Классическое наследие в российской культуре 18-19 в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 18:53, контрольная работа

Описание работы

Почти весь 18 и 19 век в высших слоях русского общества шёл спор об отмене крепостного права – даровании крестьянам личной свободы. Некоторые историки и публицисты, к примеру А.И. Солженицын, считают, что, наоборот, “европеизация” России шла за счёт закабаления крестьян Петром Первым, что основой для крепостничества Пётр взял общину, введя туда порочную практику круговой поруки в разного рода долгах, обязательствах и требах перед государством.

Содержание работы

Введение 3
Культура императорской России (XVIII век — начало XX века). 5
Советский период развития культуры России 13
Культура России с 1980-х годов до конца ХХ века 21
Заключение 24
Список используемой литературы 26

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 45.95 Кб (Скачать файл)

АЛМАТИНСКИЙ  ФИЛИАЛ  НЕГОСУДАРСТВЕННОГО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  УЧРЕЖДЕНИЯ  ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ  ПРОФСОЮЗОВ»

 


 

Факультет экономический

Кафедра культурологии

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по  дисциплине: Культурология

на тему: Классическое наследие в российской культуре 18-19 в.

 

 

Выполнил(а) студент(ка):БрылёваГ. C.

102 группы   1  курса

Форма обучения заочная

Проверил(а):к.э.н Тимошенко В.Ф.

 

 

Алматы, 2013

Содержание

Введение                                                                                                                 3

Культура императорской России (XVIII век — начало XX века).                    5

Советский период развития культуры России                                                   13

Культура России с 1980-х  годов до конца ХХ века                                           21

Заключение                                                                                                            24

Список используемой литературы                                                                      26                                                                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Введение

Русская культура 18-20 века, с  Петра Первого до президента Ельцина, претерпела огромное воздействие Запада. Общим в этот исторический период было то, что это была общая эпоха  быстрой и глубокой “европеизации” русскй о культуры.

Почти весь 18 и 19 век в высших слоях  русского общества шёл спор об отмене крепостного права – даровании  крестьянам личной свободы. Некоторые  историки и публицисты, к примеру А.И. Солженицын, считают, что, наоборот, “европеизация” России шла за счёт закабаления крестьян Петром Первым, что основой для крепостничества Пётр взял общину, введя туда порочную практику круговой поруки в разного рода долгах, обязательствах и требах перед государством.

Реформы Петра I раскололи общество и привели к образованию двух различных укладов — “почвы”  и “цивилизации” — по терминологии В. Ключевского. “Почва” — это  уклад, основные черты которого сложились  в условиях Московского царства. С ним была связана основная масса  населения. Здесь господствовал  коллективизм, уравнительный принцип  социальной справедливости, антисобственнические настроения. “Почва” развивала богатейшие традиции народной культуры, культивировала свои системы обрядов, обеспечивавших непрерывность и жизненность традиций. “Цивилизация” — это уклад западного типа. Его выражала профессиональная интеллигенция и предприниматели, связанные с промышленным производством. Начало ему положили реформы Петра I. Между “почвой” и “цивилизацией” была пропасть. Это отразилось и в лингвистическом разрыве. “Почва” говорила на русском языке, “цивилизация” — на французском. Практически в рамках одной страны сосуществовали два общества, обладавшие разными ценностями, идеями,

4

тяготевшие к различным путям развития. Расколотость России, противостояние двух культур — важнейший фактор, определивший развитие России в XVIII—XIX веках. Другие противоречия накладывались на этот глубинный раскол.

Во всяком случае, после отмены крепостного права в 1861 году, культура России резко пошла вверх: стали  возникать новые города, заводы, открываться новые вузы, газеты, музеи и т.д. и т.п.

После революции в 1917 году, Россия стала совсем другой страной. Под  девизом борьбы с отсталостью  и пережитками капитализма была утрачена немалая часть русской  культуры. С другой стороны, под лозунгом борьбы за всё прогрессивное выборочно  продолжилось внедрение европейской  культуры в уже советскую культуру.

С 1991 года началась новая эра в  истории России. Но падение тоталитаризма  привело к потоку массовой западной “культуры”, которая стала постепенно вытеснять и так уже подорванную  советским периодом русскую культуру. К чему приведёт этот новый период? Пока рано делать поспешные выводы.

 

 

 

 

 

 

 

5

Культура императорской  России (XVIII век — начало XX века).

Начало XVIII века ознаменовано реформами  Петра I, которые были призваны ликвидировать  разрыв в уровне развития России и  Европы. Реформы затронули практически  все сферы жизни общества. Содержанием  их явились решающий сдвиг от средневековья  к новому времени и европеизация всех областей жизни. Происходила ломка  старых государственных учреждений, замена их новыми, складывался современный административно-бюрократический аппарат. Важное место в преобразованиях Петра I занимала церковная реформа, в результате которой относительно независимая прежде церковь оказалась под властью государства. В итоге всех преобразований в политическом строе Русского государства завершилось оформление абсолютной монархии. Абсолютистское государство нуждалось в светской культуре. Важной чертой культуры нового времени стала ее открытость, способность к контактам с культурами других народов, что явилось результатом политики, направленной на подрыв национальной и конфессиональной замкнутости. Расширяются связи с западными странами. Контакты с Европой способствовали проникновению в Россию гуманистических и рационалистических учений. Идеология абсолютизма начала подкрепляться идеями рационализма, европейского Просвещения. Для Нового времени характерны такие процессы, как ускорение темпов развития, усложнение общественного развития в целом. Начинается процесс дифференциации, появления новых отраслей культуры: науки, театрального дела, портретной живописи, поэзии, журналистики. Отличительной чертой этого периода является появление авторства, хотя в значительной части культура еще продолжала оставаться анонимной. В новой культуре появилась тенденция к демократизму. Большую роль в этом сыграли реформы в области образования. Создается система светских школ. Недостаток складывавшейся системы образования был в том, что крестьяне в

6

эти школы не принимались. Петровская школа создавалась как профессиональная, техническая, ставившая своей целью  подготовку кадров в тех областях, которые были нужны государству  на данном этапе. Начало XVIII века ознаменовалось бурным развитием книгопечатания, особенно учебной продукции. В столицах действовали  десятки типографий. Важным началом  в процессе отделения светской культуры от церковной была замена старого церковнославянского шрифта новым, гражданским. Мощным средством просвещения народа явилась периодическая печать. Первой печатной газетой в России были “Ведомости”, вышедшие в 1703 году. Рост книгопечатания способствовал развитию книжной торговли. В 1714 году была открыта первая библиотека, ставшая основой библиотеки Академии наук. Она была доступна для свободного посещения. В 1719 году открывается первый русский музей — Кунсткамера. Закономерным итогом реформ в сфере просвещения, науки стало открытие в Петербурге в 1725 году Академии наук. Вводились новые обряды в общественно-культурной жизни, бытовом укладе. Они были направлены на привитие западноевропейского образа жизни. Взамен старого летосчисления — “от Сотворения мира” — с 1 января 1700 года введено летосчисление “от Рождества Христова”. Появился обычай праздновать Новый год: устраивать фейерверки, наряжать елки. Новой формой общения стали ассамблеи.

Фундамент, заложенный Петром I в начале века, оказался прочным, и с 40-х годов XVIII века начался новый подъем культуры. Происходят важные преобразования в  сфере образования. В Академии наук появляются первые национальные кадры, меняется характер их деятельности. Первым русским членом Академии наук стал М. Ломоносов. Среди первых академиков — поэт А. Тредиаковский, механик-изобретатель А. Нартов. Академия наук становится не только научным, но и учебным заведением. При участии П. Шувалова и М. Ломоносова в 1755 году в Москве был открыт Московский

7

университет. Обучение в нем велось на русском языке, до начала XIX века не преподавалось богословие. При  нем имелись две гимназии. С  университетом связана деятельность русского просветителя Н. Новикова. В 80-х  годах XVIII века он развернул активную издательскую работу. Центром общественной и культурной жизни Московский университет  станет только в XIX веке.

Наиболее решительный поворот  в сторону европеизации русской  культуры произошел в период правления  Екатерины II. Ее царствование положило начало эпохе просвещенного абсолютизма, продлившийся до 1815 года. Эпоха характеризовалась попыткой провести либеральные реформы при сохранении неограниченного самодержавия. Особое внимание Екатерина решила уделить воспитанию “новых людей”, нравственно совершенных, которые в таком же духе будут воспитывать своих детей, что привело бы к изменениям в обществе. Предполагалось, что новый человек будет воспитываться в исключительно западном духе. Большое внимание уделялось гуманитарному образованию. Появились воспитательные дома в Москве, Петербурге, закрытые институты, кадетские корпуса.

К началу XIX века город приобрел “строгий, стройный вид”. В этом большая заслуга  иностранных архитекторов — Ж.-Б. Леблона, Д. Трезини, Д. Кваренги и представителей русской архитектурной школы В. Баженова, И. Старова, М. Казакова, В. Растрелли. Значительный подъем переживает портретная живопись. В творчестве А. Антропова, И. Аргунова при сохранении условностей, идущих от традиции парсуны, видны поиск выразительности, усиление внимания к человеческой личности, реалистические черты. Развитию этого способствовало открытие в 1757 году Академии художеств в Петербурге. В XVIII веке создаются предпосылки для образования русского национального языка, происходит сближение литературного языка с разговорным, прекращается процесс образования

8

новых диалектов. Формируется русский  общенародный разговорный язык. Как  образец выступает московский диалект. В 90-е годы Н. Карамзин провел реформу  литературного языка. Это позволило  привлечь к чтению широкий круг населения. В середине XVIII века господствующим направлением во всей художественной культуре стал классицизм. Появляются первые национальные трагедии и комедии (А. Сумароков, Д. Фонвизин). Наиболее яркие  поэтические произведения созданы  Г. Державиным. На рубеже XVIII-XIX веков  формируется новое направление  в литературе — сентиментализм, связанное с творчеством Н. Карамзина  и А. Радищева. Вершиной развития русской  литературы является творчество А. С. Пушкина. Расширяются культурные связи с  другими странами. Активизировалась общественная мысль страны. Публикация частных писем, художественных произведений, написанных в форме обращения  к другому лицу, были заметным явлением в русской литературе. В XIX веке —  это “Философские письма” П. Чаадаева, “Выбранные места из переписки с  друзьями” Н. Гоголя. Они “взорвали” течение общественно-политической, литературной жизни страны. Для культуры начала XIX века характерна быстрая смена  стилей — сентиментализм, романтизм, реализм.

В период XVIII—XIX веков Россия складывалась как цивилизационно неоднородное общество. В Россию приезжали французские, итальянские, английские художники, ученые, артисты, в массовом масштабе поощрялось переселение немцев. Завоеванные  территории включались как составная  часть в единое государство. К  началу XX века в России жили около 165 народов, относящихся к различным  типам цивилизации. Национальное самосознание складывалось в открытом контакте с  другими народами. И когда речь идет о русских, это вовсе не значит, что имеются в виду только русские  по крови. Будучи рядом с другими  народами, русские впитывали все  лучшее, что было в многонациональной  культуре. В этом один из “секретов”

9

богатства русской культуры. На первое место выступила идея служения Отечеству, в различных модификациях просуществовавшая  почти до конца XX века. XIX век явился временем окончательного формирования русской национальной культуры. Национальная культура — это культура нации  как общности людей, складывающаяся в ходе формирования капиталистического уклада. Этапом ее формирования явились  петровские реформы, развитие во второй половине XVIII века гуманистических  представлений в литературе, искусстве, общественной мысли, когда проповедь  личной, внесословной ценности становится доминантой. Особенности ее становления  связаны с патриотическим подъемом, вызванным победой в войне 1812 года, отменой крепостного права. Все эти преобразования изменили социально-духовный облик населения, его быт, условия жизни, повлияли на рост культурных потребностей.

Если в начале XIX века ощущался недостаток отечественных пьес в репертуаре русского театра, то уже скоро появилась  блестящая комедия А. Грибоедова “Горе от ума”, опера М. Глинки “Жизнь за царя”. В 60—90-е годы — оперы  на исторические сюжеты М. Мусоргского, А. Бородина. Русская музыка переживала взлет в своем развитии. Появляется плеяда талантливых музыкантов: М. Балакирев, Н. Римский-Корсаков, Ц. Кюи. Мировое  признание получил выдающийся композитор П. Чайковский. К началу века расцвел  талант А. Скрябина, С. Рахманинова. Театральное  искусство к концу века достигло высокого уровня развития. Классики русской  литературы работали для театра и  создали яркие драматические  произведения. Ведущим драматическим  театром XIX века был Малый театр, который развивал реалистические традиции. В 1898 году открылся Московский Художественный театр. Во главе его стали К. Станиславский  и В. Немирович-Данченко. В театре сложился прекрасный ансамбль, утверждались новые принципы режиссуры и актерской  игры. XIX-XX век 

10

дали блестящую плеяду артистов — М. Щепкина, П. Мочалова, М. Ермолову, Ф. Шаляпина, В. Комиссаржевскую. Ученые России в XIX веке сделали много выдающихся открытий, имевших мировое значение. Д. Менделеев сформулировал один из основных законов природы —  периодический закон химических элементов. Мировое признание получили исследования русских математиков  — П. Чебышева, А. Ляпунова, С. Ковалевской. Были сделаны значительные географические открытия. М. Лазарев и Ф. Беллинсгаузен  открыли Антарктиду. Географические и этнографические открытия П. Семенова-Тян-Шанского, Н. Пржевальского, Н. Миклухо-Маклая получили мировое признание. В начале XX века первую Нобелевскую премию в России получил физиолог И. Павлов.

“Стык веков” 19-20 веков оказался благоприятной  основой периода, называемого “серебряным  веком” русской культуры. “Век”  продолжался недолго — около  двадцати лет, но он дал миру замечательные  образцы философской мысли, продемонстрировал  жизнь и мелодию поэзии, воскресил  древнерусскую икону, дал толчок новым направлениям живописи, музыки, театрального искусства. “Серебряный  век” стал временем формирования русского авангарда. В России сложность состояла в том, что общественное сознание складывалось в условиях, еще более  драматизирующих ситуацию. Послереформенная Россия переходила к новым формам экономических отношений. Рвутся традиционные общинные связи, процесс маргинализации захватывает все большее и большее количество людей. Российская интеллигенция оказалась почти беспомощной перед новыми требованиями политического развития: неотвратимо развивалась многопартийность, и реальная практика значительно опережала теоретическое осмысление принципов новой политической культуры. Русская культура в целом теряет один из основополагающих принципов своего существования — “соборность” (А. Лосев) — ощущение единства

Информация о работе Классическое наследие в российской культуре 18-19 в