Структура и состав современного культурологического знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 16:50, контрольная работа

Описание работы

Структура и состав современного культурологического знания
ОТВЕТ:
На современном этапе культурология предстает как наука, изучающая культуру как сложную систему, находящуюся в постоянном развитии и во взаимосвязях с другими системами и обществом в целом.
Культурология включает два основных раздела:
- теоретическую культурологию;
- прикладную культурологию.

Содержание работы

ТЕМА 1. Структура и состав современного культурологического знания…………………………………………………………………………4
ТЕМА 2. Методы культурологических исследований ……………………..5
ТЕМА 3. Основные понятия культурологи: культура, цивилизация, морфология культуры, функция культуры, субъект культуры, культурогенез………………………………………………………………..6
ТЕМА 4. Морфология культуры. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Субкультура. Морфологический состав личности. …8
ТЕМА 5. Характерные черты Восточной и Западной культуры ………10
ТЕМА 6. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры…………………………………………………………………….12
ТЕМА 7. Глобализация …………………………………………………….13
ТЕМА 8. Аккультурация, инкультурация, социализация………………14
ТЕМА 9. Культурные ценности, культурные нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культу…15
ТЕМА 10. Содержание понятий: язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации……………………………………16
ТЕМА 11. Функции культурологи ………………………………………..18
ТЕМА 12. Динамика культуры (модели и модификации). Источники культурной динамики………………………………………………………19
ТЕМА 13. Культурная самоидентичность, культурная модернизация…..20
ТЕМА 14. Культура и цивилизация. Определение, соотношение понятий………………………………………………………………………22
ТЕМА 15. Типология культуры (историческая, формационная, цивилизационная, линейная, семантическая)…………………………….23
ТЕМА 16. Культурологическая концепция Н.Я. Данилевского. Основные идеи и понятия……………………………………………………………….27
ТЕМА 17. Культурологическая концепция О. Шпенглера. Основные идеи и понятия……………………………………………………………………29
ТЕМА 18. Культурологическая концепция П.А. Сорокина. Основные идеи и понятия………………………………………………………………32
ТЕМА 19. Культурологическая концепция А.Д. Тойнби. Основные идеи и понятия………………………………………………………………………34
ТЕМА 20. Культурологическая концепция Э.Б. Тайлора. Основные идеи и понятия………………………………………………………………………36
ТЕМА 21. Культурологическая концепция Ю.М. Лотмана. Основные идеи и понятия………………………………………………………………37
ТЕМА 22. Культурологическая концепция Б.К. Малиновского. Основные идеи и понятия………………………………………………………………41
ТЕМА 23. Культурологическая концепция Л.А. Уайта. Основные идеи и понятия………………………………………………………………………43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………..47

Файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 230.00 Кб (Скачать файл)


ФИЛИАЛ НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ИНСТИТУТ

 ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ  СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» В  Г. ПЕРМИ

 

 

 

 

Заочное отделение

Кафедра экономики и  менеджмента

 

Специальность: 080507 «Менеджмент организации»

 

1822

 

 

Контрольная работа № 1

по дисциплине «Культурология»

 

 

 

 

 

Тема: «Структура и состав современного культурологического знания»

 

 

 

 

 

Студентки I курса

Блиновой Антониды Сергеевны

 

 

Преподаватель:

Филиппов Сергей Михайлович

Д.ф.н., профессор

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь 2011

 

 

ПЛАН

 

  1. ТЕМА 1. Структура и состав современного культурологического знания…………………………………………………………………………4
  2. ТЕМА 2. Методы культурологических исследований ……………………..5
  3. ТЕМА 3. Основные понятия культурологи: культура, цивилизация, морфология культуры, функция культуры, субъект культуры, культурогенез………………………………………………………………..6
  4. ТЕМА 4. Морфология культуры. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Субкультура. Морфологический состав личности. …8
  5. ТЕМА 5. Характерные черты Восточной и Западной культуры ………10
  6. ТЕМА 6. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры…………………………………………………………………….12
  7. ТЕМА 7. Глобализация …………………………………………………….13
  8. ТЕМА 8. Аккультурация, инкультурация, социализация………………14
  9. ТЕМА 9. Культурные ценности, культурные нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культу…15
  10. ТЕМА 10. Содержание понятий: язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации……………………………………16
  11. ТЕМА 11. Функции культурологи ………………………………………..18
  12. ТЕМА 12. Динамика культуры (модели и модификации). Источники культурной динамики………………………………………………………19
  13. ТЕМА 13. Культурная самоидентичность, культурная модернизация…..20
  14. ТЕМА 14. Культура и цивилизация. Определение, соотношение понятий………………………………………………………………………22
  15. ТЕМА 15. Типология культуры (историческая, формационная, цивилизационная, линейная, семантическая)…………………………….23
  16. ТЕМА 16. Культурологическая концепция Н.Я. Данилевского. Основные идеи и понятия……………………………………………………………….27
  17. ТЕМА 17. Культурологическая концепция О. Шпенглера. Основные идеи и понятия……………………………………………………………………29
  18. ТЕМА 18. Культурологическая концепция П.А. Сорокина. Основные идеи и понятия………………………………………………………………32
  19. ТЕМА 19. Культурологическая концепция А.Д. Тойнби. Основные идеи и понятия………………………………………………………………………34
  20. ТЕМА 20. Культурологическая концепция Э.Б. Тайлора. Основные идеи и понятия………………………………………………………………………36
  21. ТЕМА 21. Культурологическая концепция Ю.М. Лотмана. Основные идеи и понятия………………………………………………………………37
  22. ТЕМА 22. Культурологическая концепция Б.К. Малиновского. Основные идеи и понятия………………………………………………………………41
  23. ТЕМА 23. Культурологическая концепция Л.А. Уайта. Основные идеи и понятия………………………………………………………………………43

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………..47

 

 

 

 

 

 

 

\

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА № 1

Структура и состав современного культурологического знания

ОТВЕТ:

На современном этапе культурология предстает как наука, изучающая культуру как сложную систему, находящуюся в постоянном развитии и во взаимосвязях с другими системами и обществом в целом.

Культурология включает два основных раздела:

- теоретическую культурологию;

- прикладную культурологию.

К теоретическому уровню относятся все виды познания культуры, которые обеспечивают разработку и построение научной теории культуры, т.е. логически организованной системы знаний о культуре, ее сущности, закономерностях функционирования и развития. В системе теоретического познания культуры различают общую и частные теории культуры. К основным проблемам общей теории культуры относятся проблемы ее сущности, структуры, функций, генезиса, исторической динамики, типологизации. Частные теории культуры изучают отдельные сферы, виды и стороны культуры. В их рамках исследуются экономическая, политическая, правовая, нравственная, эстетическая, религиозная культура, культура быта, сферы обслуживания, управления, культура личности, культура общения, управление культурой.

Прикладная культурология использует фундаментальные знания о культуре в целях решения практических задач, а также для прогнозирования, проектирования и регулирования культурных процессов.

Теоретический и эмпирический уровни исследования культуры органически  взаимосвязаны и предполагают друг друга. Эмпирические исследования дают материал для теоретических обобщений  и являются критерием проверки истинности и эффективности теоретической концепции. Теория логически объединяет эмпирические данные и дает им смысловое объяснение, интерпретацию.

Кроме того, теория направляет эмпирические исследования. Осознает или не осознает это исследователь, но именно теория, теоретический замысел, идея дают ориентиры по поводу того, что изучать, как изучать и для чего изучать.

Структура  культурологии состоит  из шести взаимосвязанных разделов:

1) социология  культуры (социальная культура);

2) психология  культуры;

3) семантика культуры

4) антропология  культуры;

5) история культурологических  учений;

6) история мировой  художественной культуры.

 

ТЕМА № 2

Методы культурологических исследований

ОТВЕТ:

  1. Диахронический метод заключается в изложении явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности их появления и протекания. Однако, факты нужно не только изложить, но и проанализировать, оценить, обобщить. Поэтому данный метод дополняется другими, в частности, синхроническим методом.

  2. Синхронический метод состоит в совокупном анализе двух или нескольких культур на определенном этапе их развития, с учетом существующих взаимосвязей и возможных противоречий. Если диахронический метод можно представить как вертикальную линию, на которой откладываются нужные даты, то синхронический - графически мог бы выглядеть в виде горизонтальной линии, пересекающей несколько вертикалей, каждая из которых олицетворяет историю культуры какой - либо страны.

3. Сравнительно-исторический метод состоит в сравнении разных культур. Он позволяет устанавливать повторяемость культурных явлений, присущих разным историческим эпохам и социальным системам.

4. Структурно-функциональный метод заключается в разложении изучаемого объекта на составные части и выявлении внутренней связи, обусловленности, соотношения между ними, а так же определении их функций.

5. Семиотический метод предполагает рассмотрение культуры как знаковой системы. 
 6. Метод моделирования связан с созданием модели определенного периода в развитии культуры. 
 7. Биографический метод заключается в анализе жизненного пути деятеля культуры.

 

ТЕМА № 3

Основные понятия культурологи: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез

ОТВЕТ:

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных людьми. Культура – все то, что создано людьми в процессе совместной деятельности. Культура – совокупность знаний, верований, искусств, законов, обычаев и других умений, приобретенных человеком как членом общества.

Цивилизация – происходит от слова гражданин, житель крепости, полиса (лат.). Живших за пределами города, крепости называли в античном мире варварами (спайдерами), поскольку они не несли определенных обязанностей, не соблюдали норм поведения, принятых в полисе. По мнению современного историка Л. Семенниковой, «цивилизация – это определенное сообщество людей, объединенное ценностями и идеалами, и имеющее особые черты в социально-политической организации, экономике, культуре и чувство принадлежности к этому сообществу». Предельно широкие определения цивилизации означают, что культура и цивилизация имеют много общего. В чем же состоят различия между ними? Одно из них сводится к тому, что культура – это выражение самоопределения народа и индивида, в то время как цивилизация – прежде всего совокупность достижений техники, несущей комфорт. Между цивилизацией и культурой нет соответствия и по длительности.

Морфология  культуры - учение о внутренней структуре культуры, ее организационно-функциональном строении. Существует множество концепций, делящих культуру по разным основаниям, прежде всего на материальную и духовную (традиция, идущая еще от археологов и отчасти философов). С точки зрения собственно культурологии, подобная дихотомия не позволяет нам узнать что-либо новое о культуре, а только убедиться в том, что любое культурное явление, будучи опредмеченным, является субстратно материальным (даже музыка), но одновременно, даже самое утилитарное из них (плотничий топор), является в известном смысле духовным, несущим в своих формах и чертах, смыслах и содержаниях определенную символическую информацию.

Функции культуры:

1. Преобразующая функция культуры. Освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человека, поскольку "сущность человека не исчерпывается склонностью к самосохранению и соответственно склонностью к созданию удобств, более того, специфически человеческая сущность выражается в чем-то ином, по отношению к чему созидаемые удобства и обусловленное этим самосохранение составляют лишь необходимую базу".

2. Защитная функция культуры является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной.

3. Коммуникативная функция культуры. Коммуникация — это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем.

4. Познавательная функция культуры потребность в этой функции вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Процесс познания характеризуется отражением и воспроизведением действительности в мышлении человека.

5. Информационная функция культуры обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса.

6. Сигнификативная (знаковая) функция культуры, функция приписывания значений и ценностей. Благодаря сигнификативной функции культура предстает как осмысленное представление о мире, не важно, в какой конкретной форме выражено это представление.

7. Ценностная (аксиологическая) функция культуры показывает значимость или ценность того, что в одной культуре ценно, а в другой таковым не является.

8. Духовно-нравственная функция культуры прививает и воспитывает в человеке морально-нравственные ценности.

9. Потребительская (релаксационная) функция культуры. Функция снятия стресса, напряжения. Из естественных способов разрядки - смех, плач, приступы гнева, крик, исповедь.

Субъект культуры – человек (он творит, сохраняет и распространяет созданные им культурные ценности).

Культурогенез – процесс появления и становления культуры любого народа и народности в общем и появления культуры как таковой в первобытном обществе. На данный момент не существует единой теории появления культуры.

 

ТЕМА № 4

Морфология культуры. Этническая и национальная, элитарная  и массовая культуры. Субкультура. Морфологический состав личности.

ОТВЕТ:

Морфология культуры - учение о внутренней структуре культуры, ее организационно-функциональном строении.

Этническая (народная) культура - это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью. Она меняется от одной местности к другой. Местная ограниченность, жесткая локализация, обособление в сравнительно узком социальном пространстве - одна из основных черт этой культуры. Этническая культура охватывает в основном сферу быта, обычаи, особенности одежды, народных промыслов, фольклора. У каждого народа есть свои этнические символы: кимоно - у японцев, клетчатая юбка - у шотландцев, рушник - у украинцев.

Национальная культура - объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных друг с другом кровно-родственными отношениями. Условием существования национальной культуры является возникновение письменности. Именно посредством письменности идеи и символы, необходимые для национального объединения людей, получают возможность широкого распространения среди грамотной части населения. Письменная культура как бы противостоит стихии живого разговорного языка с его местными диалектами и семантическими различиями. О возникновении национальной культуры мы судим, прежде всего по факту рождения письменного языка и национальной литературы.

Элитарная культура (от франц. - отборное, выбранное, лучшее) субкультура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Апеллируя к избранному меньшинству своих субъектов, как правило, являющихся одновременно ее творцами и адресатами (во всяком случае круг тех и других почти совпадает).

Массовая культура – порождение индустриальной и постиндустриальной эпохи, связанная с формированием массового общества. Отношение к ней исследователей разного профиля - культурологов, социологов, философов и пр., неоднозначно. Одних она пугает и отталкивает своей агрессивностью и напором, отсутствием каких-либо морально-нравственных ограничений, других приводит в восторг, третьи проявляют индифферентность. Феномен массовой культуры понимается по-разному. Некоторые исследователи трактуют ее буквально, т.е. как культуру масс, создаваемую массами, тем самым отождествляют с народной культурой.

Информация о работе Структура и состав современного культурологического знания