Календарно – обрядовое творчество украинцев на примере зимнего цикла календарной обрядовости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

В этой работе мы можем узнать, что слово в древнейших формах народного творчества неотделимо. Оно воспринимается как часть действия. На основе древних мифов-движений, их сочетание, возникают сплошные повествования - мифы-танцы. В зависимости от назначения, ритуальные танцы делились на : охотничьи танцы, очистные танцы, эротические танцы, траурные танцы, военные танцы, имитационные танцы. Они могли выполняться в форме круга или эллипса. Календарно-обрядовая творчество - это драматично-поэтическая система обрядов и ритуалов магическое значение, что сопровождаются соответствующими поэтическими текстами сакрального смысла, которая тесно связана с цикличностью природы.

Содержание работы

Введение

Раздел 1. Особенности и история возникновения календарно – обрядового творчества украинцев

1.1 История возникновения и развития календарно – обрядового творчества украинцев

1.2 Символичность календарно – обрядового творчества украинцев

Раздел 2. Тематическое и жанровое многообразие зимнего цикла календарной обрядовости

2.1 Жанровое и тематическое многообразие колядок

2.2 Жанровое и тематическое многообразие щедривок

Выводы

Литература

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft WordКалендарно – обрядовое творчество украинцев на примере зимнего цикла календарной обрядовости.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

                      РВНЗ «Крымский университет культуры, искусств и туризма»

Кафедра философии и  культурной антропологии

 

 

 

 

 

 

                                       КУРСОВАЯ РАБОТА

 

                 По дисциплине «Этнография и фольклор Украины»

 

                 на тему: «Календарно – обрядовое творчество украинцев на примере зимнего цикла календарной обрядовости»

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки 2  курса группы

направления подготовки

Музыкальное искусство

специальности

Эстрадное пение

Гринь Ирины

 

Руководитель:

Старший преподаватель кафедры

 философии и культурной антропологии, 

кандидат культурологии Донская Е.В.

 

Национальная шкала ________________

Количество баллов: __________Оценка:  ECTS _____

 

  Члены комиссии                 ________________  _____

(подпись)                        (фамилия и инициалы)

________________  ___________________________

(подпись)                        (фамилия и инициалы)

________________  ___________________________

(подпись)                         (фамилия и инициалы

 

 

 

 

г. Симферополь– 2012 год

 

 

Оглавление

 

Введение

 

Раздел 1. Особенности и история возникновения календарно – обрядового творчества украинцев

 

1.1  История возникновения и развития календарно – обрядового творчества украинцев

 

1.2 Символичность календарно – обрядового творчества украинцев

 

Раздел 2.  Тематическое и жанровое многообразие зимнего цикла календарной обрядовости

 

2.1 Жанровое и тематическое многообразие колядок

 

2.2 Жанровое и тематическое многообразие щедривок

 

Выводы

 

Литература

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  темы. Анализируя музыкальный украинский фольклор  нельзя не отметить, что в настоящее время в украинской фольклористике особое внимание уделяется исследованию песни. Развитие национально-общественного сознания, интеграционные процессы украинского народа повлекли возникновение отдельной группы лирической песенности, в которой основное место занимают не личные семейные проблемы или духовные конфликты, а всеобщие массовые общественные явления.

 Это - социально-бытовые  (или общественно-бытовые) лирические песни, в которых отразились чувства, размышления не отдельных людей, а определенных социальных групп (казаков, чумаков, рекрутов, наймитов и др.), вызваны событиями или обстоятельствами общественной жизни народа, характерными чертами сословного быта. Социально-бытовые песни разноплановые и по тематике, и по сюжетам, и по мотивам, и по колоритности образов. Для них характерно сочетание реалистичной конкретности метафорически-символической образностью, они богаты на традиционные для народного эпоса метафоры, постоянные эпитеты, сравнения.

Цель и задачи работы.

Цель исследования

Исследовать особенности  и жанровое многообразие украинцев.

Задачи исследования.

    1. Рассмотреть основные жанры общественно – бытовых песен украинцев. 

2.  Исследовать и  проанализировать тематическую разнородность и схожесть различных жанров на примерах.

       Объект исследования – общественно – бытовые песни и их разнообразие.

Предмет исследования – общественно – бытовые песни в системе музыкального фольклора украинцев.

Методы исследования.

  1. Для изучения основных жанров общественно – бытовых песен применён описательный метод.
  2. Для анализа общественно – бытовых песен применён аналитический  метод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Особенности и история возникновения календарно – обрядового творчества украинцев

     

    1. История возникновения и развития календарно – обрядового творчества украинцев

В фольклоре общераспространенное мнение о том, что первобытные ритуализированные тексты легли в основу календарно-обрядовой лирики народного творчества в целом. В Частности Г. Грушевский твердил: «Коллективный Человеческий крик , ритмическое движение и ритмичный гул, вызванный различными ударами, начав от ударов голых рук и различных инструментов... - это та почва, на которой произрастают, очевидно, древнейшие формы словесного искусства».

Следовательно, слово в древнейших формах народного творчества неотделимо от действия - Оно воспринимается как часть действия (ее сопровождение) или как то, что способно вызвать определенное действие.

На основе древних мифов-движений, их сочетание, возникают сплошные повествования - мифы-танцы. В зависимости от назначения, ритуальные танцы делились на :

1) охотничьи танцы,  целью которых было способствовать удачи на охоте и рыболовстве;

2) очистные танцы, которые выполнялись с целью очистки быстрым движением;

3) эротические танцы  (танцы плодородия), которые имитировали  брачный союз неба и земли  (огня и воды), процессы посев  и выращивание отдельных сельскохозяйственных  культур и выполнялись с целью  увеличения плодородия людей, животных, земли;

4) траурные танцы, исполнение  которых основывалась на представлении  о перемещении в потусторонний  мир; 

5) военные танцы, которыми  древние люди стремились навлечь  победу в битве, нередко при  их исполнении использовались различные виды оружия - мечи, копья, которые втыкали в землю, имитируя убийство врага;

6) имитационные танцы,  которыми последовали движение  воды, деревьев, ход солнца или  других космических тел, мнимое  возвращение весны. 

Они могли выполняться  в форме круга или эллипса (в которых участники танцевали за или против движения солнца; прямой или кривой линии, парами и т.п.). Их целью было поддерживать установленный в природе космический порядок, активизировать ли стимулировать определенные природные явления;

С развитием астрологически - мифологических представлений о цикличности природы и сельскохозяйственного труда в обрядах появляются последствия наблюдений за изменениями звездного неба и связанные с ними культовые ритуалы поклонения небесным светилам. Все существующие древние мифологические представления и культовые верования четко отразились в календарно - обрядовом творчестве.

Календарно-обрядовая  творчество - это драматично-поэтическая  система обрядов и ритуалов магическое значение, что сопровождаются соответствующими поэтическими текстами сакрального смысла, которая тесно связана с цикличностью природы. Основными признаками этого творчества является синкретизм, что проявляется в сочетании песни, движения, пантомимы, танца. Согласно четырем временам года, а также периодам в земледелии, приготовления к севу, посеву, выращиванию, уборке урожая,  выделяется четыре цикла календарно - обрядового творчества: зимний, весенний, летний, осенний. Каждый из них имеет свои особенности, согласно земледельческому труду, которые выполнялись в то время. Общим для всех является нераздельное сочетание слова и действия, выполнение постоянных обрядов и связанных с ними традиционных текстов, которые никогда не выполняются отделено от этих обрядов или в другое время года. Каждый из циклов объединяется вокруг одного центрального праздника, которому предоставляется важнейшее значение. Этим главным праздникам предшествовали вступительные, целью которых было приготовить людей к празднованию главного культа. Все календарно-обрядовые праздники, а значит обрядовые действа, которые выполнялись по их случаю, имели четыре значения: религиозное, поминальное, земледельческое и семейное.

Сейчас календарно-обрядовое народное творчество функционирует как традиция, что потеряла свое сакрально-магическое значение, но вне системы древних верований она непонятна. [1. c.27]

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Символичность календарно - обрядового творчества украинцев

 

Обряды зимнего цикла связаны не только с периодом ожидания весны как времени сева, но и с древними мифами о рождении Вселенной. Центральным праздником этого цикла является Рождения Вселенной (двенадцать священных ночей рождения Вселенной, пока солнце проходит созвездия Стрельца), которое у древних славян было праздником Сварога (Зодиака) и связывалось с тремя светилами астрального культа - Солнцем, Луной, Зарей.

Появление на небе Звезды, которой  в мифах предоставляется роль вестницы, является знаком, что Солнце вступило в созвездие Перуна (Стрелка). Считалось, что в это время (по старому стилю - 25 декабря по новому - 6 января) У Лады рождается младенец Коляда - божество зимнего солнцестояния. Когда солнце проходило центральные звезды созвездия, праславяне торжественно праздновали другой праздник - рождение Луны (Юнца) - щедрый вечер (по старому стилю 1 января, по новому - 14 января) и оно оставляло созвездие, - рождения богини воды Даны (по старому стилю 6 января по новому - 19 января). Этот миф был также связан с культом деревьев, что выражалось в чествовании Прадерева мира. Символом этого дерева стали явор, дуб, местами - ива, яблоня, сосна а впоследствии, под влиянием северных народов, - елка. Это дерево вверху украшали звездами небосвода, а снизу - дарами природы, и оно означало единство земли с небом. К этому празднику присоединилось почтение созвездия Ориона, которое в народе носит название Золотого Плуга. В рождественскую ночь это созвездие касается земли. Древняя мифология это объясняет тем, что Сварог (волшебный коваль) дарит людям плуг, который падает на землю, символизируя брак неба с землей. С чествованием плуга культивируются поклонения плодам поля: божество Коляда получает другое имя - Дидух (предок), его символом становится сноп пшеницы. Всем божествам приносятся ритуальные жертвы - 14 блюд: кутья - в честь Сварога, 13 других - в честь зодиакальных созвездий - божеств (впоследствии это число уменьшилось до 12).

Празднование Рождества в древнейшие времена выливались в последовательные религиозные мистерии, которые осуществлялись процессиями жрецов, переодетыми  в специальные маски, которые  были олицетворением божеств и духов. Целью этих праздничных действ было поклонение культовым объектам, отпугивания враждебных человеку сил, или их задабривания. Так с культом огня и поклонение Перуну связанные ритуалы у домашней печи - чествование домашнего очага. [2. c. 51]

Среди древнейших рождественских мистерий, что сохранились до наших дней является «вождение козы», что происходит в щедрый вечер в честь рождения Сына Божьего. Это народное драматизированное действо в прошлом выполнялось процессией жрецов, которые водили «священное» животное, которое символизировало зодиакальное божество, или считалось древним тотемом народа. Этим животным, как правило, была коза, которая  считалась предком славянских племен. Поэтому она часто в ходе ритуальных действ приносилась в жертву, о чем свидетельствует текст Старинной песни:

За рекой, за быстрой

стоят леса дремучие;

А в тех лесах огни горят,

Огни горят великие.

Вокруг огней скамейки стоят,

Скамейки стоят дубовые.

«а тех скамейках добрые молодцы,

Добры молодцы, красны девицы,

Поют песни, колядки:

Посередине старик сидит,

Он точит свой булатный нож,

У него козел стоит,

Хотят зарезать козла...

На протяжении веков  ритуал вождение козы видоизменился  и дошел до нас в совсем другом виде, что скорее можно назвать  имитацией древнего обряда. Теперь мистерия осуществляется группой парней, которые ходят по домам с символической зарей-предсказательницей (ее делают на подобе вавилонской – восьмиугольной звезды). Роль козы, как правило, выполняет малый парень, одетый в вывернутый наизнанку тулуп с пристроенными рогами. В настоящее время для многих людей смысл этих ритуалов не понятен. Свое объяснение он находит лишь сквозь призму древних верований и представлений. Мистерия начинается и сопровождается сакральными заговорами, обращенными к тотемному предку: «Козочка-лебедушка, стань на пороге на одной ноге, - войдешь в дом, будем скакать…». В этих обрядах коза (козел) является символом благополучия и плодородия. [3. c.29]

 

Неотъемлемым элементом  праздничного действа является символично-жертвенное убийство козы: «Ударил дед козу по серой стороне. Здесь коза упала, неживая стала»; а также ее «оживление», символически означало рождение нового месяца, новой Вселенной, начало нового календарного оборота.

Как указывают исследователи, колядники в Украине всегда воспринимались как гости из потустороннего мира, которые дарят благополучия тем, кто их принимает, отсюда - мотив переправы через реку, маски как признак жителей другого мира: «...колядники - пришельцы из другого мира, мира умерших. Колядовщики и переряженные - живое воплощение давно умерших предков, авторитет которых был неоспоримым. Они определяли нормы семейных отношений, учили выращивать злаки, выпекать хлеб и т. д.». Отсюда - приглашение на ужин покойников, дарование колядовщиков, чествование животных во время Рождества. Впоследствии роль жрецов в праздничных ритуалах начали выполнять хозяева - старшие мужчины семьи или рода. Местами еще и до сих пор остался народный обычай, когда хозяин в роли домашнего жреца выходит с жертвенным хлебом на двор и вращается на месте против часовой стрелки, символизируя этим ход солнца в зодиакальном круге. Тогда хозяин трижды произносит магические заклинания, обращенные к вражеским силам, призывая их на ужин (с целью задобрить их, чтобы они в будущем не наносили вреда).

Информация о работе Календарно – обрядовое творчество украинцев на примере зимнего цикла календарной обрядовости