Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Культурологии".

Файлы: 1 файл

kulturologia-3.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

♦     Ролевые нормы определяют характер поведения человека в соответствии с выполняемой им социальной ролью. Роли руководителя, чиновника, покупателя, отца, мужа, дочери, друга.

 

Аксиологический подход

Аксиологический подход свойственен гуманистической педагогике, так как человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития.

Человек живет в состоянии  мировоззренческой оценки происходящих событий, он ставит перед собой задачи, принимает решения, реализует свои цели. При этом его отношение к окружающему миру (обществу, природе, самому себе) связано с двумя подходами – практическим и абстрактно-теоретическим (познавательным). Роль связующего звена между практическим и познавательным подходами выполняет аксиологический (ценностный) подход. Его принципы позволяют включиться в диалог и совместно работать различным наукам и течениям, искать оптимальные решения.

8)  В культуре существуют различные знаковые системы, или языки культуры: естественный язык, письменные тексты, фольклор, традиции, предметы быта, ритуалы, этикет, разные виды искусства.

 

Язык культуры – совокупность всех знаковых способов словесной и  невербальной коммуникации, с помощью  которых передается культурно значимая информация.

 Наиболее универсальной  знаковой системой является язык. Основным средством познания и коммуникации являются естественные языки. Наряду с ними существуют искусственные языки (язык науки, дорожные знаки, условные сигналы) и вторичные языки (миф, религия, искусство). Культурный опыт человечества выражен и в текстах.

Культура выражает себя и через  мир символов – знаков, не имеющих  предметного значения, но через которые  открывается смысл самого объекта. С помощью символов информация передается средствами, превосходящими возможности  языка (эти средства – гербы, эмблемы, символика цвета, жестов и др.). Особое значение имеют символы в религии, искусстве. Каждый вид искусства имеет свой образно—символический язык (есть язык музыки, танца, живописи, кино, театра и т. п.).

 

Дописьменная культура охватывает огромный доисторический период (включающий дикость и варварство) - от 50 - 20 тыс. лет до н. э. до конца 4 тыс. до н. э. Эпоха дописьменной культуры - это эпоха устной традиции. В эту эпоху знания выражались в форме обыденного житейского рассказа или находили воплощение в мифе, легенде и предании.

 

Основным культурным кодом дописьменных культур был  мифологический. Своеобразие мифа в  том, что он сочетал в себе как  реальные знания и наблюдения, так  и фантазию, вымысел, веру. Важным средством  передачи и хранения информации в  дописьменной культуре являлось искусство.

 

Письменные культуры формируются на рубеже 4 - 3 тыс. до н.э.- Месопотамии, Древнем Египте, Древнем  Китае. Появление письменности было связано с усложнением социальной жизни, возникновением первых государств, развитием разделения труда, появлением разных социальных групп (жрецов, управленцев, земледельцев, ремесленников, воинов, пленных), освоением новых видов деятельности, связанных с возделыванием больших площадей земли, строительством мощных дворцов, храмов, усыпальниц. В связи с этим формируются новые виды знаковой деятельности - письменность, числа, счет, простейшие операции с числами. Появляются новые формы знаков - моделей, связанные с познавательно - практической деятельностью человека, - чертежи, которые использовались для вычисления площадей.

 

Появление экранной культуры было связано с возникновением кинематографа. Первый киносеанс был устроен  изобретателями - братьями О. и Л. Люмьер в Париже 28 декабря 1895 года. Было показано несколько коротеньких фильмов: "Выход работниц из ворот фабрики", "Прибытие поезда", "Игра в карты", "Кормление младенца" и даже комический эпизод "Политый поливальщик". Начав с документа, хроники, кино уже на втором десятилетии своего существования попыталось инсценировать сюжеты и персонажи литературных произведений, появились крупные планы, менялись точки съемок и отдельно снятые кадры объединялись монтажом.

 

Следующим этапом в развитии экранной культуры стало появление  телевидения и компьютера, в котором  современные ученые видят итог эволюции книги и того культурного кода, который основан на линейном способе письма.

 

9)  культурная динамика

        1) изменения внутри культуры и  во взаимодействии разных культур,  для к-рых характерна целостность,  наличие упорядоченных тенденций,  а также направленный характер; 2) раздел теории культуры, в рамках к-рого изучаются процессы изменчивости в культуре, их обусловленность, направленность, сила выраженности, а также закономерности адаптации культуры к новым условиям, факторы, определяющие изменения в культуре, условия и механизмы, реализующие эти изменения.

 

Кризис культуры

понятие, фиксирующее  ситуацию, возникающую в результате разрыва между культурой со всеми  ее институтами и структурами  и резко изменившимися условиями  общественной жизни. Кризис культуры характерен для рубежа XX и XXI столетий. На судьбе культуры сказывается столкновение духовно-нравственных идеалов с реальной жизнью. Иссякает энергия культурных ценностей, творческий дух покидает культуру, не способную утолить духовный голод общества.

10)  понятия «цивилизация» и «культура» отличаются сложностью и многозначностью. Нам представляется более правильным считать эти понятия взаимодополняющими. Если культура характеризует человека, меру его развития, способы самовыражения в различных видах деятельности, то понятие «цивилизация» определяет социальное бытие самой культуры. Современная мировая цивилизация не исходный пункт, а результат сложной и длительной эволюции первоначально отдельных, локальных цивилизаций, в том числе и тех, которые были затем разрушены, уничтожены более сильными.

Культура 20 века отразила кризис, в который медленно входила техногенная цивилизация

Человек с присущей ему  индивидуальностью и творческим потенциалом оказывается стандартной  деталью социальной машины,индивид  пассивно воспринимает формы жизни,навязанные ему социумом и перестает жиь самобытной свободной жизнью. Проблемой современного общеста является проблема «человек-масса» человек сливается с массой и теряет свою индивидуальность,становится заложником машин ,человек-масса продукт наше индустриально-демократической цивилизации и в своем логическом завершении это катостраично не только для культуры,но и для самой цивилизации.

Попытки отказа от преемственности  в культуре, создания «новых» (нетрадиционных) и конструирование «синтетических» искусств.

 

11) Типология культуры - классификация культур по типу  и определение места конкретной  культуры в культурно - историческом  процессе; как метод исследования  включает диахронный и синхронный  подходы. Эти термины происходят  от древнегреческих приставок – «через» и «сейчас» и слова «время». Означают: 1) диахронный - подход к предмету через «временные ряды» (или исторический); 2) синхронный - рассмотрение предмета в «остановленном мгновении», «сейчас», в абстрагировании от генезиса, истории и т.п.

 

Задача типологизации культуры состоит в том, чтобы  представить конкретно-историческое бытие культуры в виде некоторой целостной органичной системы, установив ее собственный внутренний механизм функционирования и развития. Еще лучше, если предлагаемые принципы типологизации позволят представить движение культуры  в качестве всемирно-исторического процесса. При этом, если законы развития, имеющие всеобщий характер, могут быть абстрагированы от  конкретно-исторического субстрата культуры, то законы функционирования могут быть представлены только как непосредственное самодвижение именно этого и только этого субстрата.  Отсюда и столь распространенные убеждения, что культуры, будучи уникальными, не  подчинены действию каких-либо объективных законов.

 

12) Деление культур на восточные и западные фиксирует не только их территориальное расположение, но и характеристику методов и способов познания мира, ценностных ориентаций, основных мировоззренческих установок, общественно-экономических и политических структур. В современной культурологии под "Западом" подразумевается европейская, американская и австралийская культура, под "Востоком" - культура стран Центральной, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки. Запад разнообразен, Восток еще более пестр, тем не менее у этих двух "противоположных" типов культуры можно выделить присущие им черты, отличительные особенности. Назовем главные из них.

 

1. Западные и восточные  культуры различаются динамикой  развития. Для социодинамики западной  культуры характерны волнообразность, рывки, неравномерность. Восточные цивилизации до XIX века оставались замкнутыми, локальными, традиционными, изменялись медленно, эволюционно

2. Западная традиция  подчеркивает активное отношение  человека к внешнему миру. Деятельность  человека понимается как направленная вовне, на преобразование предметов. Восточная культура более ориентирована на самого человека, его духовное совершенствование. А отношение к внешнему миру довольно пассивное.

3. В рамках западной  и восточной культур различным  было отношение к природе. В рамках западной традиции сформировалось утилитарное, прагматическое, потребительское отношение к природе. На Востоке отношение к природе было более созерцательным, трепетным и как показала историческая практика - более мудрым.

4. Западная и восточная культура различаются пониманием человека и его отношением к обществу, государству. В европейской культуре сформировалось понимание человека как автономной, независимой личности, наделенной естественными правами (данными от рождения), которые должно гарантировать государство. В отличие от Запада на Востоке всегда подчеркивалась важность интересов не отдельной личности, а семьи, общины, касты, клана, государства, воспитывалось преклонение перед властью. Для восточных обществ характерны значительная роль государства и коллективистские традиции.

5. Западная и восточная  культура отличаются отношением  к возможностям разума. В западной  культуре ведущей, преобладающей была рационалистическая тенденция, отдававшая приоритет разуму, рациональному началу, абстрактному, логическому мышлению. Восток же более тяготеет к образному, ассоциативному мышлению, интуитивному познанию. И этим объясняется традиционное для Востока внимание к медитации, самоанализу, самовнушению.

6. Неодинаковым было  соотношение разных видов культуры на Западе и Востоке. Важная черта восточной культуры - это тесное переплетение философских, научных и религиозных идей. Восточная культура исключает их противопоставление. На Востоке наука рассматривалась прежде всего как средство совершенствования человека

13) В качестве основных исторических типов культуры рассматриваются:

         1)первобытная культура;

Важнейшей отличительной  чертой первобытной культуры является синкретизм - нерасчленённость, недифференцированность её форм, свойственная их неразвитому состоянию. Другая важная особенность этой культуры - её бесписьменность. Это обусловливает медленность накопления информации в обществе и вытекающие отсюда слабые темпы культурного и социального развития.

        2)античная культура;

Эпоха античной культуры начинается с образования греческих полисов - городов-государств в начале I тыс. до н.э. - и завершается падением Римской империи в V в. н.э.

Античная культура на протяжении всего времени своего существования остаётся в объятиях мифологии. Более того, она сливает разрозненные племенные мифы в единую религиозно-мифологическую систему, которая становится основой всего античного мировоззрения.

        3)средневековая культура;

Средневековье - это тысячелетие, условными историческими рамками которого служат V и XV вв. Культура европейского Средневековья возникла на руинах Римской империи. Три силы столкнулись в борьбе, от исхода которой зависело её будущее.

Первая из них - это  традиции дряхлеющей греко-римской  культуры. Они сохранялись в немногих культурных центрах, но новых идей дать уже не могли.

Вторая сила - дух варварства. Носителями его были различные народы, населявшие провинции Римской империи  и вторгавшиеся в неё извне.

Христианство было третьей  и самой могущественной из сил, определявших путь культурного развития Европы. Оно опиралось на традиции, сложившиеся вне античного мира, и ввело в сознание людей новые гуманистические установки.

         4)культура эпохи Возрождения;

Эпохой Возрождения (или  Ренессанса) называют период XIV-XVI вв., который стал переломным в истории западноевропейской культуры. Возрождение - это культурная революция, которая подорвала устои средневекового мировоззрения и создала духовные предпосылки нового типа общества, формирующегося в Европе в XVII-XIX вв. Два основных идейных движения определили облик этой эпохи.

         5)культура Нового времени;

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"