Структура культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 18:18, контрольная работа

Описание работы

В культурологии раскрывается процесс развития теоретической мысли о культуре в процессе исторического развития. Освещаются проблемы типологии и составных частей (морфологии) культуры, выясняется соотношение понятий «культура» и «цивилизация», описываются типы цивилизаций.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
1. Взаимосвязь духовной и материальной культуры, их основные
элементы………………………………………………………………………..5
2. Основные блоки структуры культуры: познавательный,
поведенческий, институциональный, ценностный (аксиологический),
информационный и семиотический аспекты культуры…………………...9
3. Виды культуры: политическая, экономическая, правовая,
экологическая, художественная, нравственная. Время и пространство
в системе культуры…………………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………….28
Библиографический список………………………………………......................30

Файлы: 1 файл

контрольная Культурология.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………3

1. Взаимосвязь духовной и материальной  культуры, их основные 

    элементы………………………………………………………………………..5

2. Основные блоки структуры культуры: познавательный,

    поведенческий, институциональный, ценностный (аксиологический),

    информационный   и семиотический аспекты культуры…………………...9

3. Виды культуры: политическая, экономическая, правовая,

    экологическая, художественная, нравственная. Время и пространство

в системе культуры…………………………………………………………..16

Заключение……………………………………………………………………….28

Библиографический список………………………………………......................30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Дисциплина «Культурология»  или теория культуры — это новая  социально-гуманитарная отрасль знания, возникшая на «пересечении» ряда наук, таких как история, философия, социология, этнография, социальная психология.

Предметом ее изучения служит культура как общественное явление  и способ жизни человека, выражающий его родовую специфику, т.е. разумность, социальность, творческие устремления, личностность бытия. В культурологии рассматриваются вопросы, связанные с возникновением, развитием, функционированием культуры, ролью культурных установлений — институтов, ценностей, норм — в жизни и развитии общества, процессы взаимодействия культур (Соколов Э.В. «Понятие, сущность и основные функции культуры»).

В культурологии раскрывается процесс развития теоретической  мысли о культуре в процессе исторического  развития. Освещаются проблемы типологии и составных частей (морфологии) культуры, выясняется соотношение понятий «культура» и «цивилизация», описываются типы цивилизаций.

Культурология призвана сыграть важную роль в гуманитарной под-готовке студентов, целью которой является — готовить не просто специа-листов в какой-то узкой сфере производства и управления, а личность, способную к различным сферам деятельности, осознанно принимающую решения по политическим, мировоззренческим, нравственным, эстетическим и другим вопросам (Радугин А.А. «Культурология»).

Культура - это весьма сложная, многоуровневая система. Считается, что структура культуры является одной из сложнейших в мире. С одной стороны, это уже накопленные обществом материальные и духовные ценности, наслоение эпох, времен и народов, сплавленных воедино.

С другой стороны, это "живая" (т.е. сиюмоментная, сегодняшняя) человеческая деятельность, опирающаяся на оставленное наследие 1200 поколений нашего рода, оплодотворяющая и передающая это наследие тем, кто придет на смену ныне живущим.

Именно в таком непрерывно соверщающемся обмене знаниями, уме-ниями, навыками, способностями заключается смысл культурного процесса.

Итак, несмотря на сложности, структурирование культуры возможно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Взаимосвязь духовной и материальной культуры, их основные элементы

 

Принято делить культуру на материальную и духовную соответст-венно двум основным видам производства - материального и духовного.

Материальная культура охватывает всю сферу материальной дея-тельности и ее результаты (орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежда, средства транспорта и связи и другие). Духовная культура охватывает сферу сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание и просвещение, включая право, философию, этику, этстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию). Гармоничное развитие культуры естественно предполагает органическое единство материальной и духовной культур.

Культура включает в  себя не только предметные результаты деятель-ности людей (машины, технические сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы права и морали и т.д.), но и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания и умения, производственные и профессиональные навыки, уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития, мировоззрение, способы и формы взаимного общения людей в рамках коллектива и общества)

Хотя словосочетание «духовная культура» часто встречается  как в устной, так и письменной речи, смысл его требует пояснения. Вошло в традицию разделять культуру на «духовную» и «материальную». Однако это разделение далеко не столь очевидно, как это могло бы показаться с первого взгляда.

Во-первых, различие между  «духовной» и «материальной» культурой  толкуется по-разному, а во-вторых, попытки отделить «духовную» культуру от материальной» и понимать их как две различные сферы культуры неизменно кончаются неудачей.

Что имеют в виду, когда  разделяют культуру на «духовную» и  «материальную»?

Одни относят к «духовной» культуре то, что удовлетворяет духовные потребности людей, а к «материальной» — то, что удовлетворяет их материальные потребности. Но существует множество вещей, которые могут одновременно служить удовлетворению и тех и других потребностей: изделия прикладного искусства, поездка на курорт и пр. И, кроме того, не все, что удовлетворяет какую-либо потребность людей, является культурным феноменом (например, воздух), а культурные феномены не обязательно должны отвечать человеческим, социальным потребностям (например, негативные явления культуры — наркомания, преступность).

Другие называют «духовной  культурой» созданные человеком  ду-ховные ценности, а «материальной культурой» — изготовленные человеком вещи, материальные предметы (в этом смысле археологи говорят о «памятниках материальной культуры»). Но духовные ценности не могут входить в культуру и сохраняться в ней без материальной «знаковой оболочки».

А материальные предметы могут выступать как предметы культуры только тогда, когда служат носителями социальной информации, т. е. воплощают в себе какие-то смыслы, какое-то духовное содержание. Следо-вательно, «духовная» и «материальная» культура не могут существовать отдельно, обособленно друг от друга. «Памятники материальной культуры» можно было бы с не меньшим правом именовать также и «памятниками духовной культуры»: ведь они вообще являются предметами культуры только потому, что представляют собою «тексты», из которых археолог извлекает содержащуюся в них социальную информацию1.

Третьи понимают под  «духовной культурой» сферу духовной жизни общества — религию, искусство, философию и т. д., а под «материальной культурой» — сферу материальной жизни, производства и потребления материальных благ. Но тогда что же такое культура?

Понятие культуры оказывается  здесь настолько широким по своему содержанию, что фактически отождествляется с понятием «жизнь общества» вообще, превращается в дубликат, синоним последнего. Специфика культуры теряется. А она состоит в том, что культура есть закодированная в разнообразных знаковых формах социальная информация», т. е. «информационное обеспечение» жизни людей, а вовсе не вся их жизнь. Сам процесс производства и потребления материальных благ (как и вся человеческая жизнь), лежит за пределами культуры. Она охватывает лишь его одну — информационно-семиотическую — сторону.

Итак, разграничить и  противопоставить друг другу «духовную» и «материальную» культуру как две особые области культуры невозможно. Ибо, с одной стороны, вся культура в целом духовна, потому что она есть мир смыслов, т. е. духовных сущностей. А с другой стороны, она вся в целом материальна, потому что представлена, «материализована» в чувственно воспринимаемых кодах, в знаках и текстах. Поэтому под материальной культурой имеет смысл понимать не какую-то особую область культуры, отличную от духовной культуры, а «знаковую оболочку» всякой культуры, т. е. объективные, материальные формы выражения культурных смыслов.

Мифология, религия, искусство, философия — вот основные формы  духовной культуры, наиболее очевидным  образом принадлежащие к ней2.

Нематериальную или  духовную культуру образуют нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии и ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они тоже результат деятельности людей, но сотворены не руками, а скорее разумом. Нематериальные объекты нельзя слышать, видеть, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением.

Мосты или храмы существуют очень долго, а церемонии или  обряды — только то время, пока их соблюдают. Церемония бракосочетания длится несколько часов, хотя через неё неоднократно проходят люди. Церемония, как и любой другой объект нематериальной культуры, нуждается в мате-риальном посреднике. Знания выражаются через книги, обычай приветствия — через рукопожатие или произнесение слов. Ношение галстука — это тоже ритуальное или символическое действие, часть светского этикета. Оно было бы невозможным, если бы не участие материального посредника – галстука.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Основные блоки структуры культуры: познавательный,

поведенческий, институциональный, ценностный

(аксиологический), информационный и семиотический  аспекты культуры

 

Культура представляет собой сложноорганизованную систему, эле-менты которой не просто множественны, но тесно переплетены и взаимо-связаны. Как любая система, она может быть структурирована по различным основаниям.

По носителю культура делится на культуру:

- общечеловеческую (или мировую);

- национальную;

- культуру социальной группы (классовую, сословную, профессио-нальную, молодежную, ибо понятно что культура дворянская весьма отли-чалась от культуры буржуазной, а культура молодежная - от культуры тех, кому далеко за пятьдесят);

- территориальную (одно дело - культура городская и иное – сельская);

- культуру малой группы (формальной или неформальной) и культуру отдельного человека.

По источникам формирования следует разделить культуру народную и профессиональную. Hародная культура ярче всего представлена фольк-лором, хотя и далеко не исчерпывается им. Она не имеет явного и опреде-ленного автора (потому и говорится о "народной этике", "народных инст-рументах", "народном спорте", "народной медицине", "народной педаго-гике" и т.д.) и передается из поколения в поколение, постоянно дополняясь, обогащаясь и модифицируясь. Следует отметить, что в прошлом народная культура противопоставлялась культуре профессиональной как нечто "второсортное" и недостойное внимания образованного человека.

 Интерес к ней появляется лишь с эпохи нового времени.

Познавательная функция культуры заключается в накоплении и трансляции накопленного опыта. В этом смысле она является общественной памятью человечества. Она представляет собой сложную знаковую систему: языковую, архитектурную, живописную, музыкальную, танцевальную и т.п.

Познавательный аспект (познание культуры через изучение языка как неотъемлемой ее составляющей).

В гносеологическом (познавательном) аспекте культура выступает как совокупность достигнутых  в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей.

«Культура – это система ценностей, с  помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов4».

Нередко синонимом культуры поведения определяют поведенческую  культуру.

 Поведенческая культура охватывает поведение в аспекте многовеко-вого общественного развития и включает в себя совокупность всех пове-денческих явлений, выработанных человечеством. Начало ее формирования относится ко времени появления человеческого общества, о чем имеется немало сведений. Известно, что нарушение заведенного поведенческого порядка в первобытные времена строго каралось, вплоть до исключения нарушителя из рода и племени.

С появлением государства  возникло требование неукоснительного соблюдения принятого порядка при дворе монарха, при выполнении по-сольской миссии. Формировались поведенческие правила, соответствующие условиям жизни той или иной социальной группы: священнослужителей, дворян, купцов, ремесленников, студентов. Поведенческие правила первоначально передавались устно и в практическом соблюдении обрядов и традиций, а затем и в специальных изданиях. Уже в середине III-го тысячелетия до н.э. в Древнем Египте была составлена «Инструкция по поведению», о содержании которой мы можем только догадываться, поскольку до нас дошло лишь ее название.

 Первыми компонентами поведенческой культуры являлись обычаи, традиции, нравы, порядки, привычки. Постепенно формировались этические и эстетические поведенческие нормы. Во времена средневековья человек рассматривался как создание Господа, но создание ничтожное, полностью зависимое от божественной воли и обязанное, отказавшись от радостей жизни, молиться и прославлять Создателя.

В эпоху Возрождения  сформировалось, прежде всего, в Италии, новое отношение к человеку как  великому творению Господа, давшего  человеку способности и таланты, силу и ловкость, ум и стремление к познанию. Человек, неустанно развивавший в себе эти качества, считался достойным уважения. Так в западноевропейском обществе возникла потребность в проявлении посредством поведения уважения к достоинству человека. На основе опыта, уже накопленного поведенческой культурой, создавались поведенческие правила, суть которых заключалась в демонстрации уважения к человеку, в создании условий для приятного общения, в демонстрации желания и потребности нравиться окружающим людям.

Информация о работе Структура культуры