Колизей в Древнем мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 12:26, реферат

Описание работы

Рим — единственный город на земле, который заслужил столь необычный титул: Вечный. Кажется, время бессильно перед этим городом. Бури прошедших времен только облагородили облик Рима, придали неповторимые черты его улицам и площадям. Сегодняшний Рим многолик: он объединил различные культуры и эпохи. Еще в VII веке известный монах сказал: «Пока стоит Колизей, будет стоять Рим; когда падет Колизей, падет Рим; когда падет Рим, падет весь мир».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. КОЛИЗЕЙ В ДРЕВНЕМ РИМЕ
2. ЗРЕЛИЩА В КОЛИЗЕЕ
3. ГЛАДИАТОРСКИЕ БОИ
4. ТРАВЛЯ ДИКИХ ЗВЕРЕЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КОЛИЗЕЙ В ДРЕВНЕМ РИМЕ.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Рим — единственный город на земле, который заслужил столь необычный титул: Вечный. Кажется, время бессильно перед этим городом. Бури прошедших времен только облагородили облик Рима, придали неповторимые черты его улицам и площадям. Сегодняшний Рим многолик: он объединил различные культуры и эпохи. Еще в VII веке известный монах сказал: «Пока стоит Колизей, будет стоять Рим; когда падет Колизей, падет Рим; когда падет Рим, падет весь мир».

Колизей сейчас является символом Рима. Сооружение вначале называлось амфитеатром Флавиев. Свое настоящее название этот амфитеатр получил в Средние века: Колизей от латинского слова «колоссеум» — «колоссальный». Это произошло либо вследствие огромных размеров амфитеатра, либо римляне помнили о «Колоссе Нероне».

Колизей воздвигался в два этапа. Строительство началось при императоре Веспасиане и продолжалось во времена правления династии Флавиев. Первоначально он имел только три наружных яруса. Для увеличения вместимости амфитеатра спустя десятилетия был пристроен четвертый, наружный ярус. Первоначально Колизей предполагалось использовать для выступлений гладиаторов и травли зверей, но функции амфитеатра с годами расширялись, и на его арене впоследствии устраивали демонстрацию сухопутных и водных сражений. Для водных сражений арену наполняли водой с помощью специального акведука. Пригодилась старая система шлюзов и каналов, позволявшая впоследствии за считанные минуты затоплять арену водой. На искусственное озеро пускали большие настоящие корабли.

Колизей и другие огромные зрелищные  сооружения в первую очередь служили  удовлетворению потребности беднейших слоев населения в зрелищах. Это отвлекало бедноту от насущных социальных проблем.

В работе мы рассмотрим, как проходили в Колизее зрелищные представления и в частности – гладиаторские бои.

1. КОЛИЗЕЙ в древнем Риме

Колизей воздвигнут в течение двух строительных периодов. Он имел первоначально только три наружных яруса, таким он был построен Флавиями, почему его и называют амфитеатр Флавиев. Его начал еще Веспасиан, но закончен он был только в 80 году при Тите. Верхний наружный четвертый ярус пристроен позднее, дата этого добавления точно неизвестна, но оно относится ко II веку. Более позднее возникновение верхнего яруса доказано детальным исследованием техники в местах соприкосновения разновременных кладок. Пристройка лишнего яруса вызвана стремлением увеличить вместимость амфитеатра.

Колизей представляет собой два  архитектурно- художественных произведения: 1) Колизей, состоящий из трех нижних ярусов;

2) четырехъярусный Колизей.1

Колизей расположен непосредственно  около республиканского форума, который был центральной площадью города. Строители амфитеатра Флавиев хотели не только поставить его в центре города, но и сам Колизей сделать новым городским центром и заменить им площадь народных собраний времен республики Кроме того, постройка амфитеатра для широких слоев городского столичного населения на месте Золотого дома свергнутого тирана была, конечно, политической демонстрацией и средством добиться популярности. Однако стародавняя неправильная распланировка Рима препятствовала более ясному и наглядному осуществлению архитектурного замысла Колизея как центра столицы.

Эллинистические формы больших  зрелищных зданий — т. н. стадион — в основном являются функционалистическими   постройками, в которых архитектура исключительно ставит сей задачу служить рамой для сборища людей и по возможности стушеваться и отойти на задний план перед человеком; кроме того они не обладают всесторонне замкнутой композицией, так как они всегда открыты в одну сторону, — театр в сторону сцены стадион в сторону одной из узких сторон, которая служит на него въездом.

В римском амфитеатре, уже в помпеянском, места для зрителей обходят эллиптическую арену кругом, так что всесторонне замыкается кольцо собравшихся. Эта замкнутость и законченность напоминают классический греческий периптер. С другой стороны, шагом колоссальной важности является вполне завершенный в Колизее процесс подъема погруженного в землю эллинистического вместилища для зрителей над поверхностью земли. Колизей стоит на совершенно ровной площадке и целиком основан на субструкциях2.

Благодаря расположению его на ровном месте в амфитеатре образовалось непрерывное кольцо наружных стен, проведенное еще более последовательно, чем в римском театре, так как амфитеатр развивается совершенно равномерно во все стороны. Эти наружные стены отделяют внутреннее пространство от пространства природы и этим еще сильнее замыкают его в себе.

Трудно точно подсчитать, сколько  зрителей вмещал Колизей, так как  здание особенно сильно разрушено внутри. Поэтому Цифры, предложенные различными исследователями, значительно расходятся между собой. Осторожной цифрой является 50 тысяч человек, беря Колизей после надстройки верхнего яруса и полагая, что публика сидит свободно, не слишком стесненными рядами. Но вряд ли такой строгий порядок соблюден в действительности. Когда в Колизее можно было видеть занимательные представления, а особенно, конечно, когда давали какие-либо исключительные по обилию и редкости зверей  зрелища, весь город стремился туда попасть. И тогда амфитеатр за исключением нижних привилегированных мест, был битком набит жадной до зрелищ толпой, и чем выше, тем теснее были размещены зрители. При такой сверхнормальной загрузке Колизея его вместимость доходила, может быть, даже до 90 тысяч зрителей. Обилие всевозможных устраиваемых правительством в Риме зрелищ удовлетворяло потребность в них населения столицы, и вместе с тем это было средством политически обезвредить это население и переключить на другое его активность, которая легко становилась опасной для господствующего класса и особенно для правителей.

Гигантские размеры Колизея, которым он обязан своим названием, являются для него очень характерными. Длина большой оси Колизея составляет около 188 м, длина маленькой его оси около 156 м, высота четырех ярусов около 44 м, первоначальная высота здания в три нижних яруса около 38 м. Такие размеры далеко выходят за пределы возможностей греческой архитектуры и сближают Колизей с постройками в восточно-деспотическом количественном стиле. Размеры Колизея обусловлены, прежде всего необходимостью разместить огромное количество зрителей, поэтому сходство с восточно-деспотической архитектурой является до известной степени внешним, так как на деспотическом Востоке решающей была тенденция подавить гигантскими размерами воображение зрителей, а в Риме огромные размеры в первую очередь обусловлены назначением здания. Но все же и в Риме, в связи с появлением новой, по сравнению с эллинизмом, монументальности, играло роль стремление создать при помощи громадных размеров сооружения впечатление мощи и непоколебимости империи и императора.

В Колизее сводчатые галереи, арки, столбы и ордера монументальны и велики. Образ монументализированного человека унаследованный от классической греческой культуры, возрожден в зодчестве Рима. Как в классическом периптере, в Колизее все формы построены на основе человеческих размеров, человеческого масштаба, вместе с тем они подчеркивают человеческое и монументализируют зрителя.

Вся громада наружного объема Колизея  становится понятной и полнозвучной в художественном смысле, только если представить себе, как девяностотысячная толпа в нее вливается. Особенно сильное впечатление должен был производить битком набитый зрителями Колизей внутри.

В среднеримских общественных зданиях, и особенно в Колизее, замечательно соединение их ярко выраженного массового характера с образом монументализированного человека-героя, который господствует над людскими массами, выдвигаемый ими и на них опирающийся. В этом ярко отразилась идеология среднеримского правительства, стремившегося всеми доступными ему средствами овладеть городским населением и армией, действуя в интересах господствующего класса рабовладельцев, высший слой которых группировался вокруг двора и участвовал в торжественных приемах в новом громадном дворце на Палатине. Очеловечение наружных масс огромного по своим размерам здания очень последовательно и цельно разрешено архитекторами Колизея при помощи римской арочной ячейки. Его наружная масса разбита на огромное количество совершенно одинаковых ячеек, при помощи которых зритель по частям отчитывает весь массив, превращающийся при таком восприятии в сумму отдельных ячеек. В этом проявляется рационализация наружных масс здания, их разложение и наглядный анализ.

В Колизее особенно важно его  замкнутое внутреннее пространство. Правда, он еще совершенно открыт сверху, но тент до некоторой степени уже замыкает внутренность, приближая ее к закрытому зрительному залу. Замкнутый круг зрителей образует внутри самодовлеющую пространственную сферу, в которой господствует людская масса.

 

2. Зрелища в КОЛИЗЕЕ

Амфитеатры служили первоначально для выступлений гладиаторов, к которым присоединилась, потом травля зверей. С течением времени эти представления все усложнялись, и в конце концов дело дошло до настоящих сухопутных и водных сражений. Зверей выпускали на арену из нижних помещений под поверхностью земли, в которых они содержались. Для водных сражений арена наполнялась водой, которую доставлял к ней особый акведук, и на это искусственное озеро пускали большие корабли. Форма амфитеатра отличается от театрального здания тем, что места для зрителей со всех сторон окружают арену и что в амфитеатре совершенно отсутствует сцена, растянутая в театре в ширину и развертывающая перед зрителем картину.

Эволюция театра в Греции и Риме шла в сторону усиления зрительного  характера сцены. В амфитеатре зрительное восприятие опять совершенно отодвинуто на задний план двигательным моментом. Правда, и в амфитеатре зритель в течение всего представления сидит на одном месте, но места для зрителей со всех сторон охватывают действие, и в силу этого и каждый отдельный зритель растворяется во всей массе зрителей и коллективным взглядом с различных точек зрения смотрит на представление.

Это очень активизирует и динамизирует зрителя и его восприятие. В  связи с этим и самодвижение действующих лиц развивается не только в двух измерениях (направо и налево), но в трех измерениях, причем на арене перекрещивается бесконечное количество направлений. Римский амфитеатр означает до известной степени возвращение к той ранней ступени развития греческого театра, когда главное действие сосредоточивалось в орхестре, которую окружала толпа зрителей, т. е. к доклассическому театру. Однако очень существенна эллиптическая форма арены и всего амфитеатра. Круглая орхестра значительно более статична, так как она имеет только один центр, который притягивает к себе и останавливает движение. Эллиптический амфитеатр имеет два Центра, между которыми по соединяющей их оси образуется движение, захватывающее весь эллипсис арены и мест для зрителей, который поэтому значительно больше проникнут дикой, чем равномерно развитый во все стороны и замкнутый в себе круг.3 

Сиденья для зрителей были выполнены  из мрамора, за исключением верхних  рядов. Для женщин там были построены  специальные деревянные скамьи. Под  зрительскими местами проходили  горизонтальные коридоры, а чтобы ярусы были достаточно освещены, наружные стены представляли собой ряды арок. В нижнем ряду такие арки служили входами на трибуны.

В проемах верхних ярусов стояли статуи, напоминая строй солдат на параде. Это впечатление усиливали  ряды полуколонн, маскировавших тяжесть стены амфитеатра.

Мраморные статуи не поражают воображение  красотой и художественностью исполнения. Они лишь подчеркивают мощь и силу великой империи.

Верхний ярус Колизея, словно щетиной, был утыкан множеством деревянных мачт. С помощью особой системы канатов и блоков на мачты натягивался парусиновый тент, чтобы зрители были защищены от дождя и южного палящего солнца.

В дни популярных представлений  бесконечные толпы зрителей вливались через арочные входы в амфитеатр. При входе и выходе из Колизея никогда не было давки, так как внутри места располагались отдельными секциями, отгороженными лестницами, а 80 коридоров нижнего яруса разбивали всю зрительскую массу на отдельные потоки по 600 человек в каждом.

 

3.  Гладиаторские бои

Амфитеатры создавались не для  игр и демонстрации театралу нового искусства, а для кровавых поединков жизни и смерти. Эта жестокая драматургия была унаследована римлянами от этрусков.

Площадка, где непосредственно  происходило действие, была размером 54 х 86 м и опиралась на систему террас. Ее деревянный настил посыпали песком (по-латыни — арена), отсюда и название площадки. Над ареной располагался подиум с мраморными креслами для сенаторов. Там же находилась ложа императора.

В образовавшихся между террасами ячейках находились все службы амфитеатра: клетки для зверей, комнаты для убитых и раненых гладиаторов, водопровод. Размеры арены позволяли одновременно сражаться 3 тыс. пар гладиаторов. Арена была отгорожена от зрителей 4-метровой стеной.

Гладиаторские поединки были в Этрурии частью погребального и поминального обрядов. Однажды в Риме, в 264 г. до н. э., сыновья никому не известного Брута Перы провели гладиаторские бои в честь своего умершего отца.

В сражении участвовали три пары гладиаторов, а местом действия был выбран Бычий рынок. Люди пришли в восторг от увиденного. Зрелище было необычным и захватывающим настолько, что об этом событии написал в летописи римский историк.

Римляне никогда не забывали о том, что гладиаторские бои - часть поминального обряда, и называли их погребальными игрищами. Но чем дальше, тем быстрее бои превращались в увлекательное зрелище, а в 105 г до н. э. власти ввели их в число публичных мероприятий.

  Гладиаторские бои стали  самым любимым проведением досуга всех горожан. При Флавиях было запрещено держать гладиатору частным образом, а массовые бои могли устраивать только императоры. Римлянам оставили право организовывать гладиаторские поединки в память об умерших родных, но законом было ограничено число сражавшихся пар4.

«Ликует буйный Рим... торжественно гремит

Рукоплесканьями широкая арена:

А он пронзенный в грудь — безмолвно он лежит,

Во прахе и  крови скользят его колена...» - писал М. Ю. Лермонтов

Императоры устраивали блестящие игры, не имевшие никаких  ограничений. Люди испытывали особое чувство единения и ощущали себя настоящими хозяевами на представлении, где они в полной мере получали требуемые зрелища. После боя победители удалялись с арены с наградами, а проигравших по желанию зрителей добивали или дарили им жизнь.

Против жестоких зрелищ выступали передовые образованные римляне. Но таковых было немного. За свободу гладиаторов и рабов поднял восстание Спартак, но на этом гладиаторские бои не закончились. Все дело было в том, что нищие и полуголодные массы черни чувствовали себя в Колизее и других амфитеатрах хозяевами и распорядителями чужими жизнями.

Информация о работе Колизей в Древнем мире