Субультура тюрьмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 17:33, доклад

Описание работы

Субкультура - культура определенных социальных слоев, отличающаяся от общепринятой культуры и отражающая специфику слоев, в которых она распространена.
Криминальная субкультура - специфическая культура уголовного мира, отражающая особенности жизни отдельных разновидностей преступников, либо лиц, содержащихся в местах лишения свободы (тюремная субкультура)
Криминальные ранги:
Вор в законе
Положенец
Смотрящий
Опущенный, козел
"Законы" придумали в 20-е годы после революции.
"Понятия" придумали в 90-е годы после перестройки.

Файлы: 1 файл

23 крим субк.doc

— 52.00 Кб (Скачать файл)

Субкультура - культура определенных социальных слоев, отличающаяся от общепринятой культуры и отражающая специфику  слоев, в которых она распространена.

Криминальная  субкультура - специфическая культура уголовного мира, отражающая особенности  жизни отдельных разновидностей преступников, либо лиц, содержащихся в местах лишения свободы (тюремная субкультура)

Криминальные  ранги: 
Вор в законе

Положенец

Смотрящий

Опущенный, козел

"Законы" придумали в 20-е годы после  революции. 
"Понятия" придумали в 90-е годы после перестройки.

Нейтрализация - идеология и позитивная субкультура.

Блатна́я  пе́сня (блатной фольклор, блатняк) — песенный жанр, который воспевает  тяжёлый быт и нравы уголовно-преступной среды, изначально рассчитанный на среду  заключённых и лиц, близких к  преступному миру[2]. Зародился в Российской империи и получил распространение в Советском Союзе и впоследствии в странах СНГ. Со временем в жанре блатной музыки стали писаться песни, которые выходят за рамки криминальной тематики, однако сохраняют её характерные особенности (мелодика, жаргон, повествование, мировоззрение).

Уголо́вный, блатно́й или воровской  жарго́н (правильнее это явление  называть «арго») — социальный диалект (социолект), развившийся в среде  деклассированных элементов общества, как правило, профессиональных преступников и/или заключённых исправительных учреждений. Представляет собой систему терминов и выражений, призванных изначально идентифицировать участников преступного сообщества как обособленную часть социума, противопоставляющую себя законопослушному обществу. Использование терминов и выражений также имеет цель затруднить понимание смысла беседы или общения между деклассированными элементами со стороны непосвящённых. Воровской жаргон, как правило, отражает внутреннюю иерархию преступного мира, закрепляя наиболее обидные и оскорбительные слова, клички и т. д. за теми, кто находятся на самой низкой ступени иерархии, а самые уважительные слова и выражения — за теми, кто имеет наибольшую власть и влияние.

Татуировки, их значение и история. В течение столетий преступное сообщество детально прорабатывало систему татуировок. В результате наколка стала источником исчерпывающей информации о ее обладателе. Посвященные могут узнать по татуировке на теле бандита его специализацию, место в криминальной иерархии, число судимостей, срок, уголовную статью, места отбывания наказания, отношение к органам правопорядка и тюремной администрации, сексуальную ориентацию, особенности характера, интеллектуальные способности и некоторые другие частные эпизоды биографии. «Личное дело», вытатуированное на собственной коже, преступник дополняет на протяжении всей жизни. Перелом в отношении к тюремным татуировкам произошел в 30-е годы XX века в СССР. Советские преступники пользовались преимуществами нательных «удостоверений личности» на все 100 %. По степени «татуированности» с нашими заключенными могли сравниться только японские якудза и члены китайской триады. К 50-м годам XX века система тюремной татуировки достигла совершенства. За конкретными изображениями закрепился строго определенный смысл. Преступники могли накалывать только те рисунки, которые полагались им по статусу. За нанесение татуировок, не соответствующих реальному положению человека в уголовной иерархии, полагалась жестокая кара — вплоть до лишения жизни. Чтобы защитить свои профессиональные наколки от подделок, преступники придумывали различные неприметные на первый взгляд знаки, детали, которые обязательно должны были присутствовать в подлинной тюремной татуировке.

Тюремная  татуировка имеет не только чисто утилитарное назначение. Встречаются и художественные изображения, которые накалываются для красоты или как обереги. На груди изображают храмы, лики святых, библейских персонажей, распятия. Наряду с религиозными мотивами распространены татуировки чертей, животных, человеческих черепов, пауков, рыцарей и прочее. Тюремные татуировки редко наносят самостоятельно — отбывающие срок прибегают к помощи специалистов. Лагерные художники, умеющие подручными средствами создать «шедевр», пользуются большим уважением, и их услуги стоят недешево. Первоначально тюремная татуировка наносилась при помощи швейных игл, примотанных нитками к спичке, либо заточенными о пол камеры скобами тетрадей или книг. При особом везении удавалось раздобыть шприц или медицинскую иглу. В качестве красителя использовали пасту шариковых ручек или смесь сажи, сахара и мочи. Стоит ли говорить, что при таком подходе к делу опасность занесения инфекции увеличивалась в разы. Иногда все оканчивалось ампутацией татуированной конечности. Прогресс в искусстве татуировки не обошел стороной и «зону». Сегодня тюремные татуировки делаются электробритвой или специальным прибором наподобие швейной машинки. Пигментом служит китайская тушь. Появились и элементы санитарных норм: до и после процедуры кожу обрабатывают одеколоном или спиртом.

Например, сидящая  верхом на пушке полуобнаженная дама с горящим факелом в руке говорит  о том, что заключенный хранит верность любимой женщине, но отомстит ей, если она ему изменит. Место нанесения такой татуировки — грудь или спина. Если на груди или бедре наколота обнаженная женщина, привязанная к пылающему столбу, обладатель такой татуировки уже отомстил за измену и осужден за убийство женщины. Обнаженная женщина, распятая на кресте, с надписью «Аминь» — символ мести, но не обязательно женщине. Эта воровская наколка делается на груди или бедре. Любителям тату в военном стиле следует помнить, что средневековый шлем — знак вора или грабителя, а штык, одна из старейших наколок воровского мира, указывает на рецидивиста. Любителям художественного тату лучше остерегаться включать в татуировки символы карточных мастей. Трефовая и пиковая масти — знаки авторитетов, воров в законе, а вот черви и бубны накалывают представителям низшей касты заключенных — «опущенным». На принадлежность к «опущенным» указывают также татуировки пчел, чертеи-кочегаров на ягодицах, синяк под глазом, туфелька, ажурные перстни. Существует целый ряд татуировок, свидетельствующих о нетрадиционной сексуальной ориентации их владельца. К ним относятся скрипка или духовой музыкальный инструмент; корона с изображением всех карточных мастей; черт, раздевающий женщину; рукопожатие с цветком, нависающим над сцепленными руками; кабан и, как это ни удивительно, роза с шипами. Профессиональные татуировщики обычно знакомы с тюремной символикой, поэтому, сколь бы невинным и очаровательным ни казалось найденное вами изображение, если мастер не советует его накалывать, лучше прислушаться к его словам.

Иерархия в  воровском мире, литература и общественная мысль в местах лишения свободы  и лагерях. К началу XX века в местах лишения свободы уже существовали четыре когорты из числа рецидивистов: «шпана» (или «шпанка»), «храпы», «иваны» и «игроки». К «шпанке» относилась низшая прослойка осужденных, не имевшая авторитета и прислуживавшая преступной элите. «Храпы» держали нейтралитет, сторонились любых конфликтов, но в то же время могли их спровоцировать, чтобы поиметь из ссор свою выгоду. «Иваны» состояли из разбойников, грабителей, хулиганов, которые шли к власти с кулаками. И, наконец, «игроки» — самая образованная и уважаемая каста. В нее входили уголовники, промышляющие в игорных домах и клубах. Большинство из них были карточными шулерами.

Воровской орден креп и  развивался, пополняя свои ряды новыми вожаками-профессионалами. Кадровая политика была жесткой. Вором в законе мог  стать далеко не каждый, даже из числа  матерых уголовников. За несколько  лет в тюрьмах и лагерях  исчез внутренний хаос, царивший на каторге и в новоиспеченных лагерях. К режимному распорядку зэков прибавился воровской устав, запрещавший резать и душить друг дружку просто так, ради скуки, воровать у соседа, дебоширить и отлынивать от работы. Нарушители карались жестоко. Самыми тяжкими грехами здесь считались оскорбление или убийство вора в законе. За этим почти всегда следовала смерть.

Пацаны, шестерки, быки и громоотводы — лагерная прислуга вора в законе. Нередко они служат законникам и на свободе, но там их услуги иного характера. В этом ряду самое выгодное положение у пацанов. К пацанам относят отрицал, симпатизирующих ворам. Когда вор размораживает зону, то есть затевает массовые беспорядки, пацаны служат ударной силой, подстрекая мужиков на пьянство и саботаж.

Мужиками (или работягами) называют тех, кто стал на путь исправления, добросовестно работает и не конфликтует с персоналом ИТК. В мужики чаще всего попадают зэки, осужденные впервые, цеховики и расхитители, далекие от примитивной уголовщины. Шестерки служат для общих услуг: передают записки, собирают деньги, ежедневно проводят влажную уборку возле нар вора, достают сигареты и спиртное, доносят о непорядке, трудятся за вора в промзоне, обстирывают и даже вслух читают книги.

Быки — прямые исполнители наказаний. Их также называют солдатами и посылают туда, где нужна грубая физическая сила. К примеру, опустить, отдубасить, а иногда и прикончить неугодного зэка. громоотвод. Он защищает авторитета с юридической стороны: берет на себя его преступления. Подставу стараются проводить очень тщательно и грамотно, так как самих признаний громоотвода для следствия мало. Следователь может пришить и липовое дело, записав плюс в свой актив, но тогда оно имеет большие шансы развалиться на суде. Роль громоотводов могут исполнять шестерки или торпеды, реже быки и пацаны.

Легендарные тюремные пословицы и поговорки. Артист-куплетист, мясник-фокусник (о бойком, подвижном специалисте). Бздило-мученик (о трусе). Бздишь — товар коптишь, деньги портишь (о трусе). Глаз-ватерпас, ухо зверское (о специалисте высокого класса). Гуляш по коридору, отбивные по ребрам (о лагерном пайке). Ему легче бздеть, чем нам нюхать (о человеке, находящемся в лучшем положении). Ужин — не нужен (по поводу скудности пайка в карцере после выхода из него).

 


Информация о работе Субультура тюрьмы