Классификация православных праздников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 21:42, реферат

Описание работы

Мы привыкли к тому, что праздники - это дни отдыха и веселья. Но их смысл не только в этом. В первую очередь они связаны с чем-то особенным. Не случайно с давних пор праздником считался не только «неработный день», но и прежде всего - день памятный, посвященный определенному событию. Так, есть церковные праздники в память важнейших событий из жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, в честь Мира Ангельского и в честь святых.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...2
1. Классификация православных праздников………………………………….3
2. Праздники православной церкви…………………………………………….5
3. Значение икон в православии……………………………………………….10
Использованная литература ……………………………………………………….13

Файлы: 1 файл

Православные праздники реферат .rtf

— 185.71 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………...2

  1. Классификация православных праздников………………………………….3
  2. Праздники православной церкви…………………………………………….5
  3. Значение икон в православии……………………………………………….10

Использованная литература ……………………………………………………….13

 

 

Введение

 

Мы привыкли к тому, что праздники - это дни отдыха и веселья. Но их смысл не только в этом. В первую очередь они связаны с чем-то особенным. Не случайно с давних пор праздником считался не только «неработный день», но и прежде всего - день памятный, посвященный определенному событию. Так, есть церковные праздники в память важнейших событий из жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, в честь Мира Ангельского и в честь святых.

Православные праздники, как и любые христианские праздники,- это дни церковных торжеств, связанные с воспоминанием и чествованием наиболее значимых для православных христиан библейских и исторических событий и лиц. Условно все христианские праздники можно разделить на общехристианские, которые признаются дохалкидонскими, православными, католической и некоторыми протестантскими (например, евангелическими) церквями, и частно-конфессиональные, характерные лишь для одного из четырех основных христианских течений. Общехристианские праздники возникли в первые века христианства, задолго до схизм XI и XVI вв., что обусловило широту и степень их распространения. К ним в первую очередь относятся Рождество Христово и Пасха.

В начале века у французов на 302 рабочих дня в году приходилось 63 праздничных; у итальянцев на 298 рабочих дней - 67 праздничных; у англичан на 267 рабочих дней выпадало 98 праздников. То есть больше, чем у прочих. Дело тут не в желании отдыхать, а в богатейшей истории, в прочной памяти, в стремлении чтить славные события.

 

 

  1. Классификация православных праздников

 

Православные праздники признаются одной, несколькими или всеми православными церквями. Их можно классифицировать по нескольким признакам.

Все церковные праздники годичного круга разделяются на несколько разрядов. По предмету воспоминаний они разделяются на праздники Господские (в память важнейших событий жизни Иисуса Христа, прославления Животворящего Креста, обретения Нерукотворного образа Иисуса и Его ризы), Богородичные (в память событий ее жизни: Введение во храм, Успение и т. д.; обретения и положения на хранение в храмах ее ризы и пояса; прославления ее чудотворных икон), праздники в честь «сил бесплотных» (Собор Архангела Михаила и др.) и праздники святых (день Всех святых, в земле российской просиявших, день Новомучеников и исповедников российских и т. д.).

По количеству праздничных дней - многодневные (Светлая седмица) и однодневные.

По важности воспоминаемых событий они разделяются на большие, средние и малые.

Большие праздники в свою очередь делятся на три разряда. К первому относится величайший из праздников - Пасха; ко второму - праздники, известные под названием двунадесятых, и к третьему - великие двунадесятые.

 

К двунадесятым праздникам принадлежат:

 

1) День Рождества Пресвятой Богородицы;

2) Воздвижения Честнаго и животворящего Креста;

3) Введение во храм Пречистой Девы Марии;

4) Рождество Христова;

5) Крещение Господа нашего Иисуса Христа, или Богоявления;

6) Сретения Господня;

7) Благовещения Пресвятой Богородицы;

8) День Входа Господня в Иерусалим;

9) Вознесения Господня;

10) День Пятидесятницы;

11) Преображения Господня;

12) Успения Божией Матери.

 

По времени торжеств праздники разделяются на неподвижные и подвижные. К неподвижным относятся те, которые ежегодно приходятся на одни и те же числа месяца. Подвижными называются такие, которые всегда приходятся на одни и те же дни недели, но числа ежегодно меняются - в зависимости от времени Пасхи.

 

К великим двунадесятым праздникам относятся:

1) день Покрова Пресвятой Богородицы;

2) обрезания Господня;

3) Рождества Иоанна Предтечи;

4) день святых апостолов Петра и Павла;

5) Усекновения главы Св. Иоанна Предтечи.

 

По этническому признаку - русские, греческие, грузинские, американские, японские и пр.

Великие праздники имеют так называемые предпразднества (к примеру, сочельник) и попразднества (вплоть до так называемого отдания праздника). Дни первоверховных апостолов Петра и Павла и Успения Божией Матери предваряются кратковременными постами. Количество православных праздников так велико, что даже в будни обычно вспоминается несколько значимых событий и персоналий.

Русское православное церковное новолетие празднуется по традиции в сентябре (с 13-го на 14-е по новому стилю), что соответствует началу годового праздничного цикла, прямо связанного с ходом сакрального времени, со сменой событий библейской и церковной истории, нашедших свое отражение в богослужении великих праздников (в том числе двунадесятых), начиная от Рождества Пресвятой Богородицы (21 сентября по новому стилю) и заканчивая ее Успением (28 августа по новому стилю). Следует помнить, что в православии выделяют три круга богослужений: суточный, начинающийся вечером накануне дня; седмичный, куда входят все богослужения одной календарной недели и годовой.

 

  1. Праздники православной церкви

 

Рождество Пресвятой Богородицы празднуется с IV-V вв. как память рождения Марии от весьма престарелых родителей св. Иоакима и Анны. В текстах Библии сведений о рождении Марии нет, они относятся к церковному преданию.

Воздвижение Креста Господня (23 сентября по новому стилю) отмечается с начала IV в., со времени обнаружения матерью императора Константина I Еленой на горе близ Иерусалима креста, принятого за тот, на котором был распят Иисус Христос. По преданию, отраженному в различных версиях в трудах историков: Руфина, Сократа, Созомена, Феодорита, Никифора Каллиста, в древнем колодце для сбора дождевой воды, в который после казни римляне свалили все кресты, было найдено три кипарисовых креста, но лишь на одном из них воскрес умерший. Именно этот крест епископ Макарий поднимал (воздвигал) для демонстрации верующим. Отсюда и название праздника. До наших дней обнаруженный на Голгофе крест не сохранился: начиная примерно с XII в. от него стали отделять частицы и помещать их в реликварии различных храмов и монастырей, пока окончательно не раздробили весь.

 

Покров Пресвятой Богородицы празднуется 14 октября (по новому стилю), причем этот праздник считается великим, только в русском православии. Он был установлен в память освобождения Константинополя от осады в X в. В ночь перед решающим боем с сарацинами во Влахернском храме Константинополя св. Андрею Юродивому было видение Богоматери, распростершей свое покрывало (омофор) над молящимися.

 

Введение во храм Пресвятой Богородицы относится к двунадесятным праздникам с VII-VIII вв. Первое упоминание о нем, относимое к восточной христианской традиции, содержится в Синайском праздничном Евангелии 715 г., а в Римско-католической церкви - с 1372 г. Сведения об этом событии есть лишь в святоотеческом предании: трехлетнюю Марию как первого ребенка родители привели в Иерусалимский храм для свершения обета посвящения Богу. Девочка самостоятельно поднялась по многочисленным храмовым ступеням и самим первосвященником Захарией (будущим отцом Иоанна Предтечи) была введена в «Святая святых», куда кроме первосвященника никто не имел права доступа. Празднуется 4 декабря (по новому стилю).

 

Навечерие Рождества Христова - Рождественский сочельник - отмечается 6 января (по новому стилю) Наименование «сочельник» происходит от слова «сочиво» - постная еда из вареной пшеницы с медом, которая на Руси заменила сочевицу, вареную чечевицу. На следующий день празднуется Рождество Христово.

Обрезание Господне и память св. Василия Великого - празднуются в один день 14 января (по новому стилю) с VIII в. На восьмые сутки после рождения все еврейские младенцы мужского пола подвергались обрезанию в ознаменование Завета Бога с Авраамом и во исполнение Моисеева закона. Именно в этот день Богомладенец был назван Иисусом.

 

Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник) - 18 января (по новому стилю) -  ранним утром совершается первое великое освящение воды. Православные верят, что «крещенская вода» (освящение) обладает особыми свойствами. Ею «причащали» вместо Св. Даров людей, находящихся под церковным «прещением» - наказанием.

 

На следующий день празднуется Святое Богоявление, поскольку именно в момент погружения Иисуса в воды Иордана, по мысли православных богословов, Бог явил Себя людям в трех ипостасях: был слышим глас Бога Отца, Бог Сын ходил по земле и был крещен как человек Иоанном Предтечей, Бог Дух Святой сошел на Христа в виде голубя. Другое название праздника - Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в этот день ранним утром совершается второе великое освящение воды. Известен с IV в.

 

Сретение Господа нашего Иисуса Христа празднуется верующими 15 февраля (по новому стилю) и связано с новозаветным рассказом о принесении Марией и Иосифом младенца Иисуса в храм на день после рождения для принесения очистительной жертвы и «выкупа» первенца у Бога. У храма их встретили праведные Симеон Богоприимец и Анна пророчица. «Сретение» - встреча. Известен праздник с III-IV вв.

 

 

Благовещение Пресвятой Богородицы отмечается 7 апреля (по новому стилю) и считается днем воплощения Спасителя. Когда Марии исполнилось четырнадцать лет, она перешла жить в дом своего обручника Иосифа. По Евангелию, ей явился архангел Гавриил с вестью о том, что она станет матерью Сына Божия. Установлен праздник в IV в. в Константинополе.

 

Вход Господень в Иерусалим (Вербное, пальмовое воскресенье) празднуется с первых веков христианства. По Евангелию, вскоре после воскрешения Лазаря Иисус въехал в Иерусалим, сидя на молодом осле. Люди приветствовали Его как царя, с пальмовыми ветвями в руках. Переходящий праздник.

За ним следует Страстная седмица и

     

         Пасха или Воскресение Господа нашего Иисуса Христа - праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха -- главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «приход», «избавление». В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства дьяволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. Воскресение Христово -- это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.

Господь наш Иисус Христос, как предсказано было пророками и, Самим спасителем, воскрес, воскрес в третий день по смерти Своей и погребении.

Несмотря на все предосторожности, принятые иудеями, чтобы воспрепятствовать исполнению слов Спасителя, на третий день Его смерти -- с субботы на первый день недели, в раннее утро «еще сущей тьме»сделалось великое землетрясение, и Ангел Божий сошел с неба и отвалил камен от двери гроба. Стражи, поставленные иудеями у гроба, пришли в ужас и упали на землю, как мертвые. После свершения этого великого чуда, пока было еще темно, жены-мироносицы пришли ко гробу, чтобы помазать тело Иисуса ароматами, но гроб был открыт, камень отвален, и на нем сидел Ангел, который сказал устрашенным женщинам: «Не бойтесь! Что ищете между мертвыми? Его нет здесь! Он воскрес! Вспомните, как Он говорил, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну человеческому надлежит быть в руки человек грешных и быть распят у, и в третий день воскреснуть»

В то же утро, Сам Иисус явился Марии Магдалине и другим женам-мироносицам, встретившим Его на пути. Он сказал им: «Радуйтесь!», и они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. В тот же самый день Господь явился им: сперва двум ученикам, пришедшим в селение Эммаусь, а потом всем апостолам, когда они между собою вели беседу о Иисусе Христе (они были у гроба и первые поверили воскрешению Христа). В течение сорока дней после воскресения Господь являлся ученикам Своим, изъяснял им Писание и, обещая, Свою милосердную помощь, повелевал им проповедовать во всем мире Его божественное учение.

Воскресение Христово, празднуемое в Светлое воскресение Пасхи, является для христиан самым радостным и торжественным событием, потому что дает нам надежду, что через веру в воскресшего, Иисуса Христа, и мы воскреснем и получим жизнь вечную.

Праздник Воскресения Христова - древнейший из всех христианских праздников; совершается торжественно со времена апостольских  и, но постановлению первого Вселенского Собора, празднуется в первый воскресный день после весеннего равноденствия и первого мартовского полнолуния. Празднование Святой Пасхи продолжается семь дней.

 

На день по Пасхе празднуется День Святой Троицы (Пятидесятница) в память Сошествия Святого Духа на апостолов, собравшихся в Сионской горнице в Иерусалиме, после которого апостолы стали говорить на разных языках (глоссолалия) и смогли проповедовать учение Иисуса по всему миру.

 

  1. Значение икон в православии

По православной традиции каждый праздник (за редким исключением) имеет свою икону, которая устанавливается в день торжества на специальном аналое (наклонном столике-пюпитре) посреди храма. Словом икона (от древнегреч.- образ, портрет, мысленное представление о ком-либо, сравнение) во П-VII вв. обозначалось любое изображение персонажей, (в первую очередь Иисуса Христа, Богородицы, апостолов, ангелов, святых), и событий (христианских праздников) библейской и церковной истории вне зависимости от техники исполнения и изобразительных средств различных видов пластических искусств: скульптуры, рельефа, резьбы, чеканки, мозаики, монументальной и станковой живописи, графической миниатюры и пр. Позднее (с VIII в.) икона начинает пониматься преимущественно как моленный образ, включенный в сферу литургической практики. В классическом варианте икона представляет собой специально подготовленную деревянную доску с наклеенной на нее паволокой (редкой тканью) и нанесенным сверху левкасом (грунтом), по которому, собственно, и пишется изображение темперными либо масляными красками.

Информация о работе Классификация православных праздников