Книжная культура Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 17:35, курсовая работа

Описание работы

О влиянии на литературу церкви, войн, политики и сознания общества в целом я хочу подробно рассказать в своей работе.
Цель моей курсовой-как можно тщательней и лучше разобраться в вопросе о книжной культуре и найти как можно больше интересной информации об этом.

Содержание работы

1.Введение………………………………………………………….3-4

2.Основная часть:

2.1.История зарождения письменности на Руси:современный взгляд……5-8

2.2.Рукописная книга в Древней Руси………………………………..9-11

2.3.Летопись……………………………………………………………11-13

2.4. Литература:её особенности и основные темы…………………..13-20

3. Заключение…………………………………………………………..21

4. Список использованной литературы……………………………...22

5.Приложения…………………………………………………………23

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 255.42 Кб (Скачать файл)

               РОСТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ 

      (АКАДЕМИЯ) им. С.В.РАХМАНИНОВА 
 
 
 

      КУРСОВАЯ  РАОТА ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ  НА ТЕМУ:

                      «Книжная культура  Древней Руси» 
 
 
 
 

              Выполнила:

                       студентка 1 курса

                                                               отделения «Музыкальный менеджмент»

                           Зинченко Кристина

                  Руководитель:

                                                               Александра Владимировна Крылова

  

                                                                              

               

                               РОСТОВ-НА-ДОНУ

                                            2010

                                             План

1.Введение………………………………………………………….3-4

2.Основная  часть:

2.1.История зарождения письменности на Руси:современный взгляд……5-8

2.2.Рукописная книга в Древней Руси………………………………..9-11

2.3.Летопись……………………………………………………………11-13

2.4. Литература:её особенности и основные темы…………………..13-20

3. Заключение…………………………………………………………..21

4. Список использованной литературы……………………………...22

5.Приложения…………………………………………………………23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                           Введение

Прежде  чем делать  курсовую работу, я  долго думала, какую же тему мне 
взять. Я перебрала много тем, но, тем не менее, больше всех мне 
понравился тема  книжной культуры Древней Руси. Вы спросите у меня 
почему? Точно я и сама не знаю. Она понравилась мне подсознательно и, 
возможно, это объясняется той памятью предков, теми исконно русским 
корнями, которые заложены во всех русских людях. Да и сознательно мне 
очень понравилась данная тема. На это есть две причины. Во-первых, эта 
курсовая поможет (помогла) мне лучше узнать историю моей страны . Никак не находилось времени, чтобы прочитать об этом и вот попался случай 
совместить приятное с полезным. Во-вторых,книга сопровождала человека многие столетия ,и мне всегда было интересно,как к этому пришёл человек .

После выбора темы я стала задумываться о её актуальности. На мой взгляд, эта тема очень интересная, и любой человек заинтересуется ею, ведь эта наша история, а любой уважающий себя и своё Отечество человек должен её знать!

Цель моей курсовой-как можно тщательней и лучше разобраться в вопросе о книжной культуре и найти как можно больше интересной информации об этом.

Хотелось  бы как можно больше прочитать  материала о книгах того времени  и ,хотя бы в картинках,посмотреть на них.Это и будет моими задачами на протяжении того времени ,пока я  буду делать курсовую работу.

Многие  исследователь отмечаю, что Общий подъем Руси в XI в., создание центров письменности, грамотности, появление целой плеяды образованных людей в княжеско-боярской, церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской литературы. Эта литература развивалась, складывалась вместе с развитием летописания, ростом общей образованности общества. У людей появилась потребность донести до читателей свои взгляды на жизнь, свои размышления, о смысле власти и общества, роли религии, поделиться своим жизненным опытом (1,2,3,4,5,6,7)

О влиянии  на литературу церкви, войн, политики и сознания общества в целом я хочу подробно рассказать в своей работе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                       ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ :

          2.1.История зарождения письменности на Руси:

                                  современный взгляд.

«Известно, что книжная культура на Руси начинает распространяться с десятого века. Это было связано с принятием христианства при князе Владимире Крестителе, который, как сообщает летопись под 996 годом, «бе бо любя словеса книжная», то есть был он человеком, любившем книжное слово. А в «Повести временных лет» рассказывается о том, как он, князь Владимир Святославич, начал собирать детей нарочитой чади (то есть детей киевской знати) и отдавать их в учение книжное», - так начинает свой рассказ о становлении русской книжной культуры на Руси выдающийся русский ученый Д.Лихачев (3,с.143 ).

«В методологии ХХ века осознана невозможность избавиться от ценностной позиции в историческом познании. Историчность явлений прошлого составляет само существо выводов и оценок историка.»(1)Проблема образованности Древней Руси высказана несколькими авторами XX века. Об образовании в Киевский период пишет В.Я. Струминский. Он разделяет 3 идеологических течения(что нормально было для советских времён) в общественной мысли в Руси:либерально-дворянского,церковно-монархического,буржуазно-демократического.Всего из этих 3х течений он делает выводы о истории книжного дела и образвании в Руси.Немного увлёкшись этим,Струминский своими статьями сделал историю Киевской Руси неинтересной,скучной,казалось,что в этот период ничего не происходило! Голубинский утверждал, что "в период домонгольский мы не знали настоящего образования, что нашим образованием была простая грамотность"(1).Но почему эта «простая грамотность» не рассматривается автором как огромное достижение в образовании народа? И один,и другой автор уходят от объективной оценки исторического развития общества.В первом случае авторы стремятся утвердить большую культурную значимость Церкви, во втором,наоборот, авторы хотят доказать,что роль Церкви не так уж и важна! (1)

Авторы  О.Кошелёва и Л.Мошкова высоко оценивают  уровень образованности в Киевский период русской  истории. «Возникновение и распространение письменности, полагают они, связано не с одним только принятием христианства, но в целом с развитием городской культуры. Бюрократический аппарат, однако, был развит слабо и в связи с этим для государственной службы почти не требовались грамотные люди.»(1) О школах самым первым позаботилось государство,а потом ,как то само собой,это перешло к церкви.Первоначально школы развивались как систематическая школьная подготовка(как в Греции),но потом стало уже семейной традицией.К началу Московского периода школы сошли на нет.Традиция церковного образования укрепилась и вплоть до петровских времён результаты её были высокими:люди стали более образованными(по крайней мере,те,которые заботилтись о своём образовании ,а также своих детей). «В контексте истории русской Церкви взвешенные оценки образованности, школ и книжного дела в допетровской Руси предлагает А.В.Карташов. Он выделяет три хронотопа в истории русской Церкви – до-монгольский (Киевский) период, Московскй период и историю юго-западной митрополии. Карташов в целом принимает точку зрения Голубинского на способ насаждения греческого просвещения при Владимире: на Русь пришла школа, основанная на частной инициативе и предполагающая наличие культурных механизмов, питающих потребность в образовании. Однако он не столь пессимистично оценивает результаты прививки греческой образованности. В народе потребности в образовании не было, на школу и науку смотрели как на злые мытарства. Однако следы введенного Владимиром просвещения заметны на протяжении всего Киевского периода – и это не только свидетельства летописей о заведении училищ, но и несомненно  несущие на себе следы правильного систематического образования произведения русских авторов – митр. Иллариона, Кирилла Туровского, "Слово о полку Игореве" .»(1)Несомненно,в русские школы и семьи ещё долго приглашались греческие учителя.Ведь образование,впринципе,было востребовано только в высших слоях общества. Из-за того,что государтво не поддерживало школу,она не была общеобязательной.что отражалось на образовании средних и низших слоёв общества. «Однако киевская образованность носила характер не простой грамотности, а настоящей систематической школьной образованности, правда, эта школа не расцветала, а постепенно угасала.»

Книжная культура Московской Руси  уже не имеет следов систематической школы, однако школа элементарной грамотности  не исчезала. Будучи граммотным,человек мог читать,а интерес к книгам был на то время высок,очень значились книги Св. Писания. «Так, впервые на всем православном Востоке на Руси появилась полная рукописная Библия (Геннадий Новгородский, 1490), со всем аппаратом Священного Писания.»(1)Критики к книге не было на Руси,это было даже чуждо, «сложился начетнический тип образованности, "буквопоклонническая среда". Редким исключением выглядит Нил Сорский, оказавшийся способным за время пребывания на Афоне освоить высокую и тонкую культуру греческого богословия. Писаний много, но не все из них истинны. Испытав в чтении истинные, их держись, - такое наставление св. Нила, по мнению Карташова, необычно в начетнической среде.»Благодаря Св. Нилу появляется некая иерархия в книжном доверии.Он говорит,что нужно прежде всегодоверять заповедям Господа и другим церковным предписаниям.

Впервые ,потребность в систематической  школе испытали в юго-заподной митрополии.Там  началась борьба с исповеланиями  Запада.Остро стоял вопрос о спасении православия путём прививания его  в школах,книгах,науке. Дело это начало не духовенство, а миряне – аристократия и горожане. «Первые братские школы организовались в 16 веке (у кн. Остожского - Остожская, Слуцкая, у кн. Курбского). Носители духовной энергии и идей были беженцы из московской Руси – Андрей Курбский, бывш. Троицкий игумен Артемий,  обосновавшийся в Слуцке. Проект Курбского  предполагал дать русскому православию науку греческих отцов, для чего эти тексты  предполагалось добыть на Востоке и перевести их на церковно-славянский и русский язык, что и было сделано.»(1) Чтобы уметь распознавать выраженные в силлогизмах ереси ,праволавные должны были учиться в латинских университетах.В то же время,в 16 веке начинается и книгопечатание, сначала в Москве (Иван Федоров), потом в Юго-западной митрополии. « В 1580- 81 гг. появляется первая печатная Библия на славянском языке (Остожская Библия), собранная на основе “многих Библий, различных письмен и языков.”»(2,с.168)

В 17 веке открывается первая систематическая  школа  в Киеве по латинскому образцу, открывая собой новую эпоху русской  образованности.

«В ХХ веке в русле методологии историзма просвещение в Древней Руси получает достаточно высокую оценку. Признание его непреходящего значения для отечественной культуры базируется на идее типа культурного развития России, формирующегося под влиянием Православной Церкви. Осознание характера книжной культуры, учености и организации школьного дела в контексте исторической жизни России имеет непреходящее значение. Оценка достоинств и недостатков отечественных школьных традиций имеет не только теоретический, но также практический смысл, если мы способны выделить в них различные компоненты, и, прослеживая их генезис, различить  относительную ценность, обусловленную историческими обстоятельствами, и ценность непреходящую, укорененную в самом существе культурного бытия России, связанного с православной Церковью».(1)

                2.2.Рукописная книга в Древней Руси.

«Книга пришла на Русь вместе с принятием христианства.В языческие времена письменность у восточных славян находилась в зачаточном состоянии. Это были так называемые "черты и резы" — примитивное знаковое письмо, которое употреблялось для гадания, счета и различных хозяйственных нужд.»-так говорит в своей статье Г.Зобин.(2,с.175)Конечно такое письмо было очень неудобным для перевода сложных церковных текстов. Кириллица появилась после крещения на Руси Из Византии и Дунайской Болгарии пришло громное количество литературы,не существовавшей до этого времени на Руси. Это и жития святых,и библейские книги,и сборники изречений древних мудрецов. В связи с этим в монастырях «велась огромная переводческая работа»(2,с.ё181). Это связано с тем,что «Киевская Русь приобщается к великой христианской культуре, а через нее — и к античной традиции.» (2,с.182)Также, создаются и собственные книги,собственная литература.

Разные  источники говорят о заинтересованности народа Руси  к книге,особенно у  князей,которые ,конечно,были очень  образованными людьми.Например ,огромная библиотека была у Ярослава Мудрого,она была очень богата по своему содержанию.

« Древнерусская рукописная книга была плодом труда многих людей разных профессий. В тишине монастырских келий работали книжники — писатели средневековья. Имена некоторых из них дошли до наших дней. Но многие авторы, подарившие нам подлинные шедевры, остались неизвестными.»(2,с.184) Это связано с характером древнерусской литературы, которая, по определению Д. С. Лихачева, "была искусством надындивидуальным".(3,с.142)

Профессия писца была очень важной в те годы,т.к. книги передавались из поколения  в поколение,да и вообще распространялись ,путём переписывания.Тогда при монастырях был «штат» писцов и среди них можно проследить иерархию:мастера,потом подмастерья, а последними ,помощниками мастеров и подмастерьев,конечно.были «робята».Работу писца предствить не сложно:на столе,за которым он сидел,лежала книга,на коленях-тетрадь,заканчивая одну тетрадь,он брал другую и так,заканчивая,он скреплял эти несколько тетрадей в книгу.Потом он делал для книги переплёт.Он делался из 2х досок и обтягивался кожей,а нередко дорогими тканями.Также на переплёте книгу украшали различными металлическими украшениями и т.д. В Древней Руси друг друга сменили несколько типов письма:устав,потом ,полуустав и скоропись. Самый древний-устав - существовал в XI-XIII веках. «Он отличался особой тщательностью начертания букв — каждая писалась отдельно от другой, текст не делился на отдельные слова. С середины XIV века устав начинает вытесняться полууставом — письмом, которое уже не требовало прежней тщательности. Но и здесь писцы совершенствовали свое ремесло, вырабатывали красивые почерки.»(2,с.23) С XV века начинает распространяться скоропись. Также,на Руси было распространенБыло на Руси распространено и декоративное письмо - вязь, которым обычно писали заголовки. Ему свойственны о декоративное письмо, в котором преобладало обилие украшений.Немалую роль в книгах Руси играли художники,которые с таким высочайшим исусством выписывали заглавные буквы,в которых проглядывались и головы птиц,и человеческие лица.Особенность Древнерусской книги в том,что в ней присутствовала,не разрывно с самим произведением книжная миниатюра и она следовала развитию сюжета. «Так, в "Повести временных лет" они представляют собой неразрывное единство с повествованием, делают его объемнее, заставляют читателя живее воспринимать его. «Язык цвета вносит эмоциональные оттенки в суровый, внешне бесстрастный рассказ летописца. Ярко горит киноварь, изумрудно зеленеет трава, переливаются разноцветные одежды…»»(2,с.98)

Информация о работе Книжная культура Древней Руси