В силу своей малой употребительности
образные средства в научном тексте непредсказуемы,
всегда неожиданны. Поэтому они оказывают
сильное впечатление на читателя или слушателя,
так как активизируют не только интеллектуально-понятийное,
но и образное мышление. Эти качества особенно
необходимы научно-популярным и научно-учебным
произведениям, поэтому именно в этих
текстах образные средства используются
особенно часто.
Эмоциональность,
как и экспрессивность, в научном
стиле, который требует объективного, «интеллектуального» изложения
научных данных, выражается иначе, чем
в других стилях. Восприятие научного
произведения может вызывать определенные
чувства у читателя, но не как ответную
реакцию на эмоциональность автора, а
как осознание самого научного факта.
Хотя научное открытие воздействует независимо
от способа его передачи, сам автор научного
произведения не всегда отказывается
от эмоционально – оценочного отношения
к излагаемым событиям и фактам. В наиболее
значительных в смысловом отношении частях
текста могут появиться такие языковые
средства, которые открыто выражают авторское
отношение, авторские эмоции.
Стремление
к ограниченному использованию
авторского «я» - это не дань
этикету, а проявление отвлеченно
– обобщенной стилевой черты
научной речи , отражающей форму мышления. Отвлеченно
– обобщенный, абстрагирующий характер
мышления проявляется в научной речи на
лексическом, морфологическом и синтаксическом
уровнях. Например, в лексике – широкое
использование слов с отвлеченным значением,
частотность слов, обозначающих широкое
понятие (множество, система, структура),
в морфологии – устраненность конкретного
временного плана глагола, в синтаксисе
– использование безличных и неопределенно
– личных предложений, страдательных
оборотов и т.п. Поэтому отсутствие
морфологически выраженного авторского
«я» не является обязательной чертой любого
научного текста.
Научные тексты
оформляются в виде отдельных
законченных произведений, структура
которых подчинена законам жанра.
Можно выделить следующие жанры научной прозы: монография, журнальная
статья, рецензия, учебник (учебное пособие),
лекция, доклад, информационное сообщение
(о состоявшейся конференции, симпозиуме,
конгрессе), устное выступление (на конференции,
симпозиуме и т.д.), диссертация, научный
отчет. Эти жанры относятся к первичным,
т.е. созданным автором впервые. К вторичным
текстам, т.е. текстам, составленным на
основе уже имеющихся, относятся: реферат,
автореферат, конспект, тезисы, аннотация.
При подготовке вторичных текстов происходит
свертывание информации в целях сокращения
объема текста.
К жанрам учебно–научного
подстиля относятся: лекция, семинарский
доклад, курсовая работа, реферативное
сообщение.
Жанровое разнообразие
научного стиля соответственно
отражается на отборе и функционировании языковых единиц. При
этом одни жанры замкнутые, более стандартные
(например, рецензия), другие допускают
варьирование в зависимости от того, какую
конкретную цель преследует данное произведение,
для какой аудитории предназначается
и т.п. Так, например, журнальная статья
может содержать описательный материал,
носить полемический характер, заключать
обзор литературы. Статьи-обзоры также
могут быть различными в зависимости от
объема материала, задач и т.п.
Некоторые жанры
закреплены за письменной формой (монография, статья и т.п.),
другие – за устной (лекция, доклад и т.п.),
но все устные жанры могут проявляться
и в письменной форме. Например, доклад
может быть прочитан и напечатан. Все научные
сообщения готовятся заранее и обычно
читаются по письменному тексту (отсюда
и употребление слова читать: читать доклад, лекцию
и пр.)
Современные научные
произведения представлены главным
образом в форме монолога. Монологическая форма в наибольшей степени
соответствует содержанию и задачам научных
произведений.
В научной речи
представлены все три основных
типа монолога: описание, повествование
и рассуждение. Кроме этих трех
типов, характерных и для других
книжных стилей, некоторые авторы,
например М.Н. Кожина, выделяют
четвертый тип, характерный только для научной речи – критико-полемический.
Это такой способ изложения, который направлен
на оценку различных точек зрения и отстаивания
своей. Монолог – главная, но не единственная
форма научного стиля.
Научный диалог, по сравнению с монологом, имеет ряд
преимуществ: 1) он позволяет оперативно
обмениваться суждениями по тем вопросам,
по которым в науке нет однозначного решения;
2) дает возможность свободно переходить
от изложения одной мысли к другой, даже
без видимых связей между ними. Поэтому
научный диалог – более свободная, раскованная
форма, не требующая такого строгого подчинения
законам научного стиля, как монолог.
Исследователи
современного научного стиля
выделяет несколько видов научного
диалога: 1) интеллектуальная беседа,
2) научная дискуссия, 3) монография , построенная
по схеме диалога, 4) элементы диалога в
монологическом повествовании.
Беседа в зависимости
от обстановки может быть более
или менее официальной. Например,
разговор о проблемах творчества
между близко знакомыми в домашней обстановке и беседа на ту же
тему в официальной обстановке. Существенно
различен стиль научной диалогической
речи в устной и письменной формах.
В диалоге отражаются
основные черты научного стиля,
которые свойственны и произведению
монологической формы. Однако в диалоге
они имеют специфическое проявление, обусловленное
особенностями его построения.
Существенным отличием научного
диалога от научного монолога
является предельная выраженность
в нем авторского «я». Это
конкретное лицо, выступающее от своего
имени.
Научный диалог по некоторым
показателям сближается с разговорным,
чему способствует не только
его построение, но и условия,
в которых он используется: устное,
контактное общение. Влияние разговорного
стиля на научный диалог особенно
ощутимо в области синтаксиса: неполные
предложения, повторы, подхваты и др. Менее
заметно это влияние на лексическом и
морфологическом уровне, однако и здесь
оно неизбежно возникает. Названный диалог
– дискуссия включил следующие разговорные
элементы: думаю даже, я не говорю уж,
а ведь, в том-то и дело, не сказал бы
и др.
Нередко элементы диалогической
речи включаются в научный
монолог. Характер и цель таких
включений могут быть различными:
это и отражение полемики с
оппонентом, и средство привлечь
внимание читателя к тексту. Наиболее
часто этим приемом включения пользуются
авторы научно – популярных работ. Например:
«Читателя пытливого и дотошного может
заинтересовать вопрос: « А как же письменность,
когда-то созданная древними финикийцами
для своего языка, могла быть сначала приспособлена
к звуковой системе совсем другого языка
и народа, притом другой языковой семьи?»
(Л. Успенский).
Фонетические, лексико-фразеологические
и грамматические особенности научного
стиля
Фонетические
особенности научного стиля. Для научного стиля первичной
формой является письменная. Звучащая
научная речь в значительной степени испытывает
влияние книжно-письменного ее варианта,
так как большинство устных научных выступлений
читается по заготовленному ранее письменному
тексту. Такая речь чаще всего монотонна
и обладает малой выразительностью, поскольку
в ней отсутствует эмоциональная окраска.
Речь в дискуссии отличается большей эмоциональностью
и экспрессивностью, она почти не уступает
художественной разнообразием ритмомелодических
рисунков.
Стиль произношения в
научной речи книжный, полный,
с логическим выделением смысловых
центров. В этих особенностях
отражается требование ясности,
точности, адекватности восприятия
звучащего научного текста.
Лексико-фразеологический
состав научного стиля. Лексико-фразеологический
состав научного стиля с точки зрения
семантики можно разделить на три группы.
К первой относятся слова и выражения,
свойственные общенациональному русскому
литературному языку и используемые в
книжной речи с тем же значением, которое
закрепилось в языке. Они составляют основу
лексики и фразеологии книжного стиля,
но не создают его своеобразия. Например: исполнять, рассматривать,
основы, опыт, результаты и др.
Ко второй группе относятся
слова и выражения общенационального
русского литературного языка, которые
в научном стиле изменили свою семантику
и стали терминами. Поэтому не само их
наличие в тексте, а специфика значения
может служить указанием на принадлежность
текста к научному стилю, например употребление
слов мышление, предлог, кора
в выражениях : «Мышление реализуется
в речи»; «Предлог- служебная часть речи»;
« Земная кора подвержена колебаниям».
К третьей группе принадлежат
специальные слова и сочетания,
которые нигде, кроме как в
научной речи, не употребляется. Сюда
относится узкоспециальная и общенаучная
терминология, например: известкование, гранулирование,
сфера, атмосфера, симптом, импульс и
др.
Морфология научной речи
Морфология
научной речи. Характерная особенность научного стиля
– его обобщенно – абстрагирующий характер
– проявляется в последовательном устранении
таких морфологических форм, которые служат
выражению конкретности. Так, глагол используется
главным образом в форме настоящего времени
несовершенного вида со значением постоянного
(вневременного) действия : существительное обозначает
предмет, на каждую частицу действуют
силы со стороны соседних частиц, окислы
неметаллов реагируют с водой.
Характерно отсутствие форм 1-ого и 2-ого
лица, что также связано с устранением
конкретности.
Наиболее употребительными
в научной речи являются имена
существительные. Категория числа
существительных здесь имеет
свои особенности, связанные с
необходимостью обозначать множество
через один предмет (на тело действуют неуравновешенные
силы), а также обозначать разновидные
признаки, названные одним словом (кислоты, соли).
Частотны существительные,
обозначающие абстрактные понятия: величина, объем, возможность
и др.
По употребительности прилагательных
научный стиль превосходит все
остальные стили: в научном стиле прилагательные
составляют около 13%, в деловом – около
10%, в художественном – около 7%, в разговорном
– около 3,5%.
Частотность прилагательных
связана с использованием их
в составных терминах: угольная кислота, сложное
предложение, точечный маятник.
В научном стиле частотны
причастия всех видо – временных
форм.
Специфической чертой научного
стиля является использование
полнознаменательных слов в роли
предлогов: по мере, в течение, в случае,
путем , посредством.
Специфика словоупотребления научной
речи отражает ее интернациональный характер:
в ней частотны иноязычные корни, приставки,
суффиксы: бикарбонат, микрочастица,
антитела, ренит.
Синтаксис научного
стиля. Со спецификой научного мышления связано
преобладание предложений, в которых
конкретное лицо говорящего не указывается:
безличные, неопределенно – личные, номинативные,
предложения с именным составным сказуемым
и нулевой связкой.
В синтаксисе наиболее
отчетливо проявляются такие
качества научной речи, как подчеркнутая
логичность и связность изложения мысли.
Эти качества находят отражение и в монтаже
всего текста, и в использовании различных
средств связности.
В научной речи многочисленны
и разнообразны по составу
средства связи самостоятельных
предложений , абзацев, разных по величине
отрезков текста. Для связи предложений
и абзацев используются: лексический повтор,
указательные и личные местоимения 3-го
лица, вводные слова так, таким образом, следовательно,
наконец; наречия и наречные слова сюда, тогда, здесь, оттого,
сейчас, сначала, после, выше; союзы и, а, но, да, однако, однако
же. Для связи частей текста употребляются
специальные синтаксические конструкции: рассмотрим; необходимо подчеркнуть,
что; можно доказать, что; ясно, что;
как уже говорилось; как будет показано
в дальнейшем.
Вывод
Итак, научный
стиль, отражая специфику той
сферы, которую он обслуживает,
- сферы науки, во всех лингвистических
проявлениях отражает присущую
этой сфере форму мышления. Он
направлен на реализацию не
только функции общения, но и функции познания,
т.к. в процессе развертывания речи происходит
доработка и упорядочение самой мысли.