Сущность экологической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:05, контрольная работа

Описание работы

Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Здесь необходимо сразу прояснить, что имеется в виду не отношение человека и мира, что предполагает ещё и обратную связь, а только отношение его самого к миру, к живой природе.
Также немаловажно заметить, как уровень экологической культуры соотносится с положением дел в мире, в каких корреляционных отношениях он состоит с глобальным экологическим кризисом. Вследствие этого, следует показать, что уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в мире, находится в прямой зависимости от восприятия биосферы.
До появления человека и его деятельного отношения к природе в живом мире господствовали взаимная гармоничная зависимость и связанность, можно сказать, что существовала экологическая гармония. С появлением человека начинается процесс нарушения гармонического равновесия. Осваивая природу в процессе трудовой деятельности, человек не учитывал необходимости уважения закономерностей, господствующих в биосфере и своей деятельностью нарушал уравновешенность условий и влияний в природной среде.
Экологические проблемы, которые выражаются в нарушении уравновешенности условий и влияний в экологической среде человека, возникли как следствие эксплуататорского отношения человека к природе, стремительного роста технологии, размаха индустриализации и роста населения.
Сложившаяся в настоящее время система образования включает недостаточный объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Сейчас жизнь ставит перед учителями задачу развития личности школьника как непрерывный процесс. Проблема личностного развития ученика, как единого, целостного процесса может быть реализована, когда учитель будет иметь ясную картину основных линий развития экологической культуры. Экологическое образование и воспитание возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует экологически целостным ориентациям.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Сущность экологической культуры…………………………………………5
2. Нарушение экологического равновесия……………………………………12
3. Экологическое воспитание в процессе образования……………………..15
Выводы………………………………………………………………………….17
Литература

Файлы: 1 файл

контрольная по культурологии.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное бюджетное  государственное образовательное  учреждение

                  высшего профессионального образования 

«Московский государственный  университет технологий и управления

                                  им. К.М. Разумовского»

                                 Филиал в г. Ростове-на-Дону  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

                          ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

                                           на тему:

«__________________________________________________________________________________________________________________________________»

 

 

 

                  Выполнил:

                                                                                             студент Крупко А.Н

                                                                                    шифр003604 Iкурс(сокр)

Проверил:

  СИВОЛОБОВ П.А.

 

 

 

 

План

Введение………………………………………………………………………….3

1. Сущность экологической культуры…………………………………………5

2. Нарушение экологического равновесия……………………………………12

3. Экологическое воспитание в процессе образования……………………..15

Выводы………………………………………………………………………….17

Литература

 

 

Введение

 

Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Здесь необходимо сразу прояснить, что имеется в виду не отношение человека и мира, что предполагает ещё и обратную связь, а только отношение его самого к миру, к живой природе.

Также немаловажно заметить, как  уровень экологической культуры соотносится с положением дел в мире, в каких корреляционных отношениях он состоит с глобальным экологическим кризисом. Вследствие этого, следует показать, что уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в мире, находится в прямой зависимости от восприятия биосферы.

До появления человека и его  деятельного отношения к природе  в живом мире господствовали взаимная гармоничная зависимость и связанность, можно сказать, что существовала экологическая гармония. С появлением человека начинается процесс нарушения гармонического равновесия. Осваивая природу в процессе трудовой деятельности, человек не учитывал необходимости уважения закономерностей, господствующих в биосфере и своей деятельностью нарушал уравновешенность условий и влияний в природной среде.

Экологические проблемы, которые выражаются в нарушении уравновешенности условий  и влияний в экологической  среде человека, возникли как следствие  эксплуататорского отношения человека к природе, стремительного роста  технологии, размаха индустриализации и роста населения.

Сложившаяся в настоящее время система образования включает недостаточный объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Сейчас жизнь ставит перед учителями задачу развития личности школьника как непрерывный процесс. Проблема личностного развития ученика, как единого, целостного процесса может быть реализована, когда учитель будет иметь ясную картину основных линий развития экологической культуры. Экологическое образование и воспитание возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует экологически целостным ориентациям.

 

1.Сущность экологической культуры

 

Две с половиной тысячи лет отделяют человечество от времени становления основных каналов развития современной культуры, определивших движение к покорению, отделению, отчуждению: общества от природы, людей друг от друга, обособляло внутри культуры сфер науки, искусства, нравственности, экономики, политики, духовности. Современный социальный мир, технократическая культура пришли в острый конфликт с природой, оказались неадекватны места человека в природе.

Зреет потребность перемен. Человеку во всех формах своего поведения в природе и социуме предстоит перейти от обособления, конфронтации, борьбы, преодоления к стилю сотрудничества, взаимодействия, диалога к экологическому, природосообразному мышлению и деятельности, проектировать новую траекторию развития. Убежденность в этом зреет среди ученых и политиков, находит отражение в общественном мнении, в международных документах, в реальной жизни: стираются границы между государствами, транснациональные корпорации объединяют рынки и технологии на разных континентах. Понятия "экология" и "культура" становятся ключевыми и, помогают осмыслить ход истории и место человека в природе, сохранить национальные корни культур, менталитет стран и народов, возникших в результате огромного многообразия взаимодействия человека и природы.

Хорошо известно, что для того, чтобы правильно понять какой-либо термин, следует исходить из этимологии понятия. Слово "культура" происходит от латинского глагола colo, что первоначально означало "возделывание почвы". Позднее оно стало пониматься как "почитание богов", что подтверждает доставшееся нам в наследство слово "культ". И действительно, на протяжении своего средневековья, да и поздней античности, "культура" была неразрывно связана с религией, духовными ценностями и т.п. Но с началом эпохи модерна это понятие подверглось глубокому переосмыслению. В начале под "культурой" понималась совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством за весь период его существования, т.е. живопись, архитектура, язык, письменность, обряды, отношение к миру, но затем, с открытием иных цивилизаций, возникла потребность в разрешении этого понятия. Как показала жизнь человечество, будучи единым биологическим видом, никогда не являлось единым социальным коллективом. Более того, культурные нормы и правила не являются наследственными признаками, заложенными в наших генах, они усваиваются на протяжении всей жизни, посредством обучения, целенаправленной работы и деятельности человека. Т.е. это говорит о том, что каждый народ является уникальной единицей, создающей свою неповторимую и своеобразную культуру.

Слово "экология" - слово греческого происхождения: oikos означает дом, жилище, родина, logos - понятие, учение. Так что экология в буквальном переводе означает "учение о доме" или, если угодно "учение о родине". Сам термин "экология" возник примерно в середине ХХ века. Термин попал в большую науку благодаря немецкому биологу Эристу Геккелю (1834-1919), издавшему в 1866 году труд "Всеобщая морфология организмов". В этом труде экологией названа наука об отношениях организмов и окружающей среды.

Так что же такое культура экологическая? Это способ жизнеобеспечения, при  котором общество формирует потребности  и способы их реализации, не создающие  угрозы жизни на Земле, самой системы  духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов. Но отношения природы и культуры очень сложны. И вся эта сложность глубоко пронизывает жизнь человека, выступающего соединительным звеном между природой и культурой. Человек - явление одновременно природное и общественное. Поэтому ему свойственны как природные, так и культурные формы проявления. Необходимо однако учитывать соотношение этих форм – вторая накладывается на первую, пронизывает ее. В результате, культура человека определяет его природу. Лишь гармоничное сочетание культуры, как явления, и ее проявлений в деятельности человека образует ту культурность, которая не противоречит естественности, включает, развивает, глубоко отражает последнюю.

Суть обновления, вносимого экологическим проходом в культуру, заключается в переходе от анализа отдельно рассматриваемых явлений к анализу связей между явлениями, изучению явлений в их взаимосвязанности, взаимозависимости. На наших глазах происходит экологизация культуры, культура превращается в экологическую. Смысл этого перехода в выработки и использовании нового пути гармонизации жизни – социальной и биологической – через совершенствование связей между явлениями.

Нельзя не видеть, что  первые сто лет развития экологии (начиная с Э.Геккеля) приходится на период "разобщенного знания". Неудивительно, поэтому, что с начала с экологические знания накапливались отдельно друг от друга в биологии, геологии, социологии и многих других наук. Стремление разобраться в воспроизводстве как отдельных "фрагментов" жизни (биологической и социальной), так и всей жизни в целом – биосоциального бытия – приводит к становлению современной экологии.

Экологическая культура – это не только современная стадия развития культуры, культура складывающаяся под влиянием экологического кризиса. Культура на всех стадиях ее развития выполняла – более или менее успешно – функцию взаимодействия общества с природой. Поэтому, в широком смысле, экологическая культура как культура взаимодействия общества и природы существовала на всем протяжении истории человечества. Истоки экологической культуры нужно искать в периоде перехода глобальной экосистемы от природного к социоприродному состоянию, во времена зарождения социальной формы жизни. Начавшись, развитие культуры не могло быть остановлено. И поэтому нелепы сетования на прогресс. Но необходима его "экологическая экспертиза". Результатом такой экспертизы развития культуры будет выявление тенденции углубления противоречия между природой и обществом по мере ее развития. Постепенно, обеспечив свою защищенность от непосредственных негативных воздействий, общество от обороны переходит к наступлению на природу – уже на этапе Древней истории. При этом радость ощущения собственных сил чаще всего не позволяет обществу вовремя заметить и предотвратить разрушительное воздействие, которое оно оказывает на природу. Основной вектор внимания в культуре явно смещается с проблемой взаимодействия общества и природы на внутренние проблемы социальной жизни. Теряя чуткость, переставая руководствоваться естественными, природой заданными параметрами жизни, "цивилизованный" человек разрушал природу не только вокруг себя, но и в самом себе. Стремясь к комфорту, люди разрушали свое здоровье – и физическое, и духовное. В стремлении к самостоятельной устойчивости, независимо от природы общество дошло сегодня до критического состояния отчуждения от природы, создав тем самым реальную угрозу уничтожения глобальной социоприродной экосистемы. Прежде у человечества были конфликты с природой, но разрушить основы существования жизни на планете в целом оно не могло, что называется "руки были коротки".

В культуре настоящего времени  существуют два основных направления  – на обособление общества от природы  и на сближение, взаимное приспособление или коадаптацию общества и природы. Первая из этих двух тенденций имеет историю своего развития длиной в несколько тысячелетий. В настоящее время она достигла, казалось бы, предельного проявления, но все еще продолжает разворачиваться, стремиться реализоваться в будущем. Стратегическое, т.е. неограниченное, вероятное для неопределенно многих поколений людей будущее возможно лишь при доминировании уже в самом ближайшем будущем другой тенденции – коадаптации общества и природы. Эта тенденция лишь рождается на наших глазах в культуре. Она выглядит как революционно новая. Однако, предыдущий анализ позволяет видеть, что ее история еще длиннее, что большую часть существования Homo sapiens люди интуитивно стремились к союзу с природой, к взаимодополнительному сосуществованию с ней.

 Перед нами стоит задача не утратить, развить эту уникальность, не впадая в убогое бахвальство, а стремясь почувствовать, воссоздать в себе связь со своей землей и с историей своего народа, своей культуры.

Процесс воспроизводства жизни  не прерывен, хотя жизнь всех живых  существ не бесконечна. Эта непрерывность достигается за счет преемственности. Главная форма преемственности в естественных экосистемах – это генетическая наследственность. Сочетание преемственности и изменчивости обеспечивает приспосабливаемость вида, его устойчивое положение в экосистеме. Каждое поколение, с одной стороны, связывает прошлое и будущее развитие экосистемы, выступает как этап эстафеты жизни, форма преемственности. А с другой стороны, поколение – это относительно самостоятельная группа по своему

Природная детерминация подразделяется на непосредственную и опосредованную. В самом общем плане к системе  взаимодействия "природа-общество" применимо понятие "природные условия" как отражение необходимого основания для существования и развития общества. Однако, когда мы начинаем рассматривать влияние природы на конкретные стороны общественной жизни, где проявляется ее (природы) активный и даже в чем то определяющий характер, имеет смысл и основание использовать термин "природные факторы". Современная экологическая ситуация является тому подтверждением. Природные условия и факторы являются необходимой составной частью причинных факторов действующих в обществе и его структурах, как основных, так и не основных. Через эту систему, причинно следственных связей выявляется механизм "вхождения" природных детерминант в основные сферы общественной жизни.

Общество формировало культуру и нравственность, необходимые для  сохранения своего стабильного существования. Процессы взаимной адаптации природы  и общества шли веками, составляющие порой целые эпохи. Данная адаптация носила взаимообусловленный характер, ибо общество подстраивало себя к окружающей природе под свои нужды.

Изучение диалектической взаимосвязи общества и природы  и влияние последней на социально-экономическое  и культурное развитие, является давней традицией в истории философской  мысли.

Если бы рассуждения  Платона шли от частного к общему, он мог бы прийти к выводу, что именно люди изменили облик той земли, на которой они поселились.Взгляды на отношения человека и природы содержат и все религиозные учения.

Но вместе с деградацией  природной среды постепенно росло  и сознание необходимости согласовывать  экономическое развитие с экологическими возможностями среды человека и предусматривать соответствующие меры.

Экологическая культура - сравнительно новая проблема, которая  остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло  к глобальному экологическому кризису. Все мы прекрасно видим, что многие территории по причине хозяйственной деятельности человека оказались загрязненными, что сказалось на здоровье и на качестве населения. Можно сказать прямо, в результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Из–за неразумного отношения к ней и к ее ресурсам, из-за неправильного понимания своего места и положения во вселенной человечеству грозит деградация и вымирание. Поэтому проблема "правильного" восприятие природы, равно как и "экологической культуры" входит в настоящий момент на передний план. Чем раньше ученые начнут "бить тревогу", тем раньше люди начнут пересматривать результаты своей деятельности и корректировать свои цели, соразмеряя свои цели со средствами, которыми располагает природа, тем быстрее можно будет перейти к исправлению ошибок, как в мировоззренческой сфере, так и в сфере экологической. Одним из первых, кто подошел к проблеме экокультуры был знаменитый мыслитель и исследователь В.И.Вернадский; он впервые серьезнейшим образом проработал термин "биосфера", занимался проблемами человеческого фактора в существовании мира.

Сущность культурологического  подхода к исследованию экологических  проблем на современном этапе  может быть осмыслена при условии  интерпретации природы как ценности культуры.

Опираясь на определение  культуры, как совокупности материальных и духовных ценностей, а также  способов человеческой деятельности обеспечивающих прогресс человечества, ученые функцию  экологической культуры видят в  обеспечении соответствия социальной деятельности требованиям жизнепригодности природной среды.

Информация о работе Сущность экологической культуры