Кинематограф как вид искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 13:14, реферат

Описание работы

Кинематограф (дословно в переводе с греческого языка «движение изображать») это один из видов изобразительного искусства, который был изобретен в конце IX века. С самого начала истории своего развития, и особенно с XX века, кинематограф становится наиболее популярным искусством для массового зрителя.
Что касается термина «искусство» его понимают в нескольких значениях: как это художественное творчество в целом; только изобразительное искусство; искусство – это высокая степень мастерства в любой области деятельности.

Файлы: 1 файл

Кинематограф.docx

— 29.99 Кб (Скачать файл)

1 Кинематограф как вид искусства

Кинематограф (дословно в переводе с греческого языка «движение изображать») это один из видов изобразительного искусства, который был изобретен в конце IX века. С самого начала истории своего развития, и особенно с XX века, кинематограф становится наиболее популярным искусством для массового зрителя.

Что касается термина «искусство» его понимают в нескольких значениях: как это художественное творчество в целом; только изобразительное искусство; искусство – это высокая степень мастерства в любой области деятельности.

В наше время кино можно назвать искусством только в том случае, если отталкиваться от определения искусства, как высокой степени мастерства в этой области. Журнал «Сине-фоно» 1912 года, пишет о кинематографе:  
«Кинематограф – это особый вид искусства… Его задача облагораживать и возвышать зрителя, делать его более современным в эстетическом, культурном и моральном смысле» [1, 18].

Кино – одно из самых молодых и в тоже время одно из самых массовых искусств. Его история по сравнению с тысячелетней историей музыки, живописи или театра коротка. Вместе с тем миллионы зрителей каждый день заполняют залы кинотеатров, и еще больше людей смотрят кинофильмы по телевидению. Кино оказывает мощное воздействие на сердца и умы молодежи. Естественно, что к нему привлечено внимание социологов, эстетиков, искусствоведов, теоретиков культуры – всех, кого интересуют проблемы художественного творчества и восприятия, средств массовой коммуникации, динамики общественных настроений и так далее. 
 Прежде всего, кино отличается от других видов искусства (в частности, от театра) тем, что оно занимает гораздо больше социокультурного пространства, выходит далеко за пределы художественного круга. Если театр, условно говоря, собран вокруг искусства, то кино охватывает своим влиянием буквально все, от духовных идеалов до этикета и моды [1, 35].   Михаил Ромм считал, что «…главной и отличительной особенностью, ведущей особенностью кинематографа является его зрительная, зрелищная сторона», а в свою очередь «зрелищная сторона кинематографа, то, что видит глаз на экране – это и есть наиболее сильное, специфичное его оружие…» [5, 117].

Кино – дитя ХХ в. Его появление обусловлено достиженииями науки и техники в области оптики, химии, электро- и фототехники, физиологии зрения. Рождение кино нельзя объяснять только техническими и научными достижениями. Его появление и развитие стимулировали социальные особенности новейшего времени: потребность художественно осмыслить общее нарастание динамики жизни, расширение и углубление взаимозависимости самых разных процессов, вовлечение в исторические действия огромных людских масс, потребность в раскрытии духовной жизни человека, потока его сознания и каскада действий.

История мирового кинематографа – уникального продукта современности. Искусство кино благодаря синтезу разнообразных элементов имеет самые широкие возможности воздействия: цвет, свет, звук и музыка кино, монтаж, драматургическая основа и создание сценария. К примеру Сергей Герасимов выделяет особое место литературы в кино: «...Во всех искусствах, в том числе кино, есть функция от литературы... Литература на протяжении истории своего существования накопила такую грандиозную сокровищницу идей, так исследовала человека и человечество, создало такие нетленные и вечно живые творения, без коих совершенно не мыслимо духовная, интеллектуальная, эстетическая и социальная жизнь всемирного общества и любой нации, немыслимо самодвижение и саморазвитие этой жизни. Вот почему каждое из прочих искусств существует и работает в сильнейшем магнитном поле литературы - хочет он этого или не хочет, сознает или не сознает» [2, 201].

Среди искусств не существует иерархии. Кино превосходит театр, литературу, живопись в создании зрительных подвижных образов, способных широко охватить современную жизнь во всем ее эстетическом значении и своеобразии. Кино передает динамику эпохи; оперируя временем как средством выразительности, оно способно передать стремительную смену событий в их внутренней логике. Вместе с тем, кино во многих отношениях уступает другим искусствам. Так, непосредственный контакт и обратная связь актера с аудиторией - преимущество театра, а способность «остановить мгновение», документально запечатлеть для длительного обозрения существенное событие - преимущество фотографии.

Кино непосредственно опирается на возможности техники. Сама специфика кино подвижна и меняется с открытием и развитием новых технических и художественных средств. Вначале кино существовало как «великий немой». Изобретение фотоэлементов позволило записать синхронно звук и зрительный образ. Первые звуковые фильмы появились в 1928 г., но кино с трудом художественно осваивало звук. Свою статью, посвященную звуковому фильму Чарли Чаплин назвал «Самоубийством кино». «Огни большого города», «Новые времена» Чаплин снимал как незвуковые фильмы. Он боялся, что звук принесет на экран дурную театральщину и исчезнет специфика кино. Однако кризис, связанный с переходом к звуковому кино, был преодолен, звук был освоен как собственно художественное средство. Звук обогатил кинообраз словом и музыкой, которая стала не сопровождением, не дополнением зрительных впечатлений, а средством создания единого зрительно-слухового образа. От «великого немого» - к звуковому кино, от звука - к цвету, к стереоскопии и стереофонии широкого экрана, к синераме, а в будущем к дальнейшему художественному освоению трехмерного пространства с помощью голографии - этапы расширения художественных возможностей кинематографа.

Кино поистине всемирно. В его рождение и совершенствование внесли свой вклад разные нации. Конструкцию киноаппарата и кинопроектора разработали французские изобретатели братья Люмьер. После художественных открытий С. Эйзенштейна в фильме «Броненосец «Потемкин»» монтаж во всем мире называют «русским монтажом», американскому режиссеру Д. Гриффиту принадлежит открытие крупного плана, русский кинематографист Дзига Вертов раскрыл особенности «киноглаза» (кинозрения), шведский режиссер Бергман сделал кинофотогеничным подсознание. Итальянские кинорежиссеры - М. Антониони освоил пастельный колорит в цветном кино и сделал цвет способом выражения духовного состояния, а Феллини зрительно материализовал память и мысли человека. Русский режиссер А. Тарковский научил кино проникать в загадки и тайны человеческого бытия.

2 Роль кинематографа в формировании ценностей 
 
 Общечеловеческие ценности – совокупность идеалов, принципов, нравственных норм, имеющих приоритетное значение в жизни людей независимо от их возраста, социального положения, национальности, вероисповедания, образования и т.д. К числу таких ценностей обычно относят ценность человеческой жизни, право на свободу, почитание старших, любовь к детям, заботу о близких, патриотизм и т.п. Общечеловеческие ценности выступают фактором интеграции в современном мире. 
 Кинематограф собрал в себя практически все виды искусств, а значит кино способно охватывать все сферы общественного сознания, однако его сфера По-преимуществу – мифология, т. е. познание мира путем погружения в сложные структуры архетипов и явлений, путем их эмоционального исследования «изнутри». Упорядочивая и вынося в сферу сознания индивидуальные и социальные мифы, кино переосмысливает их в духе каждого нового десятилетия, для истории киноискусства являющегося целой эпохой. Вторгаясь в повседневность, мерцающий луч проектора заставляет нас осмысливать и переживать нашу жизнь, как нечто гораздо более ценное и значительное, чем то, как мы ее воспринимали сами [4, 467].

И в этом - правда кино, ибо оно не подменяет собой реальность, но мифологизирует частную и общественную жизнь, придавая каждому действию и движению души человека неповторимый и эпический размах. В жизни случаются гораздо более невероятные вещи, происходят совпадения и случайности, намного более удивительные, чем на экране, но кино предлагает нам проблемы, символы и знаки в более обнаженном и драматизированном виде. Отсюда и былая поговорка: «Как в кино!». 
 Клер Рене пишет, что как важнейшая социально-психологическая сила, кино освобождает зрителя от фрустраций и напряжения прошедшего дня, от экзистенциальной тоски и многочисленных фобий, от чувства вины или незащищенности. Комплексы и аффекты «выводятся» из психики зрительских масс с помощью различных киножанров. Фильм ужасов очищает подсознание от страха смерти или болезни, комедия снимает конфликт между обществом и индивидом; пафос детектива - не только в романтике большого города, но и в провозглашении права каждой человеческой личности на защиту от любых посягательств извне. По состоянию и развитию таких киножанров в стране можно эффективно определить степень демократии каждого общества [3, 110].

При увеличении свободы в обществе именно кинематограф, обладающий магической властью разрушать многоразличные табу, может наиболее эффективно помочь «раскрепощению» и оздоровлению общества, его очищению от былых кошмаров и фантомов. А также кинематографист очень часто выступает в роли предвестника, он выражает чувства, предвосхищающие реальную действительность, и позволяет нам задуматься о едва обозначившихся явлениях.  Как некий социальный институт, кино формирует зрителя и влияет на общество, способствуя расширению сознания; в свою очередь общество, воспитанное кинематографом, становится более искушенным в этой сфере и требует от кино новых достижений, как технических, так и творческих. Иначе говоря, между обществом и рожденным им кино существует постоянная и паритетная амбивалентная связь. Кино становится тем более социальным, чем чаще его героем становится отдельный индивид, независимая человеческая личность, сбалансированная жизнь которой есть залог здоровья всего общества в целом. В общем, кинематограф может рассматриваться как социальный разоблачитель. Не протестуя открыто, он выявляет основополагающие аспекты реальности, которые не всегда под силу обнаружить средствами научного исследования. Однако не следует ставить знак тождества между кинематографом и социологическим документом, необходимо всегда помнить о том, что роль искусства состоит в том, чтобы задавать вопросы, а не отвечать на них [3, 119].

Кино как вид искусства - это мощное орудие воздействия на общество. Ведь недаром даже Ленин с свое время говорил: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». К вышесказанному можно добавить слова Эйзенштейна: «Перспективы возможностей кинематографа неисчерпаемы. И я твердо убежден, что мы использовали лишь ничтожную долю этих возможностей» [1, 57].

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1 Вайсфельд И.В. Кино как вид искусства / И.В. Вайсфельд. – М.: Знание, 1983. –144 с.

2 Герасимов С.А. Жизнь, фильмы, споры / С.А. Герасимов. – М.: Искусство, 1971. – 256 с.

3 Клер Рене. Кино вчера, кино сегодня / Рене Клер. – М.: Прогресс, 1981. – 360 с.

4 Лотман Ю.М. Место киноискусства в механизме культуры // Ю.М. Лотман. Об искусстве. – Спб.: Искусство СПБ, 1998. – 704 с.

5 Ромм М.И. Беседы о кинорежиссуре / М. И. Ромм. – М.: Союз кинематографистов СССР. 1975. – 288 с.

 

 

 

 


Информация о работе Кинематограф как вид искусства