Сызранский пейзаж (памятники культурного наследия (архитектура)) в рельефе из пластилина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 15:55, методичка

Описание работы

Цель проекта:
Приобщение подрастающего поколения к истории и культуре родного города ((через рельеф из пластилина)

Задачи проекта:
Образовательные:

Файлы: 1 файл

Проект Сергеевой!.doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)

 Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение дополнительного  образования детей 

Детская школа искусств №4

 

 

 

 

 

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

 

Сызранский пейзаж (памятники  культурного наследия (архитектура)) в рельефе из пластилина.

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель проекта: Сергеева Людмила Анатольевна

 

 

 

 

 

г.Сызрань

2012 г.

 

 

 

Цель проекта:

Приобщение подрастающего  поколения к истории и культуре родного города ((через рельеф из пластилина)

 

Задачи проекта:

Образовательные:

 

-Изучение истории и культуры г. Сызрани, знакомство с памятниками культурного наследия (архитектурными).

-Познакомить детей с понятием  скульптурный рельеф, пластилин.

 

Развивающие:

- Развивать творческую и познавательную активность;

- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

- Развить навыки компоновки  в заданном формате.

- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

 

Воспитательные:

 

- Воспитание любви  и трепетного отношения к памятникам  культурного наследия Г. Сызрани

-Формирование (через  игровые технологии) коммуникативных  качеств, повышение уровня мотивации к занятиям творчеством.

 

 

 

 

 

 

 

Наш город – ровесник Петровских времён

Воздвиг воевода Козловский.

Взлетает над волгой малиновый звон

Со звонницы башни Кремлёвской.

Он гордо лежит над  огромной страной

Под небом безоблачно – синим, Везде прославляя наш  город родной

Частичку великой России.

(сл. С. Иванченко, В.  Суркова).

 

       Наш современный мир динамичен, изменчив и информативен. Жизнь  человечества неумолимо склоняется к индивидуальному, рациональному прагматизму. В нашей стране, как и по всей Земле, всё большие обороты набирает  процесс глобализации. А это значит все меньше отличительных национальных особенностей во всех областях творчества и искусства. Новое, современное, стильное, нетрадиционное и креативное, разрушает и отсеивает всё старое, обыденное и народное. Уходят из речевого оборота слова, всё меньше увлечение народным пением и музыкой, разрушаются уникальные памятники деревянного зодчества, забыты имена русский зодчих, да и само слово «зодчий», заменено – архитектор! Многие памятники культового зодчества уходят в небытие, но возрождаются и становятся популярными Вышивка, народный промысел, игрушка, многое  потерянно. Но не будем забывать, что как гласит пословица: «всё новое это хорошо забытое старое». Утраченное, ушедшее в забвение, возвращается к нам в  новой  интерпретации,  в своей актуальной вариации, стилизованное, но живое. Народное (языческое и православное) - скрыто глубоко в коллективном бессознательном, и поэтому оно  периодически всплывает в сознании, формируя, у творческой интеллигенции,  казалось бы, новые образы. Национальное, фольклорное, мы находим в показах модных дизайнеров одежды (которые синтезируют современные приёмы и народные элементы орнамента, вышивки, ювелирных изделий), в увлечении кружевоплетением, народной вышивкой. Большой популярностью пользуются Павло-Пасадские платки, Оренбургские пуховые платки, Гжель. На простых полиэтиленовых пакетах, в рекламе, можно увидеть элементы Хохломы, Кудрины. В репертуаре популярных певцов в стилизованном виде звучат народные мотивы.  Актуально увлечение «стариной». Актуально и модно знать свою историю и культуру.

       Наш любимый, старый город восхищает своей красотою не только коренных жителей, но и приезжих,  и тех, кто проезжает,  на поездах, ветки которых тянутся по историческим местам Сызрани. Много исторических ценностей, региональных особенностей хранит город:  свой особый природно-ландшафтный колорит, специфику народного пения (роспись, бытовую утварь, костюм), поэтический настрой творческих людей, ну и конечно же архитектура.

 Современная молодежь мало знает о особенностях архитектуры города, плохо знакома с историей города, не знает сколько уникальных памятников культурного наследия наполняют его дивным  ощущением гармонии и полноты.

Редкие памятники деревянного зодчества, каменной архитектуры, культовой, хранит наш купеческий город. К сожалению многие из них в аварийном состоянии. Многие пострадали от сильной жары предыдущего лета и горели, другие разрушаются, уступая место многоэтажным домам, а всё чаще торговым комплексам, магазинам. Но даже полуразрушенные, на фотографиях в картинах художниках, они хранят прелесть русской старины, деревянную звучность изразцов и наличников.

Проект призван обратить внимание детей на памятники культурного  наследия города, изобразить эти памятники, в самом с детства знакомом и любимом всеми ребятами материале – пластилине.

 

 

Ребята обязательно  должны знать, какие памятники культурного наследия есть в городе, какую важную функцию они выполняют в развитии города и всей страны.

Сам процесс истории  художественной культуры может выступать  не только как процесс сохранения прошлого и накопления культурных ценностей, но и как процесс открытия нового в старом.

Другими словами, культурное наследие несёт в самом себе и  функцию подлинно современного явления  культуры. Лучшие произведения отечественного искусства не только продолжают участвовать  в жизни человечества, но в них  художественная культура не знает старения.

 Очень важно понимать  преемственность художественных  ценностей не как механическое  использование культурного наследия  прошлых поколений. Хранить наследство  ещё не значит ограничиваться  этим наследством необходимо  изучать это наследство и активно включать его в современную социокультурную ситуацию. Как справедливо писал Ю. М. Лотман в одной из своих книг: «Культура есть память. Поэтому она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества. И поэтому, когда мы говорим о культуре нашей, современной, мы, может  быть, сами того не подозревая, говорим и об огромном пути, который эта культура прошла. Путь этот насчитывает тысячелетия, перешагивает границы исторических эпох, национальных культур и погружает нас в одну культуру – культуру человечества» (Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (18 – начало 19 века).

    Охрана национального  культурного наследия России  осуществляется в рамках программ международного сотрудничества в области охраны памятников культуры.

Мы стоим на том  пороге, когда связь между поколениями  может нарушиться, и утратиться культурная преемственность, мы забудем, кто мы есть!  В наших руках исправить всё! Надо лишь обратить взгляд в глубь себя и понять, что мы  есть Русь, что становление нашего государства зависит только от нас, каждый человек должен сделать свой мир, город лучше, сохранив  в душе связь с истоками. Каждый из нас должен охранять и беречь наследие предков.

     Сызрань старинный купеческий город, обладающий своей уникальной магией и обаянием, именно благодаря памятникам архитектуры, убранство города завораживает. Только два памятника архитектуры находились под охраной федеральной программы: Христорождественская церковь и  Сызранский Кремль, теперь уход за ними должны осуществлять местные власти. А ведь в нашем городе есть уникальные памятники русского деревянного зодчества.

История города и его  архитектуры ведёт своё начало с 1683года.

Для основания Сызрани  было выбрано живописное место на правом, более высоком берегу Волги, вместе впадения в неё реки Сызрань, имя которое положено в название города. Крепость Сызран, около которой  в последствии сформировались посад  и слободы, построили в 1863 году под руководством симбирского воеводы, князя Григория Афанасьевича Козловского. Планировочная структура города дорегулярного города была традиционной и состояла из трёх основных компонентов: крепости, торга и посада, располагавшихся очень компактно на возвышенном плато.

В конце 19 века в Сызрани  уже насчитывалось 6 жилых районов. Три района были выделены в центральной  части города. Ещё два районо располагались  в Закрымзенской части города, а в шестой район вошли периферийные территории: Жареный бугор, Молдавия, раковый остров, Манчжурия.

Важным событием повлиявшим на развитие архитектуры города, стал опустошительный пожар, произошедший 5-6 июня 1906 года, после которого большая  часть города превратилась в пепелище. К сооружениям, возводимым в центре город, стали предъявлять новые требования, например, сильно ограничили использование дерева в качестве строительного материала, благодаря чему в короткий срок Большую улицу застроили каменными сооружениями в виде эклектики и модерна.

Вдоль главной улицы Сызрани в 1840 –е годы возвели Сызранскую удельную контору, удельные приказы и училище, а также городскую больницу.

Наиболее широко в  городе были представлены торговые заведения. По данным 1858 – 1859 гг. каменных частных  лавок в Сызрани было всего 25, деревянных – 331; общественных лавок насчитывалось 22, причём все деревянные.

Сызрань по мнению Лепинского, могла  считаться в конце 1860-ых годов  одним из богатейших уездных городов  России.

      Наш  город всегда славился богатейшими  по своему внешнему и внутреннему убранству церквями, монастырями и храмами.  Культовые постройки, несомненно, являются украшением города, и также являются памятниками культуры.

    Первые культовые  памятники в Сызрани появились  на рубеже 17-18 веков практически  одновременно с крепостью. Не смотря на интенсивность культового строительства в Сызрани до конца 18 века, большинство памятников не сохранилось до нашего времени.

 На средства купца А. В.  Кандалаева а 1741 году на крепостной  территории был построен Христорождественский собор, один из наиболее древних памятников города.

Храм Ильи Пророка, возведённый  во второй половине 1770-х гг., севернее крепости на противоположном берегу реки Крымзы, являлся композиционным центром, на который ориентировалась  застройка одноимённой слободы.

На территории двух сызранских обителей по образцовым проектам К. А. Тона было построено три церкви. Первой из них стал Вознесенский собор (1852г.)

Последней культовой постройкой пореформенного периода, возведённой с ориентацией  на образцовые проект К. А. Тона, стал Казанский собор – самый крупный храм Сызрани. Его строительство началось в 1866 году. На средства сызранских купцов Б. И. Колпаченкова А. И. Леднёва, и завершилось в 1872 году.

После завершения Казанского собора, в сфере культурного строительства наступил перерыв. Пожар 1906 года нанёс существенный урон памятникам культовой архитектуры Сызрани. По этому два новых храма появляются в центральной части города. Одним из них стала  Крестовоздвиженская церковь (1909г.), построена на средства Белокриницкой старообрядческой общины.

В 1913г. на месте сгоревшей деревянной единоверческой Никольской церкви поставили  каменный храм с таким же названием.

Самым ярким явлением жилой архитектуры Сызрани начала 20 века стали особняки, возведенные  по заказу местного купечества.

Настоящим украшением исторического  центра современной Сызрани является особняк купца С. А. Стерлядкина, возведённый на Большой улице.

В двух кварталах от Большой улицы, на берегу излучины реки Крымзы деревянный жилой особняк на каменном полуподвале для себя построил купец 1-й гильдии М. В. Чернухин (ул.Свердлова, 2). Особняк Чернухина – яркий образец деревянного модерна со стилизованным использованием традиций русского зодчества и приёмов обработки дерева пропильной резьбой, характерной для Сызрани и других регионов Поволжья.

 

 

 

 

 

 

 

Знакомится с памятниками  культурного наследия с архитектурой, деревянной, жилой, культовыми постройками города, ребятам предлагается выполнить скульптурный рельеф из пластилина. Этот материал удобный, знакомый каждому ребёнку с детства. Ребятам предлагается создать сувенир с самым запоминающимся объектом культурного наследия города.

Скульптура - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов.

Что же обозначает само слово "скульптура?" Наряду с термином "скульптура", происшедшим от латинского sculpere - вырезать, высекать, употребляется, как равнозначное, слово "пластика", происходящее от греческого pladzein, что значит лепить. Первоначально, в узком смысле слова, под скульптурой понимали ваяние, высекание, вышелушивание, рубку, вырезание, то есть такой путь создания художественного произведения, при котором художник снимает, сбивает лишние куски или слои камня либо дерева, стремясь как бы высвободить заключенную, таящуюся в блоке скульптурную форму. Под пластикой же понимали противоположный ваянию путь создания скульптурного произведения - лепку из глины или воска, при которой скульптор не убавляет, а, наоборот, наращивает объем. Главными объектами скульптуры являются человек и изображения животного мира. Основными разновидностями скульптуры являются круглая скульптура и рельеф.

Скульптура  по своей форме делится на два  основных вида: круглую скульптуру и рельеф. В круглой скульптуре обычно обработаны все ее стороны, и поэтому зрителю хочется обойти ее кругом и осмотреть со всех точек окружности, чтобы полнее воспринять содержание образа.  

Рельеф

(от итальянского relievo - выступ, выпуклость, подъем) занимает  по своим изобразительным возможностям  промежуточное место между круглой  скульптурой и изображением на  плоскости (рисунком, живописью,  фреской). Рельеф, как и круглая  скульптура, обладает тремя измерениями (хотя третье, глубинное измерение часто бывает несколько сокращенным, условным). Композиция фигур в рельефе развертывается вдоль плоскости, которая служит и технической основой изображения и одновременно фоном, позволяющим воспроизводить в рельефе пейзаж и многофигурные сцены. Такая органическая связь с плоскостью и является особенностью рельефа.

Различают низкий рельеф, или барельеф (от французского слова bas - низкий), то есть такой, в котором  изображение меньше чем наполовину своего объема выступает над плоскостью фона, и высокий рельеф, или горельеф (от французского слова haut - высокий), когда изображение выступает над плоскостью фона больше чем наполовину своего объема, а местами округляясь, частично даже отрывается от фона. Рельеф по отношению к фону может быть не выпуклым, а вогнутым, углубленным, то есть как бы обратным. Такой рельеф называется "койланоглиф". Он был распространен в искусстве Древнего Востока, Египта и в античной резьбе по камню. "Классический рельеф", особенно характерный для искусства античности и классицизма, имеет большей частью гладкий фон. Примером такого рельефа может служить всемирно известный фриз Парфенона, изображающий торжественное шествие афинских граждан в храм Афины в день праздника великих Панафиней. Высокое мастерство композиции, ритмичной и э то же время необычайно естественной, прелесть лепки изящных драпировок заставляют предполагать, что автором этого фриза, возможно, был сам Фидий (V в. до н. э.) или его ближайшие талантливые помощники.

Информация о работе Сызранский пейзаж (памятники культурного наследия (архитектура)) в рельефе из пластилина