Колористический анализ Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 23:04, реферат

Описание работы

Кита́й — культурный регион и древняя цивилизация Восточной Азии. Китай относится к наиболее древним цивилизациям, которая вобрала в себя большое число государств и культур в течение 4 тысяч лет. Гражданская война в Китае по окончании Второй мировой войны привела к фактическому разделению этого региона на два государства, которые продолжают использовать в своем названии слово «Китай». Это — Китайская Народная республика (КНР), которая занимает территорию материкового Китая, и Республика Китай, которая контролирует остров Тайвань и прилежащие к нему острова.

Содержание работы

1. Общая информация о стране
2. Природные факторы, формирующие цветовую среду
2.1. Природно-климатическая обусловленность архитектурной полихромии
2.2. Цветовой бассейн природного ландшафта
2.3. Флора и фауна
2.4. Полихромия строительных материалов
3. Цветовая культура Китая
3.1. Проявление и границы цветовой культуры
3.2. Цветовая символика и язык архитектурной полихромии
3.3. Национальный костюм
3.4. Декоративно-прикладное искусство
3.5. Традиционнный интерьер
3.5. Народное зодчество
4. Связь исторической и современной культуры

Файлы: 1 файл

Китай реферат.docx

— 7.67 Мб (Скачать файл)

Кустарники включают холодно-альпийский вечнозеленый кустарник и листопадный кустарник, распространены преимущественно на Цинхай-Тибетском нагорье и в других высокогорных районах; умеренный листопадный кустарник распространен преимущественно в низинах субтропиков, известняковых горах и долинах высохших и теплых рек на юго-западе; вечнозеленый широколиственный кустарник разбросан по тропическим и субтропическим возвышенностям и морским побережьям. Они относятся к мезозойской растительности, за исключением холодно-альпийских вечнозеленых и колючих вечнозеленых типов.  
    Степной тип включает такие подтипы, как степь (типичные степные земли), лесостепь, луговая степь, пустынная степь и холодно-альпийская степь. Степные земли и степи служат для Китая важнейшими естественными пастбищами. 

Саванный тип — преобладает мезозойская растительность, саванны охватывают исключительно долины высохших и теплых рек на юго-западе. 

Пустынный тип — пустыни широко распространены в пустынных районах к северо-западу от Хэланьшаня.

Альпийские тундры распространены исключительно в верховьях Чанбайшаня и Алтая соответственно на высоте 2100 и более 3000 м.

Альпийские розетки произрастают на Цинхай-Тибетском нагорье и окружающих его высоких горах на высоте от 3200 до 5500 м.

Луговой тип — луга изобилуют многолетними травами, располагаются в низких заболоченных местностях, где уровень подземных вод приближается к земной поверхности, луговой тип включает такие подтипы, как типичный, холодно-альпийский, болотистый и соленый луга.

Болотный тип — болота образованы гигрофитами и охватывают преимущественно берега рек и озер, дельты и другие низменности с избытком влаги.

Животный мир Китая 

   

Животный мир Китая очень разнообразен. Только среди земных позвоночных насчитывается 2091 вид (или 1/10 всех существующих видов), 714 родов и 156 семейств. 

Более 100 видов животных характерны исключительно для Китая или обитают главным образом в Китае, например , красно-венценосный журавль, ушастый фазан, золотистая обезьяна, такин. 

Лесистые и тропические района провинции Юньнань населяет множество разнообразных видов животных. Больше ста видов животных исключительно характерны для Китая и обитают именно на этой территории: индокитайские неуловимые тигры, курносые мартышки  и много других.

На северо-востоке, на противоположном краю станы обитает северный олень, маньчжурский тигр, бурундуки, косули, белки, верблюды, дикие кошки и многие другие.

В тайге встречаются волки, рысь, белый медведь и лисица. В Центральной части Китая в горах обитает дымчатый леопард и тигр.

На северо-западе Китая, среди полупустынь, пустынь и степей обитают хомячки, тушканчики, суслики, сурки и песчанки. В сухих степях распространены лошади, куланы, корсаки и волки.

На юго-западе, можно встретить: ирбисов, леопардов, обезьян. А на крайнем юге страны расположилась гигантская белка, летучая собака, тупайя, пальмовая малайская куница, ее еще называют музанг, лори и гиббон.

Большая и малая панда обитает так же на юго-западе Китая. Это животное стало символом международного Фонда по охране дикой природы. Панда крупное млекопитающее с пушистой бело-черной шерстью. Ее вес может достигать до 140 кг. Естественное обитание панды — это бамбуковые рощи.

Вот, к примеру, еще несколько животных: красноногий ибис, южно-китайский тигр – красивое и благородное животное, снежный барс, черный гиббон, дикий кабан.

Водятся и животные, оставшиеся от послеледникового периода и относящиеся к четвертичному периоду, такие, как бамбуковый медведь в северной части гор Хэндуаньшань, тарпан и двугорбый верблюд в пустынях северо-запада.  
К редким животным относятся также китайский речной дельфин и китайский аллигатор, обитающие в нижнем течении Янцзы, и гигантская саламандра в Южном Китае.

 

               

 

 

               

 

        

 

        

 

2.4. Полихромия строительных материалов

 

Китайские строители применяли различные материалы: камень, дерево, глину, металл, керамику.

Сохранившиеся каменные сооружения династии Хань (220 г. до н. э. – 206 г. н. э.) в виде каменных храмов и пилонов, которые ставились перед местами погребений дают представление о раннем строительстве. Обычно пилоны делали из крупных, хорошо обработанных камней, выложенных насухо без раствора. Размеры отдельных камней достигали 80×120×50 см. Подобным образом строились также столбы ворот в погребениях. В ряде случаев пилоны украшены геометрическим или растительным каменным резным орнаментом.

В последующие времена строительство из камня и кирпича получило дальнейшее развитие и достигло особенных успехов в эпоху Тан. Китайские зодчие создают разнообразные здания, возводят высотные сооружения, отличающиеся большой прочностью.

 

Наряду с камнем и простым слабо обожженным кирпичом, в некоторых случаях для облицовки использовали глазурованный кирпич различных оттенков. Глазурованный кирпич в архитектуре применялся в самых разнообразных сооружениях, созданных в различные периоды. Глазурованный кирпич и черепица прочно вошли в архитектуру Китая, часто использовались для украшения сооружений и надежно защищали их от атмосферных осадков.

Из камня делали жилые дома, храмы, шлюзы, платформы, постаменты для зданий, террасы и т. д. Каменная и кирпичная кладка применялась очень широко. В ряде случаев каменные здания строились с цилиндрическими сводами, в возведении которых строители проявляли большое мастерство.

Наряду с каменными и кирпичными пагодами строились пагоды из железа. Эти сооружения являлись по существу сборными. Отдельные металлические элементы (железные и бронзовке литые плиты), заготовленные заранее, собирались при постройке. Соединение плит между собой производилось при помощи литья, а также посредством хорошо разработанной конструкции замковых сопряжений. 

         

Среди разнообразных строительных материалов в архитектуре Китая особое место принадлежит дереву, из которого с древнейших времен строили как отдельные мелкие сооружения, так и целые грандиозные ансамбли. Большое развитие деревянная архитектура получила в период династий Тан и Сун. Однако памятники этого периода почти не сохранились. До наших дней дошли главным образом деревянные здания, построенные в эпоху Мин (1368–1644 гг.).

Наибольшее применение в строительстве имели корейский кедр, веймутовая сосна, сосна хуанхуасун, хвойный вяз.

Особенный интерес представляло собой дерево наньму, произрастающее на севере провинции Юньнань и на западе провинции Сычуань. Наньму относится к камфарным вечнозеленым деревьям с высоким ровным стволом. В древности его дорогая древесина использовалась преимущественно при строительстве главных дворцовых построек и храмов. Известны четыре колонны из наньму диаметром 117 см в дворцовой постройке Лэнэнь-дянь, расположенной в районе Минских гробниц. Раньше наньму, произрастающий на юге Китая, привозили в столицу за тысячи и более километров. Сейчас наньму, как редкое и дорогое дерево, используется в качестве отделочного материала.

Большое значение в строительной жизни Китая имеет бамбук. Его широко использовали в строительстве жилых зданий, одноэтажных и многоэтажных, небольших мостов и хозяйственных сооружений. Бамбук успешно применялся и применяется для производства как декоративных, так и конструктивных элементов – бетоно-бамбучных стропил, колонн, плит, бамбуковых перекрытий зданий и т. д. 

 

         

 

 

         

 

  1. Цветовая культура Китая
    1. Проявления и границы цветовой культуры

Символику цвета лучше всего рассматривать через призму традиционной системы пяти элементов, пяти «движений» (у син). Обобщая и абстрагируясь, китайцы поделили мир (и все его составляющие) на пять категорий: дерево, огонь, металл, вода и земля. Каждый из элементов являлся символом жизненных процессов, протекающих и в человеке, и в во вселенной. Цвета также являются частью этой системы.

Желтый (хуан) символизирует Центр мира – собственно Китай, Поднебесную империю. Желтый – это обозначение элемента Земля, обладающего свойствами плодородия, питания и превращения, ведь семя, брошенное в землю, прежде чем вызреть, подвергалось изменениям в процессе роста. Центр, земля – это были проявления «изначального», подвергающиеся измнениям в «круге жизненных превращений». Эти свойства распространялись и на цветовую гамму. Указывая на Поднебесную и землю, желтый цвет означал стабильность, плодородие, опору, закон, успех и вечность, а также связывался с императорской семьей. Во времена династии Цин одежду желтого цвета имел право носить только император. Из мифологических персонажей, соответствующих этому цвету, можно назвать Желтого (императорского) дракона с пятью когтями (что указывает на власть над всем миром) и Желтого императора Хуан-ди (первого правителя, объединившего под своей властью большую часть Китая) и бога земли Хоу-ту. Желтому цвету также соответствуют планета Сатурн (Тяньсин) и созвездие Большой медведицы (из-за смещения Полярной звезды на месте точки оси мира сейчас находится бета Большой Медведицы).

Как такового синего и голубого цвета в цветовой гамме китайцев не существовало, они сливались с зеленым. Зеленый (цин) обозначал восток, по природной сущности представлял ветер; по элементу относился к стихии дерева. Свойствами дерева являются способности к росту (переходу от пассивной инь к активной ян), и, следовательно, цвет ассоциировавался с рождением новой жизни, с весной. Божественным персонажем здесь выступают Бирюзовый дракон (Цинлун), который являлся защитником от нечисти и часто изображался на благопожелательных картинках как источник различных богатств, а также Синий (Зеленый) император Цин-ди. Синий цвет, с одной стороны, является символом Неба (храм Неба всегда покрывался черепицей цвета небесной лазури, такого же цвета должна была быть одежда сановников, участвовавших в поклонении небу), но с другой считался приносящим несчастья. Ведь ветер непостоянен, хотя может быть гуманным и справедливым. Дракон также обладает мудростью и огромной силой, но может, помимо благ, нести и разрушение. Астрологически с этим цветом связывается Юпитер (Суйсин) и прародитель людей, повелитель Востока Фу-си, а также зелёный дух дерева Гоу-ман, которому подвластны громовник Лэй-гун и дух ветра Фэн-бо.

Красный (хун) символизировал юг с буйством жизни во всех ее проявлениях, соответствуя стихии огня (максимальная жизненная сила и активность) и Солнцу. Огню и всему, что с ним соотносится, свойственны жар, зной, стремление вверх. Мифологическим животным здесь выступает Красная птица (Чиняо, Феникс), означающая мудрость, красоту, благоприятствование, а персонажем – Огненный император Янь-ди (Шень-Нун), научивший людей растить хлеб, и являющийся богом-целителем по ассоциации, что солнце – это жизнь. Поэтому в наиболее радостные моменты жизни китайцы предпочитали красные одежды, например, невеста и свадебная атрибутика всегда была красного цвета, передавая жизненную силу солнца и огня. Такая сила отпугивает злых духов и приносит удачу в дом и гармонизирует общую атмосферу. Если на руку ребенка, считали китайцы, намотать красную ниточку, она защитит малыша от сглаза. В астрологии цвет соответствует Марсу (Инхосин) и красному духу огня Чжу-жун.

Белый (бай) олицетворял запад - место, где царят хаос и гибель живого. Этот цвет противоречив: он называл природную сущность – холод и стихию – металл (символ начинающегося упадка от ян к инь), и ассоциировался одновременно и с вероломством и с чистотой. Животным запада является Белый тигр (Байху), который с одной стороны – владыка губительного для человека мира, а с другой – охранитель людей от злых сил и страж страны мертвых. Поэтому изображение белого тигра часто является оберегом, и поэтому часто встречается на разных декоративных и бытовых предметах. Белый – это цвет, связанный со старостью, осенью, увяданием, т.е. завершение цикла и выходом за грань мира. Поэтому белый цвет в одежде означает траур, и подчеркивает значение предметов как связанных с похоронами. Цвет астрологически связан с Венерой (Тайбай), а также с божеством Запада - Шао-хао и его помощником - белым духом Жу-шоу, а также правительницей Запада, обладающей чудесными персиками бессмертия, Сиванму.

Черный (хэй) являлся цветом севера и связывался с чем-то сокровенным и таинственным, хотя и нес оттенок смерти (зима). Элементом для этого цвета являлась вода (как минимальное проявление активности, пассивная инь), обладающая свойствами текучести, прохлады, способности к движению назад. Здесь основным персонажем является Сокровенный воин (Сюаньу, «темная воинственность» или другой перевод «черная черепаха»), представляющий собой симбиоз змеи и черепахи, а также отождествляемый с мифическим правителем Чжуань-сюем, положившим разделение (разорвавшим связь) между землей и небом, отчего люди перестали подниматься на небеса. Тайна – это удел ученых, змея – мудрость, черепаха – долголетие, вода – проникает повсюду, помнит все. Из этих образов складывается определение черного цвета – познание и ученость, углубление в непознанное. Черный цвет (как и стихия воды) связывались также с чёрный дух Сюань-мином, под покровительством которого находились храмы Луны, повелителем дождя Юй-ши, а также планета Меркурий (Чэньсин).

Информация о работе Колористический анализ Китая