Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 16:46, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для зачета по дисциплине "Культурология".

Файлы: 1 файл

1Культура и природа.docx

— 105.40 Кб (Скачать файл)

 

 

   18 Культуриндустрия, превращение искусства в товар и потребительская психология.

 

Мнение, что в культуре сейчас царит хаос, ошибочно. Сегодня  культура на все накладывает печать единообразия. Кино, радио, журналы  образуют собой систему. Градостроительные  проекты, которые призваны увековечить  индивидуума в качестве якобы  самостоятельного в гигиеничных  малогабаритных жилищах, тем самым  лишь еще основательнее подчиняют  его противнику, тотальной власти капитала.

Модель культуры - ложная идентичность всеобщего и особенного. Вся масскультура является идентичной.

Кино и радио не искусство, а индустрия, пр-во. Док-во – их доходы, которые они сами демонстрируют.

Господствует техническая  рациональность – феномен стандартизации и серийного пр-ва. Виновна не сама техника, а то, как она функц-ет в экономической системе.

Потребитель не играет роль субъекта, он лишь слушатель. Любой всплеск в кач-ве таланта стан-ся собственностью индустрии.  Расположение публики есть часть системы. Экономический механизм: то, что не укладывается в их систему, не проходит. Экранизация Толстого – простая отговорка.

Все отрасли сплетены очень  тесно и зависят друг от друга. Любое различие (ценовое, качественное) – лишний повод классификации  всех потребителей, их систематизации. Конкуренция и возможность выбора иллюзорны.

 

 

   Так в наше время общая тенденция социального развития находит сво¨ воплощение в частных сомнительных планах генеральных директоров, то оригинально таковые являются замыслами самых могущественных секторов индустриального производства. Монополии рядом с ними выглядят весьма зависимо. В экономическом отношении зависимость и переплет¨нность отраслей ярко выражена. Существует и также ярко выражено поведение каждого посредством индексации своим уровнем. Это обеспечено постоянно подч¨ркиваемым различиям, например, публикация в журналах разного уровня цен.   

 Под покровом якобы конкуренции  и возможностью выбора, серийное  производство разных ведущих  фирм основано, в том числе  и на, так называемых, иллюзорных  отличиях. 

Другая, не менее  значимая характеристика культуриндустрии- эскейпизм, т.е. бегство от реальности в мир фантазий и грез. Эту черту отмечают многие исследователи. Так, в частности, В.П. Шестаков считает, что именно благодаря эскейпизму осуществляется подмена, или выражаясь языком психоанализа, компенсацию реальности миром обманчивых и утешительных иллюзий. Автор книги «Философия художественной истории» Арнольд Хаузер так же полагает, что история современного массового (популярного) искусства начинается с возникновением идеи о том, что искусство означает отвлечение. В нем ищут рассеивание, но не концентрацию, развлечение, но не образование.

Культуриндустрия, учитывая все эти особенности сознания, предоставляет продукцию, которая легко воспринимается, позволяет окунуться в мир грез и иллюзий, создает впечатление обращения к конкретному индивиду.

 

 

19  Модернизм и постмодернизм в искусстве.

 

Модернизм в широком смысле слова характеризует  все нереалистические школы и  течения европейского искусства, в  узком смысле слова – это художественная система, характеризуемая общностью  стремлений, цельностью, единством  целей и задач. В русле модернизма формируется «авангард» (фр. «передовой отряд»), наиболее радикальное течение, открыто порывавшее с искусством прошлого, ориентированное на крайние  формы выразительности, отказ от предметности и соотнесения с  действительностью. 

Постмодернизм основан на идеях игры, парадоксальности, комбинирования элементов, отражения  действительности как ее опровержения. Его принципы – концептуальность, ирония, пародия, вторичность, безличность, цитатность. Ж.Ф.Лиотар (род. в 1924), Ролан Барт (1915 – 1980), У.Эко (род. в 1932 г.) рассматривают любое произведение искусства как определенный текст, построенный и развивающийся вне всяких законов жанра и композиции, а представляющий собой некий коллаж высказываний, цитат, аллюзий и метафор. Возрождая романтический принцип иронии, сторонники постмодернизма возводят ее в абсолют, низвергая все и всякие ценности, провозглашая идею «смерти автора» (неважно, что хотел выразить автор, каждый зритель или читатель имеет право увидеть то, что хочется ему). Прием деперсонализации в эстетике постмодерна применим и по отношению к художнику, автору, творцу и по отношению к зрителю, читателю, рецепиенту. Постмодернизм как культурная стратегия и эстетический метод явился следствием процесса глобализации, стирания культурных и национальных различий.

 

 

 

20 Культура в XXI в: современная социокультурная ситуация.

Идеалы и установки  современной культуры являются сплавом  того, что достигло человечество к концу XX в.

В современной культуре широкое распространение получили гуманистические идеалы и принципы. Разумеется, гуманизм-достаточно многообразное понятие. Ренессансный гуманизм, например, утверждавший мощь и свободу творческого человеческого духа, являлся в определенном смысле элитарным, поскольку его мораль была индивидуалистической, значимой лишь для избранных.

Важнейшим итогом развития культуры, воспринятой в нашем  столетии, является установка на научно-рациональное познание мира и связанная с ней  социокультурная система- наука. Еще в XIX в. появляются первые признаки того, что наука стала мировой, объединив усилия ученых разных стран. Возникла, развилась в дальнейшем интернационализация научных связей. Расширение сферы применения науки в конце XIX- начале XX в. привело к преобразованию жизни десятков миллионов людей, живших в новых промышленных странах, и объединению их в новую экономическую систему.

Мировая научная целостность, сложившаяся в XX в., положила начало экономическому объединению мира, передаче во все уголки земного шара передовых  способов производственной культуры. Мы являемся свидетелями растущей интернационализации  народнохозяйственных связей. Одним  из выражений этого процесса стали  транснациональные корпорации с  их едиными формами организационной  культуры, действующими в десятках стран и на различных континентах. На долю транснациональных компаний приходится более трети промышленного  производства, более половины внешней  торговли, почти 80% новой техники  и технологий. О нарастании интернационализации  жизни современного мира свидетельствует  всеохватывающий характер научно-технической  революции, принципиально новая  роль средств массовой информации и  коммуникации.

Однако культура XX в. отразила тот кризис, в который  медленно входила техногенная цивилизация. Современное производство, породившее новый тип цивилизации, индустриальное общество, привело к действительному  господству безличных экономических, технологических, политических структур  над живой человеческой деятельностью, индивидуальным “Я” подлинной культуры. Способ организации социальной жизни, который Л.Мемфорд отразил в образе гигантской машины, получил свое логическое завершение во второй половине XX в.. Симптоматично, что именно через армию стандартная модель мегамашины передвинулась от культуры к культуре, начиная с эпохи древних царств. Человек с присущей ему индивидуальностью и творческим потенциалом оказывается стандартной деталью социальной машины, функциональным придатком технологического процесса.

 

  1. Европейская культура XIX века:
  1. Борьба за свободу личности как необходимое условие становления нового типа культуры.

 

Вера в безусловное  право и абсолютную свободу личности, в бесконечный прогресс, основанный на торжестве гуманности, точных наук и техники, быстро обернулась глубоким разочарованием. Мировоззрение реакции  начала века сложилось из протеста против просветительских принципов  и способов изменения общества и  человека. Ожесточенность этого протеста объясняется катастрофами революции. Быстро исчезали традиционные группы и деления общества, старинные  институты и привилегии, множество  партий сменяли друг друга у власти. Ломка государственных учреждений вызвала изменения в хозяйственной  жизни. Масса людей по всей Европе была захвачена водоворотом событий. Нельзя забывать, что «права человека»  и новые воззрения на общественную жизнь вводились французами в  завоеванных ими странах. После  реставрации власти Бурбонов в Европе началась общая политическая, а с ней и интеллектуальная реакция.

 

В борьбу с политической и культурной реакцией вступило общественное движение, получившее название либерализм. В основу либерализма был заложен  принцип политической и индивидуальной свободы личности. Либерализм был продолжением ранних культурных движений гуманизма, Реформации и Просвещения, которые защищали свободу духа будь то в сфере научной или религиозной мысли, художественного осмысления действительности или в отношениях общества и государства. 
 
Принципиальная борьба между либерализмом и реакцией была борьбой между свободой личности и стремлением к возможно большему ограничению личных прав как в культурной, так и в политической жизни. Либерализм стоял за свободу совести, мысли, научных исследований, слова, печати, за гарантии личной неприкосновенности. Либерализм, требующий культурной и политической свободы, принимал различные направления — аристократическое, буржуазное, демократическое — в зависимости от того, требовалась ли свобода для того или иного класса или для всего народа. 
 
Под влиянием революционных выступлений рабочего класса либерализм порывал с демократическими идеями и принимал буржуазный характер. Неудачные опыты народовластия вызвали у защитников либерализма страх перед чернью. Пришедшая к власти буржуазия " выдвигала те культурные идеалы, которые отвечали ее ценностям.

 

Романтизм как выражение  индивидуализма и особый тип восприятия мира и человека.

Для романтиков проблема личности — центральная. Познание мира — это прежде всего самопознание. Романтики приковывали внимание к таким важнейшим сторонам человеческого бытия, как любовь, творчество, радость, печаль, смерть.

Индивидуализм романтиков получал разное выражение: герой  — чудак, мечтатель, трагический  одиночка, уходящий в мир искусства  и фантазий (герой Гофмана), герой  — активный бунтарь (у Байрона  и де Виньи), герой, действующий во имя блага народа (у Шелли, Байрона, Мицкевича). Произведения Вордсворта, Байрона, Гейне, Гюго, Жорж Санд, де Сталь, Берлиоза, Вебера раскрывали современникам богатства духовного мира личности. Необязательно это обращение к избранной личности, возвышающейся над толпой. Это может быть и скромная личность.

Романтики были далеки от революционной борьбы, но их творчество поддерживало чувство протеста, отстаивало право человека на свободное проявление чувств, способностей, страстей. Одни видели выход в возвращении к прошлому, идеализируя Средневековье и  его культуру (исторические романы В. Скотта, появление готических элементов  в архитектуре). Другие отвергали  существующие порядки не во имя прошлого, а во имя будущего. 
 
Расцвет французского романтизма приходится на конец 20-х годов, на время широкого демократического движения накануне Июльской революции 1830 г. Связь с демократическим движением составляет главную особенность французского романтизма, его отличие от немецкого и английского. Прогрессивный романтизм связан с развитием реализма нового типа эпохи капиталистической культуры. В произведениях многих романтиков возникли элементы реалистического подхода к изображению окружающей действительности.

 

Особенности классицизма  Западной Европы XIX в

 

Новый классицизм в Европе заслуживает и отрицательной, и  положительной оценки, в зависимости  от того, как рассматривать это  явление: в сравнении с предшествующими  стилями или как независимую  художественную систему с определенным творческим содержанием. Кажется, есть какое-то оскудение художественного  потенциала, какой-то регресс, ограниченность схемы. Формы художественного творчества в архитектуре классицизма стремились к ясности и упрощению, они  доступнее пониманию, чем формообразования барокко и рококо. Кроме того, классицизм более отвечал потребностям эпохи Нового времени: в большом  количестве стали возводиться не дворцы и особняки, а здания общественного назначения — биржи, больницы, учебные заведения, приюты, многоквартирные доходные дома, фабричные здания, магазины, склады и др. Отсюда — мощная традиция классицизма в архитектуре, проходящая через весь XIX в.

Новый классицизм объяснялся еще психологически: слепой ненавистью буржуазии ко всему, что она считала  принадлежностью ненавистного старого  режима. «Раз аристократы любили рококо, возненавидим его». (О том, что классицизм возник в эпоху деспотического режима Людовика XIV, буржуазия уже забыла.)

 

Романтизм в живописи и  музыке.

 

В творчестве романтиков произошла  цветовая и композиционная революция  в живописи (вместо фронтального изображения  — развернутое действие в живописном пространстве). В живописи Делакруа краски приобрели самостоятельное  значение, особенно после его путешествия  на Восток. Экзотические краски природы  восточных стран обогатили его  палитру. Колористические открытия Делакруа стали позднее использоваться в творчестве других художников. 
 
Живопись Делакруа была настолько необычна, что вызвала бурю негодования в академической среде. Но осмеянный при жизни, он оставался учителем новых поколений, к его живописному видению мира обратились импрессионисты. С непризнания Делакруа начался случавшийся и прежде, но типичный особенно для XIX в. конфликт публики и художника. 
 
К середине XIX в. романтизм в литературе, театре, живописи исчерпал себя. И только в музыке судьба романтического направления сложилась по-иному. Музыка занимала особое место в эстетике романтизма. Отвергая культ разума, романтики стремились воздействовать на чувства, а это лучше всего достигалось музыкой. Не подражая никакой живой форме, музыка лучше всякого другого искусства способна выразить неоформленные мысли, желания, настроения, сумятицу чувств, эмоциональные переживания, духовный мир человека, который становился все сложнее. Бурное конфликтное развитие общества, растущий драматизм — этим чувствам музыка находила выход в эстетическом переживании. От широкого движения души народа до тонкого лиризма личных чувств — от Бетховена до Дебюсси. Этим определялось то важное место, которое занимала музыка в духовной жизни общества XIX в., вошедшего в историю музыкальной культуры как золотой век Романтизма. Романтизм в музыке означал новую эпоху в эстетическом восприятии действительности.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"