Структура культурологии. Методы культурологических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 20:43, контрольная работа

Описание работы

Первоначальное латинское употребление слова «культура» происходит от слов colo, colere– «взращивать, возделывать землю, заниматься земледелием». Но уже у Цицерона стало встречаться и более широкое применение этого термина – возделывание человеческого ума, совершенствование человека.
В нынешнем понимании слово «культура» стало известно в Европе лишь с XVIII в., с эпохи Просвещения. Именно тогда было осознано, что обнаруживаемые в человеке качества не могут быть сведены только к природному либо к Божественному началу: есть еще и то, что детерминировано собственной деятельностью человека.

Содержание работы

Введение 3

Структура культурологи 4
Теоретические исследования в культурологи 4
Прикладные исследования в культурологи 4
Историческая культурология 5

Методы культурологических исследований 5
Сравнительно - исторический метод (Компаративный метод) 5
Типологический метод 6
Структурный метод 6
Семиотический метод 7
Функциональный метод 7
Феноменологический метод 8
Герменевтический метод 8
Системный подход 9

Заключение 11

Список литературы 12

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 44.76 Кб (Скачать файл)
Содержание

 

 

  1. Введение           3

 

  1. Структура культурологи        4
    1. Теоретические исследования в культурологи    4
    2. Прикладные исследования в культурологи     4
    3. Историческая культурология       5

 

  1. Методы культурологических исследований     5
    1. Сравнительно - исторический метод (Компаративный метод)  5
    2. Типологический метод         6
    3. Структурный метод         6
    4. Семиотический метод        7
    5. Функциональный метод        7
    6. Феноменологический метод       8
    7. Герменевтический метод        8         
  2. Системный подход         9

 

  1. Заключение                 11

 

  1. Список литературы                12

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Первоначальное  латинское употребление слова «культура» происходит от слов colo, colere– «взращивать, возделывать землю, заниматься земледелием». Но уже у Цицерона стало встречаться и более широкое применение этого термина – возделывание человеческого ума, совершенствование человека.

В нынешнем понимании слово «культура» стало  известно в Европе лишь с XVIII в., с эпохи Просвещения. Именно тогда было осознано, что обнаруживаемые в человеке качества не могут быть сведены только к природному либо к Божественному началу: есть еще и то, что детерминировано собственной деятельностью человека.

Так был открыт мир культуры – мир, от начала идо  конца создаваемый самим человеком, а тем самым открыта и зависимость человека от самого себя, собственной деятельности, способности преобразовывать окружающую действительность.

К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры. Такое обилие определений вызвано чрезвычайной сложностью самого феномена культуры. Каждый из авторов, будучи не в силах охватить объект в целом, фиксирует свое внимание на каких—то отдельных, существенных его сторонах.

Одни связывают  культуру с традициями, рассматривают  ее как социальное наследие общества, другие подчеркивают нормативный характер культуры и трактуют ее как свод правил, определяющих образ жизни. Третьи понимают под культурой сумму  всех видов деятельности, обычаев, верований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура культурологи

Теоретические исследования в культурологии

Культурология выступает как общая теория культуры, стремящаяся обобщить факты, которые представляют отдельные изучающие культуру науки. Именно поэтому особенно большое значение в культурологии приобретают теоретические исследования, разработка теорий, которые позволили бы систематизировать историко-культурный материал.

Культурологическая  теория представляет собой сложное  построение, включающее в себя различные  элементы: понятийный аппарат, логические и научно-исследовательские схемы, научные модели, методикиэкспери-ментальной проверки теоретических построений и многое другое. Не затрагивая иных аспектов теоретической культурологи. Данные категории составляют фундаментальную основу теоретической культурологии.

Культурные  универсалии – наиболее распространенные и наиболее значимые формы социальной и культурной жизни (нормы, ценности, идеи, верования, стереотипы мышления и поведения).

Культурные  образцы, или паттерны, – устойчивые модели культурного поведения людей, связанные с их отношением к тем или иным культурным явлениям, ценностям, идеям.

Культурные  архетипы – основополагающие, базисные модели духовной, психологической и  культурной жизни в какой-либо культуре или типе культур (восточном, западном и др.). Понятие «архетип» стало  широко известно благодаря работам  одного из классиков психоанализа –  К.Г. Юнга. В настоящее время оно  используется в самых разных значениях, иногда далеких от учения Юнга.

Культурная  таксономия – система, позволяющая  упорядочить различные черты  и элементы культуры и построить  из них модель какой-либо культуры.

«Парадигма» культурологии. Это понятие ввел американский историк науки Т. Кун. Он обозначил им классическую научную разработку, которая становится образцом для дальнейших научных исследований (например, механика Ньютона), основой научной традиции. Время от времени из-за накапливания не вписывающихся в классическую теорию фактов происходит смена парадигм – научная революция.

Теории культуры опираются на серьезную фактическую  базу и имеют целый ряд практических применений. Все это позволяет  теоретической культурологии быть живой и плодотворной частью культурологического и гуманитарного знания.

Прикладные  исследования в культурологии

В культурологии существуют и прикладные, т. е. имеющие практическое значение и применяемые на практике, исследования.

Культурологические  знания позволяют проводить экспертизу различных проектов культурной политики, законов и юридических документов, которые направлены на регулирование  деятельности институтов культуры (искусства, науки, образования).

Прикладное  значение культурологии проявляется том, что она участвует (наряду с психологией, социологией, педагогикой) в изучении явлений социализации, культурализации, т. е. «вживания» человека в определенную общественно-культурную систему.

Другое направление  прикладных культурологических исследований – это охрана культурного наследия, изучение возрождающихся культурных традиций, например традиций казачьих культур  России, форм религиозной культуры и т. д.

Каждая культура рассматривается как система  смыслов, имеющая свою сущность, свою внутреннюю логику, которая может  постигаться путем рационального  объяснения. При этом рациональное объяснение выступает как мысленная  реконструкция культурно-исторического  процесса исходя из его всеобщей сущности, выделенной и зафиксированной в формах мышления. Это предполагает использование идей и методов философии, которые выступают методологической основой для культурологии.

 

Историческая культурология

      Историческая культурология – это наука, изучающая историю цивилизации и культуры, однако с позиций не исторической, а культурологической методологии познания. Прошлое изучается как совокупность событий и фактов не исключительных , а происшествий, ситуаций и форм по определению тривиальных, нормальных, обыденных.  
       Культурология исследует относительно универсальное ценностно-смысловое содержание социальной жизни человека, тексты, в которых это содержание манифестируется,  языки  на которых это содержание передается от индивида к индивиду, от поколения к поколению. Культурология в целом является интегративной междисциплинарной областью знания. 
       Все явления имеют  историческое происхождение, а культурные процессы подвержены историческим изменениям, в недрах культурологической науки складывается особое направление исследований, которое концентрируется именно на проблемах исторической динамики культуры, происхождения культурных феноменов, изменчивости фундаментальных принципов и технологий организации,  и осуществления социальной жизнедеятельности сообществ. Это направление в последние десятилетия получило название исторической культурологии.

     Культурология подходит к истории не как к процессу достижения какой-то заведомо предопределенной цели, а как к техническому результату практической жизнедеятельности людей. С точки зрения культурологии история – это динамика порождения, функционирования и изменения различных содержаний и форм совместной жизни людей и взаимоотношений, возникающих между ними. Человечество, общество, личность – это субъекты истории и культуры, порождающие и изменяющие содержание и формы своей жизни. Технологии и результаты подобной социально значимой деятельности – это объекты культурологического исследования. 

 Культура имеет ряд  имманентных характеристик, признаваемых  большинством исследователей: она  – искусственное порождение интеллекта  и труда человека, она не наследуется  генетически, а передается только  методом обучения. И она обязательно аксиологична в своем мироощущении.

Историческая культурология является одним из наиболее перспективных направлений современной науки, преследующим цели комплексного изучения человека и общества путем анализа исторических процессов и результатов формирования, функционирования и трансляции культуры как основного содержания совместной жизни и деятельности людей, создателей и трансляторов тех или иных компонентов этого опыта. 

       Историко-культурологическое исследование может вообще обходиться без описания и атрибуции каких-либо артефактов. Оно исследует тенденции исторической изменчивости культуры. Культуру как тенденцию, а не культуру как событие. Она реконструирует интересующие ее тенденции на основании изучения их результатов. Конкретно-историческая фактура изучается не ради приращения знаний об этой фактуре как таковой, а ради более глубокого понимания закономерностей исторического развития культуры. 

Методы культурологических исследований

Сравнительно - исторический метод (Компаративный метод)

Метод исследования, позволяющий путем сравнения выявлять общее и особенное в развитии стран и народов мира и причины этих сходств и различий. Один из основных способов реконструкции первобытного общества, исследования этногенеза народов мира; общего и особенного в развитии этнических культур и социальных общностей; генезиса, распространения и типологии отдельных явлений материальной, духовной и соционормативной культур, а также их компонентов, происхождения, формирования историко-этнографических ареалов и взаимодействия народов, образующих такие ареалы.        

Каждое сравнительно-историческое исследование ставит конкретные познавательные цели, определяющие круг источников и особенности используемых способов сравнений.

Типологический метод

Используется в культурологии для изучения и выявления типа культуры, выявляя наиболее характерные и важные черты данной культуры.  Данный метод позволяет выявить такие типы культур как западные и восточные.

Через проблему типа исследователи эмпирических наук выходят на проблемы общефилософского характера: единичного и общего, части  и целого, эмпирического и теоретического в познании, соотношении системного и целостного подходов. Применение типологических процедур в большей  степени чем формально-логических подводит исследователя к осознанию конструктивной природы предмета исследования, что с неизбежностью ставит вопрос о его онтологическом статусе, о модусе объективности, соотношении метода и истины. Все это свидетельствует о том, что типологический метод сегодня требует более основательного исследования.

Понятие «тип»  относится к кругу понятий, характеризующих форму, строение вещей, с явным стремлением охватить их в целом, без детализаций, т.е. как образ вещей. В этой семантической и познавательной роли термин «тип» наряду с терминами «эйдос», «идеал», «образ» входит в одну понятийную группу, средствами которой выражают целостность и существенную определенность характеризуемого объекта.

В научной  практике, в различных смысловых  контекстах контуры этого понятия  начинают расплываться. Тип перестает  быть общепонятным, теряет свою определенность, обнаруживается размытость семантического поля понятия. В результате этого термин «тип» используется вместо других понятий, а другие термины подменяют его: «род», «вид», «класс», «модель», «таксон», «структура», «система» и другие. Мало того, термин «тип» даже в работах одного автора порой носит разный контекстуальный смысл.

Структурный метод

Главное условие  при использовании структурного метода – выделение строго очерченного  предмета исследования. Именно наличие  границ предмета исследования позволяет  ставить задачу, связанную с изучением  его структуры, которая должна быть охвачена и закреплена этими границами. Сущность структурного метода состоит  в том, что при изучении выделенной и строго обозначенной области исследования должны быть обнаружены и изучены  внутренние связи всех его составляющих, т. е. его внутреннее строение (конструкция). Простая конструкция характеризуется  однородностью своих частей, и  в этом случае она будет представлять интерес прежде всего в отношении комбинаций тех элементов, из которых она состоит, особенностей их сочетания и взаимосвязей. Задача исследователя в этом случае состоит в изучении того, что мы понимаем под структурой: как, в силу каких причин такая структура могла возникнуть, каковы ее природа и сущность.

Однако предмет  исследования может представлять собой  сложную структуру, когда ее определяющие элементы неоднородны и представляют собой разномасштабные, неадекватные по отношению друг к другу составные  части, обладающие особыми способами  членения, а иногда – и самостоятельными относительно обособленными структурами. В этом случае задача значительно  усложняется, поскольку каждый элемент  приобретает самостоятельный исследовательский  интерес, а выяснение всех структурных  закономерностей становится длительной и непростой процедурой. Самостоятельный  интерес будет возникать и  при определении причин и природы  возникновения сложной структуры, выяснении внутренней логики ее построения.

Культуру в  ходе исследований можно представить  в двух формах – как бесконечное  и неисчислимое идеальное (явление  духа, а не материи) и как проявление идеального (духовного) в материальном, предметном мире. В первом случае применение структурного метода предполагает некий  компромисс, в соответствии с которым  ставится вопрос о рассмотрении структуры  культуры не в замкнутом пространстве предмета, а в разомкнутом. В результате этого происходит подмена понятий  и изучается уже не структура, а ее состав, т. е. из каких структурных  характеристик (а не элементов) она  в том или ином положении состоит. Так, одни специалисты изучают состав воды в реке, другие состав воздуха  в атмосфере. Это происходит, когда  объект исследования лишен конкретных ограничений и представляет собой  нечто постоянно движущееся и  изменяющееся.

Информация о работе Структура культурологии. Методы культурологических исследований