Шумеро-Аккадская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 01:26, реферат

Описание работы

Древнейшими обитателями Двуречья была создана высокая культура, которая оказала исключительно сильное влияние на дальнейшее развитие всего человечества, став достоянием многих стран и народов. На территории Месопотамии возникли и получили оформление многие черты материальной и духовной культуры, надолго определившей весь последующий ход всемирной истории. Здесь появились первые города-государства, возникли письменность и литература, зародилась наука. Цивилизация Древнего Двуречья оказала огромное влияние на античную, а через нее - и на средневесковую культуру Европы, на Средний Восток, в конечном итоге - на мировую культуру Нового и Новейшего времени.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Культура Месопотамии 5
Глава 2. Шумеро-аккадская культура 5
Параграф. Религия. 6
Параграф. Письменность. 7
Параграф. Литература. 9
Параграф. Архитектура. 10
Параграф. Искусство. 11
Заключение 12
Список использованной литературы 14

Файлы: 1 файл

культурология реферат.docx

— 36.36 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

3

Глава 1. Культура Месопотамии

5

Глава 2. Шумеро-аккадская культура

5

Параграф. Религия.

6

Параграф. Письменность.

7

Параграф. Литература.

9

Параграф. Архитектура.

10

Параграф. Искусство.

11

Заключение

12

Список использованной литературы

14


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Передняя Азия с ее разноплеменным населением занимала в древности обширные пространства земли от Персидского залива между Средиземным, Черным и Каспийским морями. Она разделялась по диагоналям реками Евфратом и Тигром, текущими с северо-запада на юго-восток и впадающими в Персидский залив. Область между Тигром и Евфратом получила название Двуречья или Месопотамии. В плодородной долине южной части Двуречья сложились такие ранние государства как Шумер, Аккад и Вавилон.

Древнейшими обитателями  Двуречья была создана высокая культура, которая оказала исключительно сильное влияние на дальнейшее развитие всего человечества, став достоянием многих стран и народов. На территории Месопотамии возникли и получили оформление многие черты материальной и духовной культуры, надолго определившей весь последующий ход всемирной истории. Здесь появились первые города-государства, возникли письменность и литература, зародилась наука. Цивилизация Древнего Двуречья оказала огромное влияние на античную, а через нее - и на средневесковую культуру Европы, на Средний Восток, в конечном итоге - на мировую культуру Нового и Новейшего времени.

Шумер — одна из древнейших известных нам цивилизаций. Шумерам  приписывается множество изобретений, таких, как колесо, письменность, ирригационная  система, сельскохозяйственные орудия, гончарный круг, и даже пивоварение.

В XXIV веке до н. э. большая  часть Шумера была завоёвана Аккадским  царём Шаррумкеном (Саргон Великий). К середине II тысячелетия до н. э. Шумер был поглощён набиравшей силу Вавилонской империей. Ещё раньше, к концу III тысячелетиях до н. э., шумерский язык потерял статус разговорного, хотя и сохранялся ещё в течение двух тысячелетий, как язык литературы и культуры.

В связи с тем, что шумеры в последствии были завоеваны аккадским населением, то многие рассматривают культуру этих двух народов параллельно. Тема настоящей работы достаточно интересна и исторически значима.

Цель работы: рассмотреть  Шумерскую и Аккадскую культуры, их значимость и уникальность (точнее шумеро-аккадскую культуру т.к. шумерская культура «досталась в наследство» Аккадцам.).

Задачи работы : рассмотрение шумеро-аккадской культуры в целом.

 

Глава 1 :КУЛЬТУРА МЕСОПОТАМИИ

Цивилизация Древней Месопотамии (Междуречья или Двуречья) возникла приблизительно в то же время, что и египетская. Она сложилась в долинах рек Тигр и Евфрат и существовала со второй половины IV тысячелетия до н. э. до 539 г. до н. э., когда Вавилон был завоеван персами. В отличие от египетской, цивилизация Месопотамии не была этнически однородной, она формировалась в процессе смешения многих народов. Главную Роль в истории и культуре Междуречья сыграли шумеры, аккадцы, вавилоняне и ассирийцы.

Глава 2 :ШУМЕРО-АККАДСКАЯ  КУЛЬТУРА

Фундамент всей последующей  цивилизации региона был заложен  шумерами, которые в IV тысячелетии  до н. э. заселили южную часть Междуречья.

Неизвестно откуда пришли Шумеры, но когда они появились в Месопотамии там уже жили люди. Племена, населявшие в глубочайшей древности Месопотамию, жили на островах, возвышавшихся среди болот.

О происхождении и прародине  этого народа до сих пор идут споры. Загадочным, не имеющим аналогов остается и язык шумеров. Они создали высокую  земледельческую культуру и развитую систему мелиорации, служившую для  осушения болот и сохранения воды на период засухи. Шумеры раньше, чем другие народы, стали использовать колесо, гончарный круг, плуг-сеялку, парусную лодку, литье из меди и бронзы.

К началу III тысячелетия до н. э. на юге Месопотамии сформировалось несколько городов-государств, наиболее крупные – Ур, Ниппур, Киш, Урук, Лагаш, Сиппар, Эреду. Приблизительно в середине III тысячелетия до н. э. территория, простиравшаяся от северных границ Шумера до восточных границ Египта, была занята семитскими племенами. Аккадцы, семитский народ, заселили земли к северу от Шумера, усвоили шумерскую культуру, религию и письменность. В XXIV в. до н. э. аккадский царь Саргон Древний подчинил города-государства Шумера. Значение этих событий столь велико, что позволяет говорить о достаточно целостной шумеро-аккадской культуре.

Религия.

Если говорить о религии, то можно отметить, что, похоже, в  Шумере истоки религии имели чисто  материалистические, а не "этические", корни. Культ Богов имел целью  не "очищение и святость" а призван  был обеспечить хороший урожай, военные  успехи и т.д. Самые древние из Шумерских Богов, упомянутые в древнейших табличках "со списками богов" ( середина III -го тысячелетия до н.э.), олицетворяли силы природы - небо, море, солнце, луну, ветер и т.д., затем появились боги - покровители городов, земледельцев, пастухов и т.п. Шумеры утверждали, что всё в мире принадлежит богам - храмы были не местом пребывания богов, обязанных заботится о людях, - а житницей богов - амбарами.

Религиозно-мифологические представления шумеров отличались большим разнообразием, однако они  укладывались в достаточно стройное учение о мире с объяснением практически  всех природных и общественных явлений. Религиозные воззрения шумеров  были частично унаследованы вавилонской  культовой системой, а их космогоническая  концепция продолжала оказывать  влияние на жизнь народов Месопотамии  после крушения шумерского государства.

Отчасти своей силой религия  шумеров была обязана огромному  числу богов. Шумерский пантеон  насчитывал не менее 3000 божеств. Фактически каждое природное явление и сторона  человеческой жизни входили в  сферу влияния отдельного бога или  богини. По представлениям шумеров, отдельные  боги «заведовали», например, такими важными  предметами, как плуг, кирка или  кирпич. Кроме того, свои божества были не только у крупных городов, но и  у самых мелких поселений, у каждой общины.

Со временем сложилась  иерархия божеств. Выше всех ставились  те из них, кому подчинялись главные  природные сферы: небо, воздух, земля  и вода. Основную роль в пантеоне играла триада: Ан – бог неба, Энлиль – бог земли, Энки – бог воды. Статус этих божеств не был постоянным. Сначала самым могущественным считался небесный бог Ан. Позже пальму первенства получил Энлиль.

Шумерских богов не отделяла от людей непреодолимая стена. Так  же, как позднее греческим богам, им приписывались человеческие чувства  и потребности. Во многих шумерских  мифах подчеркивались низменность  и грубость натуры богов, непривлекательность  их внешнего облика и одновременно отчетливо выражалось подчиненное  положение человека, созданного для  служения богам. Свои желания и намерения  боги доводили до людей устами жрецов, присвоивших себе функции посредников.

Важную роль играли жертвоприношения. Таким образом смертные старались умилостивить богов, способных, как думали шумеры, наслать наводнение, засуху, эпидемию или набеги горных племен. Подобные беды и в самом деле часто обрушивались на земли Месопотамии, что способствовало укреплению веры и приносило немалую выгоду жрецам и храмам.

Письменность.

Одним из важнейших достижений шумерской культуры было создание письменности. Острая необходимость в надежном способе хранения и передачи информации появилась вместе с развитием  государственных структур, храмового  хозяйства и торговых отношений.

Шумерская система письма прошла в своем развитии несколько  стадий. На начальном этапе письмо носило изобразительный, пиктографический характер: понятия конкретных объектов, явлений и действий передавались условными рисунками-символами. Например, упрощенное изображение головы человека означало «голова», а две волнистые  линии – «вода».

В дальнейшем эта достаточно примитивная система была усовершенствована. Теперь изображения могли передавать смысл абстрактных явлений и действий. Так, шумерский символ, означавший «рот», стал также употребляться для передачи смысла слова «говорить». Символы объединялись в комбинации: например, два стоящих рядом знака «рот» и «пища» означали глагол «есть».

Перелом в развитии письменности наступил тогда, когда пиктографические символы в основном стали передавать звуки, преимущественно те, с которых  начиналось слово, ранее соответствовавшее  пиктограмме. К середине III тысячелетия  до н. э. в шумерской письменности было отражено большинство звуков устной речи.

Вместе с изменением функции  письменных символов менялся и их внешний вид. Пиктограммы, наносившиеся на глиняные таблички, преобразовались  в стилизованные буквы. Кроме  того, со временем письмо получило новое  назначение. Большинство ранних шумерских  табличек содержали тексты практического  характера, например, списки каких-либо продуктов или товаров. С годами возникла потребность в фиксации указов царей, правовых кодексов, произведений литературы. Получила распространение  частная переписка. И символы  становились все более абстрактными, утрачивая связь с конкретным изображаемым объектом. Наряду со схематизацией  знаков сокращалось их число (с 1500 в  Шумере до 300 в Нововавилонском царстве). Наконец, возникли условные элементы клинописи.

Впрочем, наиболее существенные изменения произошли тогда, когда  писцы поменяли заостренную тростниковую палочку на металлическую с клинообразным  концом, которую впоследствии заимствовали римлян назвав ее stilus. Преобразованная письменность получила название клинописи, ибо письменные символы напоминали клинья.

Шумерскому письму была уготована  долгая жизнь. Его переняли аккадцы, вавилоняне и многие другие народы Ближнего Востока, приспособив потребностям своих языков. Аккадский язык и  клинопись долгое время являлись средством международного общения в данном регионе.

Усовершенствованная во II тысячелетии  до н. э. финикийцами клинопись составила  основу греческого, а через него – многих современных алфавитов.

Литература.

Литература Месопотамии  подпитывалась многочисленными  шумерскими и аккадскими мифами. Один из них – о сотворении мира и  человека. Если       роль       творца       в       шумерском       варианте       отводилась богу Энлилю, то в аккадском – богу Мардуку, который спас всех богов, когда богиня-чудовище Тиамат задумала их погубить. Мардук одолел Тиамат       и       разрубил       на       две       части.       Из одной он сделал небесный свод, а       из другой – землю. Именно Мардук построил на небесах       жилище для богов, разделил год на 12 месяцев, сотворил небесные       светила, а землю населил животными и растениями. Убив чудовище Кингу, Мардук из его крови замесил глину и создал человека.

Этот        и ряд       других       мифов,       сохранившись,       в       преобразованном       виде вошли в текст Библии. В отрывках дошло до нас шумерское сказание о братьях       -полубогах Эмеше и Энтене, сотворенных богом Энлилем. В их истории угадывается позднейшее       библейское сказание о       Каине и Авеле. Как и в библейском варианте, братья вступают в конфликт, но в данном случае дело не доходит до братоубийства. Известны также несколько месопотамских повествований о всемирном потопе, рассказ о первом рае.

Наибольшее значение в  литературе Междуречья имел эпос. Всемирную  известность получила шумеро-аккадская  эпическая поэма о Гильгамеше, герой которой – полулегендарный  правитель города Урука. Поэма складывается из ряда самостоятельных сюжетов, имеющих собственные названия.        Например, «Гильгамеш и гора      бессмертных» – о поисках героем бессмертия и вечной славы; «Гильгамеш и небесный бык» – об убиении героем громадного быка; легенда «Гильгамеш, Энкиду и подземный мир» о переходе Энкиду в мрачный мир умерших; «Смерть Гильгамеша». Эпос о Гильгамеше можно отнести к истокам мировой литературы.

Архитектура.

Архитектурных памятников шумерской  эпохи сохранилось очень мало, так как в Месопотамии не было ни дерева, ни камня, пригодных для  строительства; большинство зданий возводилось из менее долговечного материала – необожженного кирпича. Самыми значительными из дошедших до нас построек (в небольших    фрагментах) являются храм и Красное здание в Уруке (3200–3000 гг. до н. э.). Шумерские храмы обычно строили на утрамбованной платформе ,   которая     защищала   здания от     наводнений. Стены платформы, как и самого храма, красили и украшали мозаикой. Храм представлял собой низкое толстостенное прямоугольное здание с внутренним двором.

У шумеров впервые появились  такие архитектурные и художественные элементы, как     арка,    свод,  купол,  фриз, мозаика, резьба по камню, гравировка и инкрустация. В дальнейшем арки и своды, широко применявшиеся в Месопотамии, распространились по всему миру.

После объединения Шумера под властью Аккада распространилась новая форма культового сооружения – зиккурат, представлявший собой ступенчатую трапециевидную пирамиду, на вершине которой помещалось небольшое святилище. Нижние ярусы зиккурата окрашивали в черный цвет, средние – в красный, верхние – в белый. Символика зиккурата – «лестницы в небо» – была проста и понятна во все времена. В конце 3 тысячелетия до н. э. в Уре был сооружен трехъярусный зиккурат высотой 60 м. До наших дней сохранилась только нижняя терраса внушительных размеров (длина сторон основания – 65 и 43 м).

Информация о работе Шумеро-Аккадская культура