и т. д. В то же время, последние заинтересованы в производстве продукции, востребованной производителями материальных благ, что является важнейшим стимулом для духовного творчества.

Переход к новой культуре сопровождается и изменениями в объекте поклонения. Ранее это были хозяева природного богатства - духи покровителей, хранителей леса, воды, стад, рыбьих стай и т. д. "Взяв" у них часть богатства, необходимо было вернуть им "эквивалентный" продукт - жертву.

С переходом к земледелию и скотоводству объектом поклонения стали иные боги - ответственные за производство, создатели - творцы, демиурги - порождающие новый продукт: зерно, животных и самого человека. Создаются и иные праздники: сельскохозяйственного цикла у земледельцев, природного цикла обновления степей и домашних животных - у скотоводов. Объекты поклонения приобретают зооморфную, а позднее антропоморфную форму. Важную роль начинают играть солярные (солнечные) и астральные (звёздные) культы.

                                              III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

             Подводя итоги, можно выделить следующие черты ранних форм культуры:

           1. Основным материалом культуры являлся камень: кремень, обсидиан, диорит и др. Дерево и кость выполняли дополнительные функции.

           2. На первом этапе становления общества важнейшую роль выполняла культура присвоения - в трёх её видах: охота, собирательство, скотоводство. В результате "неолитической революции" происходит переход к культуре аграрного производства с профессиональным разделением труда и культуры.

          3. Если вначале культура характеризовалась примитивным синкретумом, для неё не было характерно выделение духовной деятельности в качестве самостоятельной области, то в культуре производства происходит деление культуры на два вида: материальную и духовную.

4. Вместе с человеком, обществом, происходит и возникновение культуры. Антропогенез, социогенез, культурогенез - это единый процесс, образованный тремя взаимодополняющими, коэволюционными потоками. духовная культура с самого начала опредмечивалась в орудиях труда, приёмах охоты, в технологиях изготовления утвари. И лишь позднее она получила возможность опредмечиваться в слове, речи.

5. Духовная культура, получив относительно  самостоятельную форму существования - ещё долго оставалась неспециализированной, синкретичной. В ней присутствовали  рациональные и иррациональные  компоненты, знания и вера, эмоции  и разум.

6. Элементы духовной культуры  характеризовались примитивным  соответствием своим объектам  отражения, господствовал примитивный  реализм, выливающийся в натурализм. Вербальная культура выполняла прежде всего свою функцию наименования, обозначения, а не мифологизации.

7. В художественной культуре, в  искусстве - изображения, статуэтки  характеризуются примитивным подобием  своим оригиналам, наивностью, реализмом.

8. Стилизация, усиление абстрактных  начал, подчёркивание социально-значимых  связей происходит позднее. Появляются  палеолитические "Венеры", изображения  групп охотников, то есть рода, коллектива.

9. Изображения следовали за жизнью. Их отличали динамизм, движение, в них подчёркивались ловкость, быстрота, сила.

10. Первобытного художника интересуют  социально-значимые для общины  образы - объекты охоты и воспроизводство  жизни. Изображения служили не удовлетворению эстетических вкусов - их ещё не было, а консолидации общины. Так, рисунки на скалах создавались с целью сбора членов общины перед сезоном охоты, а после её окончания изображений не создавалось.

11. В изображениях отсутствовали  привычные для нас пропорции - иногда изображался маленький  зверь, но зато большой охотник. Не было и перспективы.

12. Переход к культуре производства  привёл к изменениям в объекте  поклонения, для вербальной культуры  стала характерной мифология. В  художественной культуре преобладающими  стали абстрактные компоненты - рисунок  сменяет орнамент, узор, знак развивается  в символ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Список литературы:

1. Андреевская В.С. Основы  культурологи. М.: ИНФРА-М, 1999.  
2. Еремеев А.Ф. Первобытная культура: происхождение, особенности, структура. М.: "ПРОСПЕКТ", 1999.  
3. История культуры России. Курс лекций. М.: Общество "Знание", 1993.  
4. Культурология / Под ред. А.С. Ефремова. М.: Издательство "ГАРДАРИКИ", 1996.  
5. Культурология Истории Мировой Культуры. Учебник 1-ое издание / Под ред. А. Н. Марковой. М.: "Юнити", 1995.  
6. Роговцев М.Ю. Культурология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

 

Информация о работе Технологии профилактики, разрешения и урегулирования конфликта