Тайны индейских пирамид

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 17:27, реферат

Описание работы

Предметом научного изучения автора в этой книге является древняя Америка, а именно индейские пирамиды, дворцы, монастыри, вся светская и культовая архитектура. Он последовал по путям так сказать «первооткрывателей» в истории изучения майя, дабы донести до более широких масс их имена через свою книгу и на базе их открытий может быть сделать более глубокие тайны - явью.

Файлы: 1 файл

Реферат по культурологии..doc

— 73.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Реферат по культурологии 

по книге  М. Стингла

«Тайны индейских  пирамид»

 

 

 

 

 

Работу выполнила

студентка 301 группы в/о

Апостолиди  Ольга

Предметом научного изучения автора в этой книге является древняя Америка, а именно индейские пирамиды, дворцы, монастыри, вся светская и культовая архитектура. Он последовал по путям так сказать «первооткрывателей» в истории изучения майя, дабы донести до более широких масс их имена через свою книгу и на базе их открытий может быть сделать более глубокие тайны - явью.

Изучение майя он решил начать с поездки в Сан – Андрес – Тустлу, для того, чтобы узнать историю майяского происхождения статуэтки (фигурки) зеленого человечка, из-за которого у специалистов возникло множество вопросов, таких как:

1) откуда в  сотнях километрах от бесспорных на тот момент границ майяского мира взялись майя?

2) откуда взялась  дата на груди «птичьего человека»?

Статуэтку нашли в 1902 году. Это семнадцати сантиметровая статуэтка, вырезанная из светло-зеленого нефрита. Изображает она  толстого улыбчивого человека с крыльями птицы и клювом. На груди статуэтки выгравирована дата майяскими цифрами, соответствующая дате на нашем календаре – 162 год. В то время, как известная нам древнейшая дата майяской истории соответствует 290 году нашей эры (эта дата сохранилась на стеле 29 в майяском городе Тикале).

Такая разница  в годах стала практически  необъяснимой специалистам в этой области, т.к. майя оставляли практически  для каждого года датированные памятники.

В итоге из-за такой нестыковки в годах ученые задвинули в дальний угол музея эту статуэтку и со временем про нее практически забыли.

Двинувшись  дальше по стопам Мэтью Стирлинга, открывшего три наинтереснейшие стелы принадлежащие майяской культуре, он добрался до важнейшего памятника Ла-вента – остроконечной пирамиды. С этого объекта был снят детальный план в 1968 году.  Особенность этой пирамиды – ее неправильная геометрия, более всего напоминает она распустившийся цветок лотоса ( в горизонтальной проекции). Она расположена на юге границе ритуального городского центра Ла-Венты. Строители расположили у северного подножия пирамиды две вытянутые насыпи – маунда, между ними расположили оригинальную мозаику из камня. Дальше за нею поднимается уже круглый маунд и снова дальше опять две каменные площадки с изображением стилизованных масок ягуаров.

Если двинуться  к северу от мозаик, то будет видна одна особая площадка. Не похожая на другие. Это сооружение состоит шестигранных базальтовых колонн, которые стоят вплотную друг к другу и образуют непроходимую изгородь из камня. Вход только один – через такие же базальтовые ворота. против южной стороны расположен маунд с круглой горизонтальной проекцией. Когда маунд был вскрыт, то Стирлинг сделал поразительное открытие: маунд – это настоящий мавзолей, т.к. гробница в длину составляет почти семь с половиной метров.

В этом мавзолее пол сделан тоже из камня и в  конце задней части лежат кости  трех мужчин, что впоследствии послужило  названию этой гробницы «Могилой трех старцев». В этом мавзолее правителей с костями были обнаружены еще и следующие предметы: нефритовая статуэтка женщины с очень длинными волосами, зеленый цветок, лягушка, сердце и прочие маленькие фигурки, вырезанные из нефрита.

Если обратиться к 1940 году и руководствоваться  путевой  картой Лафаржа и Ф. Блома, то у притока реки Тоналу – Бласильо мы найдем остров Себастьяна Торреса. Во время осмотра острова было найдено четыре большие каменные головы ( помимо шести объектов, найденных ранее Бломом).

За мавзолеем стояли еще  три гигантские каменные головы. Итого  четыре – три на юге, одна у северного подножия пирамиды. Автору показалось, что эти головы изображали конкретных лиц, т.к. они не однотипны и у каждой совершенно разная физиономия. Эти гигантские головы защищены шлемами, на подобии хокейных. Назначение этих шлемов пока не удалось объяснить.

Обитатели Ла-Венты жили под знаком ягуара. Ответы на вопросы  можно найти взглянув на стелы, например на ту, где изображено соитие смертной женщины с ягуаром. Отсюда пошло, что строители этого города полубоги.

Позднейшие находки доказали, что строители Ла – Венты были носителями самой первой и древней культуры Америки. Отсюда автор сделал вывод, что эти ягуарьи индейцы были предшественниками или даже учителями гениальных майя.

Эту материальную культуру принято было назвать теноселоме, т. е. люди с пастью ягуара, но это название не прижилось, практически сразу их стали называть людьми из страны, где добывают каучук.

В пятидесятые  года стало возможным определять исторический возраст находок по содержащемуся в них углероду благодаря ядерной физике.

Автор также  дает свою догадку  касаемо того, как на остров «ягуарьих  индейцев» были  доставлены огромные глыбы базальта для создания всех этих памятников, а путь составлял  почти сто километров! Вероятнее  всего добрый камень грузили на огромные плоты и еще 40 километров в конце – волоком.

После необыкновенно удачных  раскопок на острове, Стирлинг еще несколько лет продолжал исследовать северное Табаско и южный Веракрус. Во время этой экспедиции было найдено множество важнейших предметов и захоронений, также был сделан самый блестящий и богатый  художественный вклад.

Дальше мы с автором  направляемся на изучение острова Сан  – Лоренсо. Результаты работы экспедиции превзошли все ожидания, здесь  были найдены совершенно удивительные творения ягуарьих индейцев, кроме обычных для ольмеков скульптур. С появлением новых находок, появлялись и новые загадки, что и навело на сравнение этого острова с островом Пасхи.

У одной из скульптур найденной  на острове Сан – Лоренсо, помещенной в нынешнее время на школьном дворе острова, нет рук, вместо этого, по обеим сторонам видны большие круглые отверстия, что не оставляет сомнений – у нее руки были подвижны, им можно было предавать разное положение.

Всего на этом острове в 1945 году Стирлингом было обнаружено 15 статуй, которые и дали повод для обследования острова. Местность, которая была усеяна гребнями и ущельями казавшимися природными, на деле оказалось огромным творением человека, которое не имеет никаких аналоги в Америке. Только вот назначение тих гребней и впадин пока не выяснено.

Во время этой экспедиции было испробовано на тот момент новейшее изобретение – цезиевый магнитометр. Он помогал найти чужеродные предметы в почве.

Опираясь на изучение всех находок, в том числе органических останков  был сделан вывод, что создатели каменных статуй свою высокую культуру уже в готовом виде принесли на этот остров. Также  можно сделать вывод, что ольмекская культура была могучей и жизнеспособной.

Но откуда ольмеки пришли в Сан – Лоренсо? Автор считает  ответом на этот вопрос – край ольмеков в южном Верокрусе и северном Табаско.

Культура ягуарьих индейцев не была ученицей, наследницей или  продолжательницей другой высокой  культуры, она такая первая из первых. Именно это еще одна причина, почему автор так хотел познакомиться с ними, почему он совершил путешествие до птичьего человека, стелой, к древнейшей пирамиде Америки (древнейшая ольмексая пирамида находится в Ла-Венте, а уже древнейшая пирамида майя – в Вашактуне. Уголы отдельных ступеней пирамиды украшают 18 масок ягуара.

Простившись с ольмеками,  автор едет к тем, кто пришел после  них, кто создал самую блестящую  культуру индейской Америки –  майяскую.

Майяские города находятся  в двух достаточно  резко отличающихся друг от друга областях центральной  Америки. Первая территория, куда сначала нас поведет автор книги – территория центральноамериканских Кордильер. Через эти места течет важнейшая река всей майяской истории – Усумасинта. По обеим сторонам располагается не менее знаменитый дикий и непроходимый девственный Лакандонский лес. Первый город индейцев майя возник на небольшом и невысоком плато – Петен (бассейн Усумасинты) в первом или втором веке нашей эры. Этот период называется древнее царство (кончается где-то в 9-10 веке).

Пока остановившись в  древнем царстве мы обратим взгляд на город Паленке, центр его составляют четыре главные пирамиды и посреди них – паленский дворец. Дворец в Паленке примечателен тем, что башня дворца совершенно необычная для майяских городов, она служила обсерваторией. Она была пятиэтажная.

По соседству с дворцом  возвышаются еще три прославленные  пирамиды с главными святилищами  города на своих вершинах, это «храм  солнца», «храм лиственного креста», «храм креста». Свои названия они  получили по найденным в самих  святилищах барельефам.

Дальше майя покидают эти края и переселяются на Юкатан. Совершав это путешествие  – переселение, проникая на север  Юкатана они селились лишь там, где  существовали природные водоемы  – чены. Отсюда в названии местных  городов всегда присутствует майяское слово – Чен.

Характер майяского  искусства в этой «стране Чен» несколько специфичен, например, характерны лишь одноэтажные постройки со множеством помещений. Вся постройка разделена  на пять частей – первую, третью и  пятую части образуют пирамидальные  пилоны, а вторую и четвертую – одноэтажное здание.

Еще местная  архитектура отличается от построек реки Усумасинты тем, что для фасадов  используется тесанный камень. А не штук. Особенность входа – проем  вкомпанован в рельеф маски «небесной  змеи».

В целом, отличие  Древнего царства и нового, т.е. городов Усумасинты и Юкатана просматривается в том, что древнее царство было обращено к небесным богам, а города Юкатана больше выделяются своей помпезностью и памятниками славы и силы могущественных династий.

Двинувшись  дальше по Юкатану, автор останавливает наше внимание на городе Ушмаль. Здесь нас интересует «пирамида волшебника», она отличается от постройки в Паленке, горизонтальная проекция образует овал. Вообще изначально это были маленькие так называемые апартаменты правителя того времени, но постепенно его начало не устраивать его место обитания и были произведены многие изменения (которые происходили и после него в связи изменения самого города и правителей в нем) и в итоге она получила свой нынешний вид.

Украшения фасада очень богатое, даже можно сказать фантастически. Хочется уделить пару слов майяскому искусству, которое в майяских городах непосредственно связано с архитектурой. Обрабатывая камень, майя использовали опять же камень, у них просто не было иного материала. Произведения их ваятелей изображали индейских богов, представителей благородного сословия и жречества. Каменные рельефы очень часто украшались хронологическими записями. Характер скульптурных работ зависел от их назначения – стелы, алтари, фасады зданий. Необходимое изображение всех важнейших религиозных символов зачастую приводила к избыточному богатству украшений. Скульптуры майя носили чрезвычайно стилизованный характер, они отличались монументальностью и вместе с тем определенной статичностью. Перспективой они не пользовались, в зависимости от значения изображаемой личности определялся и размер.

Теперь автор  направляет нас в город Кабах. В этом городе находится знаменитая «триумфальная арка», вошедшая во все  учебники американской истории. Это  ворота, высотой 4,5 метра и ложным сводом, т.к. цилиндрического свода майя не знали). О действительном назначении этой арки велись длительные и ожесточенные споры между майяологами. Но автор считает, что все очень просто, арка была воротами города, а может быть в какой-то мере и гордыми триумфальными вратами Кабаха. От арки Кабаха ведет лишь один городской проспект  прямо ко дворцу правителей города – «дворцу тысячи масок». Дворец тысячи масок - составная часть обширного комплекса из четырех зданий. Дворец воздвигнут на высокой террасе. На стенах дворца расположено несколько сот масок наиболее почитаемого в местных городах бога Чака. В особенности он щедро изображен на фризе дворца, ориентированного на прославленную Кабахскую арку.  Маски Чака с огромными носами, украшают также углы дворца и его боковые стены. То, что у изображаемого бога Чака был такой длинный нос, похожий на слоновий заставляло исследователей считать, что строители майяских городов имели африканское или азиатское происхождение.

Отправившись  в город  Сайиль и найдя там Сайильский дворец, сразу видно. Что он отличается от «классических» стилей  майя, напрашивается вывод что майя уже строили, руководствуясь не только своим вкусом. Кардинальный поворот в развитии майяской архитектуры одновременно свидетельствует еще об изменении в образе жизни майя.

Этот дворец является наглядным отражением «очеловечения» майяских городов. Эволюция от городов  храмовых пирамид и календарных  стел, от городов, которые были центрами почитания богов и священного календаря, к метрополиям, служившим прибежищем не только для богов, но и для людей завершилась именно здесь, в Пууке.

Хотелось бы выделить что в этом дворце, впервые, над дверными проемами встретилось  символическое изображение Цонтемока  – «опускающегося бога».

 

Пока автор нас ведет по стопам первооткрывателей памятников и «кладов» майя, он сопровождает свое описание объектов различными историями из экспедиций, ранее побывавших в этих местах; если существовали какие-либо легенды или поверия, то это также упоминается в его повествовании. Таким образом Милослав Стинг как бы увлекает нас с собой в путешествие, чтобы вместе с нами посетить все эти удивительные места, полюбоваться редкими, красивейшими видами с террас пирамид, изучить взглядом высеченные камнем по камню или штуку рисунки и барельефы.

Он делает достаточно сильные акценты на именах исследователей, его помощников, открывших тот или иной след великой и интригующей цивилизации.

Он очень  четко прорисовывает географический путь своего путешествия, как будто  мы сами там были и знаем что если мы направимся немного назад, то нам непременно надо будет проследовать там-то и там-то. И получается довольно целостная карта без ее нарисованного вида.

Информация о работе Тайны индейских пирамид