Китай: Конфуцианская цивилизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:58, реферат

Описание работы

Китай - одно из древнейших государств. За время своего существования оно продемонстрировало устойчивость и динамичность развития, и в связи с этим интересна та система политических, социальных и философских ценностей, которая определила характер и направление государственной идеологии. Китайская цивилизация переход от древности к средневековью прошла достаточно незаметно, без глобальных трансформаций и разрушения основ государственного строя, как это было, к примеру, на Западе. Более того, Китай в эпоху средневековья во многом напоминал Китай в древние времена. Но, тем не менее, изменения происходили. Средние века в Китае, в сущности, начались гораздо раньше, чем в Европе

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Основные идеи………………………………………………………….….4
Глава 2. Эволюция истории государственности Китая и Конфуцианства………6
2.1. Становление государственности Китая……………………..…………..…6
2.2. Эволюция Конфуцианства как официальной государственной доктрины и религии………………………………………………….……………………….....8
Глава 3. Борьба с частной собственностью…………………………………...…..12
Глава 4. Отношения власти и общества………………………………………..…15
Заключение……………………………………………………………………….…17
Список использованных источников………………………………

Файлы: 1 файл

referat_kitay_rafikova_b413.docx

— 132.17 Кб (Скачать файл)

«Китай: Конфуцианская цивилизация» Рафикова А.Р., гр. Б-413

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский государственный

экономический университет»

 

 

Факультет региональной экономики  и управления

Кафедра государственного и  муниципального управления

 

 

 

 

Реферат по дисциплине

«История мировых цивилизаций»

 

на тему:

«Китай: Конфуцианская цивилизация»

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила:

Рафикова А.Р.

Гр. Б-413.

Работу проверил:

Шопенко А. Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………..….3

Глава 1. Основные идеи………………………………………………………….….4

Глава 2. Эволюция истории государственности Китая и Конфуцианства………6

2.1. Становление государственности Китая……………………..…………..…6

2.2. Эволюция Конфуцианства  как официальной государственной доктрины и религии………………………………………………….……………………….....8

Глава 3. Борьба с частной  собственностью…………………………………...…..12

Глава 4. Отношения власти и общества………………………………………..…15

Заключение……………………………………………………………………….…17

Список использованных источников……………………………………………...18

Приложение…………………………………………………………………………19

 

 

 

Введение

 

Китай - одно из древнейших государств. За время своего существования оно  продемонстрировало устойчивость и  динамичность развития, и в связи  с этим интересна та система политических, социальных и философских ценностей, которая определила характер и направление  государственной идеологии. Китайская цивилизация переход от древности к средневековью прошла достаточно незаметно, без глобальных трансформаций и разрушения основ государственного строя, как это было, к примеру, на Западе. Более того, Китай в эпоху средневековья во многом напоминал Китай в древние времена. Но, тем не менее, изменения происходили. Средние века в Китае, в сущности, начались гораздо раньше, чем в Европе. Зарождение феодальных отношений историки датируют временем от XI до IV в. до н.э., хотя, по сути, считается, что наилучшие возможности для развития они получили приблизительно к III в. н. э. Постепенно, медленными темпами изживалось рабовладение. Формировались феодальные отношения в их своеобразном, «восточном», варианте. Серьезные трансформации шли в духовной жизни, пересоздавалась государственная структура и ее нравственные основы. В этом смысле переломным моментом в истории Китая стало появление конфуцианства.

Задача Конфуцианской философской системы состояла в том, чтобы сделать государство идеальным, основанным на твердых нравственных принципах, с гармоничными социальными отношениями.

Моя цель в данной работе - получение представление о многообразном феномене под названием «китайская конфуцианская цивилизация». Объект исследования, таким образом, китайская цивилизация в ее развитии, предмет исследования – конфуцианство, как идеология развития государственности. 

Глава 1. Основные идеи

 

В середине первого тысячелетия  до н. э. философ Конфуций (551–479 гг. до н. э.) создал учение, которому было суждено  стать плотью и кровью цивилизации. Идеи Конфуция, на первый взгляд далекие от реальности, спустя несколько веков, стали государственной религией и на протяжении более чем двух тысячелетий, почти не изменившись, сохраняли ведущую роль в духовной жизни китайского общества.

Конфуцианство считается «земной» религией, поскольку является в высшей степени рациональной и практичной. В первую очередь, Конфуция и его последователей интересовали такие основы общества как методы управления государством, регулирование отношений между разными социальными слоями, принципы семейной жизни и различные этические нормы.1 То есть, можно сказать, что это политико-социальная сфера. Государство – большая семья. Отношения между правителем и поданными есть общение отца и сына. Однако принцип большой семьи означал и другое: не только покорность нижестоящих по отношению к вышестоящим, но и полную ответственность властей перед народом. Только в этом случае народ будет доверять своим правителям, а без доверия не может существовать прочное государство.

Однако мир потусторонний  все-таки присутствует в учении: древнее  божество – Небо – воспринимается как средоточие высшего блага  и гармонии, как образец для  подражания. И основные принципы конфуцианства  как раз строятся на подражании небесной гармонии, они нацеливают человека на создание своего рода Царства Божьего на земле.

«Преданность государю и  забота о людях» – основа благополучия страны. Конфуций стремился сделать государственную власть гуманной. Поэтому придавал большое значение нравственному облику чиновников – представителей власти, непосредственно осуществляющих управление страной и напрямую связанных с народом. К ним философ предъявлял очень высокие требования, создавая образ чиновника-рыцаря – бескорыстного борца за справедливость, духовно совершенного человека, готового всем пожертвовать во имя своих идеалов.

Конфуцианство с его идеей  гуманности и нравственности государственной  власти укрепило бюрократический аппарат, а в конечном счете и саму государственность. Конечно, конфуцианство не определяло полностью духовную жизнь Китая. Оно существовало в обстановке соперничества с другими религиозными учениями – даосизм, буддизм. Они дополняли рационалистическое, исполненное практицизма учение Конфуция мистическим осмыслением мира и человека.

Конфуцианство выдержало  и борьбу с политической школой легистов (от слова 1ех — закон), которые претендовали на ведущую роль в управлении страной. Легисты видели основу благополучия государства в строгом, суровом  культе закона. Выполнение законов  поощрялось, малейшее отступление от них преследовалось. Во времена Конфуция политика китайских правителей почти целиком находилась под влиянием легистов. Но в конце концов  власть сделала ставку на конфуцианство, пророчески оценив это гуманное учение как цементирующую цивилизацию силу.2

 

Глава 2. Эволюция истории государственности Китая  и Конфуцианства

2.1. Становление  государственности Китая

 

Учение Конфуция неотделимо от истории Китая, которая была, в  свою очередь, весьма бурной. Страна переживала времена процветания и жесточайших бедствий, гражданского мира и кровопролитных восстаний, единства и раздробленности. Это является парадоксом, ибо государственность Китая – образец долголетия и устойчивости.

Еще в древности китайские  историки заметили, что в чередовании  этих периодов есть определенный ритм, действующий с четкостью часового механизма. Каждая новая династия как  бы начинала новый цикл и действовала  весьма успешно. Но спустя некоторое  время в стране все сильнее  и сильнее проявлялись признаки упадка: разорялось крестьянство, среди  чиновников росла коррупция, крупные  земельные собственники отстаивали свою независимость от центральной  власти. Под конец всеобщий развал завершался народным восстанием, участники  которого требовали смены правящей «плохой» династии.

Именно в таких условиях – жесточайшего экономического и  социального кризиса, голода и распада  административной системы, восстаний  – в 206 г. до н. э. начала свое существование  первая конфуцианская империя, которой  правила династия Хань. Ее основателем был крестьянин, один из вождей восставших. Новая династия вновь объединила страну, отменила многие казарменные законы прежних времен, снизила налоги. В систему управления стали вводиться конфуцианские нормы; ставка была сделана не столько на насилие, сколько на моральные принципы и древние почитаемые традиции. Однако уже с середины II в. н. э. империя вступила в роковую полосу упадка.

В III в. Китай распался на три самостоятельных государства. Правда, в конце III в. была предпринята  попытка вернуться к централизации, но новой династии Цзинь удалось объединить Китай лишь на несколько десятилетий.

В начале IV в. с севера на Китай хлынули орды кочевников, в том числе гуннов. Население бежало из районов, занятых чужеземцами-варварами, а на севере страны возникло множество мелких государств, созданных захватчиками. Они довольно быстро переняли местную культуру, обычаи и , даже, систему управления.

Следующий этап централизации  был осуществлен при династии Суй, которая в конце VI в. объединила север и юг, но была свергнута в начале VII в. Эпоха истинного расцвета Китая связана с династией Тан, правившей достаточно долго (с начала VII по начало Х в.) и династией Сун (Х–ХIII вв.). В ту эпоху по всей стране строились дороги, каналы и новые города, необычайного расцвета достигли ремесло и торговля, все изящные искусства и особенно поэзия.

Правление Сунской династии закончилось трагически для Китая, пережившего новую волну вторжения  кочевых племен. В течение XIII в. империя  была завоевана монголами, и великий  хан Хубилай основал новую монгольскую династию Юань (1280–1368). Экономика страны в ходе долгих войн (Китай сопротивлялся монголам около 40 лет) была разрушена, ирригационные сооружения, от которых зависело сельское хозяйство, не ремонтировались, огромное число китайцев было обращено в рабство.

Хотя монголы довольно быстро стали ассимилироваться, недовольство их правлением возрастало. Древняя  буддийская секта Белый Лотос, которая  к XIV в. превратилась в тайное общество, объединила восставший народ. Руководитель движения, Чжу Юань-Чжан, родом из крестьян, бывший послушник буддийского монастыря, опираясь на свои войска и примкнувших к нему ученых-конфуцианцев, разгромил монголов и в 1368 г. объявил себя императором династии, получившей символическое название Мин (Свет).

Минское правительство сумело восстановить экономику страны; было отменено рабство, сокращены налоги, выходцы из низов получили большие  возможности продвигаться вверх  по иерархической лестнице. Но в  конце XVI в. последовал очередной кризис, закончившийся весьма драматично: в начале XVII в. небольшое племя маньчжуров стало набирать силу и, объединившись с соседними племенами, повело вооруженную борьбу с Китаем, и во второй половине XVII в. в стране снова воцарилась иноземная династия Цин. Маньчжуры со временем удивительно органично вписались в структуру китайской империи и конфуцианскую культуру. Очевидно, именно в этом была причина долголетия династии, которая просуществовала вплоть до начала ХХ века.

Чем же можно объяснить  регулярно повторяющиеся периоды  расцвета и упадка, централизации  и децентрализации в истории  Китая? Многие китайские историки считают, что в этих циклах отражается борьба двух космических сил – добра  и зла, попеременно одерживающих победу.

 

 

2.2. Эволюция конфуцианства  как официальной государственной  доктрины и религии

 

Единая централизованная империя в конце I века до н.э. требовала для своего упрочения разработанной религиозно-идеологической системы - Конфуцианство было признано официальной имперской доктриной и религией. Это наложило свой отпечаток на специфику бюрократической системы древнекитайской империи. В 136 г. до н.э. для чиновников была введена экзаменационная система с присвоением «звания эрудита» разных степеней (рангов), согласно которой претенденты на чин должны были сдать экзамен по книгам складывающегося конфуцианского канона – «Пятикнижия», куда вошли древнейшие своды «Шу цзин» и «Ши цзин», «Книга обрядов», «Книга музыки», а также летопись «Чунь цю», приписываемая Конфуцию. Однако представители даосизма и прочих политико-философских направлений не преследовались: сдав соответствующий экзамен (как бы пройдя проверку на лояльность), они также могли получать чины, исповедуя свои взгляды. Вместе с тем практическая направленность политики в это время далеко не всегда отвечала букве и духу конфуцианского вероучения.3

К этому времени конфуцианцы сильно перестроили свое учение, которое приобрело черты религиозной системы. Их видный представитель Дун Чжуншу, считающийся основоположником трансформированного ханьского конфуцианства, в своем сочинении «Трактат о божественной сущности императорской власти» настаивал на признании конфуцианства официальной господствующей идеологией и запрещении всех остальных учений. Освящение конфуцианской религией власти государя, проповедь наряду с культом предков беспрекословной сыновней почтительности, совершенной покорности правителю вполне отвечали задачам императорской власти Ханьской державы. На основе догм ханьского конфуцианства и благодаря введению так называемой «экзаменационной системы» в ханьской империи постепенно сложилась особая модель государственной администрации, построенной по типу церковной иерархии, что, по сути дела, приблизило государственный строй древнекитайской империи Хань к теократическому.

Таким образом, заслуга формирования идейного фундамента китайской империи, получившего наименование ханьского, или имперского, конфуцианства, принадлежит четвертому из знаменитых конфуцианцев древности - Дун Чжун-шу. Именно он создал доктрину, сочетавшую чистоту и требовательность учения Конфуция и Мэн-цзы с подкреплявшими его иными идеями и институтами. Именно с этого времени конфуцианство усилиями всех образованных людей в империи получило не просто широчайшее признание, но и превратилось в идейно-организационную основу державы. Начиная с династии Тан (VII-X века), владение конфуцианским каноном стало непременным условием сдачи конкурсных экзаменов, тройная система которых – на уездном, провинциальном и столичном уровнях – позволяла отбирать на ключевые посты в правительстве лучших из лучших.

На рубеже новой эры  в конфуцианстве обнаруживаются новые тенденции: к ритуалу как  средству управления подданными из арсенала бывших политических оппонентов конфуцианцев – легистов прибавляется институт закона. При объединении этих некогда несовместимых понятий делается оговорка: ритуал следует применять преимущественно в отношении к верхам общества, низами же можно управлять, полагаясь исключительно на закон и наказание.

С первых веков новой эры  взгляды Конфуция все более искажаются, выхолащивается их первоначальный смысл. Конфуцианская элита мыслит себя носителем абсолютного знания, а  синкретические верования народа, тяготевшие, прежде всего, к даосизму, рассматриваются как ересь и вульгарные суеверия. В контексте ортодоксального конфуцианства, когда государство стало верховным религиозным институтом, а система официальных культов приобретает законченный вид, водораздел между подданными и чиновным сословием все растет. Это способствует постепенному обожествлению Конфуция. Начало его культа восходит к императорскому указу 555 г. о возведении в каждом городе храма в честь древнего мудреца и о регулярных жертвоприношениях в его память.

Информация о работе Китай: Конфуцианская цивилизация